Террористическая контрабанда через государственную границу: правовая регламентация борьбы, проблемы и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бреев, А. В. Террористическая контрабанда через государственную границу: правовая регламентация борьбы, проблемы и пути их решения / А. В. Бреев, А. В. Захаров, И. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 290-292. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5600/ (дата обращения: 17.12.2024).

В современном мире терроризм представляет серьёзную угрозу безопасности не только какому-либо отдельному государству, но и всему мировому сообществу. Его глобальный характер заключается в том, что он посягает на наиболее значимые государственные и общечеловеческие ценности. В связи с этим особое внимание стоит уделить незаконному перемещению террористами запрещенных предметов и товаров через государственную границу РФ (террористическая контрабанда).

Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) в ст. 322 предусматривает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, под которым понимается «пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Террористическая деятельность чаще всего сопровождается незаконным проникновением на территорию другого государства, в т.ч. и перевозкой запрещенных товаров, ценностей и иных предметов. Незаконное пересечение границы нередко сочетается с контрабандой («контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» [1, ст.226.1]). Ответственность за данное противоправное деяние установлена ст. 226.1 УК РФ. Когда Государственная и таможенная границы РФ практически совпадают и через них одновременно перемещаются люди и товары содеянное квалифицируется по совокупности ст. 226.1 и 322 УК РФ. Совокупность преступлений имеется и тогда, когда незаконное пересечение границы связано с угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.

Для перевозки своих товаров и предметов террористы могут использовать и международные перевозки на воздушном транспорте, в связи с чем установлена уголовная ответственность за «несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов» (ст. 271 УК РФ «Нарушение правил международных полетов»). Существует проблема неопределенности в характеристике объекта данного преступления, что приводит к мысли о возможности изъятия ст. 271 либо из текста УК РФ вообще, либо, как минимум, из текста главы 27 УК РФ, т.к. она не имеет самостоятельного значения, поскольку является специальным составом ст. 322 «Незаконное пересечение Государственной границы». То обстоятельство, что пересечение границы происходит с использованием воздушного транспорта, характеризует лишь способ такого посягательства. В связи с этим полагаем, что ст. 271 должна быть исключена из УК РФ.

Среди актов национального законодательства выделим также Закон Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Ст. 43 ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации» определяет, что «лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством РФ» [3, ст. 43]. В тех случаях, когда пересечение границы осуществляется вне пунктов пропуска, но при наличии действительных документов (общегражданских паспортов или иных документов), такие действия следует квалифицировать по ст. 18.1 КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации». В этой норме КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы, согласно которым ее пересекают в специально отведенных местах. По данной статье КоАП РФ следует также квалифицировать, например, перемещение через Государственную границу транспортных средств, грузов, товаров без соответствующих документов. Возникает вопрос, как и по какому законодательному акту (УК РФ или КоАП РФ) квалифицировать ситуацию, когда террорист незаконно перемещает свои товары и предметы через Государственную границу в специально отведенных местах – пунктах пропуска. В силу этого представляется, что образуется состав преступления, предусмотренный ст. 226.1, т.к. он полностью охватывает состав контрабанды, а не нарушения режима Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.1 КоАП РФ). Ст. 18.1 КоАП РФ («нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении»[2, ст.18.1]) охватывает лишь ответственность за пересечение границы вне специально отведенных мест, т.е. важный аспект здесь – режим пересечения границы, а вопрос ставится о незаконном пересечении в специально отведенных местах. Таким образом, для правильного определения наказания в данной ситуации следует применять положения УК РФ.

До сих пор не сформировалось единого определения того, что понимают под террористической контрабандой (незаконным перемещением через государственную границу товаров и иных предметов террористами), поэтому предложим свой вариант. Итак, под террористической контрабандой через государственную границу следует понимать сокрытие и перемещение товаров и иных предметов террористического характера от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. К товарам и предметам террористического характера следует отнести: 1) оружие, его основные части, и патроны к нему; 2) радиоактивные материалы, опасные отходы, запрещенные при ввозе, и (или) ограниченные к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе; 3) ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, ограниченные к перемещению через таможенную границу; 4) наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов; 5) взрывчатые и озоноразрушающие вещества; 6) взрывные устройства и материалы к ним. Сокрытие товаров и иных предметов террористического характера осуществляется с целью прохождения таможенного контроля при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Таким образом, в Российской Федерации осуществляется комплексная борьба с террористической контрабандой на уровне собственно Российской Федерации и в рамках Таможенного союза Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

Кроме того, борьба с террористической контрабандой осуществляется и на международном уровне. Здесь особо следует выделить Международную конвенцию о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений, к которой Российская Федерация присоединилась 13 декабря 1994 года. Конвенция Найроби является многосторонним международно-правовым договором, назначение которого – создание правовой основы сотрудничества и взаимодействия государств по борьбе с контрабандой и иными таможенными правонарушениями. Среди несомненных достоинств данного акта следует отметить утверждение принципа «взаимного административного содействия», который включает в себя возможность таможенной службы одного государства–участника Конвенции обратиться к другому государству–участнику Конвенции с просьбой об оказании помощи в ходе любого расследования либо в связи с любым административным или судебным разбирательством, проводимым по делам о таможенных правонарушениях, что предусмотрено в ч. 2 ст. 2 Конвенции[4,с.115]. К сожалению, принцип «взаимного административного содействия» не распространяется на просьбы об аресте лиц, закрепленный в ч. 3 ст. 2 Конвенции. Это является существенным недостатком, поскольку в рамках международного сотрудничества и обеспечения эффективности борьбы с международной террористической контрабандой зачастую требуются такие меры. Иначе у террориста-контрабандиста есть путь избежать наказания за свои деяния. А потому, предполагаем необходимым исключить положение ч. 3 ст. 2 Конвенции.

Таким образом, террористическая контрабанда представляет угрозу экономической и общественной безопасности всех государств в мире, а, следовательно, имеющиеся пробелы и недостатки, как в международных актах, так и в российском законодательстве должны быть исключены или хотя бы сведены к минимуму. В связи с этим, представляется целесообразным учесть указанные выше варианты решения существующих изъянов в законодательстве. Кроме того, борьба с террористической контрабандой невозможна без тесного сотрудничества между государствами и их органами власти, особенно, правоохранительными органами, значимая роль среди которых отводится таможенным органам, поскольку их назначением как раз и выступает осуществление таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через государственную и таможенную границу, в том числе и террористической контрабанды.


Литература:
  1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

  3. Закон РФ от 01 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изм. от 25 июня 2012 г. № 93-ФЗ) // Российская газета. № 84. 04.05.1993.

  4. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Вместе с Приложением X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ») (Заключена в г. Найроби 09.06.1977) // Таможенные ведомости. 1996. № 11. С. 103 - 117.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Государственная граница, РФ, террористическая контрабанда, УК РФ, Таможенный союз, пункт пропуска, таможенная граница, взаимное административное содействие, незаконное пересечение.


Похожие статьи

Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России

Проблема загрязнения водной среды и пути ее решения

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения

Проблемы нормативно-правового регулирования воздушного терроризма в России

Особенности криминологической характеристики участников незаконных военизированных формирований

Экстремизм в молодежной среде: понятие, виды и особенности

Современные проблемы в области информационной безопасности: классические угрозы, методы и средства их предотвращения

Транснациональная коррупция: глобальная проблема современности

Некоторые проблемы правового регулирования государственной гражданской службы. Федеральный и региональный аспект

Общественные экологические объединения: понятие и функции

Похожие статьи

Проблемы правовой регламентации морского терроризма в России

Проблема загрязнения водной среды и пути ее решения

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения

Проблемы нормативно-правового регулирования воздушного терроризма в России

Особенности криминологической характеристики участников незаконных военизированных формирований

Экстремизм в молодежной среде: понятие, виды и особенности

Современные проблемы в области информационной безопасности: классические угрозы, методы и средства их предотвращения

Транснациональная коррупция: глобальная проблема современности

Некоторые проблемы правового регулирования государственной гражданской службы. Федеральный и региональный аспект

Общественные экологические объединения: понятие и функции

Задать вопрос