Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 19.03.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Челтыгмашева, С. П. Приёмы коррекции дисграфии у младших школьников (из опыта работы) / С. П. Челтыгмашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 176-177. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100829/ (дата обращения: 01.05.2024).



Дисграфия это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. В процессе письма и чтения участвуют четыре анализатора.

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение.

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы.

Зрительный, который подбирает соответствующую графему.

Двигательный спомощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определённых структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

К причинам, лежащим в основе нарушений письменной речи, относятся: слабая готовность ребёнка к школе. Нерегулярность школьного обучения. Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье. Двуязычие в семье. Неправильная речь окружающих. Неблагоприятная обстановка в семье. Ослабленное соматическое здоровье. Наличие неврологического диагноза. Леворукость. Несформированность той или иной психической функции. Педагогическая запущенность.

Задачи , которые стоят перед учителем-логопедом в школе: изучение детей, поступивших в первый класс, с целью выявления общего и речевого развития детей. Воспитание навыков речевого общения. Развитие фонематического слуха. Отработка произносительной стороны речи. Формирование зрительного и пространственного восприятия и представления. Коррекция моторного праксиса.

При планировании работы с детьми, имеющими нарушение письменной речи, учитываю характер дисграфических ошибок (пропуски букв, замены, перестановки слогов, слитное написание слов). Работу по предупреждению и преодолению недостатков письма направляю на активизацию функций анализаторов речеслухового, речедвигательного, зрительного, тактильного анализаторов. Коррекционную работу по дифференциации согласных (глухих — звонких, мягких — твёрдых) и гласных провожу в два этапа. На первом этапе формирую правильное звукопроизношение. Уточняю правильное произношение звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Учу выделять звук на фоне слога, определять наличие и место звука в слове, относительно других звуков. Упражняю в умении выделять слово с определённым звуком в предложении, тексте, придумывать слова с определённым звуком. На втором этапе приступаю к формированию у детей умения дифференцировать звуки, попарно сопоставлять звуки и буквы, определять сходство и различие в артикуляции, слуховом восприятии, тактильном ощущении, графическом изображении.

Проводя работу над буквой — звуком, сопровождаю произношение показом определённой буквы, и наоборот, опираясь на графическое изображение буквы, чётко проговариваю соответствующий звук. На всех занятиях даю упражнения на развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Основную часть упражнений провожу устно. На уровне слога учащиеся учатся придумывать слова, содержащие заданный слог в определённой позиции (начало, середина, конец слова); составлять слоговые схемы; составлять слоги из букв разрезной азбуки; выбирать из слогового ряда только тех слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчиваются гласным звуком.

С целью формирования у учащихся звуко-слоговой структуры слова предлагаю выполнить следующие упражнения: «Составить слово из букв, слогов», «Вставь пропущенную букву, слог», «Образуй новые слова от данных слов», «Составь новые слова из букв данного слова», «Составь слово по начальным звукам других слов», «Запиши слово в обратном порядке» (например, ток-кот), «Образуй новое слово при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т. д. Например, слон — слоник — слонёнок — слонята), «Подбери слово, отличающееся только одним звуком к заданному слову» (например, мишка — шишка, лук-сук, почка-бочка). С целью устранения аграмматизмов в устной и письменной речи использую упражнения, способствующие обогащению словаря, практическому усвоению простых лексико-грамматических категорий: «Объясни лексическое значение слова», «Подбери синоним (антоним) к данному слову», «Составь словосочетание», «Подбери прилагательное (признак предмета) к слову», «Составь предложение по картинке», «Измени слово, словосочетание по образцу», «Восстанови деформированное предложение (текст)», «Спиши текст с пропущенными буквами (предлогами, окончаниями слов)», «Спиши текст с орфографическим проговариванием».

Для устранения ошибок, связанных с нарушением единства написания слов в предложении, когда дети пишут несколько слов вместе или слово разделяют на части, целесообразно использовать следующие упражнения, направленные на соотнесение зрительного и вербального образа слова; объяснение лексического значения слова по рисунку; картинные, графические диктанты; нахождение слов, предложений, которые «спрятались»; выделение предложений из сплошного текста.При работе с предложением , предлагаю учащимся составить предложения по схемам; выделить границы предложений в тексте; соединить разорванные части предложений; составить предложения с заданным количеством слов. На этапе работы с текстом , предлагаю детям составить и записать рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам. Активно использую в работе такое упражнение, как «восстанови деформированный текст» (в котором нарушена последовательность изложения предложений).

Таким образом, работу над устранением недостатков письма у учащихся начальной школы направляю на активизацию функций анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, тактильных ощущений, используя разнообразные приёмы и упражнения, что позволяет сократить количество ошибок на письме у детей.

Литература:

  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. — М.1991.
  2. Лалаева Р. И. Нарушение письменной речи — М. 1989.
  3. Логопедия. Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. В. — М. 2002.
  4. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.,2001.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, письменная речь, звук, активизация функций анализаторов, буква, гласный звук, предложение, работа, слог, фонематический слух.


Похожие статьи

Значение фонематического слуха в формировании устной...

Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.

у детей с нарушением фонематического слуха ошибки из устной речи перетекают в письменную речь.

Ребёнок не может различить ударный или безударный гласный звук в слове, глухой или звонкий

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Программа логопедического сопровождения учащихся...

– подбирать слова на заданный гласный звук; – строить звуковые схемы слогов и слов

– определять количество слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте

Дифференциация понятий звук-буква. Определение места звука в слове.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

...звук, подсказывают пропущенный звук в слове, восстанавливают перепутанные слоги и слова.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в

Работа над текстом. По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

2. За основу аналико-синтетической работы берётся звук (буква вводится как обозначение звука

Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со.

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема.

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Формирование произносительной стороны речи включает в себя следующие направления

В этом случае ребенок заменяет фонемы на парные мягкие или глухие звуки.

Работа по формированию фонематических функций включает в себя несколько этапов.

Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение.

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших...

Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных.

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Фомичева М. Ф. [11] отмечает, что восприятие звуков языка — это согласованная работа речеслухового и

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

7. Л.– В слове может «спрятаться» не один гласный звук, а несколько.

Л.- Ребята, мы знаем, что слова делятся на части, и эти части называются …. слоги.

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции...

 Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

– замены букв, пропуски гласных или согласных при их стечении

При работе над формированием фонематического слуха можно выделить несколько этапов

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона...

Похожие статьи

Значение фонематического слуха в формировании устной...

Одной из основ для формирования и развития речи является фонематический слух.

у детей с нарушением фонематического слуха ошибки из устной речи перетекают в письменную речь.

Ребёнок не может различить ударный или безударный гласный звук в слове, глухой или звонкий

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Программа логопедического сопровождения учащихся...

– подбирать слова на заданный гласный звук; – строить звуковые схемы слогов и слов

– определять количество слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте

Дифференциация понятий звук-буква. Определение места звука в слове.

Ключевые слова: бланки, фонематический слух, автоматизация шипящих звуков.

Влияние познавательной игры на развитие фонематического...

...звук, подсказывают пропущенный звук в слове, восстанавливают перепутанные слоги и слова.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Система работы по дифференциации звуков при...

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в

Работа над текстом. По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок...

Развитие фонематического восприятия младших школьников

2. За основу аналико-синтетической работы берётся звук (буква вводится как обозначение звука

Логопед называет слог со звуком «Т» и «Ть», а дети ловят и называют слог наоборот со.

звук, слово, фонематический слух, тембр голоса, стечение согласных, слоговая схема.

Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Формирование произносительной стороны речи включает в себя следующие направления

В этом случае ребенок заменяет фонемы на парные мягкие или глухие звуки.

Работа по формированию фонематических функций включает в себя несколько этапов.

Также на данном этапе дети знакомятся с понятиями звук, буква, слово, слог, предложение.

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших...

Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных.

Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка.

Фомичева М. Ф. [11] отмечает, что восприятие звуков языка — это согласованная работа речеслухового и

- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

7. Л.– В слове может «спрятаться» не один гласный звук, а несколько.

Л.- Ребята, мы знаем, что слова делятся на части, и эти части называются …. слоги.

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Знакомство с характером звучания отдельных звуков и слов в речи, их дифференциация.

Формирование фонематических процессов, как основа коррекции...

 Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

– замены букв, пропуски гласных или согласных при их стечении

При работе над формированием фонематического слуха можно выделить несколько этапов

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона...

Задать вопрос