Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения обучающихся к национальной культуре | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.

Дата публикации: 29.01.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Терехова, Н. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения обучающихся к национальной культуре / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5995/ (дата обращения: 20.04.2021).



Ключевые слова: дополнительное образование, декоративно-прикладное искусство, национальная культура, творческое объединение.

Культура является неотъемлемой частью жизни любого человека. Она всегда связана с прошлым, настоящим и будущим. Невозможно полноценное существование, как человека, так и общества без знания своих истоков. Только тот, кто знает и чтит свою историю, культуру, традиции может считаться социально состоявшимся гражданином своей страны, полноправным членом общества, который будет богат духовно и разносторонне развит.

Знакомство обучающихся с народным творчеством на занятиях декоративно-прикладным искусством в учреждениях дополнительного образования позволяет восстановить преемственность в развитии отечественной культуры, понять ее место в мировой культуре, найти современные технологии в решении нынешних социально-исторических, экологических, нравственных, эстетических и других проблем. Произведения декоративно-прикладного искусства, вызывая эстетические эмоции, убеждают, доносят до сознания ребенка необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию. Организация художественно-творческой деятельности обучающихся, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства — наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования в целом преследует следующие педагогические задачи: повышение роли идейно-нравственного, художественного, эстетического воспитания средствами искусства; развитие художественных и творческих способностей, образного мышления обучающихся; развитие художественного восприятия, эстетических чувств; формирование творческого подхода к художественно-практической деятельности.

Актуальность обсуждаемого вопроса подтверждается перечнем нормативно-правовых документов различного уровня, в которых определены основные направления его решения. Так, в статье 4 Федерального закона «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года № 7-ФЗ указано, что «федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных художественных промыслов…». Пункт 12а Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204 гласит, что «…необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации». А в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»от 29 мая 2015 года№ 996-р. утверждается, что «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности… Приобщение детей к культурному наследию предполагает: ...воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ».

Помимо действующих документов пути решения проблемы приобщения обучающихся к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства намечены и в обсуждаемой в настоящее время Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Так, в разделе IV «Основные направления развития дополнительного образования» указано, что «…разработка дополнительных общеобразовательных программ, решающих задачи сохранения и поддержки … многообразия народов Российской Федерации, защиты их … промыслов»; «поддержка моделей воспитания детей в системе дополнительного образования детей с использованием культурного наследия регионов, традиций народов Российской Федерации». А в разделе V «Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям» говорится о том, что «реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия регионов через содержание программ дополнительного образования детей и социокультурной деятельности детских творческих объединений».

В рамках данной статьи хочется рассказать об опыте педагогов дополнительного образования отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга по приобщению обучающихся к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства.

В творческом объединении «От умения к мастерству», которым руководит педагог дополнительного образования Роут Ольга Ивановна, обучающиеся 16–18 лет развивают свой творческий потенциал посредством освоения искусства вязания крючком и приобщения к традиционной народной культуре. Ручное вязание — это целая наука народного мастерства. Изучая вязание, обучающиеся знакомятся с историей ремесла, народными традициями. Реализация регионального компонента осуществляется за счет знакомства с историей оренбургского пуховязального промысла.

В творческом объединении «Зазеркалье» под руководством педагога дополнительного образования Новиковой Надежды Анатольевны обучающиеся 7–12 лет в атмосфере творчества трудятся на созданием авторской текстильной куклы. Одним из наиболее ярких разделов программы «Зазеркалье», направленным на приобщение обучающихся к национальной культуре, является раздел «Кукла в народном костюме», на освоение которого автором выделено 72 часа. Работа над этой куклой начинается со сбора информации о национальностях, проживающие на территории Оренбургской области, особенностях их национальных орнаментов в костюмах. Далее ребенок рисует куклу в народном костюме, детально прорабатывая ее образ. Сначала эскиз черно-белый, потом цветной. Далее начинается самый трудоемкий процесс изготовления куклы, а затем она декорируется.

Работа педагога дополнительного образования Стадниченко Ирины Леонидовны в творческом объединение «Магия узлов» направлена на развитие адаптивных качеств личности и содействие социализации детей с ограниченными возможностями посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству — технике макраме.

Педагог помогает обучающимся погрузиться в интересный мир макраме, мир переплетений, узлов, узоров и красоты. Занятия в технике макраме развивают творческие способности, мышление, фантазию, расширяют кругозор, повышают культурный уровень и интерес к русским народным традициям и культуре, воспитывают трудовые навыки, аккуратность, развивают координацию движений и мелкую моторику. Панно и шали, покрывала, кошельки и сумки, салфетки, абажуры и шторы — вот далеко не полный список того, что можно сделать в технике макраме. Отдельно стоит упомянуть микромакраме — эта техника, взяв основной принцип узелкового плетения, основывается на использовании тонкой нити и искусственных или натуральных камней, бисера, бусин и другой фурнитуры. Она позволяет создавать потрясающие по красоте украшения — подвески, серьги, брелоки и предметы быта.

Формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического искусства — цель наиболее интересной в рамках рассматриваемого вопроса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотой завиток», которая реализуется в творческом объединении «Народные узоры» педагогом дополнительного образования Золотаревой Ксенией Шамильевной для обучающихся 7–9 лет. Программа составлена для полноценного художественного развития детей через знакомство с рисунком, живописью, лепкой, дизайном и художественными традициями русских промыслов, традициями и обычаями русского народа. Ежегодно на изучение русских народных промыслов программой отводится порядка 42 часов, что положительно отражается на воспитании у обучающихся чувства гордости за свою культурную принадлежность. Особо популярен у детей творческого объединения «Народные узоры» раздел программы о глиняных игрушках. Обучающиеся знакомятся с историей народной игрушки, этапами её изготовления, основными элементами, цветами, узорами и приёмами росписи.

Реализация вариативной части программы происходит в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями культуры города (Оренбургский областной музей изобразительных искусств», Мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!», Музей истории города Оренбурга, Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, Культурный комплекс «Национальная Деревня») и центрами народного творчества.

В завершении статьи хочется обратиться к словам К. Д. Ушинского: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью».

Литература:

  1. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/statya-dekorativnoprikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya-detey-2789267.html (дата обращения: 26.01.2021).
Задать вопрос