Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дурдиева, Г. А. Роль и значение лабораторных практикумов в освоении физики и астрономии / Г. А. Дурдиева, Л. А. Дурдиев, Ш. А. Дурдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100752/ (дата обращения: 01.05.2024).



В настоящей работе рассматривается роль и значение такого важного аспекта преподавания физики и астрономии в средней школе, как лабораторные практикумы, изучены проблемы организации и пути их решения.

Ключевые слова: лабораторный практикум, экспериментальный метод, абстрактное мышление, творческое мышление.

«Физика является универсальной базой для формирования общекультурного признака современного человека. Физика — это экспериментальная наука, это значит, что в основе методологического здания этой науки должно лежать опытное подтверждение теоретических построений. Но для того, чтобы построить какие-то теоретические модели, необходимо накопить большое количество наблюдательных фактов. Экспериментальное исследование можно условно разделить на три части: подготовка, измерение и обработка результатов измерений» [1].

Преподавание физики и астрономии в средней школе порой превращается в скучное и нудное изложение материала преподавателем, что приводит к снижению интереса к предмету у учащихся. Хотя эти предметы и являются интересными и увлекательными, отсутствие учебно-материальной базы не позволяет преподавателям проводить уроки на высоком уровне.

В подавляющем большинстве школьные физические лаборатории не укомплектованы необходимым оборудованием и инвентарем, демонстрационными и измерительными приборами, наглядными пособиями. Имеющееся лабораторное оборудование, выпускавшееся в 70–80х годах прошлого столетия, — или давно находится в нерабочем состоянии или морально устарела. В результате, проведение уроков с использованием демонстрационных опытов, а также лабораторных работ фактически представляется невозможным и превращается в формальное оформление отчетов.

На заре развития физической науки даже в Англии условия для работы были плохими: лаборатория «плохо вентилировалась, плохо освещалась и была совершенно неподходящей для ежедневной многочасовой работы». Фарадей в своих исследованиях обходился мотками проволок, кусками железа, магнитными стрелками. Ни Максвелл, ни Кельвин не проходили какого-либо курса обучения практической физике. Его просто тогда не было. В университетах преподавание велось в классическом духе, основное внимание уделялось гуманитарным и математическим наукам, физике отводилось мало места. Так, в Кембриджском университете до 70-х годов из физики читались только оптика [1].

Первой обобщающей работой по методике преподавания физики стала книга Федора Шведова, выпущенная в 1894 г., «Методика физики». В ней были рассмотрены построение учебного курса, классификация методов и их психологическое обоснование, впервые было дано описание задач предмета. Н. В. Кашин стал одним из первых внедрять в практику занятий по физике лабораторные работы. Будучи учителем гимназии, он проводил лабораторные работы по химии и физике с применением точных научных приборов и аппаратуры. Им были написаны «Лабораторный курс физики» для индустриальных техникумов и, построенный на основе лабораторных занятий.

В начале XX века появилось достаточное количество публикаций, посвященных демонстрационным опытам, экспериментальным исследованиям и лабораторным занятиям. Однако, в учебных программах по физике вопрос о выделении учебного времени на лабораторно-практические работы еще не ставился. И только на Съезде учителей физики, химии и космографии, который состоялся в 1914 г. в Петербурге этот вопрос был решен положительно. В 1915 году принимается официальное решение об обязательном использовании лабораторного метода и демонстрационного эксперимента в преподавании физики. В записке к проекту учебной программы по физике отмечается, что «лабораторные занятия должны составлять неотъемлемую часть курса физики, столь же существенную, как и уроки».

С этого времени начались работы по развитию учебного физического эксперимента, совершенствованию школьных программ, укреплению материальной базы физических кабинетов. Однако данное решение до конца не было выполнено из-за слабой материально-технической базы школ, гимназий, отсутствием промышленного выпуска физического оборудования. В то же время передовые учителя продолжали работу по развитию учебного эксперимента, конструируя и изготавливая самодельные приборы и установки.

В 1918 году П. А. Знаменским была составлена первая программа-минимум для единой трудовой школы I и II ступени, в которой были изложены главные методические принципы: научность, систематичность, связь теории с практикой, ступенчатость построения школьного курса физики, усиление роли эксперимента и физической теории.

Как говорил сам П. А. Знаменский «…даже самый образный рассказ учителя об эксперименте не может заменить для учащегося непосредственного живого восприятия предметов и явлений».

Демонстрационные опыты и лабораторные работы действительно являются неотъемлемой частью методики преподавания физики и астрономии способствуют лучшему и качественному освоению учебного материала. Роль лабораторных работ в преподавании физики невозможно переоценить.

Изучение физики с применением элементов цифровых технологий помогает детям не только с легкостью и интересом осваивать достаточно сложный учебный материал, но и развивать логику, фантазию и мышление. В процессе обучения достаточно активно можно использовать специализированные цифровые лаборатории.

Для проведения практического занятия по физике на высоком уровне необходима соответствующая аудитория. Если аудитория оснащена техническими средствами обучения (ТСО) в полном объеме (интерактивная доска, современное программное сопровождение и т. д.), деятельность преподавателя по организации виртуального физического практикума будет достаточно эффективной и обеспечит ожидаемый результат [2].

Любой ученик, даже тот, который безразличен к физике, охотно будет заниматься непосредственным изучением того или иного физического явления, если этот процесс будет правильно и интересно организован. Лабораторные работы как раз являются таким процессом.

Литература:

  1. Ученые записки физического факультета московского университета. «Развитие и совершенствование методик физических лабораторных практикумов от второй половины ХIХ века до настоящего времени», И. В. Кузнецова, МГУ, 2019 г.
  2. «Проблемы проведения практических занятий по физике в условиях кредитной технологии обучения и пути их решения». Пономаренко Е. В., Тасыбаева Ш. Б. Международный журнал экспериментального образования, 2013 г. № 10.
  3. Методика проведения демонстрационного эксперимента на уроках физики. Дорофеева Т. И., 2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): преподавание физики, работа, физик, высокий уровень, методика преподавания физики.


Похожие статьи

Сравнение методик преподавания общего курса физики...

В первом цикле работ (7 лабораторных работ по разделу «Механика») участвуют студенты всех специальностей. Второй цикл включает в себя по три работы из разделов («Электростатика», «Молекулярная физика», «Постоянный ток»).

Некоторые аспекты преподавания физики в школе

Основное место в методике преподавания физики в школе отведено приобщению учащихся к методам научного исследования, основой которого является выполнение лабораторных работ.

Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1990.

Профессиональная направленность преподавания физики в СПО

Библиографическое описание: Кузьмина, Е. П. Профессиональная направленность преподавания физики в СПО / Е. П. Кузьмина.

В обучении физике фундаментальная роль отводится постановке эксперимента, который проводится студентами самостоятельно.

Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных...

В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.

Изучение физики в 10–11 классах осуществляется на базовом или профильном уровне в зависимости от выбранного для этого класса предметного направления.

Методика преподавания физики.

Основное место в методике преподавания физики в школе отведено приобщению учащихся к методам научного исследования, основой которого является выполнение лабораторных работ. Из результатов анализа работы [1] и обобщения практического опыта, у учащихся развиваются...

Использование метода аналогий и моделирования на уроках...

Использование аналогий при преподавании повышает научно-теоретический уровень изложения материала

Москва, «Просвещение», 1974 год. Преподавание физики в 10-классе. Ванеев А. А. и др.

Усова А.В. Теория и методика обучения физики. Медуза, 2002, 175с.

подхода в обучении физике на примере урока решения задач по теме «Электрические цепи».

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе...

В качестве примера, демонстрирующего используемую систему, можно привести структуру освоения раздела «Кинематика» (блок имеет одноименное название) из курса физики 10 класса, его деление на отдельные модули, а также поэлементный состав каждого из них (рис. 1).

О методике преподавания физики в медицинском вузе

Кроме этого, проблема преподавания физики в медицинском вузе усугубляется слабой, а порой шокирующей неграмотностью студентов медиков в такой дисциплине как физика.

1. Кириков М.В., Алексеев В.П. Вопросы методики преподавания физики. Текст лекций – Ярославль.

Методическая составляющая практикума по методике...

Описанный подход к структурированию и наполнению содержанием работ практикума по дисциплине «Методика обучения физике» будет не только способствовать усилению методической подготовки будущего учителя физики.

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

Решение задач по физике мобилизует ученика на глубокое понимание материала, а главное — на использование теоретической физики для решения конкретных качественных и количественных задач.

Похожие статьи

Сравнение методик преподавания общего курса физики...

В первом цикле работ (7 лабораторных работ по разделу «Механика») участвуют студенты всех специальностей. Второй цикл включает в себя по три работы из разделов («Электростатика», «Молекулярная физика», «Постоянный ток»).

Некоторые аспекты преподавания физики в школе

Основное место в методике преподавания физики в школе отведено приобщению учащихся к методам научного исследования, основой которого является выполнение лабораторных работ.

Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1990.

Профессиональная направленность преподавания физики в СПО

Библиографическое описание: Кузьмина, Е. П. Профессиональная направленность преподавания физики в СПО / Е. П. Кузьмина.

В обучении физике фундаментальная роль отводится постановке эксперимента, который проводится студентами самостоятельно.

Преподавание физики на базовом уровне в непрофильных...

В статье автор пытается определить особенности преподавания физики на базовом уровне в непрофильных классах.

Изучение физики в 10–11 классах осуществляется на базовом или профильном уровне в зависимости от выбранного для этого класса предметного направления.

Методика преподавания физики.

Основное место в методике преподавания физики в школе отведено приобщению учащихся к методам научного исследования, основой которого является выполнение лабораторных работ. Из результатов анализа работы [1] и обобщения практического опыта, у учащихся развиваются...

Использование метода аналогий и моделирования на уроках...

Использование аналогий при преподавании повышает научно-теоретический уровень изложения материала

Москва, «Просвещение», 1974 год. Преподавание физики в 10-классе. Ванеев А. А. и др.

Усова А.В. Теория и методика обучения физики. Медуза, 2002, 175с.

подхода в обучении физике на примере урока решения задач по теме «Электрические цепи».

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ в процессе...

В качестве примера, демонстрирующего используемую систему, можно привести структуру освоения раздела «Кинематика» (блок имеет одноименное название) из курса физики 10 класса, его деление на отдельные модули, а также поэлементный состав каждого из них (рис. 1).

О методике преподавания физики в медицинском вузе

Кроме этого, проблема преподавания физики в медицинском вузе усугубляется слабой, а порой шокирующей неграмотностью студентов медиков в такой дисциплине как физика.

1. Кириков М.В., Алексеев В.П. Вопросы методики преподавания физики. Текст лекций – Ярославль.

Методическая составляющая практикума по методике...

Описанный подход к структурированию и наполнению содержанием работ практикума по дисциплине «Методика обучения физике» будет не только способствовать усилению методической подготовки будущего учителя физики.

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

Решение задач по физике мобилизует ученика на глубокое понимание материала, а главное — на использование теоретической физики для решения конкретных качественных и количественных задач.

Задать вопрос