Автор: Бидова Бэла Бертовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №11 (46) ноябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Бидова Б. Б. Специально-криминологическое противодействие молодежному экстремизму // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 287-289.

Современная российская молодежь составляет наиболее активную часть населения, в связи с чем проблема агрессивного поведения молодежных группировок в российском обществе становится все более актуальной. Намечается тенденция увеличения асоциальных проявлений среди представителей молодежи, возникновения новых субкультурных организаций с преобладанием норм поведения, отличных от господствующих в обществе («Белое братство», скинхеды, лимоновцы, баркашовцы, различные националистические партии, «Черная сотня» и др.).

По мнению ряда исследователей, явление экстремизма[41с.165], именно насилие как крайний способ любого вида поведения в отстаивании своих «единственно имеющих право на существование» и «неопровержимо верных» взглядов, является непременным элементом экстремизма. При этом, как подчеркивал один из первых отечественных исследователей этого явления[2,с.95], безусловный примат действий над теорией - один из основных постулатов экстремизма.

Результативность профилактики экстремизма в немалой степени зависит от уровня профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов. В этой связи необходимо разработать комплекс учебно-методических и практических спецкурсов в системе подготовки сотрудников Министерства внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и др. правоохранительных структур, занимающихся противодействием экстремизма. Влияние недостатков и противоречий современной миграционной ситуации на проявления расово-этнического экстремизма позволяет в качестве самостоятельного направления его предупреждения обозначить противодействие негативным процессам, связанным с миграцией.

В этом же направлении следует обратиться и к состоянию системы субъектов противодействия экстремизму, в том числе молодежному. Не раз подчеркивалось, что комплексность этой системы все же предполагает особую ее организацию на уровне ведомств, являющимися ведущими органами правоохраны.

Криминологами давно подмечена на статистическом уровне закономерность: ослабление борьбы с незначительными правонарушениями ведет к росту тяжких насильственных преступлений. Ведь обычно до преступлений правонарушители совершают административные проступки, а перед совершением тяжких и особо тяжких преступлений - преступления небольшой и средней тяжести.

В этом случае преступления «экстремистского характера» фактически остаются за рамками борьбы с подобными негативными проявлениями и обладают высокой степень латентности.

Говоря о латентности преступлений, совершаемых по мотивам национальной, этнической и иной ненависти или вражды, нами получены различные процентные данные об отражении в официальной статистике совершаемых подобных деяний (причем здесь нами не предлагались варианты ответов) [3,с.93].

Тем не менее, учитывая социально-психологические корни экстремизма, отметим целесообразность при обнаружении проявлений экстремистских взглядов у взрослых проведения проверки влияния такого положения на мировоззрение и поведение их детей. Помимо этого, в силу распространенности приверженности к экстремизму в среде несовершеннолетних можно акцентировать внимание на этом аспекте нормотворческим путем. Так, можно добавить в качестве объектов воздействия в законодательство о профилактике правонарушений несовершеннолетних такие категории лиц, как «несовершеннолетние, а также их родители склонные к выражению экстремистских взглядов и совершению экстремистских действий».

Проблема экстремизма не может быть решена без принятия мер по повышению образовательного уровня населения в общем, связанная с изучением религии, ее истории, культуры, традиций в частности. Следует разъяснить широким массам, что экстремистская идеология не имеет ничего общего с истинными религиозными вероучениями и идеалами верующих. Для эффективности названных мер необходимо принимать их с уровня школы. Преподавание религии в школах должно воспитывать межконфессиональную толерантность. Также изучение религии в школах призвано служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе знаний и понимания ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий [4,с.137].

До сих пор значение образовательных учреждений в сфере противодействия молодежному экстремизму недооценено. Данное направление тем более актуально, поскольку наличие и многообразие проявлений деформированных взглядов на равноправие людей, отличающихся языком и цветом кожи у молодых людей, и, что еще более настораживающее, у обучающих их педагогов, находит свое подтверждение специалистами.

В этом контексте немаловажным представляется выявление дефектов семейного воспитания, влияния родителей, порождающих националистические настроения у несовершеннолетних. Необходимо уделять должное внимание проблемам адаптации детей мигрантов, а также представителей дисперсно проживающих этнических меньшинств, с целью предупреждения негативных явлений.

Полагаем, что для профессионального выявления отклонений на почве расово-этнической ненависти и их нормализации необходимо развивать психолого-педагогические службы при образовательных учреждениях.

В профилактике религиозного экстремизма необходимо особое внимание обратить на то, что экстремистская идеология поступает к нам как через религиозных эмиссаров, так и через российских граждан, которые выезжают в зарубежные страны, особенно в целях обучения в религиозных учебных заведениях. Во время обучения за рубежом эти граждане, в основном молодежь, подвергаются массированной психологической обработке, а иногда и физическому воздействию[5,с.29].

Важно, чтобы государственная политика учета культурных интересов различных этносов включала разнообразные гарантии сохранения и развития культурного наследия. Политика в социально-культурной сфере должна учитывать интересы всех этносов, проживающих в государстве. Все это одновременно поднимет авторитет центральной власти в национальных регионах, будет способствовать социальной стабильности.

В этом же направлении действуют общественные объединения, активно поднимающие вопросы правового обеспечения национального развития рассеянно, дисперсно проживающих групп этносов и каждого отдельного гражданина, принадлежащего к данному этносу. Наиболее эффективным институтом реализации этих запросов стала национально-культурная автономия, которая представляет собой экстерриториальную форму национальной самоорганизации[6,с.46].

Эти предложения будут неполными, если не разработать механизм разрешения конфликтных ситуаций этнического характера, поскольку, как отмечалось, с одной стороны, как правило, подобные ситуации являются проявлениями экстремизма, с другой стороны, они являются почвой для распространения данного явления, причем в широкомасштабном плане. Данное направление реализуется: во-первых, путем непрерывного мониторинга межэтнических взаимодействий, особенно имеющих напряженный характер, осуществляемого экспертами в целях выявления причин, учета обстоятельств возникновения конфликтов, разработки в соответствии с этим необходимого инструментария; во-вторых, путем непосредственного предупреждения конфликта либо его разрешения. При этом важнейшую роль в процессе решения конфликта играет фактор адекватности, т.е. предполагаемые методы урегулирования должны быть уместны при нахождении взаимоприемлемого выхода, поскольку в данном случае есть нечто такое, что может быть либо принято, либо отвергнуто изначально.

Считаем, что умалчивание конфликтных событий приводит к дальнейшему искажению фактов, нарастанию напряженности в отдельных регионах. Так, умалчивание известных этнических конфликтов, например, произошедших недавно в Ставрополе, когда краевой центр фактически несколько дней находился на чрезвычайном положении, недопустимо.

С другой стороны, следует тщательно рассматривать деятельность образовательных религиозных организаций. Ведь не секрет, что в Чечне, под официальным прикрытием религиозных образовательных учреждений действовали базы подготовки боевиков.

При иных направлениях организации предупредительной деятельности, учитывая особенности обстановки в местах компактного проживания и учебы (работы) иностранных граждан, возможно приближение к ним маршрутов несения службы патрульно-постовыми нарядами милиции.

Нам импонирует пример Республики Татарстан в части противодействия экстремистским проявлениям, где сохранилась должность Уполномоченного по делам религий, который ведет работу с представителями всех конфессий, стараясь оказывать помощь в решении их проблем.

В частности, во всех этнически сложных регионах, по нашему мнению, должен действовать Уполномоченный по делам религий.

Особенно это важно для Южного федерального округа, в котором огромное количество национальностей, исповедующих различные религии и имеющих непохожие друг на друга исторические традиции.

Деятельность Уполномоченного по делам религий должна быть разносторонней:

  • координировать деятельность органов местного самоуправления в сфере недопущения и разрешения этнических конфликтов и противодействия экстремистским проявлениям; проводить с представителями указанных органов совместные собрания с руководителями общественных организаций с целью повышения правовой грамотности последних, в том числе в области противодействия экстремизму, обмена взаимовыгодной информацией, установления рабочих контактов и др.

  • осуществлять координацию в проведении разъяснительной работы в образовательных заведениях всех уровней о недопущении вовлечения и участия в экстремистских организациях;

  • взаимодействовать с активом образовательной общественности по этому направлению работы;

  • своевременно выявлять криминогенные факторы, влияющие на проявления ненависти среди учащихся и иных лиц, поддерживающих проявления крайних взглядов;

  • совместно с Министерством образования проводить экспертизу образовательных программ и учебников, используемых как в обычных, так и в религиозных (этнических) образовательных учреждениях;

  • принимать участие в совместном осуществлении контроля за деятельностью религиозных организаций (особенно религиозных образовательных учреждений — вузов, медресе, начальных школ) на предмет соответствия их уставным целям;

  • ориентировать и координировать усилия образовательных учреждений по принятию организационных и иных мер для обеспечения безопасности студентов.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы и предложения по вопросам специально-криминологического противодействия молодежному экстремизму:

  1. В образовательных учреждениях следует: разработать и внедрить курс дисциплин, направленных на повышение образовательного уровня молодежи, связанных с изучением религии, ее истории, культуры, традиций; развивать психолого-педагогические службы; выявлять факты появления у молодых людей, в том числе мигрантов, экстремистских настроений для последующей работы с родителями, поддерживающими националистические и иные радикальные настроения и пр.

  2. Необходимо усиление контроля за лицами, преподающими или изучающими дисциплины на религиозные тематики. Для этого необходимо составить банк данных о гражданах, выехавших на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения или преподающих, а также вернувшихся по окончании учебы обратно.

  3. Представляется необходимым в качестве объектов воздействия ввести такие категории лиц, как «несовершеннолетние, а также их родители, склонные к выражению экстремистских взглядов и совершению экстремистских действий». Учет лиц - приверженцев экстремистских идей либо совершивших преступления экстремистской направленности - не следует прерывать и после их осуждения. В этом случае администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в том числе лишение свободы, должны также ставить на учет и продолжать контролировать поведение подобных лиц.

  4. Требуется усилить подразделения по противодействию терроризму и экстремизму (в МВД и ФСБ), а так же органы прокуратуры, занимающиеся общенадзорным направлением в этой сфере. Такая необходимость наиболее отчетливо проявляется на городском (районном) уровне.

  5. Количество преступлений террористического характера во всех федеральных округах РФ в несколько раз превышает число преступлений экстремистской направленности. Это свидетельствует о переносе центра тяжести борьбы с преступностью в сторону выявления и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений. В этом случае преступления «экстремистского характера» фактически остаются за рамками борьбы с подобными негативными проявлениями.

  6. Немаловажным обстоятельством является тот факт, что в настоящее время в России отсутствуют организации, целенаправленно занимающиеся с лицами, потерпевшими от совершения преступлений или оказавшихся в иной сложной жизненной ситуации, например, после какого-либо конфликта. Для этого государству требуется более тесно сотрудничать и активно способствовать развитию системы религиозных приютов для молодежи, которые, в частности, уже действуют в Южном федеральном округе.

  7. Во всех этнически сложных регионах должна быть введена должность Уполномоченного по делам религий, который ведет работу с представителями всех конфессий, стараясь оказывать помощь в решении проблем религиозно-этнического характера.

Представляется, что предложенный комплекс мер позволит более эффективно противодействовать распространению экстремистских идей в молодежной среде.


Литература:

  1. Боронбеков С. Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе. – Рязань: Язъять, 2004. - С. 165.

  2. Грачев A.C. Политический экстремизм. - М.: Альфа, 2007. – С. 95.

  3. Латентная преступность в Российской Федерации: 2005-2010 годы /Под ред. С.М. Иншакова. - М.: Юстицинформ, 2010. – С. 93.

  4. Скворцова Л.В., Алпатова Е.А. Национализм и шовинизм у школьников (по материалам социологических исследований). – Рязань: Равновесие, 2009. - С. 137.

  5. Хвыля-Олинтер А. Ваххабизм: вчера, сегодня, завтра //Профессионал. 2010. № 6. - С. 29.

  6. Галуза Е.В. Правовое регулирование миграции и обеспечение ее правомерного осуществления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Волгоград: Изд. Волгоградского института МВД, 2009. - С. 9.

  7. Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования //Журнал российского права. 2009. № 2. – С. 46.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежному экстремизму, экстремистских взглядов, противодействия молодежному экстремизму, противодействие молодежному экстремизму, выражению экстремистских взглядов, образовательных учреждений, совершению экстремистских действий», противодействия экстремизму, религиозных образовательных учреждений, Общекриминологическое противодействие молодежному, подобными негативными проявлениями, противодействия экстремистским проявлениям, образовательных учреждениях, преступлениям экстремисткой направленности, тяжких преступлений, экстремистских идей, Противодействие преступлениям экстремисткой, субъектов противодействия экстремизму, преступления «экстремистского характера», случае преступления «экстремистского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос