Проблема роли государства в экономике остается традиционно актуальной независимо от реализуемой экономической модели и достигнутого уровня социально-экономического развития. Причем данный вопрос хоть и предполагает рассмотрение целостной системы взаимоотношений между государственными органами и предприятиями различных отраслей национальной экономики в многообразии их проявлений, однако сводится, как правило, к рассмотрению такого понятия как «государственная поддержка».
Так или иначе, возникает проблема предоставления государством индивидуальных преимуществ предприятиям, по своей сути являющихся коммерческими и преследующих цель получения прибыли. Однако понятие «государственная поддержка» в законодательстве РБ однозначно не определено, среди специалистов органов государственного управления, экономистов-практиков, исследователей единое мнение также не выработано. Под государственной поддержкой преимущественно понимается оказываемое государством финансовое содействие [8], предоставление отдельным субъектам хозяйствования возможности пользоваться средствами бюджета на различных условиях [2].
В целом, многочисленные и неоднородные нормативные правовые акты, регулирующие государственную поддержку в РБ, можно объединить в 3 основные группы [4]: во-первых, предоставляют ряд льгот определенной категории предприятий в случае, если они соответствуют определенным критериям; во-вторых, в дополнение к критериям устанавливают условия, которые необходимо выполнить предприятиям для получения поддержки и санкции за их невыполнение; в-третьих, регулируют создание особой территориальной зоны со специальным правовым режимом.
Государственная поддержка в РБ является комбинированной, т.е. включает многочисленные меры поддержки, направленные как на неопределенный круг предприятий, отвечающий определенным критериям, так и на конкретные категории предприятий, отрасли экономики (например, малое и среднее предпринимательство, фермерские и личные подсобные хозяйства, финансово-промышленные группы, авиация, кинематография, резиденты Парка высоких технологий и т.д.).
В то же время, в нормативных правовых актах РБ [10] в понятие «государственная поддержка» включается следующее:
льготы по налогам в части освобождения от уплаты налогов, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных налогов, дополнительные по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговые вычеты и (или) скидки, уменьшающие налоговую базу либо сумму налога;
изменение срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налоговый кредит с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;
нормативное распределение выручки;
предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи;
полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на счета плательщиков;
предоставление дополнительного отнесения отдельных затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении;
освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности;
предоставление бюджетных займов и бюджетных ссуд в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год;
возмещение в пределах средств, определенных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, юридическим лицам Республики Беларусь части процентов за пользование банковскими кредитами;
понижение цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо;
отсрочка и (или) рассрочка погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию;
гарантии Правительства РБ и централизованные инвестиционные ресурсы – предоставляются в случае реализации инвестиционных проектов [3].
Кроме того, необходимо учитывать, что местные органы управления также вправе оказывать государственную поддержку плательщикам индивидуально в таких видах, как изменение срока уплаты налогов и пени, полностью уплачиваемых в местные бюджеты; выделение бюджетных средств из местных бюджетов; освобождение от перечисления в бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности.
Анализ показывает, что наибольший удельный вес в структуре государственной поддержки [7] занимает возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами и бюджетные ссуды и займы (табл.1).
Таблица 1
Государственная поддержка, оказанная за счет средств республиканского бюджета
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
отсрочка и (или) рассрочка уплаты задолженности по платежам в бюджет и ФСЗН |
56 923,5 |
5,1 |
319 988,8 |
19,8 |
385 939,8 |
23,3 |
налоговый кредит |
3 425,7 |
0,3 |
30 580,8 |
1,9 |
29 498,2 |
1,8 |
возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами |
238 968,3 |
21,3 |
367 798,7 |
22,7 |
713 892,3 |
43,1 |
финансовая помощь |
86 428,9 |
7,7 |
134 434,0 |
8,3 |
80 902,3 |
4,9 |
бюджетные ссуды и бюджетные займы |
678 575,8 |
60,5 |
668 440,9 |
41,3 |
444 659,0 |
26,8 |
исполнено гарантий Правительства по кредитам, выданным банками РБ |
56 583,3 |
5,0 |
98 806,9 |
6,1 |
2 137,9 |
0,1 |
Всего расходов на государственную поддержку |
1 120 905,5 |
100,0 |
1 620 050,1 |
100,0 |
1 657 029,5 |
100,0 |
С позиции такого подхода, внимание акцентируется не на основном с точки зрения государственных расходов направлении – содержании за счет бюджетных средств организаций, выполняющих функции организации и управления и выполнении государственных программ в различных отраслях национальной экономики, а на предоставлении льготных условий хозяйствования и дополнительных преференций из бюджета непостоянного характера.
Однако в действительности объем бюджетных средств, направленных государством на развитие национальной экономики (табл.2) гораздо больше сумм, направленных на государственную поддержку по отмеченным ранее направлениям (табл.1).
По нашему мнению, с точки зрения эффективного управления государственными финансами и повышения эффективности расходования бюджетных средств (именно они являются основным источником государственной поддержки, несмотря на возможность использования и других источников) в условиях их ограниченности целесообразно расширить понимание государственной поддержки и перейти от рассмотрения ее разрозненных мер (отражаются к качестве отдельных параграфов расходов бюджета в разделе «Национальная экономика» по бюджетной классификации) к системе государственных финансовых инструментов развития национальной экономики (раздел «Национальная экономика» по бюджетной классификации), направленной как на стабилизацию финансового состояния, так и на цели развития организаций.
Таблица 2
Бюджетные средства, выделяемые на развитие национальной экономики РБ
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
ВВП, млрд. руб. |
137 442,0 |
164 476,0 |
274 282,0 |
Расходы на государственную поддержку (по данным Минфин РБ), млрд. руб. |
1 120,9 |
1 620,1 |
1 657,0 |
Расходы на национальную экономику (исполнено по республиканскому бюджету), млрд. руб. |
13 528,4 |
8 749,9 |
9 310,8 |
Расходы на национальную экономику (исполнено по консолидированному бюджету), млрд. руб. |
16 359,9 |
12 411,7 |
15 517,2 |
Удельный вес расходов на государственную поддержку в ВВП, % |
0,8 |
1,0 |
0,6 |
Удельный вес расходов республиканского бюджета на национальную экономику в ВВП, % |
9,8 |
5,3 |
3,4 |
Удельный вес расходов консолидированного бюджета на национальную экономику в ВВП, % |
11,9 |
7,5 |
5,7 |
Исходя из этого, систему государственных финансовых инструментов развития национальной экономики можно представить следующим образом:
непосредственное финансирование текущей деятельности бюджетных организаций различных отраслей экономики;
финансирование согласно государственным программам;
выделение бюджетных средств в случае соответствия определенным критериям;
льготы в области налогообложения и иных аспектов хозяйственной деятельности организаций.
Государственные расходы бюджета на национальную экономику предполагают финансирование обеспечения деятельности по всем отраслям экономики, а также расходы, связанные с общими экономическими вопросами, в т.ч. мероприятия по санации и банкротству, мероприятия и программы по развитию предпринимательства, расходы на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой и включают следующие подразделы согласно бюджетной классификации [1]:
общие экономические расходы – расходы на регулирование экономической деятельности и развитие предпринимательства;
сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность – расходы на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции в части выполнения государственных программ и мероприятий в этой области, а также сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий;
лесное хозяйство – расходы на финансирование мероприятий по лесоустройству, сохранению, расширению и рациональному использованию лесных ресурсов, а также ведение охотничьего хозяйства;
промышленность, строительство и архитектура – расходы, связанные с реализацией государственной политики в области промышленности, строительства и архитектуры (например, составление градостроительных прогнозов и программ, разработка и экспертиза типовых проектных решений и проектов);
транспорт – расходы по предоставлению льгот на проезд отдельным категориям граждан, а также выплаты социального характера работникам транспортных организаций;
дорожное хозяйство – расходы бюджета на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;
связь – расходы по реализации политики государства в области связи и информатизации;
топливо и энергетика – поддержка топливно-энергетического комплекса, реализация государственной политики в области энергосбережения;
прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой;
другая деятельность в области национальной экономики – расходы, связанные с развитием гидрометеорологии, картографии и геодезии, торговли, туризма и других отраслей национальной экономики.
В 2012 г. на национальную экономику из республиканского бюджета выделяется около 16,9 трлн. руб. или 18,2% всех расходов республиканского бюджета (утверждено по бюджету). Структура расходов республиканского бюджета на национальную экономику в 2012 г. представлена на рис.1.
Рис. 1. Структура расходов республиканского бюджета на национальную
экономику
в 2012 г.
Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на национальную экономику занимают расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (39,9%), топливо и энергетику (21,2%) и промышленность, строительство и архитектуру (15,4%).
Динамика расходов консолидированного бюджета (по исполнению бюджета), в т.ч. на национальную экономику (рис.2) показывает, что расходы на национальную экономику в 2011 г. составили 15,5 трлн. руб. или 19,5% от объема всех расходов консолидированного бюджета, т.е. наблюдается тенденция снижения государственных расходов на национальную экономику за период с 2006 по 2011 гг. (наибольшее значение отмечено в 2009 г. – 33,3%).
Рис. 2. Расходы консолидированного бюджета РБ на национальную экономику
Очевидно, что на современном этапе развития осуществление постепенного перехода от бюджетного финансирования отраслей экономики к их самофинансированию неизбежно. Однако снижение прямого бюджетного финансирования отраслей экономики и исключительный характер оказания государственной поддержки должны быть научно обоснованными, т.к. от экономической эффективности функционирования национальной экономики зависит наполняемость доходной части бюджета.
Между тем, доля расходов на национальную экономику в расходах республиканского и местных бюджетов традиционно занимает значительный удельный вес (рис.3). Наибольшее значение в расходах республиканского бюджета отмечено в 2009 г. – 43,4%, местных бюджетов в 2011 г.– 14,1%.
Рис. 3. Доля расходов на национальную экономику в расходах бюджетов
по уровням бюджетной системы РБ
Отметим, что расходы на национальную экономику в РБ традиционно финансируются из республиканского бюджета (рис.3), хотя его доля в финансировании расходов постепенно снижается – с 86% в 2008 г. до 60% в 2011 г.
Рис. 3. Распределение расходов на национальную экономику
по
уровням бюджетной системы РБ
Несомненно, применение государственных финансовых инструментов развития национальной экономики имеет как свои положительные, так и отрицательные моменты. Так, к положительным можно отнести недопущение массового банкротства предприятий, постепенную реструктуризацию экономики, обеспечение занятости населения, предотвращение социальной напряженности. В то же время, отрицательными сторонами оказания государственной поддержки являются иждивенческие настроения у предприятий, ослабление их мотивации к максимизации прибыли, дополнительная нагрузка на государственный бюджет.
Вместе с тем, для сложившейся системы государственных финансовых инструментов развития национальной экономики РБ характерны некоторые проблемы. Во-первых, существует традиционная практика выделения значительных объемов бюджетных средств организациям всех отраслей национальной экономики безотносительно к направлениям их расходования. Представляется, что в условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо осуществлять поддержку только приоритетных направлений отдельных отраслей национальной экономики, которые являются «жизненно важными» [6] и удовлетворяют минимальные потребности населения и экономики РБ в целом. Программа социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. [9] позволяет определить приоритетные направления бюджетного финансирования национальной экономики в РБ.
Во-вторых, отсутствуют четкие параметры по отбору конкретных организаций в рамках одной отрасли, поэтому существует необходимость перехода от всеобщего государственного финансирования организаций к адресному выделению бюджетных средств [5] – поддержке производства конкретных товаров и услуг и видов деятельности. При этом необходимо сконцентрировать бюджетные средства на тех видах деятельности, которые призваны обеспечивать национальную безопасность (связь, сельское хозяйство и др.), перспективных экспортоориентированных производствах в рамках приоритетных направлений развития экономики (например, наноматериалы, фарминдустрия, микроэлектроника, энергосберегающие технологии, автомобилестроение, туристические услуги и др.).
В-третьих, расходы бюджета на национальную экономику зачастую не приносят соответствующих результатов, т.е. расходуются неэффективно по причинам низкого уровня составления бизнес-планов в организациях, нецелевого использования бюджетных средств, снижения степени контроля за их использованием и т.п. Одним из вариантов решения данной проблемы является усиление роли собственных источников организаций в реализации инвестиционных проектов, развитие государственно-частного партнерства, разработка перехода организаций на самофинансирование.
Еще одной проблемой системы государственных финансовых инструментов развития национальной экономики является несоответствие мер государственной поддержки требованиям ВТО, т.к. большинство государственных финансовых инструментов относится к мерам, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю, что является препятствием для продвижения отечественной продукции на мировые рынки. Данная проблема особенно актуальна для сельского хозяйства республики, однако данный вопрос подлежит регулированию в рамках Единого экономического пространства – для Республики Беларусь установлено, что уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, до 2016 г. должен быть снижен с 16% в 2011 г. до 10% в 2016 г. Поэтому важно применять те государственные финансовые инструменты, которые не подлежат сокращению – например, исследовательские программы по конкретным продуктам, создание государственных резервов, финансовое участие в программах страхования, стимулирование инвестиций и многие другие [8].
В заключение отметим, что для Республики Беларусь в рамках реализуемой модели социально ориентированной рыночной экономики государственная поддержка национальной экономики является устоявшейся практикой и способствует улучшению финансового состояния организаций, а также поддерживает уровень жизни населения в целом. Однако с экономической точки зрения представляется необходимой постепенная трансформация от разрозненного набора индивидуальных преимуществ для организаций к эффективно управляемой системе государственных финансовых инструментов развития национальной экономики в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости активизации интеграции в мировую экономику.
Литература:
Бюджетный кодекс РБ от 16.07.2008 г. №412-З. Система КонсультантПлюс (дата обращения: 15.10.2012).
Дрозд Д.Н. Границы эффективности и критерии выбора видов государственной поддержки промышленности// Проблемы управления. 2008. №1 (26). С.160-163.
Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 №37-З. Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).
Мачихин С.И. О подходах к правовому регулированию поддержки субъектов хозяйствования. Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).
Мясникович М. О государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий // Наука и инновации. 2007. №8 (54). С. 9-19.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.1997 №255 «О национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь». Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).
Сведения о государственной поддержке, оказанной юридическим лицам за счет средств республиканского бюджета. URL: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/ (дата обращения 16.10.2012)
Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (заключено в г. Москве 09.12.2010). Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).
Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 №136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.». Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).
Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 №182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).