Система государственных финансовых инструментов развития национальной экономики Республики Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (46) ноябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 1515 раз

Библиографическое описание:

Самоховец, М. П. Система государственных финансовых инструментов развития национальной экономики Республики Беларусь / М. П. Самоховец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 209-214. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5633/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема роли государства в экономике остается традиционно актуальной независимо от реализуемой экономической модели и достигнутого уровня социально-экономического развития. Причем данный вопрос хоть и предполагает рассмотрение целостной системы взаимоотношений между государственными органами и предприятиями различных отраслей национальной экономики в многообразии их проявлений, однако сводится, как правило, к рассмотрению такого понятия как «государственная поддержка».

Так или иначе, возникает проблема предоставления государством индивидуальных преимуществ предприятиям, по своей сути являющихся коммерческими и преследующих цель получения прибыли. Однако понятие «государственная поддержка» в законодательстве РБ однозначно не определено, среди специалистов органов государственного управления, экономистов-практиков, исследователей единое мнение также не выработано. Под государственной поддержкой преимущественно понимается оказываемое государством финансовое содействие [8], предоставление отдельным субъектам хозяйствования возможности пользоваться средствами бюджета на различных условиях [2].

В целом, многочисленные и неоднородные нормативные правовые акты, регулирующие государственную поддержку в РБ, можно объединить в 3 основные группы [4]: во-первых, предоставляют ряд льгот определенной категории предприятий в случае, если они соответствуют определенным критериям; во-вторых, в дополнение к критериям устанавливают условия, которые необходимо выполнить предприятиям для получения поддержки и санкции за их невыполнение; в-третьих, регулируют создание особой территориальной зоны со специальным правовым режимом.

Государственная поддержка в РБ является комбинированной, т.е. включает многочисленные меры поддержки, направленные как на неопределенный круг предприятий, отвечающий определенным критериям, так и на конкретные категории предприятий, отрасли экономики (например, малое и среднее предпринимательство, фермерские и личные подсобные хозяйства, финансово-промышленные группы, авиация, кинематография, резиденты Парка высоких технологий и т.д.).

В то же время, в нормативных правовых актах РБ [10] в понятие «государственная поддержка» включается следующее:

  • льготы по налогам в части освобождения от уплаты налогов, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных налогов, дополнительные по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговые вычеты и (или) скидки, уменьшающие налоговую базу либо сумму налога;

  • изменение срока уплаты налогов и пени в формах отсрочки с единовременной уплатой сумм налогов и пени и (или) рассрочки с поэтапной уплатой сумм налогов и пени, налоговый кредит с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита;

  • нормативное распределение выручки;

  • предоставление из республиканского бюджета финансовой помощи;

  • полное или частичное освобождение от обязательной продажи средств в иностранной валюте, поступающих на счета плательщиков;

  • предоставление дополнительного отнесения отдельных затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) к затратам, учитываемым при налогообложении;

  • освобождение от перечисления в республиканский бюджет доходов, полученных от передачи в пользование (аренду) имущества, находящегося в республиканской собственности;

  • предоставление бюджетных займов и бюджетных ссуд в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год;

  • возмещение в пределах средств, определенных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, юридическим лицам Республики Беларусь части процентов за пользование банковскими кредитами;

  • понижение цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо;

  • отсрочка и (или) рассрочка погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию;

  • гарантии Правительства РБ и централизованные инвестиционные ресурсы – предоставляются в случае реализации инвестиционных проектов [3].

Кроме того, необходимо учитывать, что местные органы управления также вправе оказывать государственную поддержку плательщикам индивидуально в таких видах, как изменение срока уплаты налогов и пени, полностью уплачиваемых в местные бюджеты; выделение бюджетных средств из местных бюджетов; освобождение от перечисления в бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в коммунальной собственности.

Анализ показывает, что наибольший удельный вес в структуре государственной поддержки [7] занимает возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами и бюджетные ссуды и займы (табл.1).


Таблица 1

Государственная поддержка, оказанная за счет средств республиканского бюджета

Показатель

2009

2010

2011

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

отсрочка и (или) рассрочка уплаты задолженности по платежам в бюджет и ФСЗН

56 923,5

5,1

319 988,8

19,8

385 939,8

23,3

налоговый кредит

3 425,7

0,3

30 580,8

1,9

29 498,2

1,8

возмещение части процентов за пользование банковскими кредитами

238 968,3

21,3

367 798,7

22,7

713 892,3

43,1

финансовая помощь

86 428,9

7,7

134 434,0

8,3

80 902,3

4,9

бюджетные ссуды и бюджетные займы

678 575,8

60,5

668 440,9

41,3

444 659,0

26,8

исполнено гарантий Правительства по кредитам, выданным банками РБ

56 583,3

5,0

98 806,9

6,1

2 137,9

0,1

Всего расходов на государственную поддержку

1 120 905,5

100,0

1 620 050,1

100,0

1 657 029,5

100,0


С позиции такого подхода, внимание акцентируется не на основном с точки зрения государственных расходов направлении – содержании за счет бюджетных средств организаций, выполняющих функции организации и управления и выполнении государственных программ в различных отраслях национальной экономики, а на предоставлении льготных условий хозяйствования и дополнительных преференций из бюджета непостоянного характера.

Однако в действительности объем бюджетных средств, направленных государством на развитие национальной экономики (табл.2) гораздо больше сумм, направленных на государственную поддержку по отмеченным ранее направлениям (табл.1).

По нашему мнению, с точки зрения эффективного управления государственными финансами и повышения эффективности расходования бюджетных средств (именно они являются основным источником государственной поддержки, несмотря на возможность использования и других источников) в условиях их ограниченности целесообразно расширить понимание государственной поддержки и перейти от рассмотрения ее разрозненных мер (отражаются к качестве отдельных параграфов расходов бюджета в разделе «Национальная экономика» по бюджетной классификации) к системе государственных финансовых инструментов развития национальной экономики (раздел «Национальная экономика» по бюджетной классификации), направленной как на стабилизацию финансового состояния, так и на цели развития организаций.

Таблица 2

Бюджетные средства, выделяемые на развитие национальной экономики РБ

Показатель

2009

2010

2011

ВВП, млрд. руб.

137 442,0

164 476,0

274 282,0

Расходы на государственную поддержку (по данным Минфин РБ), млрд. руб.

1 120,9

1 620,1

1 657,0

Расходы на национальную экономику (исполнено по республиканскому бюджету), млрд. руб.

13 528,4

8 749,9

9 310,8

Расходы на национальную экономику (исполнено по консолидированному бюджету), млрд. руб.

16 359,9

12 411,7

15 517,2

Удельный вес расходов на государственную поддержку в ВВП, %

0,8

1,0

0,6

Удельный вес расходов республиканского бюджета на национальную экономику в ВВП, %

9,8

5,3

3,4

Удельный вес расходов консолидированного бюджета на национальную экономику в ВВП, %

11,9

7,5

5,7


Исходя из этого, систему государственных финансовых инструментов развития национальной экономики можно представить следующим образом:

  1. непосредственное финансирование текущей деятельности бюджетных организаций различных отраслей экономики;

  2. финансирование согласно государственным программам;

  3. выделение бюджетных средств в случае соответствия определенным критериям;

  4. льготы в области налогообложения и иных аспектов хозяйственной деятельности организаций.

Государственные расходы бюджета на национальную экономику предполагают финансирование обеспечения деятельности по всем отраслям экономики, а также расходы, связанные с общими экономическими вопросами, в т.ч. мероприятия по санации и банкротству, мероприятия и программы по развитию предпринимательства, расходы на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой и включают следующие подразделы согласно бюджетной классификации [1]:

  1. общие экономические расходы – расходы на регулирование экономической деятельности и развитие предпринимательства;

  2. сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельностьрасходы на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции в части выполнения государственных программ и мероприятий в этой области, а также сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий;

  3. лесное хозяйство – расходы на финансирование мероприятий по лесоустройству, сохранению, расширению и рациональному использованию лесных ресурсов, а также ведение охотничьего хозяйства;

  4. промышленность, строительство и архитектура – расходы, связанные с реализацией государственной политики в области промышленности, строительства и архитектуры (например, составление градостроительных прогнозов и программ, разработка и экспертиза типовых проектных решений и проектов);

  5. транспорт – расходы по предоставлению льгот на проезд отдельным категориям граждан, а также выплаты социального характера работникам транспортных организаций;

  6. дорожное хозяйство – расходы бюджета на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог;

  7. связь – расходы по реализации политики государства в области связи и информатизации;

  8. топливо и энергетика – поддержка топливно-энергетического комплекса, реализация государственной политики в области энергосбережения;

  9. прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой;

  10. другая деятельность в области национальной экономики – расходы, связанные с развитием гидрометеорологии, картографии и геодезии, торговли, туризма и других отраслей национальной экономики.

В 2012 г. на национальную экономику из республиканского бюджета выделяется около 16,9 трлн. руб. или 18,2% всех расходов республиканского бюджета (утверждено по бюджету). Структура расходов республиканского бюджета на национальную экономику в 2012 г. представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура расходов республиканского бюджета на национальную экономику
в 2012 г.


Наибольшую долю в расходах республиканского бюджета на национальную экономику занимают расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность (39,9%), топливо и энергетику (21,2%) и промышленность, строительство и архитектуру (15,4%).

Динамика расходов консолидированного бюджета (по исполнению бюджета), в т.ч. на национальную экономику (рис.2) показывает, что расходы на национальную экономику в 2011 г. составили 15,5 трлн. руб. или 19,5% от объема всех расходов консолидированного бюджета, т.е. наблюдается тенденция снижения государственных расходов на национальную экономику за период с 2006 по 2011 гг. (наибольшее значение отмечено в 2009 г. – 33,3%).

Рис. 2. Расходы консолидированного бюджета РБ на национальную экономику


Очевидно, что на современном этапе развития осуществление постепенного перехода от бюджетного финансирования отраслей экономики к их самофинансированию неизбежно. Однако снижение прямого бюджетного финансирования отраслей экономики и исключительный характер оказания государственной поддержки должны быть научно обоснованными, т.к. от экономической эффективности функционирования национальной экономики зависит наполняемость доходной части бюджета.

Между тем, доля расходов на национальную экономику в расходах республиканского и местных бюджетов традиционно занимает значительный удельный вес (рис.3). Наибольшее значение в расходах республиканского бюджета отмечено в 2009 г. – 43,4%, местных бюджетов в 2011 г.– 14,1%.

Рис. 3. Доля расходов на национальную экономику в расходах бюджетов
по уровням бюджетной системы РБ


Отметим, что расходы на национальную экономику в РБ традиционно финансируются из республиканского бюджета (рис.3), хотя его доля в финансировании расходов постепенно снижается – с 86% в 2008 г. до 60% в 2011 г.

Рис. 3. Распределение расходов на национальную экономику
по уровням бюджетной системы РБ


Несомненно, применение государственных финансовых инструментов развития национальной экономики имеет как свои положительные, так и отрицательные моменты. Так, к положительным можно отнести недопущение массового банкротства предприятий, постепенную реструктуризацию экономики, обеспечение занятости населения, предотвращение социальной напряженности. В то же время, отрицательными сторонами оказания государственной поддержки являются иждивенческие настроения у предприятий, ослабление их мотивации к максимизации прибыли, дополнительная нагрузка на государственный бюджет.

Вместе с тем, для сложившейся системы государственных финансовых инструментов развития национальной экономики РБ характерны некоторые проблемы. Во-первых, существует традиционная практика выделения значительных объемов бюджетных средств организациям всех отраслей национальной экономики безотносительно к направлениям их расходования. Представляется, что в условиях ограниченности бюджетных ресурсов необходимо осуществлять поддержку только приоритетных направлений отдельных отраслей национальной экономики, которые являются «жизненно важными» [6] и удовлетворяют минимальные потребности населения и экономики РБ в целом. Программа социально-экономического развития РБ на 2011-2015 гг. [9] позволяет определить приоритетные направления бюджетного финансирования национальной экономики в РБ.

Во-вторых, отсутствуют четкие параметры по отбору конкретных организаций в рамках одной отрасли, поэтому существует необходимость перехода от всеобщего государственного финансирования организаций к адресному выделению бюджетных средств [5] – поддержке производства конкретных товаров и услуг и видов деятельности. При этом необходимо сконцентрировать бюджетные средства на тех видах деятельности, которые призваны обеспечивать национальную безопасность (связь, сельское хозяйство и др.), перспективных экспортоориентированных производствах в рамках приоритетных направлений развития экономики (например, наноматериалы, фарминдустрия, микроэлектроника, энергосберегающие технологии, автомобилестроение, туристические услуги и др.).

В-третьих, расходы бюджета на национальную экономику зачастую не приносят соответствующих результатов, т.е. расходуются неэффективно по причинам низкого уровня составления бизнес-планов в организациях, нецелевого использования бюджетных средств, снижения степени контроля за их использованием и т.п. Одним из вариантов решения данной проблемы является усиление роли собственных источников организаций в реализации инвестиционных проектов, развитие государственно-частного партнерства, разработка перехода организаций на самофинансирование.

Еще одной проблемой системы государственных финансовых инструментов развития национальной экономики является несоответствие мер государственной поддержки требованиям ВТО, т.к. большинство государственных финансовых инструментов относится к мерам, которые оказывают искажающее воздействие на торговлю, что является препятствием для продвижения отечественной продукции на мировые рынки. Данная проблема особенно актуальна для сельского хозяйства республики, однако данный вопрос подлежит регулированию в рамках Единого экономического пространства – для Республики Беларусь установлено, что уровень мер, оказывающих искажающее воздействие на торговлю, до 2016 г. должен быть снижен с 16% в 2011 г. до 10% в 2016 г. Поэтому важно применять те государственные финансовые инструменты, которые не подлежат сокращению – например, исследовательские программы по конкретным продуктам, создание государственных резервов, финансовое участие в программах страхования, стимулирование инвестиций и многие другие [8].

В заключение отметим, что для Республики Беларусь в рамках реализуемой модели социально ориентированной рыночной экономики государственная поддержка национальной экономики является устоявшейся практикой и способствует улучшению финансового состояния организаций, а также поддерживает уровень жизни населения в целом. Однако с экономической точки зрения представляется необходимой постепенная трансформация от разрозненного набора индивидуальных преимуществ для организаций к эффективно управляемой системе государственных финансовых инструментов развития национальной экономики в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости активизации интеграции в мировую экономику.


Литература:

  1. Бюджетный кодекс РБ от 16.07.2008 г. №412-З. Система КонсультантПлюс (дата обращения: 15.10.2012).

  2. Дрозд Д.Н. Границы эффективности и критерии выбора видов государственной поддержки промышленности// Проблемы управления. 2008. №1 (26). С.160-163.

  3. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 №37-З. Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).

  4. Мачихин С.И. О подходах к правовому регулированию поддержки субъектов хозяйствования. Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).

  5. Мясникович М. О государственной поддержке и конкурентоспособности предприятий // Наука и инновации. 2007. №8 (54). С. 9-19.

  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.1997 №255 «О национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь». Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).

  7. Сведения о государственной поддержке, оказанной юридическим лицам за счет средств республиканского бюджета. URL: http://www.minfin.gov.by/rmenu/execution/ (дата обращения 16.10.2012)

  8. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (заключено в г. Москве 09.12.2010). Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).

  9. Указ Президента Республики Беларусь от 11.04.2011 №136 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.». Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).

  10. Указ Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 №182 «О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». Система КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2012).

Основные термины (генерируются автоматически): национальная экономика, государственная поддержка, республиканский бюджет, расход, консолидированный бюджет, финансовый инструмент развития, отрасль экономики, средство, удельный вес расходов, бюджетная система.


Похожие статьи

Основные характеристики современных условий предпринимательской среды в Российской Федерации

Эволюция системы формирования инвестиционной политики на машиностроительных предприятиях Российской Федерации

Анализ основных направлений налогово-бюджетной политики Республики Казахстан

Характеристика инвестиционных качеств ценных бумаг, используемых коммерческими банками России

Сбалансированная система показателей как инструмент оценки инновационного развития высшей школы

Этапы реформирования системы финансирования сферы здравоохранения Казахстана

Пути совершенствования экономического механизма сельскохозяйственного производства Республики Казахстан

Преимущества и недостатки функционирования интегрированных структур в пищевой промышленности Украины

Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности

Инструменты создания эффективной системы управления на предприятиях машиностроения

Похожие статьи

Основные характеристики современных условий предпринимательской среды в Российской Федерации

Эволюция системы формирования инвестиционной политики на машиностроительных предприятиях Российской Федерации

Анализ основных направлений налогово-бюджетной политики Республики Казахстан

Характеристика инвестиционных качеств ценных бумаг, используемых коммерческими банками России

Сбалансированная система показателей как инструмент оценки инновационного развития высшей школы

Этапы реформирования системы финансирования сферы здравоохранения Казахстана

Пути совершенствования экономического механизма сельскохозяйственного производства Республики Казахстан

Преимущества и недостатки функционирования интегрированных структур в пищевой промышленности Украины

Система инфраструктуры внешнеторговой деятельности

Инструменты создания эффективной системы управления на предприятиях машиностроения

Задать вопрос