В статье представлены результаты исследования влияния психоэмоционального состояния рожениц на период беременности и их исход. В ходе эмпирического исследования беременных девушек было установлено, что уровень стресса в период родов у девушек, не состоящих на учёте намного сильнее, чем у беременных девушек, наблюдающихся в отделении патологии. Исследование было проведено на базе КОГБУЗ «Кировский областной клинический перинатальный центр» и кафедре акушерства и гинекологии Кировского государственного медицинского университета.
Ключевые слова: беременность, тревожность, родоразрешение , психоэмоциональное состояние.
Вопрос психоэмоционального состояния женщины в дородовой период и в период родов не перестают быть актуальными. Это обусловлено возможностью прогнозирования и профилактики осложнений на всех этапах течения беременности, родов, послеродового периода, а также, сокращения численности перинатальной смертности [1,3].
Психическое состояние женщин в период беременности изменяется, что доказано рядом научных исследований. Существуют две полярные точки зрения: одни ученые считают, что в период беременности женщины ощущают эмоциональный подъём, чувство счастья, повышение активности, другие же напротив говорят об эмоциональном снижении, депрессивных проявлениях, усталости, тревоги [2]. Обе эти точки зрения являются верными. Следует также отметить, что рождение второго ребёнка, казалось бы, оказывает меньшее влияние на психоэмоциональное состояние за счёт того, что состояние беременности для женщины не ново. Однако множество социальных факторов актуализируются в этот период [3,4].
Таким образом, целью исследования является изучение психоэмоционального состояния беременных женщин в период родов и исход родоразрешения.
В данном исследовании участвовали 60 девушек, наблюдающихся в КОГБУЗ «Кировский областной клинический перинатальный центр». Мы поделили их на 2 группы, в 1 группе было 30 девушек, среднего возраста 33–35 лет ±1 год, на сроке от 25 до 40,5 недель, находившихся в отделении патологии беременности КОГБУЗ «Кировский областной клинический перинатальный центр», во второй группе были девушки, которые обратились в перинатальный центр в момент родов, средний возраст которых 24–25 лет ±1 год, на сроке с 36 по 40,5 неделе.
Все девушки добровольно прошли анкету, которая была составлена специально для исследования на основании шкалы Спилберга и GTR-7. Из этой анкеты нами был установлен возраст, срок беременности, уровень тревожности (каждая женщина сама оценивала её по шкале от 0 до 10), как проходили триместры, а также, какие эмоциональные и физические переживания она ощущала в определенные периоды, такие как первое шевеление плода, как девушка переносила эмоционально и физически триместры беременности, а также, какими именно способами девушки старались отвлечься от тревожных мыслей.
На основании этих данных нами была отмечена корреляцию уровня тревожности и методов борьбы с ней. Таким образом, были получены следующие данные:
Низкий уровень тревожности у девушек, находящихся в отделении патологии составляет 18 % (5 девушек). Средний уровень тревожности у 47 % (14 девушек), высокий у 35 % (10 девушек).
В свою очередь, у девушек, которые сами обратились в перинатальный центр низкий уровень тревожности отмечается у 39 % (11 девушек), средний уровень тревожности 4 % (1 девушка), высокий уровень тревожности у 57 % (18 девушек).
Таким образом, среди девушек, которые наблюдаются в отделении патологии уровень тревожности ниже, чем у самостоятельно обратившихся девушек.
Среди девушек с низким уровнем тревожности отмечались такие способы борьбы с негативными мыслями, как обращение за советом к маме, подруге, отвлечение при помощи просмотра фильмов/сериалов, прочтения книг.
Последний критерий, который был рассмотрен: родоразрешение (естественные роды, кесарево сечение).
В отделении патологии беременности соотношение естественных родов, в отличии от кесарево сечения, следующее: 83 %(25):17 %(5), при рассмотрении данных самостоятельно обратившихся девушек были получены следующие показатели: 60 %(18):40 %(12). При этом, несмотря на вышеприведенные данные по родоразрешению, в обеих группах исследуемых девушек вес плода был в пределах нормы.
Таким образом, эмпирическим путем было выявлено, что у беременных женщин, находящихся в состоянии стресса, в данном случае, в момент родов, показатели уровня тревожности намного выше, чем у девушек в отделении патологии.
Этими данными было доказано, что беременные девушки нуждаются в специальной психологической помощи в преодолении негативного психоэмоционального состояния, в частности, повышенной тревожности [5]. Что было доказано на примере девушек, находящихся под постоянным присмотром врачей и психолога, которые сопровождали девушек на момент беременности и до момента родоразрешения. Таким образом, поддержка и сопровождение со стороны специалистов способствуют сохранению психологического здоровья беременных и рожениц, что не менее важно, чем оказание специализированной акушерско-гинекологической помощи.
Литература:
- Воробьева О. В. Психовегетативный синдром, ассоциированный с тревогой (вопросы диагностики и терапии) // Русский медицинский журнал. 2006. Т.14. № 23. С. 1696–1699.
- Soares C. N., Steiner M. Perinatal depression: searching for specific tools for a closer look at this window // J. Clin. Psychiatry. 2009. Vol. 70. № 9. P. 1317–1318.
- Салехов С. А., Барикова А. Р., Яблочкина Е. С. Роль психологического стресса, его энергетического обеспечения и социальной иммобилизации в развитии психосоматики (интегративный подход) // Мат. междунар. конгресса «Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья». Санкт-Петербург, 22–24 марта 2019. С.161–162
- Щукина, Е. Г. Развитие материнского поведения при повышенной тревоге во время беременности / Е. Г. Щукина, А. А. Макарова, Г. Н. Чумакова // Экология человека. — 2006. — № 7. — С. 47–53.
- Тютюнник В. Л., Михайлова О. И., Чухарева Н. А. Психоэмоциональные расстройства при беременности. Необходимость их коррекции. РМЖ. 2009;20:1386. [Tyutyunnik V. L., Mikhailova O. I., Chukhareva N. A. Psycho-emotional disorders during pregnancy. The need for their correction. RMJ. 2009;20:1386. (In Russ.).]