В статье анализируются нормативно-правовые акты, касающиеся материально-технического обеспечения работников прокуратуры. Исследуется значение материально-технического обеспечения работников прокуратуры. Поднимается проблема о недостаточности и неполноте технического и материального оснащения учреждений прокуратуры и связанные с этой темой вопросы. На основании анализа указанных источников автор делает вывод о том, что материально-техническое обеспечение является основополагающим фактором в полноценной деятельности работников прокуратуры. Автор в своем выводе, также проводит анализ оснащённости материально-технической учреждений городской прокуратуры, районной прокуратуры и городов федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.
Ключевые слова: прокурорский надзор, материально-технические средства, материально-техническое обеспечение, бюджет.
Материально-техническое обеспечение любого государственного учреждения является базисом для его деятельности. Материально-техническое обеспечение определяет, насколько эффективно и планомерно будут выполняться поставленные перед учреждением цели, ради которых оно осуществляет свою работу.
Все государственные учреждения получают финансирование из средств федерального бюджета или же из средств региональных бюджетов. Данное условие является гарантией их эффективной работы и определением способностей по решению задач, которые поставило государство перед учреждением. Прокуратура, как следствие, входит в состав государственных учреждений и получает финансирование исключительно из государственного бюджета [1].
Распоряжении Генерального прокурора Российской Федерации от 23.04.98 г. за № 24–7 р «О недопустимости привлечения органами прокуратуры средств благотворительных и иных негосударственных фондов» [2], прямо указывается на недопустимость финансирования органов прокуратуры теми источниками, которые не входят в систему федерального бюджета.
Помимо данного Распоряжения, необходимо отметить, статью 52 части 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в которой определено: «Обеспечение деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, включая материально-техническое, финансовое обеспечение, а также гарантий и компенсаций работникам этих органов и организаций, установленных настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством Российской Федерации» [3]. По отношению к данной теме, данная статья устанавливает четкие границы, того что финансирование прокуратуры другими источниками кроме федерального бюджета невозможны и не приемлемы. К тому же, о недопустимости финансирования учреждений прокуратуры иными субъектами говорится в письме заместителя начальника управления делами Генеральной прокуратуры РФ (№ 10–2-1727–02 от 19 ноября 2002 г.): «В качестве дополнительного финансирования прокуратуры не должны получать от поднадзорных организаций материальные ценности» [7]. Что еще раз подчеркивает независимость прокуратуры от иных источников финансирования кроме федерального бюджета.
Соответствующее обеспечение учреждений прокуратуры материально-техническими средствами является главным условием для обеспечения нормальной и эффективной работы механизма по решению поставленных задач. Невозможность обеспечения материальной части принятого решения для решения задач, несомненно, ведет к невозможности достичь его выполнения.
Материально-техническое обеспечение работников прокуратуры, как следствие является гарантом государственного содействия в прохождении государственной службы и повышения уровня её прохождения. Необходимо рассмотреть данный аспект деятельности прокурорских работников углубленно.
Под материально-техническим обеспечением работников прокуратуры понимаются затраты на работников во время прохождения государственной службы в органах прокуратуры. Характер и размер этих затрат определяется в конкретном случае по-своему. Большой статьёй расходов служит — расходы работников прокуратуры при выполнении своих служебных обязанностей.
Возвращаясь, к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», а именно к ч. 3 ст. 44: «Прокурорские работники в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми органами прокуратуры у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок проезда работников транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых участков при исполнении служебных обязанностей на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте определяется Правительством Российской Федерации. Прокурорскому работнику и одному из членов его семьи один раз в год оплачивается стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (кроме такси) транспортом к месту лечения в санаторно-курортной организации, подведомственной Генеральной прокуратуре Российской Федерации, и обратно (в случае направления на лечение медицинской организацией)» [3]. Рассмотрев, один пункт данной статьи можно увидеть, насколько органы прокуратуры оснащены материальным обеспечением. Сюда же можно отнести: должностной оклад, доплаты за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы и многие другие условия материального обеспечения.
На данный момент государство в отношении денежного содержания работников прокуратуры проводит политику многопланового стимулирования их деятельности, тем самым ориентируя их на добросовестный труд и эффективную работу [1].
Рассматривая материально-техническое обеспечение, будет ошибкой рассмотреть только одну сторону данного определения, обходя техническое обеспечение. Техническое обеспечение — это комплекс технических средств, целью работы которых является обеспечение работы информационной системы, также документация и технологические процессы, относящиеся к техническим средствам. В отношении технического обеспечения, для детального его изучения относится Положение о Главном управлении обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.03.2018 [4]. В данном положении изложены вопросы, которые отдел материально-технического обеспечения разрабатывает:
— участие в подготовке нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам материально-технического обеспечения органов и организаций прокуратуры;
— разработка норм обеспечения мебелью, организационной и бытовой техникой, предметами интерьера, канцелярскими принадлежностями органов и организаций прокуратуры.
— организация работы по централизованному обеспечению органов и организаций прокуратуры форменным обмундированием для прокуроров, имеющих классные чины, и другими видами материально-технических средств согласно положениям Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
— материально-техническое обеспечение подготовки и проведения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации заседаний коллегии, совещаний и других мероприятий.
— приобретение, учет и списание сувенирной продукции.
— пополнение наградного и подарочного фондов Генеральной прокуратуры Российской Федерации подарочной и сувенирной продукцией, ведомственными наградами и наградным оружием.
— приобретение табельного огнестрельного оружия и боеприпасов для нужд органов прокуратуры Российской Федерации по заявкам управления физической защиты и обеспечения безопасности.
— организация приемки, хранения и выдачи товарно-материальных ценностей, в том числе средств вычислительной техники и защиты информации, материальных запасов в части расходных материалов, запасных частей и принадлежностей к ним на складе Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Материально-технические средства органов прокуратуры должны соответствовать реалиям нашего времени. Каждое учреждение органов прокуратуры должно быть обеспечено теми материально-техническими средствами, которые будут обеспечивать нормальную деятельность работников прокуратуры. Весомым фактором, которым можно оценить учреждение прокуратуры на его оснащённость материально-техническими средствами является — размещение в учреждении технических средств нового поколения. Размещению таких средств в учреждениях прокуратуры главным образом способствовала компьютеризация. Компьютеризация в настоящее время двигатель прогресса в учреждениях прокуратуры, так как многие операции по документам переходят в цифровой формат, за счет этого работникам прокуратуры удается уделить больше времени на решение других поставленных задач.
Цифровое преобразование органов прокуратуры Российской Федерации, на данном её этапе, нуждается в значительных изменениях и в системе подготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации, обеспечения соответствия компетенций работников условиям цифровой экономики, цифровизации общества и государственного управления. Особенно остро стоит вопрос об оснащении техническими средствами нового поколения.
Материально-техническое обеспечение городской (районной) прокуратуры передано на ведение в прокуратуры субъектов федерации, которые в свою очередь, содержат материально-технические средства для обеспечения нижестоящих прокуратур. Прокуратуры города (района) не наделены полномочиями для владения расчетных счетов. Также большим пробелом служит отсутствие должности бухгалтера. Полномочия по учету материальных ценностей лежат на заведующем канцелярией. В свою очередь, руководитель прокуратуры — прокурор города (района) выполняет также обязанности материально ответственного лица, он несет материальную ответственность за сохранность доверенного ему имущества [6].
Обеспечение работников городских (районных) прокуратурах техническими средствами нового поколения, на практике доказывает свою неразвитость в сравнении с обеспечением техническими средствами городов федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. В приведенных городах техническое обеспечение органов прокуратуры, по стране, на высоком уровне, за счет чего, учреждения прокуратуры в данных городах справляются с поставленными задачами наиболее эффективно и полно. Несомненно, учреждения прокуратуры городов (районов) справляются с поставленными задачами, но результативность проделанной работы может быть не совсем целостной [5].
Таким образом, материально-техническое обеспечение работников прокуратуры является главным критерием для обеспечения нормальной деятельности самого учреждения прокуратуры, так и, несомненно, для его работников. С обеспечением материальными средствами государство выполняет все для того, чтобы работники учреждений прокуратуры вели свою деятельность добросовестно и результативно.
Техническое обеспечение требует перестройки системы финансирования, для того чтобы учреждения прокуратуры всех уровней могли быть оснащены техническими средствами нового поколения в равном отношении. Тогда поставленные задачи будут выполнятся быстрее и эффективнее.
Литература:
- «Организационно-правовые особенности финансового обеспечения деятельности прокуратуры» Стрельников В. В. Вестник Воронежского государственного университета.- https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15619909 2010 г., № 2
- Распоряжение Генеральной прокуратуры РФ «О недопустимости привлечения органами прокуратуры средств благотворительных и иных негосударственных фондов» от 23 апреля 1998 № N 24/7р // Российская газета
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция)
- Положение о Главном управлении обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (утв. Генпрокуратурой России 01.03.2018)
- Гасанов Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях (по материалам деятельности прокуратуры г.Москвы).М.ИД «Камерон».2006. https://search.rsl.ru/ru/record/01002939675
- Ергашев Е. Р. Организация работы городской (районной) прокуратуры: Учебное. пособие. Екатеринбург, УрГЮА.2006. https://www.studmed.ru/ergashev-e-r-organizaciya-raboty-v-prokurature-goroda-rayona_5a3e678623f.html
- <Письмо> Генпрокуратуры РФ от 01.10.2002 N 10/2–1437–2002 <О взимании прокурорами, следователями платы за услуги по изготовлению с помощью технических средств копий материалов уголовных дел.