Данная статья состоит из трех основных частей. Первая часть служит введением и кратким обзором основных юридических документов, регулирующих криптовалюту; Во второй части мы углубимся в правовой статус и налогообложение криптовалюты, и, наконец, в третьей части мы подробно рассмотрим юридические и налоговые последствия получения, хранения, доставки и обмена криптовалюты.
Ключевые слова: криптовалюта, криптоактивы, Национальный банк Грузии,нормативный акт, майнинг, стейкинг, ICO.
This article consists of three main parts. The first part serves as an introduction and a brief overview of the main legal documents regulating cryptocurrency; In the second part we will delve into the legal status and taxation of cryptocurrency mining, and finally, in the third part we will look in detail at the legal and tax consequences of receiving, storing, delivering and exchanging cryptocurrency.
Keywords: cryptocurrency, crypto assets, National Bank of Georgia, regulatory act, mining, stacking, ICO .
Криптовалюты (криптоактивы) возникли в результате развития Интернета, технологических новшеств и потребности в безопасной, быстрой и дешевой передаче, хранении и учете информации. В то же время криптовалюты предоставили возможности для спекуляций, новых способов совершения финансовых преступлений и безопасного получения незаконных доходов. Все это привело к необходимости разработки современной правовой и налоговой базы, в основе которой будут технологии, возможности, которые они предлагают, а также угрозы, которые могут возникнуть в будущем.
До 20 декабря 2017 года грузинское законодательство и банки не поднимали вопрос регулирования криптовалюты. Следует отметить, что это был период огромного роста криптовалютного рынка в Грузии. В этот же день Национальный банк Грузии опубликовал предупреждение, в котором говорилось следующее: «…виртуальная валюта не является законным платежным средством в Грузии. Деятельность, связанная с ней, не регулируется законодательством Грузии и, следовательно, виртуальная валюта не является сферой регулирования Национального банка.»...
В заявлении также содержится предупреждение пользователям цифровых валют проанализировать потенциальные юридические и финансовые риски, связанные с их нестабильностью, децентрализованным способом функционирования, нерегулируемыми обменными платформами и анонимностью.
На основании указанного предупреждения Национальный банк высказал следующую позицию:
- Деятельность, связанная с криптовалютой, не регулируется законодательством Грузии;
- Национальный банк Грузии не регулирует цифровую валюту в Грузии;
- Криптовалюта не является законным платежным средством в Грузии;
- Криптовалюта несет юридические и финансовые риски для пользователей.
Определение криптоактивов. Следует отметить, что отдельного закона о криптовалюте в Грузии до сих пор нет. В то же время Министр финансов Грузии издал Публичное решение № 201 от 28 июня 2019 года, которое является единственным нормативным актом (законодательством) Грузии, подробно определяющим, что такое криптоактивы и связанные с ними налоговые последствия.
Законодательство Грузии не дает юридического определения криптовалюты или виртуальной валюты. Министерство финансов Грузии разделяет определение виртуальной валюты, установленное Европейским центральным банком, которое включает в себя криптоактивы. Согласно Общественному решению № 201, «...Для целей этого публичного решения криптоактив представляет собой цифровой актив, который хранится и обменивается в электронном виде через одноранговую сеть, не требует доверенного посредника и работает с помощью программного обеспечения технологии распределенного реестра, работающего в сети компьютеров, который использует криптографические методы. Криптоактив представляет собой цифровое выражение стоимости, его выпуск и обмен осуществляются с помощью децентрализованного механизма консенсуса, без центрального доверенного эмитента и надзорного/контролирующего органа, а его право собственности подтверждается криптографическими методами.».. и «…Также следует отметить, что криптоактив не имеет физической формы, не находится в определенном месте, не хранится ни на каком счете в финансовом учреждении, и, как правило, его эмитент не может определяется.»..
В то же время Налоговый кодекс Грузии (22.07.2021 с поправками к Налоговому кодексу) отмечает и частично регулирует криптоактивы, не давая им подробного объяснения. Поэтому я предполагаю, что публичное решение № 201 является единственным документом, который может быть использован для анализа криптоактивов, в том числе при интерпретации налогового кодекса.
Криптовалюту можно определить , как один из видов криптоактива: «…криптографическая валюта (криптоактив) …» , что означает, что она как минимум включает криптографическую валюту (криптовалюту) в состав криптоактивов.
Криптовалюта (криптоактив) не рассматривается как товар (так же не считается товаром денежные средства), а передача права собственности на них не рассматривается как оказание. Такой подход к криптовалютам предусмотрен в разделе о налоге на дополнительный доход (НДС).
На сегодняшний день существует более 8000 типов криптовалют (таких как Биткойн (BTC), Ethereum (ETH), Binance Coin (BNB), Tether (USDT), Solana (SOL), Cardano (ADA) и т. д.).
Как я говорила ранее единственным документом, имеющимся в распоряжении, является вышеупомянутое Публичное решение № 201. На основании этого постановления позицию Минфина можно сформулировать следующим образом:
- Доход, полученный физическим лицом от поставки криптоактива, освобождается от подоходного налога.
- Поставка криптоактива (обмен криптоактива на национальную или иностранную валюту) освобождена от НДС.
- Обеспечение вычислительной скорости (мощности) для майнинга криптоактивов:
а) не облагается налогом на добавленную стоимость, если получатель данной услуги является лицом, зарегистрированным за пределами Грузии, или не имеет места управления или постоянного учреждения в Грузии, что непосредственно связано с полученной услугой. Кроме того, лицо, оказывающее услугу, вправе учитывать суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате по документам бухгалтерского учета за товары/услуги, приобретенные для оказания данной услуги.
б) подлежит налогообложению НДС, если получатель этой услуги является лицом, зарегистрированным в Грузии, или имеет место управления или постоянное учреждение в Грузии, что непосредственно связано с полученной услугой.
В связи с процессом сближения законодательства в Грузии с законодательством ЕС ожидается, что в будущем налоговые органы Грузии разделят и рассмотрят важное решение Суда Европейского Союза (ЕС) Skatteverket v David Hedqvist C-264/ 14 (22 октября 2015 г.). Это решение важно тем, что в нем делается вывод, и министерства финансов большинства стран-членов ЕС согласны с тем, что покупка, распоряжение и обмен криптовалюты освобождаются от НДС; майнинг не облагается НДС (поскольку получатель услуги не идентифицирован).
Получение, хранение, доставка и обмен крипто-активов в Грузии разрешены. Пока что нет закона, запрещающего любую из вышеперечисленных действий, однако криптоактивы не являются законным платежным средством в Грузии, поскольку они не считаются валютой. Скорее всего, такая оплата будет рассматриваться как оплата натурой, а не наличными.
Говоря о влияние налогов на получение, хранение, доставку и обмен крипто-активов в Грузии, следует сказать, что ни хранение, ни доставка криптовалюты физическими лицами не должны облагаться налогом в Грузии. Однако существует подоходный налог на излишек, полученный от поставки.
Ни хранение, ни доставка криптовалюты физическими лицами не должны облагаться налогом в Грузии. Однако существует подоходный налог на излишек, полученный от поставки.
В соответствии с Публичным решением № 201 доход, полученный от деятельности по предоставлению криптовалюты считается полученным из иностранного источника. Причина в том, что налоговые резиденты Грузии освобождены от иностранного дохода, а поставка криптовалюты является доходом из иностранного источника, потому что:
— В списке источников дохода в Грузии он прямо не упоминается;
— Криптовалюта не имеет физического местоположения;
— Он не размещен ни в одном финансовом учреждении;
— Отследить место поставки криптовалюты практически невозможно, потому что поставка и обмен криптовалюты происходит виртуально.
Касательно получения криптовалюты — она может облагаться подоходным налогом. Налогообложение полученной криптовалюты рассматривается в каждом конкретном случае в зависимости от основания получения.
Правовые последствия для криптовалютных бирж и ICO в Грузии. Ни криптовалютные биржи, ни ICO в Грузии не регулируются.
Криптоинвестирование сопряжено с высоким риском для инвесторов и имеет много общего с рынком ценных бумаг, который строго регулируется Национальным банком Грузии. Однако Национальный банк Грузии на данном этапе отказывается от компетенции, и это может измениться в ближайшем будущем.
Хотя правила в Грузии не распространяются на биржи криптовалют — банки считают такой бизнес высокорискованной деятельностью, и им обычно отказывают в услугах грузинских финансовых учреждений. В то же время в Грузии было создано несколько криптобирж. Успешно работают, например: Emoney.ge, ge.Cryptal.com, Coinmania.ge и MyCoins.ge. Они в некоторой степени связаны с компаниями или установленными финансовыми учреждениями, которые могут их обслуживать.
ICO также не регулируются (по крайней мере, пока платежи за ICO осуществляются в криптовалюте). В то же время, поскольку компании в рамках ICO не выпускают физические акции инвесторам, а просто отправляют им цифровую валюту — это напрямую не подпадает под конкретные правила.
Криптовалютные биржи подлежат обычному налогообложению: налог на прибыль 15 % и налог на дивиденды 5 % на распределение прибыли предприятия (или действия, эквивалентные распределению).
Что касается ICO — как только компания распределяет что-то ценное среди своих акционеров — должны взиматься те же налоги: 15 % налог на прибыль, 5 % налог на дивиденды.
Подводя итог, можно сказать, что вся деятельность, связанная с криптовалютой, в Грузии является законной (при соблюдении соответствующих условий). Большинство (если не почти все) операций, связанные с криптовалютой, освобождены от налогов, за исключением нескольких существенных неопределенностей, таких как майнинг отдельными лицами и майнинговыми фермами, стейкинг.
Стоит отметить, что многие криптоинвесторы ищут страну, в которой можно жить уже сегодня. Большое внимание уделяется выгодам, которые они могут получить от страны. Для создания комфортных условий для таких инвесторов необходима четкая и стабильная правовая и налоговая база. В настоящее время есть много инвесторов, которые наблюдают за развитием крипторегулирования в Грузии.
Литература:
- Налоговый кодекс Грузии (22.07.2021 с изменениями в Налоговый кодекс// ст. 46 1 ) URL: https://matsne.gov.ge/ru/document/view/1043717?publication=194 (дата обращения: 22.03.2023 г.)
- Публичное решение № 201 «О налогообложении криптоактивов и операций по предоставлению вычислительной скорости (мощности) для их добычи налогами» URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/4601215?publication=0 (дата обращения 22.03.2023 г.)
- Решение по делу Скаттеверкет против Хедквиста (Skatteverket v David Hedqvist C-264/ 14 (22 октября 2015 г.)) URL: https://www.cambridge.org/core/journals/international-legal-materials/article/abs/skatteverket-v-hedqvist-cjeu/0A4B166AF1542A65B219630CF483FEB8 (дата обращения: 22.03.2023 г.)
- Директива Совета Европейского Союза 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 г. об общей системе налога на добавленную стоимость. URL: https://www.vatupdate.com/2021/03/03/flashback-on-ecj-cases-c-264–14-hedqvist-buying-and-selling-bitcoin-is-exempt-from-vat/ (дата обращения: 22.03.2023 г.)