Меры поощрения являются одним из действенных методов стимулирования к повышению эффективности работы и службы. Так, например, Попова В. В. на этот счёт говорит следующее: «Сущность поощрения состоит в том, что работник не принуждается к тому или иному поведению под страхом наказания. У него имеется выбор в поведении, и он побуждается к такому поведению, в котором заинтересовано общество» [1]. Меры поощрения применяются в том числе и к государственным служащим. Одной из мер материального поощрения выступает премирование.
Премирование играет важную роль в оценке деятельности работника или служащего: это и общественное признание результатов его деятельности, и стимул повышения качества выполняемой работы, и форма воспитания работника. Стимулирование эффективности службы в органах и организациях прокуратуры России должно быть ориентировано на реализацию целей и задач данного органа, призвано гарантировать высокий уровень профессиональной компетенции прокурорского работника. Премирование в органах прокуратуры как элемент денежного вознаграждения за добросовестную службу определяется актами централизованного уровня и в этом смысле носит обязательный характер, однако в виду существующей ныне неопределенности в регулировании показателей, условий и размеров премирования, по своей сути, становится неконкретизированным правом работодателя.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в статье 41.6 [2] устанавливает перечень мер поощрения работников прокуратуры за примерное исполнение своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, среди которых, в том числе, присутствует и выдача денежной премии. Более детально вопрос премирования прокурорских работников раскрывается в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 16 января 2013 г. № 28 (далее — Положение 2013 года) [3]. Пунктами 4.1–4.4 Положения 2013 г. устанавливается право прокурорских работников на получение единовременного премирования как меры поощрения. На этот счет предусмотрены конкретные размеры в зависимости от должностного оклада и классного чина либо в твёрдой денежной сумме.
Это разовое премирование, не обусловленное заранее установленными правилами, не являющееся заработной платой, но мерой поощрения, такой же как, например, объявление благодарности. Её следует отличать от премирования как части системы оплаты труда (систематическое премирование). Систематические премии устанавливаются нормативными актами об оплате труда — в органах прокуратуры не предполагают локального регулирования и определяется законом, приказом ГП РФ. К признакам систематических премий относятся заранее установленные размеры премии, показатели и условия премирования, достижение которых является юридическим фактом, порождающим право работника на получение обусловленного вознаграждения и обязанность работодателя по его выплате [4]. Отсутствие или формальная неопределенность указанных признаков указывает на единовременный характер премии.
Анализ Положения 2013 года позволяет сделать вывод, что им предусмотрено и премирование, которое формально не является единовременным. Пункты 2.1–2.12 Положения устанавливают порядок ежеквартального премирования прокурорских работников: его цели, порядок исчисления премий, субъектов, подготавливающих письменные предложения по премированию, условия о размерах. В отношении данной премии предусмотрены также основания для ее снижения или же полного лишения. Среди них, например, ненадлежащее качество работы с документами, недостаточный уровень исполнительской дисциплины, нарушение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка и иные.
Приводит Положение и правовое основание премирования, которое указывается как«выполнение задач и обеспечение функций, возложенных на органы и организации прокуратуры РФ» (п. 2.1). В качестве условий премирования должны учитываться, например, степень сложности и важности выполненных заданий; эффективность достигнутых результатов; соблюдение установленных сроков и качество исполнения приказов, указаний, распоряжений, поручений вышестоящих должностных лиц и иное. Исходя из того, можно сделать вывод об отсутствии в Положении конкретных показателей служебной деятельности, достижение прокурором которых является формальным основанием права на премию.
Пункт 2.5 Положения 2013 г. указывает, что для премирования прокурорских работников должностные лица, указанные в пункте 2.4 Положения, подготавливают письменные предложения по премированию. Это означает, что для получения премии прокурорскими работниками необходимо получение разрешения на премирование со стороны вышестоящего органа прокуратуры. Например, решение о премировании прокуроров городов, районов принимают прокуроры субъектов РФ. Такое процедурное правило ставит под сомнение гарантированность рассматриваемой премии, поскольку закон не предусматривает обязанности руководителя органа прокуратуры оформить такое представление, но дает ему право решать данный вопрос в зависимости от своего субъективного мнения. Отсутствует и ответственность за непредставление прокурора к квартальному премированию.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.6 Положения премии исчисляются в процентах, исходя из должностных окладов и доплат за классный чин, премия максимальным размером не ограничивается. В связи с этим возникает ряд вопросов, в частности, на какое именно премирование вправе рассчитывать прокурор при добросовестном несении службы? К сожалению, Положение 2013 г. на этот счёт никаких разъяснений не даёт.
Некоторые вопросы вызывает и возможность снижения, полного лишения премий прокурорских работников. Несмотря на то, что пункт 2.12 Положения 2013 г. устанавливает необходимость указания конкретных причин при лишении премии или снижении её размера, Положение 2013 г. устанавливает весьма широкий круг оснований для применения указанных мер. При этом, наравне с конкретными формулировками, например, несоблюдение установленных сроков выполнения поручений, присутствуют и размытые, например, ненадлежащее качество работы с документами. В итоге невозможно точно определить, какое именно упущение в работе с документами может лишить работника субъективного права на такое вознаграждение. В. В. Стрельников, исследуя данный вопрос, справедливо отмечает, что это становится одной из причин премирования прокурорских работников не по основаниям закона, а по усмотрению руководителя [5].
Полагаю, в законодательстве о службе в органах и организациях прокуратуры РФ объективно необходимо, с учетом общих, принятых в теории и практике трудового права правил организации систематического премирования работников средствами оплаты труда (вознаграждения за труд) конкретизировать показатели службы, дающие право на квартальное премирование, установить однозначные правила о размерах премии и правилах ее исчисления, предусмотреть обязанность руководителя уполномоченного на решение этих вопросов органа прокуратуры представлять к премированию прокуроров, выполнивших указанные выше показатели. В части определения оснований неначисления или снижения размерах квартальной премии также, считаем целесообразным, более детально и точно установить перечень упущений в службе.
Таким образом государство в лице руководителей органов прокуратуры приобретает обязанность при наличии оснований поощрять прокурорских работников за добросовестное несение службы. Только при таком положении дел рассматриваемое премирование становится действительно эффективным в целях обеспечение качества профессиональной деятельности прокурора. Нельзя забывать и том, что систематическое и достойное премирование является (должно быть) гарантированной при соответствующем качестве службы частью оплаты труда, что существенно снижает риск коррупционных проявлений в органах и организациях прокуратуры РФ.
Литература:
- Попова В. В. Проблемы поощрительных норм современного российского трудового права // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 3 (28). С. 124–129.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 04.11.2022) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2022. № 45. Ст. 7670.
- Приказ Генеральной прокуратуры от 16 января 2013 г. № 28 «Об утверждении положений о порядке премирования, выплаты материальной помощи и единовременных поощрений прокурорским работникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» (с изм. и доп. от 07.07.2022) // Законность. 2013. № 3.
- Абалдуев В. А. Стимулирующая часть оплаты труда: государственная правовая политика и локальное правотворчество Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. № 8; Абалдуев В. А. Заработная плата в России: проблемы разграничения ее частей и структурных элементов // Российское право: образование, практика наука. 2017. № 3. С. 19–24.
- Стрельников В. В. Правовое регулирование поощрения служащих органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2009. № 71.