Специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (457) март 2023 г.

Дата публикации: 11.03.2023

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Шанаев, О. В. Специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга) / О. В. Шанаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (457). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/457/100669/ (дата обращения: 28.04.2024).



Представленная статья проливает свет на то, что в общем виде являет собой договор коммерческой концессии (франчайзинг) в России. Вместе с тем приводятся и раскрываются доктринальные и легальные понятия указанной договорной формы общественных отношений. Отмечается специфика обязательств, возникающих из договора коммерческой концессии (франчайзинга). В то же время автор подмечает молчание и темноту отечественного гражданского законодательства, имеющего своей целью регулирование вышеуказанной соглашения. Автор выдвигает значимые и перспективные траектории эволюции Гражданского кодекса Российской Федерации в части регулирования правоотношений, порождаемых и развивающихся в рамках договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Ключевые слова: коммерческая концессия, договор коммерческой концессии, франчайзинг, предпринимательский договор, товарный знак.

Переход России с плановой экономики на ее альтернативу — рыночную в 90-е годы прошлого столетия повлек за собой появление целого шлейфа различных, до тех пор не существовавших, способов, форм и моделей осуществления хозяйствующей и иной приносящей доход деятельности. Одним из таких способов ведения деловой активности стал франчайзинг, который подразумевал возмездное срочное предоставление дозволения на использование комплекса исключительных права, а также результатов интеллектуальной деятельности.

Договорная конструкция коммерческой концессии в РФ представляется рентабельной для каждого из контрагентов сделки. По такому договору вытекает, что одна сторона, именуемая правообладателем, масштабирует свое сетевое коммерческое предприятие посредством усилий и деловой активности другой стороны договора, именуемого пользователем, который в свою очередь обретает право на самостоятельное использование комплексного массива исключительных прав в рамках осуществляемой им хозяйственной деятельности.

Вместе с тем потребитель амортизирует, нивелирует, и, если угодно, смягчает риски ввиду того обстоятельства, связанного с отпадением потребности в осуществлении рекламной кампании и маркетинговой стратегии и обусловленного наличием у правообладателя собственной целевой аудитории — потребительской базы.

Историю внедрения в гражданский и экономический оборот Российской Федерации коммерческой концессии можно проследить, начиная с рассвета 90-х годов минувшего столетия. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) нашел свое закрепление в отечественном гражданском законодательстве в главе 54 ГК РФ, которая в разные периоды времени подвергалась редакции.

На законодательном уровне было закреплено содержание понятия договора коммерческой концессии. Так, согласно п.1 ст.1027 ГК РФ: «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)» [1].

Юридическая литература содержит в своей массе различный спектр определений рассматриваемого в настоящей работе контракта. Кроме всего прочего в ученой среде наблюдается консенсус относительно признания тождества между франчайзингом и договором коммерческой концессии. Как видится, франчайзинг и его отечественный аналог — договор коммерческой концессии имеют применение в целях достижения одной цели, а также они наделены схожими признаками.

Между тем зарубежные партнеры не разделяют выше приведенной точки зрения отечественных ученых относительно идентичности франчайзинга и коммерческой концессии.

Представляется интересным замечание А. П. Сергеева относительно характеристики и содержания договора коммерческой концессии, который считал данный договор как консенсуальный, возмездный и взаимный, который опосредует предоставление комплекса исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации для использования в предпринимательской деятельности» [2, с.730].

Проведя аналитический разбор рассматриваемого в настоящей работе соглашения, представляется допустимым вывести следующие его особенности:

  1. По сфере применимости — договор зачастую используется в предпринимательстве, поскольку основными его акторами являются хозяйствующие субъекты: коммерческие организации и ИП;
  2. Объект договора образует комплекс исключительных прав;
  3. Подлежащие передаче по договору права дозволяется использовать по целевому назначению, а именно — в сфере предпринимательства;
  4. Рассматриваемый договор также обладает специфическим содержанием, к примеру: правообладатель обязуется содействовать различными способами пользователю либо контролировать качество продукта, а пользователю в свою очередь вменяется обязанность неукоснительно соблюдать указания контрагента;
  5. Извлекая пользу из полученной совокупности дозволений (прав), пользователь, как участник гражданского оборота, действует от своего имени, то есть имеет свою правосубъектность — самостоятельность;
  6. Правообладатель имеет право предусмотреть в договоре правила или оговорки, которые могут ограничивать правомочия контрагента с соблюдением того условия, что они не будут исключать допустимость конкурирования пользователя с правообладателем и третьими лицами.

Между тем следует напомнить, что отечественное антимонопольное законодательство предусматривает правила, преследующие охранительную функцию, выражающуюся в возможности признать такие ограничивающие положения договора недействительными;

  1. Договор коммерческой концессии (франчайзинга) подлежит прохождению процедуры по его государственной регистрации, бремя совершения которой возлагается на правообладателя.

Некоторая часть ученых полагает, что договор, не имеющий регистрации, способен в перспективе породить негативные правовые последствия как для одной стороны, так и для другой. К слову, А. А. Еремин полагает, что это является основанием для злоупотребления правами [3, с.73–83].

Таким образом правоотношения, порождаемые договором коммерческой концессии надлежащим и достаточным способом и не имеют существенных пробелов в регулировании. Вместе с тем гражданское законодательство имеет все же определенные упущения.

Как видится, приоритет в деле реформирования данных правоотношений должно идти по такому пути:

— необходимо уточнить в рамках антимонопольного законодательства ограничения, налагаемые на пользователя в целях охраны прав и законных интересов пользователя;

— важно предоставить наиболее благоприятные условия для создания привлекательного инвестиционного климата в стране в целях привлечения иностранного капитала;

— требуется создать законодательную базу, содержащую сведения о раскрытии информации на преддоговорной ступени взаимоотношений контрагентов, что позволит предупредить неблагоприятные экономические последствия для пользователей. В то же время представляется важным ввести в действие санкцию об ответственности участников договора на случай совершения правонарушения в части соблюдения конфиденциальности раскрытой информации.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)
  2. Сергеев А. П. Гражданское право. Том 2.2-е издание. Учебник / А. П. Сергеев. — Москва: «Проспект», 2016. — 867 с.
  3. Еремин А. А. Применение и развитие договора коммерческой концессии в российском и зарубежном законодательстве/ Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2014 № 4. С. 73–83.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, договор, правообладатель, франчайзинг, ГК РФ, деловая активность, интеллектуальная деятельность, отечественное гражданское законодательство, Российская Федерация, товарный знак.


Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что к

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФдоговор, в.

До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под концессией.

деятельности, рассматривают как объект договора коммерческой концессии [9, c. 972].

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение правовых...

Так, в первом случае к договору франчайзинга будут применяться положения главы 54 ГК РФ, во втором — положения о тех договорах, элементы которых он содержит, в третьем — права и обязанности сторон по договору будут устанавливаться исходя из толкования его условий [8].

Коммерческая концессия в гражданском обороте РФ – понятие...

По мнению Ф.Н. Филиной «следует быть готовым к тому, что в Гражданском кодексе РФ (гл. 54)

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1027 ГК РФ, - «правообладатель обязуется

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвёртая.

Правовая природа коммерческой концессии | Статья в журнале...

До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под

Впервые соответствующий договор нашел свое отражение в части второй ГК РФ в главе 54.

является то, что договор коммерческой концессии подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Концепция гражданского законодательства Российской Федерации и тезисы докладов.

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Ключевые слова : франшиза, франчайзинг, коммерческая концессия, правообладатель

Согласно положениям ст. 1032 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по

8 ст. 1032 ГК РФ), а также осуществляется контроль в отношении его деятельности (абз.

Так, на правообладателя можно возложить обязанности (абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК РФ): 1) не...

Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что к. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей...

Согласно ст.1225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) интеллектуальная собственность — это результаты

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты...

Роль договора коммерческой концессии...

...коммерческой концессии на экономику Российской Федерации заключается в том, что

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФдоговор, в

коммерческая концессия, договор франчайзинга, ГК РФ, предпринимательская

В течение всего периода действия договора коммерческой концессии правообладатель...

коммерческая концессия, Российская Федерация, правовое...

Договор, представленный компанией Oriflame, регулируется нормами ГК РФ о розничной купли-продажи

Их решение, на наш взгляд, возможно путем внесения в Гражданский кодекс РФ

Ключевые слова: Гражданский кодекс Российской Федерации, коммерческая концессия

Термины «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии» не синонимы.

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора...

Так, согласно пункту 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ ) лицензионный договор — это договор, согласно которому, одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на...

Похожие статьи

Основные различия между договором франчайзинга...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что к

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФдоговор, в.

До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под концессией.

деятельности, рассматривают как объект договора коммерческой концессии [9, c. 972].

Франчайзинг и коммерческая концессия: соотношение правовых...

Так, в первом случае к договору франчайзинга будут применяться положения главы 54 ГК РФ, во втором — положения о тех договорах, элементы которых он содержит, в третьем — права и обязанности сторон по договору будут устанавливаться исходя из толкования его условий [8].

Коммерческая концессия в гражданском обороте РФ – понятие...

По мнению Ф.Н. Филиной «следует быть готовым к тому, что в Гражданском кодексе РФ (гл. 54)

В соответствии со ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1027 ГК РФ, - «правообладатель обязуется

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвёртая.

Правовая природа коммерческой концессии | Статья в журнале...

До принятия Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) под

Впервые соответствующий договор нашел свое отражение в части второй ГК РФ в главе 54.

является то, что договор коммерческой концессии подлежит регистрации (п. 2 ст. 1028 ГК РФ).

Концепция гражданского законодательства Российской Федерации и тезисы докладов.

Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент

Ключевые слова : франшиза, франчайзинг, коммерческая концессия, правообладатель

Согласно положениям ст. 1032 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по

8 ст. 1032 ГК РФ), а также осуществляется контроль в отношении его деятельности (абз.

Так, на правообладателя можно возложить обязанности (абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК РФ): 1) не...

Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной...

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что к. Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц предусмотрена статьей...

Согласно ст.1225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) интеллектуальная собственность — это результаты

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты...

Роль договора коммерческой концессии...

...коммерческой концессии на экономику Российской Федерации заключается в том, что

 Понятие договора коммерческой концессии определено в ст. 1027 ГК РФдоговор, в

коммерческая концессия, договор франчайзинга, ГК РФ, предпринимательская

В течение всего периода действия договора коммерческой концессии правообладатель...

коммерческая концессия, Российская Федерация, правовое...

Договор, представленный компанией Oriflame, регулируется нормами ГК РФ о розничной купли-продажи

Их решение, на наш взгляд, возможно путем внесения в Гражданский кодекс РФ

Ключевые слова: Гражданский кодекс Российской Федерации, коммерческая концессия

Термины «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии» не синонимы.

Сравнительно-правовой анализ лицензионного договора...

Так, согласно пункту 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ ) лицензионный договор — это договор, согласно которому, одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на...

Задать вопрос