Междисциплинарное обучение: художественный и театральный синтез | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Смагулова, Г. К. Междисциплинарное обучение: художественный и театральный синтез / Г. К. Смагулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101145/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена проблемам развития функциональной грамотности учащихся через художественный анализ и ролевые игры в контексте программы IB MYP при междисциплинарном обучении. Актуальность данного исследования заключается в том, что связь литературы, театра и изобразительного искусства оказывают позитивное влияние на усвоение учебной программы и верно ориентируют в реальной жизни.

Ключевые слова: междисциплинарное обучение, функциональная грамотность, социальное неравенство, аллюзия, театрализация.

Большинство учащихся сегодня сталкиваются с проблемой чтения: знание, понимание, интерпретация и анализ текста как сплошного, так и несплошного. В современном обществе умение работать с информацией и извлекать значимое для реализации в решении практических задач становится обязательным условием благополучия. Основу функциональной грамотности составляет читательская грамотность. Осознанное чтение создает фундамент не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является залогом успеха в любой предметной области.

Учащиеся воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства как декоративно-прикладное, театр и литература тесно взаимосвязаны. Междисциплинарное обучение — это «работа между двумя или более дисциплинами, которая стирает границы между содержанием предметов, для достижения нового, комплексного понимания». [2, с. 3].

Связь и взаимодополнение искусств способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа, развитию креативных способностей и привитию нравственных ценностей учащимся. Среди учащихся подросткового возраста часто наблюдаются агрессивное поведение и равнодушие к окружающим. Одной из причин подобного поведения является социальное неравенство. Произведение М. Твена «Принц и нищий» ярко раскрывает данную глобальную проблему.

Учитывая возрастные и когнитивные особенности учащихся 9-х классов в рамках междисциплинарного юнита «Бедность не порок» на основе произведения М. Твена «Принц и нищий» создана аллюзия (современная интерпретация романа) «Богатые и бедные» и афиша к новой постановке.

Афиша к постановке «Принц и нищий». Афиша к новой постановке «Богатые и бедные» Афиша к постановке «Принц и нищий». Афиша к новой постановке «Богатые и бедные»

Рис. 1. Афиша к постановке «Принц и нищий». Афиша к новой постановке «Богатые и бедные»

Уроки литературы основывались на развитии исследовательских навыков (н-р, изучение исторического контекста об эпохе правления короля Англии Генриха VIII и принца Эдуарда VI), навыков анализа текста (хронотопа произведения, композиционных особенностей и построения системы персонажей).

Уроки искусства основывались на развитии исследовательских навыков (изучение культурного контекста эпохи правления короля Генриха VIII) и творческих навыков (н-р, создание эскизов бутафорий интерьера сцен, костюмов, предметов быта, и выполнение предметов декоративно-прикладного искусства).

Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства

Рис. 2. Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства

Уроки драмы основывались на развитии социальных навыков (умение работать в команде и распределять ответственность по ролям), навыков рефлексии (проявлять гибкость в игре на сцене).

Представление спектакль-аллюзии «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий» Представление спектакль-аллюзии «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий»

Рис. 3. Представление спектакль-аллюзии «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий»

Обучение строилось на дифференцированных подходах как проблемный вызов и креативность для решения глобальной проблемы социального неравенства.

Таким образом, интегрированные уроки способствуют глубокому пониманию художественного мира текста, прививают интерес к чтению посредством других видов искусства (изобразительное искусство, драма), а главное — развивают эмпатию и воспитывают в учащихся нравственные идеалы.

Итоговыми продуктами в рамках междисциплинарного юнита «Бедность не порок» представлены спектакль-аллюзия «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий» и афиша к экзистенциальной драме. В ходе работы в первую очередь учащиеся проводят самоанализ внутреннего мира благодаря изученным литературным персонажам и создают свой собственный внутренний портрет, исследуя вопросы «Кто я? Какова моя роль в этом социуме и жизни? Что я могу сделать для этого мира, чтобы стать гражданином мира?». Также учащиеся меняют отношение к часто проявляемой проблеме как буллинг в подростковом возрасте, воспитав в себе IB профайлы: думающий, рефлексирующий и заботливый.

Профиль учащегося IВ Профиль учащегося IВ

Рис. 4. Профиль учащегося IВ

Важно отметить, что подобная работа формирует у учащихся традиционные семейные ценности, такие как уважение, ответственность, честность, прощение, значимость каждого члена семьи, доброта, взаимовыручка, честь и достоинство.

Данная работа также поможет учащимся подготовиться к предстоящему социальному и персональному проектам в рамках программы Международного бакалавриата.

Изучение романа с разных ракурсов: художественного анализа, инсценирования, создания бутафорий, помогают сгенерировать с новой перспективы спектакль-аллюзию, тем самым примерив на себя разные роли «от богатого до бедного». В результате учащиеся развивают эмпатию к окружающим и понимание важности социального равенства в мире: оценивать людей не по их внешнему виду и социальному статусу, а исключительно по личным качествам и поступкам.

Глобальный гражданин — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Литература:

  1. MYP: «От принципов к практике», сентябрь 2014 год/ январь 2015.
  2. Руководство «Междисциплинарное обучение в программе основной школы», сентябрь 2014 год/ январь 2015.
  3. Якиманская И. С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения».
  4. Марк Твен «Принц и нищий», — Москва, Азбука, 2015.
  5. Вера Полищук «Книга актерского мастерства. Всеволод Мейрхольд», — Москва, АСТ, 2010.
  6. Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. «Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: Учебной пособие», — Алматы, 2012.
  7. Константин Станиславский «Работа актера над собой», -Москва, АСТ, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): VIII, междисциплинарное обучение, социальное неравенство, учащийся, глобальная проблема, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, подростковый возраст, функциональная грамотность, художественный анализ.


Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность

Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваиваются, как средства

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае, способно обеспечить глубокое

художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное

очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль.

«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки

Следующим аспектом обучения является проблема учебника по ИЗО.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой...

Предмет «Изобразительное искусство» реализует художественно

Сравнительный анализ результатов наших экспериментов дает яркую картину различий в художественном

Развитие художественных способностей в младшем подростковом возрасте.

Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация.

Формирование личности учащегося посредством искусства

С этой точки зрения национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство

В этом подростковом возрасте «завершается созревание психофизиологической базы занятий

Изучая изобразительное искусство, учащиеся не только познают окружающий мир, но

Эти проблемы возникают из-за недостаточности формирования (или вообще отсутствия)...

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

При обучении детей искусству развивается такая способность, которая имея эстетическую

Изобразительное искусство объединяет познание самих художественных произведений, элементы

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества.

эстетическое воспитание, народное искусство, народное декоративно-прикладное...

Развитие творческой активности подростков средствами...

...творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства / Е. А. Янковская.

На первый план обучения выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям

Процесс обучения подростков заметно осложняется тем, что учащиеся данной

декоративно-прикладное искусство, учащийся, подростковый возраст...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства.

Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство...

Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного...

Только тот, кто знает и чтит свою историю, культуру, традиции может считаться социально

Так, в статье 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах» от 6 января

города (Оренбургский областной музей изобразительных искусств», Мемориальный комплекс-музей

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей.

Похожие статьи

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, художественная способность

Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваиваются, как средства

Декоративно-прикладное искусство, в данном случае, способно обеспечить глубокое

художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное

очень медленно и нерешительно уходят от привычного утилитарного понимания эстетического, отводя ему прикладную роль.

«Изобразительное искусство в школе выступает не целью, а средством подготовки

Следующим аспектом обучения является проблема учебника по ИЗО.

Обучение изобразительному искусству подростков с опорой...

Предмет «Изобразительное искусство» реализует художественно

Сравнительный анализ результатов наших экспериментов дает яркую картину различий в художественном

Развитие художественных способностей в младшем подростковом возрасте.

Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация.

Формирование личности учащегося посредством искусства

С этой точки зрения национальное изобразительное и декоративно-прикладное искусство

В этом подростковом возрасте «завершается созревание психофизиологической базы занятий

Изучая изобразительное искусство, учащиеся не только познают окружающий мир, но

Эти проблемы возникают из-за недостаточности формирования (или вообще отсутствия)...

Уроки искусства в начальной школе как средство формирования...

При обучении детей искусству развивается такая способность, которая имея эстетическую

Изобразительное искусство объединяет познание самих художественных произведений, элементы

Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества.

эстетическое воспитание, народное искусство, народное декоративно-прикладное...

Развитие творческой активности подростков средствами...

...творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства / Е. А. Янковская.

На первый план обучения выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям

Процесс обучения подростков заметно осложняется тем, что учащиеся данной

декоративно-прикладное искусство, учащийся, подростковый возраст...

Влияние изобразительного искусства на развитие личности...

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека.

В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства.

Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство...

Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного...

Только тот, кто знает и чтит свою историю, культуру, традиции может считаться социально

Так, в статье 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах» от 6 января

города (Оренбургский областной музей изобразительных искусств», Мемориальный комплекс-музей

Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей.

Задать вопрос