Минимизация последствий геополитических рисков для отечественных компаний — участников ВЭД в условиях санкционного давления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 15.03.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Кувалдина, М. О. Минимизация последствий геополитических рисков для отечественных компаний — участников ВЭД в условиях санкционного давления / М. О. Кувалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100784/ (дата обращения: 02.05.2024).



На современном этапе развития включенность страны во внешнюю торговлю и уровень этой включенности является не только экономическим показателем; участие страны во внешней торговле является своеобразной гарантией экономического, политического и культурного развития. Из-за специальной военной операции и введенным в дальнейшем беспрецедентным количеством санкций, внешняя торговля страны вынужденно кардинально меняться, а внешнеторговые риски влияют на деятельность российских экспортеров, заставляя адаптироваться под все изменения ограничения. Рассмотрим основные трудности, с которыми столкнулись экспортеры на момент написания данной статьи, а также предложим способы минимизации рисков или их устранения.

Первым серьезным фактором стала волатильность курсов доллара США и евро, потому что большая часть компаний проводили взаиморасчеты в этих валютах. Для избежания потерь на курсах конвертации мы рекомендуем перейти в расчетах с евро и долларов США на китайские юани (женьминьби). Несмотря на то, что курс юаня к рублю в феврале, марте и апреле также был нестабилен (что видно на рисунке 1), его волатильность была не такой высокой и в конечном итоге закупки в юанях оказались гораздо более выгодными: платежи в юанях доходят быстрее, партнерам из Китая их легче получать, а также цены в юанях всегда ниже, чем в долларах.

График курса юаня к рублю за 2022 год, ЦБ РФ

Рис. 1. График курса юаня к рублю за 2022 год, ЦБ РФ

Вторым серьезным фактором стало наложение санкций на российские банки и отключение некоторых из них от системы SWIFT. Экспортеры вынуждены искать новые банка для осуществления импортных платежей, так как многие банки, попав в санкционный лист, перестали осуществлять платежи иностранным контрагентам. В связи с этим мы рекомендуем экспортерам постоянно обновлять статус используемого банка и прорабатывать альтернативные варианты, чтобы избежать ситуации отсутствия возможности осуществлять платежи иностранным контрагентам. В этом же пункте необходимо упомянуть о комплаенсе со стороны банков: часто возникают ситуации, когда платежи в страны Азии из-за присутствия американских банков-корреспондентов в цепочке удерживаются, требуется предоставления пакета документов о назначении платежа, истории сотрудничества с получателем платежа и т. д. Говоря о платежах в страны Евросоюза, необходимо отметить большое количество появившихся трудностей: время доставки платежей увеличилось до 1–3 месяцев, часто запрашивается целый пакет документов, включая информацию о собственниках бизнеса в РФ, а также требуется подписание документов, гарантирующих, что закупка осуществляется не в военных целях. Здесь невозможно подобрать способа минимизации, т. к. компании вынуждены отвечать на все запросы банков.

Третьим серьезным последствием стало усложнение логистики по импортным направлениям. В отношении товаров из Китая: крупнейшие операторы контейнерных перевозок (Maersk, MSC, Hapag-Lloyd, CGM и CMA) остановили перевозку грузов, конечной точки доставки которых является Россия [1]. В связи с этим рекомендуем экспортерам, во-первых, проработать опции альтернативных линий морских перевозок, а также рассмотреть сухопутные доставки, особенно из Китая. Данный способ дороже, чем ранее использующиеся мультимодальные контейнерные перевозки из Китая (сочетания морских и железнодорожных перевозок), но гораздо быстрее, что также может стать преимуществом в случае дефицита конкретного продукта на рынке. В данном пункте также необходимо отметить уход с Российского рынка таких курьерских компаний, как DHL, Fedex и UPS. К сожалению, альтернатив этим компаниям на данный момент не существует, что очень серьезно сказывается на деятельности экспортеров: ранее с помощью этих служб возможно было ввозить образцы для тестирования и сертификации, а также быстро обмениваться документами. На данный момент, это невозможно, вследствие чего для разработки продукта требуется на 30–60 % больше времени из-за невозможности оперативного тестирования; а для сертификации требуется прибегать к гораздо более дорогостоящими Авиа-Карго (стоимость в среднем выше на 300–600 %), либо ввозить партию и затем начинать её сертификацию, что рискованно.

Также хочется выделить сложности, которые сильно повлияли на бизнес производителей в России. Во-первых, полный запрет экспорта продуктов, произведенных в РФ, который лишил многих российских производителей возможности экспортировать.

В Ноябре 2022 года Российский союз промышленников и предпринимателей провел опрос «Последствия введения санкций для российского бизнеса», в рамках которого были опрошены участники «Индекса деловой среды РСПП» [2]. Рассмотрим риски, выделенные участниками в рамках этого опроса, и подберем способы их хеджирования. Первое, о чем заявили участники опроса, рост цен на сырье и продукцию, произведенную на территории ЕС, США, Японии и других «недружественных» стран — отметили 64,6 % процентов опрошенных. Здесь в качестве способа минимизации ущерба можно отметить возможность подписания дополнительных соглашений, фиксирующих цены и условия покупки, прайс-листов; а также закупки на длительный период — это позволит зафиксировать цену для нескольких закупок и даст необходимое время для подбора альтернативного поставщика из дружественных стран, если такое возможно для закупаемой продукции.

Снижение доступности кредитов оказывает воздействие на деятельность почти половины компаний-участниц опроса (48,9 %). Изучив информацию по теме, нами были обнаружены несколько государственных инициатив, направленных, наоборот, на стимулирование и помощь в получении кредита для:

— Системообразующих организаций промышленности и торговли, оказавшихся в сложной ситуации из-за санкций (Постановления от 16 марта 2022 года № 375, от 17 марта 2022 года № 393, от 18 марта 2022 года № 532-р, от 18 марта 2022 года № 534-р) [3];

— Проектов по разработке и внедрению российских ИТ-решений (постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 г. № 1598) [4];

— Расширенная программа стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемая Банком России совместно с «Корпорацией «МСП» [5].

Таким образом, государством ведется работа в этом направлении, и кредиты становятся вновь доступными большому количеству организаций.

Об уменьшении инвестиций как последствии введения санкций заявило 35,4 % организаций, на деятельность 27,1 % компаний уменьшение инвестиций в связи с санкциями оказывает незначительное влияние. Здесь необходимо более детально разобраться в вопросе: если речь идет об иностранном инвестировании, то способом минимизации данного последствия может служить переориентация на рынки Азии, Ирана и Индии; если речь об отечественном инвестировании, то тут пока способа минимизации не предвидится: т. к. инвестирование в отечественные производства является сейчас рискованным и малоприбыльным.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что санкции оказывают беспрецедентное давление на отечественных производителей, которое вынуждает перестраивать и процессы производства, и процессы логистики, и даже внутренние процессы компаний. Нами были предложены способы минимизации таких последствий и хеджирования рисков, но необходимо признать, что для этого потребуется еще достаточно много времени и затрат. Государство также активно участвует в поддержке предприятий ОП, АПК, промышленности, торговли и IT-компаний, но пока эти меры только начинают действовать, а также многие отрасли, меры поддержки для которых пока не разработаны.

Литература:

  1. Российский контейнерный рынок в блокаде. — Текст: электронный // Интерфакс: негосударственный информационный портал — раздел сайта «В России». — URL: https://www.interfax.ru/russia/825582 (дата обращения: 15.02.2023).
  2. Результаты опроса «Последствия введения санкций для российского бизнеса». — Текст: электронный // РСПП: Официальный сайт Российского союза промышленников и предприятий — раздел сайта «Деятельность», подраздел «Аналитика». — URL: https://rspp.ru/activity/analytics/rezultaty-oprosa-posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-dlya-rossiyskogo-biznesa/ (дата обращения: 15.02.2023).
  3. Системообразующие предприятия АПК, промышленности и торговли смогут получить льготные кредиты на поддержание бесперебойной работы. — Текст: электронный // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. — раздел сайта «Документы». — URL: http://government.ru/docs/44840/ (дата обращения: 15.02.2023).
  4. Льготное кредитование компаний. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства Цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. — раздел сайта «Деятельность», подраздел «Направление деятельности», подраздел «ИТ-отрасль». — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/942/?utm_referrer=https %3a %2f %2fwww.google.com %2f (дата обращения: 15.02.2023).
  5. Поддержка малого и среднего предпринимательства. — Текст: электронный // Официальный сайт Банка России. — раздел сайта «Развитие финансового рынка». — URL: https://www.cbr.ru/develop/msp/ (дата обращения: 15.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, способ минимизации, CGM, CMA, DHL, MSC, SWIFT, UPS, внешняя торговля, РФ.


Похожие статьи

Основные аспекты развития индустрии морских контейнерных...

Компания United Parcel Service, Inc, сокращенно UPS основана в 1907 году в городе Сиэтле.

CMA CGM, Франция. Флот насчитывает 428 контейнеровозов, грузоподъемность — 1,56 млн TEU

6. COSCO Container L., Китай. Флот насчитывает 160 контейнеровозов. 7.

Основные термины (генерируются автоматически): CGM, CMA, TEU, MSC, CSCL, грузоподъемность...

SWIFT и проблемы минимизации рисков информационной...

С целью повышения эффективности управления SWIFT постоянно внедряются методы контроля и усиления прозрачности банков. Для этого простраиваются процедуры контроля рисков деятельности, оптимизируются издержки внутрибанковсих операций.

Влияние санкций на перемещение международных почтовых...

С 1 марта прекратил работу по российскому направлению крупнейший в мире контейнерный оператор, датская компания «Maersk». Следом за ним прекратили свою работу второй и третий по величине мировые перевозчики, такие как французская CMA CGM и итальянская MSC.

Торговые отношения России и Китая | Статья в журнале...

В статье проанализирована внешняя торговля России и Китая, рассмотрены особенности их отношений на рынке.

В торговле с Россией, Китай уже в течение четырех лет, с 2010 года, занимает первое место среди основных торговых партнеров России.

Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок...

VMI — это метод, при котором дистрибьютор предоставляет определённую информацию поставщику товара или ряда товаров, а поставщик принимает на себя полную ответственность за поддержание уровня запасов этих товаров на складе или в торговой точке дистрибьютора.

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

Основными преимуществами такого способа перевозки являются следующие [6]

2. Mediterranean Shg Co MSC — Средиземноморская судоходная компания oснована в 1970 году в Швейцарии. Она занимает второе место в рейтинге, с 497 контейнеровозами [2]. 3. CMA CGM Group.

Она была основана в 1961 году как первый судоходный курьер в Китае.

Аутсорсинг как способ минимизации затрат предприятия

Аутсорсинг занял своё место в бизнесе и в средней полосе России.

Аутсорсинг часто рассматривается как инструмент сокращения затрат, а также способ, дающий предприятию возможность сконцентрироваться на небольшом количестве видов деятельности.

Современные методы минимизации кредитных рисков

Рис. 3. Классификация способов минимизации кредитного риска [разработка автора].

Оптимизация компонентов кредитного риска — это способ минимизации кредитного риска посредством воздействия на его основные составляющие, представленные на рисунке 4.

Тенденции развития внешней торговли Российской Федерации

Такие преимущества как: минимизация издержек от транзакций, снижение экономической зависимости от резервных валют, укрепление позиций национальных валют способствуют сохранению тенденции, в том числе и в Российской Федерации.

Похожие статьи

Основные аспекты развития индустрии морских контейнерных...

Компания United Parcel Service, Inc, сокращенно UPS основана в 1907 году в городе Сиэтле.

CMA CGM, Франция. Флот насчитывает 428 контейнеровозов, грузоподъемность — 1,56 млн TEU

6. COSCO Container L., Китай. Флот насчитывает 160 контейнеровозов. 7.

Основные термины (генерируются автоматически): CGM, CMA, TEU, MSC, CSCL, грузоподъемность...

SWIFT и проблемы минимизации рисков информационной...

С целью повышения эффективности управления SWIFT постоянно внедряются методы контроля и усиления прозрачности банков. Для этого простраиваются процедуры контроля рисков деятельности, оптимизируются издержки внутрибанковсих операций.

Влияние санкций на перемещение международных почтовых...

С 1 марта прекратил работу по российскому направлению крупнейший в мире контейнерный оператор, датская компания «Maersk». Следом за ним прекратили свою работу второй и третий по величине мировые перевозчики, такие как французская CMA CGM и итальянская MSC.

Торговые отношения России и Китая | Статья в журнале...

В статье проанализирована внешняя торговля России и Китая, рассмотрены особенности их отношений на рынке.

В торговле с Россией, Китай уже в течение четырех лет, с 2010 года, занимает первое место среди основных торговых партнеров России.

Интеграция модели VMI в систему управления цепи поставок...

VMI — это метод, при котором дистрибьютор предоставляет определённую информацию поставщику товара или ряда товаров, а поставщик принимает на себя полную ответственность за поддержание уровня запасов этих товаров на складе или в торговой точке дистрибьютора.

Исследование особенностей морских контейнерных перевозок

Основными преимуществами такого способа перевозки являются следующие [6]

2. Mediterranean Shg Co MSC — Средиземноморская судоходная компания oснована в 1970 году в Швейцарии. Она занимает второе место в рейтинге, с 497 контейнеровозами [2]. 3. CMA CGM Group.

Она была основана в 1961 году как первый судоходный курьер в Китае.

Аутсорсинг как способ минимизации затрат предприятия

Аутсорсинг занял своё место в бизнесе и в средней полосе России.

Аутсорсинг часто рассматривается как инструмент сокращения затрат, а также способ, дающий предприятию возможность сконцентрироваться на небольшом количестве видов деятельности.

Современные методы минимизации кредитных рисков

Рис. 3. Классификация способов минимизации кредитного риска [разработка автора].

Оптимизация компонентов кредитного риска — это способ минимизации кредитного риска посредством воздействия на его основные составляющие, представленные на рисунке 4.

Тенденции развития внешней торговли Российской Федерации

Такие преимущества как: минимизация издержек от транзакций, снижение экономической зависимости от резервных валют, укрепление позиций национальных валют способствуют сохранению тенденции, в том числе и в Российской Федерации.

Задать вопрос