Влияние функционализма на конструктивную форму небоскребов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 21.03.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Ракката, Юнес. Влияние функционализма на конструктивную форму небоскребов / Юнес Ракката, С. В. Норенков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 27-34. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100940/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье исследуется влияние функционализма на конструктивную форму небоскребов от ранних этапов развития до наших дней.

Ключевые слова: небоскребы, здания, функционализм, Луи Салливан, орнамент, формы конструкции.

The article examines the influence of functionalism on the construction form of skyscrapers in their early development phases to these days.

Keywords: skyscrapers, Building, functionalism, Louis Sullivan, ornament, construction forms.

Как получается, что небоскребы, которые мы видим сегодня, эволюционировали в обратном направлении, по крайней мере, эстетически? Кажущийся скучным небоскреб середины 1900-х годов, который стал доминировать на наших горизонтах, является относительно недавним развитием. Самые высокие здания мира не всегда были лишены грандиозности, художественности. Хотя ранние примеры есть и в других местах, небоскреб действительно родился в Америке, и никто не повлиял на его развитие больше, чем Луи Салливан.

«National Geographic» опубликовал статью под названием «Город древнего грязевого небоскреба — это Манхэттен пустыни» [12], расположенный на краю безлюдной пустыни в Йемене, известной как Пустой квартал. Город-крепость 16-го века Шибам остается старейшим мегаполисом в мире, где использовалась вертикальная застройка. Однако, возможно, существуют еще более ранние представления о небоскребе, между 12 и 13 веками (рис. 1). В городе Болония были построены многочисленные башни. Некоторые источники сообщают о 180 башнях. Пока не ясно, зачем было построено так много башен, но считается, что самые богатые семьи в эпоху инвестиционных споров использовались как средство нападения и обороны. Сохранились почти 20 из многочисленных башен, украшающих город Болонью древних времен сегодня две самые выдающиеся. Одна из оставшихся, известных как две башни, является достопримечательностью города (рис. 2).

Город-крепость Шибам XVI века. Йемен

Рис. 1. Город-крепость Шибам XVI века. Йемен

Масштабная модель Болоньи, какой она могла быть в средние века, сфотографирована на фоне раскрашенного фона[1]

Рис. 2. Масштабная модель Болоньи, какой она могла быть в средние века, сфотографирована на фоне раскрашенного фона[1]

Луи Салливана, американского архитектора, называют отцом небоскребов. Его величайшим достижением было синтезировать старые архитектурные идеи с совершенно новым типом здания. Салливан спроектировал высокое и элегантное восьмиэтажное здание Карсона Пири Скотта в Чикаго в 1899 году, которое было первым в Соединенных Штатах. В нем были представлены классические формы и одновременно массированный небоскреб. Кроме того, это был первый в мире стальной каркас, на котором держалось все здание. В небоскребах Салливана первоначальный дизайн сочетается с последними инновациями. Они часто отличались богато украшенным экстерьером с элементами ар-деко и неоготики. Однако по мере того, как потребность в более высоких и крупных небоскребах возрастала, проекты Салливана постепенно заменялись более простыми формами конструкции. Менее богато украшенные здания, более традиционный подход к архитектуре, с более простыми фасадами и более открытыми интерьерами, в конце концов стали нормой.

Современные методы строительства и технологии сделали платежеспособные небоскребы возможными, но не было очевидным, как они должны выглядеть. Салливан сокрушался по поводу чрезмерно образованных архитекторов, создававших такие вещи, как здание New York Times. Его здание Уэйнрайт гораздо больше (рис. 3). Формулировка в эссе 1896 года под названием «Художественно продуманное высокое офисное здание», Салливан излагает свои принципы проектирования. Хотя знаменитую цитату « форма следует за функцией » приписывают ему, и он первый так выразился[2]. Суть работы Салливана заключалась не в том, что архитектура должна быть функционалистской. Исключились эстетические соображения, но сами эстетические принципы должны соответствовать форме рассматриваемого здания, которую Салливан считал небоскребами возвышенностью. В любом случае стиль Салливана доминировал на протяжении десятилетий и был основой для многих великих неоготических и неоклассических небоскребов конца 19-го и начала 20-го веков в Америке, даже для более футуристического ар-деко 1930-х годов.

Здание Уэйнрайт в 2012 году. Пирсы читаются как столбы

Рис. 3. Здание Уэйнрайт в 2012 году. Пирсы читаются как столбы

До конца 19 века вес многоэтажного здания должен был поддерживаться главным образом прочностью его стен. Чем выше здание, тем больше нагрузка на нижние секции здания, поскольку существовали более четкие инженерные ограничения веса, который могли выдержать такие несущие стены. Высокие конструкции означали очень толстые стены на земле. Этажи и определяли пределы высоты здания. Разработка дешевой универсальной стали во второй половине 19 века изменила эти правила. Америка переживала бурный социальный и экономический рост, который открывал большие возможности в архитектурном дизайне. Формировалось гораздо более урбанизированное общество, и общество требовало новых, более крупных зданий. Массовое производство стали было главной движущей силой возможности строить небоскребы в середине 1880-х годов[3]. Продав каркас из стальных балок, архитекторы и строители могли создавать высокие стройные здания с прочным и относительно легким стальным каркасом. Остальные элементы здания, стены, полы, потолки и окна были подвешены к каркасу, который нес на себе вес этого нового способа формированного строительства здания так называемой колонно-каркасной конструкции. «Направляйте форму их вверх, а не наружу».

Несущая стальная рама позволяла не только строить более высокие здания, но и добавила возможность окнам гораздо большего размера через большее количество дневного света, достигающего внутренних пространств, а внутренние стены становились тоньше, что создавало более полезную и сдаваемую в аренду площадь пола. Чикагское здание Monadnock охватывает этот примечательный момент перехода северной части здания. Построенный в 1891 году, он представляет собой устойчивую несущую конструкцию, а южная половина, законченная всего два года спустя, представляет собой каркасную конструкцию. Пока эксперименты с этой новой технологией проводились во многих городах, Чикаго был решающей лабораторией [15]. Так что же изменилось после революции небоскрёбов Салливана?

В 1893 году рассерженный австрийский архитектор по имени Адольф Лоос. Лоос приехал на всемирную выставку в Чикаго, где увидел небоскребы Салливана, помнящие, что в Европе во времена Лооса господствовали стили возрождения. Будь то неоготика, неоклассика или неовизантия, Лоос был источником вдохновения для модернизма в широко известном критике движения в стиле модерн. Движение ар-нуво — это в основном прикладное декоративное искусство, против которого выступал Лоос. По сути, он продвигал функционализм, который заключается в том, что здание должно быть спроектировано исключительно исходя из его цели и функции. Функционализм — международное архитектурное движение, возникшее после Первой мировой войны как часть волны модернизма. Лоос видел будущее, но больше всего его поразила Америка с ее зернохранилищами и водонапорными башнями, которые он видел, живя в сельской местности. Он считал их совершенно рациональными (рис. 4).

Водонапорная башня, Нью-Йорк, 25 East 4th Street, 1979 г., напечатано в 1997 г.

Рис. 4. Водонапорная башня, Нью-Йорк, 25 East 4th Street, 1979 г., напечатано в 1997 г.

Архитектура сосредоточена на полезности и ни на чем больше. Избавившись от бесполезных украшений, Лоос вернулся в Европу и начал проектировать такие вещи, как эта закусочная в Вене. Она может выглядеть современно, но она была построен в 1910 году (рис. 5). Он считал, что украшения — это пустая трата денег, времени и труда. Это было иррационально и не соответствовало современному веку промышленных машин в его влиятельности.

Дом Штайнера, спроектированный Адольфом Лоосом, расположен в Вене, Австрия

Рис. 5. Дом Штайнера, спроектированный Адольфом Лоосом, расположен в Вене, Австрия

В «Орнаменте и преступлении» Лоос сказал: «Я пришел к следующему заключению, которое я даю миру. Эволюция культуры равносильна снятию орнамента с утилитарных предметов» [16]. Он донес максиму Салливана до крайних уголков Германии, и в Центральной Европе уже были попытки примирить современные материалы, методы и социальные нужды с архитектурой. Как и на фабрике Barons 1909 AEG, которая выглядит как форма промышленного классицизма, дополненная стилизованными колоннами и фронтонами— это торжество более радикального стиля (рис. 6). Его вера в функционалистическую архитектуру, лишенную орнамента и цвета, полностью утилитарную и рациональную по своей природе, оказала огромное влияние на целое поколение.

Петер Беренс, Турбинный завод, 1909–1910 гг.

Рис. 6. Петер Беренс, Турбинный завод, 1909–1910 гг.

Европейские архитекторы, школа Баухаус, основанная в 1919 году, была самым известным учреждением, принявшим эту эстетику. Например, как и Корбюзье, разделяющий крайние взгляды потери и основывающий договор о славе на архитектуру на идеях потери от украшений и преступлений. Архитектура Ле Корбюзье кажется более стильной версией того, что делал Лоос, поощряемый немцами. Правительство Школы Баджо стремилось объединить все ремесла и искусства вместе и примирить их с массовым производством, чтобы создать качество и количество для публики.

В 1927 году компания Dutcher Work Bond пригласила архитекторов Баухауса вместе с Ле Корбюзье спроектировать жилой комплекс. Он был задуман как пример того, как строить дешевое и эффективное жилье, и пророчил будущее. В основе всего этого лежало футуристическое стремление к Европе, которая была опустошена Первой мировой войной, а ее традиционная архитектура символизировала желание построить лучший мир, отсюда и их интерес к городскому планированию.

Рассмотрим модель Ле Корбюзье для реконструкции Парижа. На смену тогдашней чуме Ламарра пришла каменная фаланга из 18 крестообразных офисных башен. Башни площадью в несколько квадратных миль расположились в многоярусном парке. Один уровень представлял собой огромное количество зелени, другой предназначался для транспорта (рис. 7)[4]. Ле Корбюзье был швейцарскими французским архитектором и одним из пионеров того, что сегодня считается современной архитектурой. Он попросил зрителей представить себя в этом переработанном приходском городе, заявив, что улица, какой мы ее знаем, перестанет существовать. Завтрашний день мог бы великолепно совпасть с маршем событий, то есть день за днем, приближая нас к заре нового общественного договора. Однако все изменилось в 1933 году, когда под давлением нацистского режима и его нападок на все авангардное и модернистское школа Баухаус была закрыта. Его архитекторы уехали из Германии и разнесли свои идеи по всему миру, особенно в Америку [18].

План Вуазен, Париж, Франция, 1925 г. (Нереализованный проект)

Рис. 7. План Вуазен, Париж, Франция, 1925 г. (Нереализованный проект)

Там, где их преподавали в Гарварде в 1930-е годы. Конечно, в Америке ар-деко все еще был в моде, но модернистам это не нравилось. Вспомним, что писал Ле Корбюзье об ар-деко, он объявляет, что настал «час упадка декоративного искусства» [19], Вторя Лоос, полагая, что орнаментация была иррациональна, и он был прав. Ар-деко оказался недолговечным движением. Эти модернистские идеи, будь то спиртные напитки, выпивка, Баухаус или скандинавский функционализм. В совокупности он стал известен как интернациональный стиль, а в послевоенные десятилетия стал стилем Нового Света, одного из мировых демографических бумов и экономического прогресса.

Одним из ведущих членов Баухауза и последним директором школы был Людвиг Мис ван дер Роэ. Он, как и Салливан, хотел создать стиль, подходящий для современности, не меньше, чем классический был для античного и готический для средневековья. Людвиг поселился в Чикаго и в 1958 году спроектировал здание Seagram Building. Окончательное выражение этого интернационального стиля и далекое от тех старых башен неоготики и ар-деко. Его стеклянные небоскребы станут воплощением модернизма. Людвиг больше, чем кто-либо другой, понимал потенциал стекла. Это может быть серийное производство на промышленном уровне. Он использовал в качестве навесной стены для дешевой облицовки больших зданий и вдохновлен Лоосом. Он считал, что такие конструкционные материалы обладают врожденным эстетическим качеством.

По всему миру прокатилась волна таких «мусорщиков». Это был универсальный подход, безразличный к местной архитектурной традиции или даже к климату, функциональный и рациональный стиль, соответствующий современности и лишенный такового. Орнамент, или цветовой модернизм, в итоге победил. Появились вариации в ответвлениях, особенно в виде брутализма, конечно. Однако даже интернациональный стиль сейчас сменился волной более выразительных, игривых и динамичных небоскребов. И ушли в прошлое гладкие стеклянные плиты, идеи Лооса Ле Корбюзье, Баухауза и других. Их принципы не всегда продолжают торжествовать.

Здание Seagram, 1958 год, Людвиг Мис ван дер Роэ; Филип Джонсон

Рис. 8. Здание Seagram, 1958 год, Людвиг Мис ван дер Роэ; Филип Джонсон

Выводы

  1. Максимальное взаиморазвитие конструкции формы и орнамента активно проявилось на самых ранних этапах истории архитектуры. В конструктивизме и функционализме орнаментальное начало было минимизировано. В советской архитектуре произошёл отказ от «украшательства». В постмодернизме орнаментация хаотизирована, но не исчезла вовсе.
  2. Утверждение известного своим минимализмом архитектора Адольфа Лооса: «Орнамент — это преступление» не верно не только для архитектуры прошлого, но и для архитектуры настоящего, а также и многообещающего будущего.
  3. История взаимодействия конструкций небоскрёбов и орнаментов не во всем однозначна, и она имеет как отказы друг от друга, так и взаимодействия.

Литература:

  1. Байер, Патрисия (1999). Архитектура ар-деко: дизайн, декор и детали двадцатых и тридцатых годов. Темза и Гудзон. ISBN 978–0–500–28149–9. — Текст: непосредственный.
  2. Экономика архитектурного проектирования и строительства: учебник для вузов / под редакцией В. А. Варежкина. — Москва: Стройиздат, 1990. — 272 с. — ISBN 5–274–00995–6. — Текст: непосредственный.
  3. Авдотьин, Л. Н. Применение вычислительной техники и моделирования в архитектурном проектировании: учебное пособие для вузов по специальности «Архитектура» / Л. Н. Авдотьин. — Москва: Стройиздат, 1978. — 255 с. — Текст: непосредственный.
  4. Степанов, А. В. Архитектура и психология: учебное пособие для архитектурных специальностей вузов / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. — Москва: Стройиздат, 1993. — 295 с. — ISBN 5–274–01795–9. — Текст: непосредственный.
  5. Рыбин О. В. Из будущего в настоящее: научно-популярное издание / О. В. Рыбин. — Нижний Новгород: Промграфика, 2011. — 164 с. — Текст: непосредственный.
  6. Глэнси Д., Архитектура: полная энциклопедия / Д. Глэнси. — Москва: АСТ, Астрель, 2007. — 512 с. — Текст: непосредственный.
  7. Гидион, З. Пространство, время, архитектура: сокращенный перевод с немецкого / З. Гидион. — Издание 3-е. — Москва: Стройиздат, 1984. — 455 с. — Текст: непосредственный.
  8. Зоколей, С. В. Архитектурное проектирование, эксплуатация объектов, их связь с окружающей средой: перевод с английского / С. В. Зоколей, М. В. Никольский. — Москва: Стройиздат, 1984. — 671 с. — Текст: непосредственный.
  9. Прак, Н. Л. Язык архитектуры: очерки архитектурной теории: перевод с английского / Н. Л. Прак, Е. Ванеян; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — Москва: Дело, 2018. — 282 с. — ISBN 978–5–7749–1189–9. — Текст: непосредственный.
  10. Чинь, Ф. Д. К. Архитектура: форма, пространство, композиция: перевод с английского / Ф. Д. К. Чинь, Е. Нетесова. — Москва: ACT: Астрель, 2005. — 399 с. — ISBN: 978–5–17–135344–5. — Текст: непосредственный.
  11. Мастера архитектуры об архитектуре: Зарубежная архитектура. Конец XIX–XX в.: избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов / под общей редакцией А. В. Иконникова. — Москва: Искусство, 1972. — 590 с. — Текст: непосредственный.
  12. This Ancient Mud Skyscraper City is the 'Manhattan of the Desert' URL: https://www.nationalgeographic.com/travel/article/shibam-mud-skyscraper-yemen(дата обращения: 10.01.2023). – Текст: электронный.
  13. Sullivan, Louis H. (1896). «The Tall Office Building Artistically Considered». Lippincott's Magazine (March 1896): P-408 URL: https://archive.org/details/tallofficebuildi00sull (дата обращения: 10.03.2023). – Текст: электронный.
  14. Henry Bessemer – Man of Steel- Article by Claudia Flavell-While – URL : https://www.thechemicalengineer.com/features/cewctw-henry-bessemer-man-of-steel/#:~:text=Patented%20in%201855%2C%20the%20Bessemer,all%20were%20unimaginable%20before%20Bessemer. (дата обращения: 11.03.2023). – Текст: электронный.
  15. The Chicago School of Architecture URL : http://npshistory.com/publications/chicago-school-of-architecture.pdf. (дата обращения: 11.03.2023). – Текст: электронный.
  16. Crime and Ornament, The Arts and Popular Culture in the Shadow of Adolf Loos, edited by Bernie Miller and Melony Ward, XYZ Books, 2002 URL : https://hts3.files.wordpress.com/2010/12/loos-ornament-and-crime2.pdf(дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
  17. Полное собрание сочинений, том 1, 1910–1929 гг. URL: http://www.fondationlecorbusier.fr/corbuweb/morpheus.aspx?sysId=13&IrisObjectId=6159&sysLanguage=fr-fr&itemPos=6&itemSort=fr-fr_sort_string1&itemCount=7&sysParentName=Home&sysParentId=11 (дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
  18. Bauhaus archiv museum für gestaltung after 1933 URL: https://www.bauhaus.de/en/das_bauhaus/81_nach_1933/(дата обращения: 13.03.2023). – Текст: электронный.
  19. Le Corbusier, L’Art décoratif d’aujourd’hui et « la loi du ripolin » URL : https://books.openedition.org/pupo/2422?lang=fr (дата обращения : 13.03.2023). – Текст : электронный.

[1] Модель была создана в 1916–1917 годах сапожником из Болоньи Анджело Финелли, и сегодня ее можно увидеть в Collezioni Comunali d'Arte. - 1917 г. - Источник Pianta topografica di Bologna nella seconda cerchia - Автор Анджело Финелли

[2] Салливан на самом деле написал: «Форма всегда следует за функцией», но более простая и менее выразительная фраза запомнилась больше. Для Салливана это эстетическое кредо, единственное «правило, которое не должно допускать исключений» [13].

[3] Запатентованный в 1855 году бессемеровский процесс снизил стоимость стали с 50–60 фунтов стерлингов за тонну (80–95 долларов США за тонну) до 6–7 фунтов стерлингов за тонну (9–11 долларов США за тонну) одновременно с огромным увеличением стоимости стали. Масштабы и скорость производства стали [14].

[4] Отрывок из Ле Корбюзье и Пьера Жаннере [17].

Основные термины (генерируются автоматически): Америка, здание, небоскреб, Чикаго, Европа, интернациональный стиль, AEG, архитектор, йемен, мировая война.


Ключевые слова

орнамент, здания, функционализм, небоскребы, Луи Салливан, формы конструкции

Похожие статьи

Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне

В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.

Орнамент как средство архитектурно-художественной выразительности

В статье рассматриваются традиционное искусство орнамента, использующееся как средство архитектурно-художественной выразительности, который используется в современном строительстве.

Скандинавский стиль в интерьере

В статье рассматривается применение образов и технологий скандинавского стиля применительно к дизайну интерьера учебных аудиторий, приводится конкретный пример, описываются методы и приемы особенностей строительства в северных климатических условиях.

Бумагопластика как одно из средств формообразования костюма

В статье раскрываются основные моменты применения средств бумагопластики для объемного формообразования макетов одежды.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко

В статье авторы пытаются определить влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко.

Органический дизайн: материалы от истоков до современности

В статье проанализировано использование и изменение материалов в органическом дизайне.

Формирование большепролетных конструкций в архитектуре спортивных зданий на примере России

В статье рассматриваются конструктивные схемы спортивных сооружений на примере России. Автор приходит к выводу, что архитектура спортивных сооружений выявляет сущность большепролетных конструкций, которые сочетают в себе синтез инженерной и художеств...

Конструктивистский модерн и мебель IKEA

В статье проанализировано влияние конструктивистского модерна на дизайн современной мебели.

Появление ар-деко в США и его использование в интерьерах XXI века

В статье проанализировано изменение интерьеров в стиле ар-деко со времени появления стиля и до нашего времени.

Похожие статьи

Проблемы интерпретации греческой архитектуры в средовом дизайне

В статье рассмотрены вопросы, связанные с античной архитектурой, ее вкладом в мировую историю искусства, а также влиянием на средовой дизайн и проектирование.

Орнамент как средство архитектурно-художественной выразительности

В статье рассматриваются традиционное искусство орнамента, использующееся как средство архитектурно-художественной выразительности, который используется в современном строительстве.

Скандинавский стиль в интерьере

В статье рассматривается применение образов и технологий скандинавского стиля применительно к дизайну интерьера учебных аудиторий, приводится конкретный пример, описываются методы и приемы особенностей строительства в северных климатических условиях.

Бумагопластика как одно из средств формообразования костюма

В статье раскрываются основные моменты применения средств бумагопластики для объемного формообразования макетов одежды.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко

В статье авторы пытаются определить влияние развития новых технологий на производство мебели в стиле ар-деко.

Органический дизайн: материалы от истоков до современности

В статье проанализировано использование и изменение материалов в органическом дизайне.

Формирование большепролетных конструкций в архитектуре спортивных зданий на примере России

В статье рассматриваются конструктивные схемы спортивных сооружений на примере России. Автор приходит к выводу, что архитектура спортивных сооружений выявляет сущность большепролетных конструкций, которые сочетают в себе синтез инженерной и художеств...

Конструктивистский модерн и мебель IKEA

В статье проанализировано влияние конструктивистского модерна на дизайн современной мебели.

Появление ар-деко в США и его использование в интерьерах XXI века

В статье проанализировано изменение интерьеров в стиле ар-деко со времени появления стиля и до нашего времени.

Задать вопрос