Торговые отношения России и Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 26.05.2021

Статья просмотрена: 400 раз

Библиографическое описание:

Ложкарева, В. В. Торговые отношения России и Китая / В. В. Ложкарева, Е. А. Мирошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81567/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье проанализирована внешняя торговля России и Китая, рассмотрены особенности их отношений на рынке. Также оценено влияние пандемии короновируса на российско-китайские экономические связи.

Ключевые слова: Россия, Китай, товар, экспорт, импорт, пандемия короновируса.

Особенности российско-китайских экономических отношений

Экономические отношения Российской Федерации и КНР отличаются от тех, которые возникают между другими странами. В данном случае и одно, и второе государство не стремится влезть во внутренние дела, чтобы установить собственные правила и законы. Каждый союзник стремится согласовать свои действия с интересами другой стороны, чтобы не навредить уже запущенным планам и не нарушить перспективы будущих успешных проектов. Таким образом и Китай, и Россия показывает свои серьезные намерения на дальнейшую совместную работу, которая должна привести к расцвету двух соседних государств.

Кроме того, стоит подчеркнуть, что одной из причин, которая влияет на выстраивания крепких экономических связей между странами, являются общие взгляды на политику, проводимую главами ряда государств, а также схожие отношения с некоторыми странами [1]. Например, внешней проблемой для Китая, по мнению Ю. В. Морозова, кандидата военные наук, выступает экономическое противостояние с великой державой — США [3]. Напряженные отношения сложились также и у России с Соединенными Штатами. Следовательно, такие схожие взгляды сближают страны.

Экономический союз двух государств достигнул серьезных высот благодаря огромному вкладу как с российской, так и с китайской стороны. Как считает наш нынешний президент — Владимир Владимирович Путин — взаимоотношения двух держав «достигли беспрецедентно высокого уровня». Россия и Китай могут служить примером для других государств, как нужно работать над совместными межгосударственными проектами [9].

Экспорт российских товаров в Китай

В современном мире минеральные ресурсы, особенно топливно-энергетические, представляют высокую ценность для любого государства. Несмотря на стремление многих развитых стран полностью перейти на альтернативные источники энергии, нефть и газ продолжают имеют высокий спрос. Сейчас Китай — активно развивающаяся страна, товары которой распространены по всему миру и раскупаются в больших количествах. Каждый год Поднебесная наращивает темпы производства, чтобы стать неоспоримым лидером на мировом рынке, а для этого ей необходимы энергетические ресурсы. В 2019 году Китай стал лидером по импорту данного минерального ресурса: из других стран было импортировано 72 % нефти от всего объема, который был использован. Россия в данной ситуации выступает в качестве основного поставщика нефти в великую восточную державу [6]. На наибольшую долю экспортируемых товаров в Китай из России приходится именно минеральное топливо как в 2019, так и в 2020 году [7].

Следующей статьей продаваемых товаров в Китай из нашей страны в 2019 году была древесина и созданные из нее изделия. В связи со стремительным ростом объемов производства, а также из-за запрета вырубки лесов, власти Китая активно закупают данный ресурс у других государств, которые богаты лесными массивами. Россия является именно такой страной, обладающая различными видами дерева, необходимыми для производства товаров и услуг. Однако, согласно статистическим данным, экспорт древесины упал на 14.7 % в первом полугодии в 2020 году по сравнению с 2019 годом. В связи с этим данный вид экспортируемой продукции перешел на третью строчку по количеству ввозимых товаров в Китай. Выделяется несколько причин спада торговли древесиной в Поднебесную. Во-первых, в 2020 году Китай стал первой страной, которая столкнулась с серьезным и непредсказуемым вирусом — COVID-19. Из-за этого производство в стране было приостановлено, границы были закрыты властями, что повлияло на торговлю с другими странами. Во-вторых, КНР ужесточил фитосанитарные меры по ввозу древесины, что являлось барьером для более упрощенной торговли, как было ранее. В-третьих, Правительство Российской Федерации приняло важное решение для того, чтобы модернизировать лесопромышленную отрасль, а именно улучшить обработку древесины, повысить пошлины на вывоз за рубеж леса, который был лишь подвергнут первоначальной обработке [4].

В тройке самых экспортируемых товаров находятся продукты питания, а также сельскохозяйственная продукция. Стоит отметить, что Китай занимает лидирующую позицию по расходам на еду и напитки. Если сравнивать с нашей страной, то Россия потратила в 2018 году на 937 миллиардов американских долларов меньше, чем наш восточный сосед [5]. Население Китая особенно привлекает российское мороженое. С 2016 года экспорт данного лакомства увеличивается с каждым годом. Министерство сельского хозяйства РФ, рассчитывая из текущих показателей, прогнозирует роста количества поставок в Китай на 5–10 % ежегодно. Большой интерес на мороженое стал проявляться после того, как она попало на Китайскую выставку мороженого. Последнее время Китай многим российским компаниям дает согласие на ввоз этой сладости, так как наш пломбир пользуется большим спросом в азиатских странах.

Импорт китайских товаров в Россию

Китай славится масштабным производством различной одежды и обуви, бытовой техникой, компьютерных устройств. Товары китайских производителей распространены по всему миру, и спрос на них не уменьшается. Одной из причин такого явления можно посчитать тот факт, что китайские предприниматели идут в ногу с трендами. Они раньше многих других производителей создают те ходовые товары, которые впоследствии заполняют мировой рынок.

Перечисленные выше товары находятся в топе экспортируемой продукции из Поднебесной в Российскую Федерацию. Почти одна вторая средств тратится на различные машины и технику: доля в общем импорте составило 49.6 % в первом полугодии 2020 года [7]. В нынешнее время в Китае активно осуществляют свою деятельность различные компании по производству смартфонов, планшетов и т. д. Многие слышали о китайской компании Huawei, которая выпускает недорогие, но оснащенные современными технологиями телефоны. Благодаря такой торговой политике — упор на количество, а не на качество — Китай может экспортировать огромное количество флагманов за рубеж. Причем такое масштабное производство окупается при импорте товара в Россию, так как многие люди в нашей стране не имеют такого дохода, чтобы позволить себе купить дорогой смартфон. А телефоны компании Huawei по функционалу ничем не отличаются от известных люксовых брендов, зато цена в несколько раз ниже.

Также востребованными китайскими товарами на российском рынке является одежда и обувь. Например, в Свердловской области в городе Екатеринбург есть отдельный «Таганский ряд», на котором огромное количество приезжих из Китая торгуют привезенной с востока одеждой.

Кроме того, стоит отметить, что Китай создает лучшие условия для торговли вещами со своими странами-партнерами. Так, в 2010г. была разработана торговая площадка в виртуальном мире с целью того, чтобы люди из различных стран (в том числе из России) могли приобретать вещи производителей из Китайской Народной республики. Первое время там велась продажа только китайскими предпринимателями. Однако сейчас для активного взаимодействия двух стран платформа AliExpress открыла доступ российским производителям для торговли собственными товарами. Для того чтобы понять, на сколько популярен AliExpress в России, стоит обратиться к цифрам. Так, 11 ноября ежегодно проводится главная распродажа на этой торговой площадке. В 2020 году покупатели из России в этот день совершили покупки на общую сумму 19.3 миллиардов рублей [10].

Влияние COVID -19 на торговые отношения России и Китая

Китай был первым, кто столкнулся с COVID-19. Уже в 2019 году некоторые ее провинции стали изолироваться от внешнего мира, направили все силы на ограничения любого контакта людей друг с другом с целью снижения заболеваемости, что, безусловно, сказалось на торговле. Так, количество купленной продукции россиянами из Китая уменьшилось на 7.1 % в конце того года. В связи с тем, что основной объем продаж приходится именно на последние месяцы календарного года, а в этот период Китай зациклился на борьбе с вирусом, данный показатель и сократился [8].

Распространение COVID-19 сильно сказалась на цены на нефть. Из-за резкого снижения спроса на данную продукции стоимость этого топливного-энергетического ресурса в разы снизилась. А поскольку нефть занимает первую строчку по экспортируемым товарам из России в Китай, то обвал цен сильно сказался на торговых отношений двух стран. За первое полугодие 2020 году по сравнению с предыдущим годом вывоз минерального топлива и нефти сократился практически на 15 %.

Пандемия также негативно сказалась на продаже древесины. Помимо ранее перечисленных причин, на количество вывезенного дерева в Поднебесную повлияла вспышка коронавируса. В связи с тем, что вся экономика КНР будто остановилась в, то это сказалось на спросе на древесину. А в связи с резким падением величины спроса, упали и цену на данный вид продукции. Для лесной промышленности России это было большим ударом. По словам Виктора Дорошенко, деятеля в данной отрасли, цена на лес упала на 78 долларов с двухсот в начале 2020 года. Также многие сделки срывались с китайскими покупателями, так как в тот момент это было не актуально [11].

Однако помимо негативного влияния можно проследить и положительные моменты. Пандемия поспособствовала упрочнению связей между Китаем и Россией. В такой тяжелый период каждая сторона шла на помощь, и они вместе пытались бороться с непредсказуемой заразой. Такое сотрудничество проявилось и в торговых отношениях. Например, Россия закупала у КНР различные средства защиты от распространения инфекции, лекарственные препараты. Так, согласно данным, которые были получены 7 апреля 2020 года, наша страна закупила у Поднебесной 72 миллиона медицинских масок. Китай также импортировал в Россию огромное количество защитных костюмов, которые впоследствии пользовались врачи в красной зоне. Были сведения о заключение сделки о продаже таких костюмов в количестве более миллиона [2].

Заключение

Россия и Китай сейчас находятся на высоком уровне развития взаимоотношений. Торговля в данном случае играет ключевую роль, поскольку власти стран желают улучшать связи друг с другом посредством экономических методов, не влезая в политические дела. Генеральный консул Китая во время телефонного разговора сказал Президенту России слова, которые полностью характеризуют нынешнюю ситуацию между странами. Он отметил, что Россия и Китай нужны друг другу, а их партнерство необходимо всему миру [12].

Литература:

  1. Артемьев И. А. Отношения России и Китая на современном этапе. Перспективы развития экономических отношений и многостороннего сотрудничества // Архонт. 2019. № 3 (12).
  2. Лузянин С. Г., Чжао Х. Российско-китайский диалог: модель 2020 // Российский совет по международным делам (РСМД). Доклад № 58. 2020.
  3. Морозов Юрий Васильевич Глобальные позиции Китая и перспективы их развития в XXI веке // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2020. № 25.
  4. Полякова И. Эффект со знаком «минус» // Газета «Транспорт России». 2020.
  5. Рынок продовольствия КНР: возможности для российских компаний // KPMG. 2020.
  6. Тимофеев О. А., Титов С. А., Шарипов Ф. Ф. Перспективы развития нефтяной отрасли Китая и роль России как ключевого поставщика // Проблемы Дальнего Востока. 2020. № 5.
  7. Аналитическая справка и статистические данные по внешней торговле России и Китая в первом полугодии 2020 г. // Торговое представительство Российской Федерации В Китайской Народной Республике. URL: http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-ru-cn-coop/Торговля %20Россия-Китай %202020.pdf (дата обращения: 08.02.2021).
  8. «Известия»: количество покупок россиян в Китае в 2019 году сократилось на 7,1 % // ТАСС. 27.05.2020. URL: https://tass.ru/ekonomika/8572491 (дата обращения: 08.02.2021).
  9. Путин: российско-китайские отношения достигли беспрецедентно высокого уровня // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/gallery/4426487#id1926034 (дата обращения: 07.02.2021).
  10. Россияне купили на AliExpress за время распродажи "11.11" товаров на 19,3 млрд рублей // ТАСС. 13.11.2020. URL: https://tass.ru/ekonomika/9995645 (дата обращения: 08.02.2021).
  11. Свинова Е. Темный лес: о новых убытках заявили лесопромышленники ДФО // ИА «Восток России». 10.03.2020. URL: https://www.eastrussia.ru/material/temnyy-les-o-novykh-ubytkakh-zayavili-lesopromyshlenniki-dfo-/(дата обращения 09.02.2021)
  12. У Инцинь: «Китайско-российские отношения выдержат любые испытания: настоящее золото огня не боится» // Интернет-газета «Реальное время». 12.01.2021. URL: https://m.realnoevremya.ru/articles/199453-o-chem-dogovorilis-putin-i-si-czinpin (дата обращения: 07.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, товар, КНР, Российская Федерация, связь, масштабное производство, минеральное топливо, мировой рынок, торговая площадка.


Ключевые слова

Россия, экспорт, импорт, Китай, товар, пандемия короновируса
Задать вопрос