Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Маслов, П. Р. Франчайзинг как правовая конструкция и бизнес-инструмент / П. Р. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 286-290. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85870/ (дата обращения: 22.01.2022).



Статья посвящена наиболее востребованной на сегодняшний день модели осуществления предпринимательской деятельности — франчайзингу. В исследовании автор анализирует преимущества и недостатки данного способа организации бизнеса, регулирующего отношения между владельцем бизнеса (франчайзером) и франчайзи (независимое лицо или компания, которой передается право на использование разработанной франчайзером бизнес-стратегии). Особое внимание в статье уделяется отечественному правовому регулированию франчайзинговых отношений.

Ключевые слова : франшиза, франчайзинг, коммерческая концессия, правообладатель, пользователь, бизнес-модель.

The article is devoted to the most popular model of entrepreneurial activity today — franchising. In the study, the author analyzes the advantages and disadvantages of this method of business organization, which regulates the relationship between the business owner (franchisor) and the franchisee (an independent person or company to which the right to use the business strategy developed by the franchisor is transferred). The article pays special attention to the domestic legal regulation of franchise relations.

Keywords : franchise, franchising, commercial concession, copyright holder, user, business model.

В настоящее время франчайзинг приобрел общее признание и стал особенно актуальным во всем мире. Многие государства создали благоприятные условия для развития франчайзинга и достигли значительного роста количества компаний, использующих данную модель осуществления предпринимательской деятельности. В России осуществление предпринимательской деятельности по модели франчайзинга также весьма распространено. На протяжении последних нескольких лет можно наблюдать стабильный рост числа заключенных договоров коммерческой концессии (франчайзинга) в России.

Так по официальным данным Роспатента, в 2020 году ведомство зарегистрировало 4833 договора коммерческой концессии, в 2019 году данный показатель составил 4658 соглашений. Тем самым, в 2020 году количество зарегистрированных договоров коммерческой концессии (франчайзинга) возросло на 3,8 % по сравнению с 2019 г., с той оговоркой, что лишь малая доля рынка заключает и регистрирует данное соглашение в Роспатенте. Более того, в 2020 году доля количества зарегистрированных распоряжений по договору коммерческой концессии в общем количестве зарегистрированных распоряжений по лицензионному договору и договору коммерческой концессии выросла и составила 45,1 %, по сравнению с 2019 годом — 38,1 % [7].

Российская ассоциация франчайзинга предлагает следующее определение рассматриваемому понятию: «Франчайзинг — это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании; франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, а также осуществлять платежи в фонд франчайзера; в обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки» [2].

В российской бизнес-терминологии сформировано несколько определений франшизы. Российская ассоциация франчайзинга дает определение франшизе как полной бизнес-системе, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франшизный (франчайзинговый) пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру [2]. Под франшизой также понимают комплекс исключительных прав, право использовать который, одна сторона договора коммерческой концессии (правообладатель) за плату передает другой стороне (пользователю).

В целом, устоявшимся на сегодня является определение франчайзинга как способа организации бизнеса, регулирующего отношения между владельцем бизнеса (франчайзером) и франчайзи (независимое лицо или компания, которой передается право на использование разработанной франчайзером бизнес-стратегии). Суть современной системы франчайзинга заключается в том, что франчайзер предоставляет отдельным франчайзи определенные права и в свою очередь, обязывает действовать в соответствии с его концепцией. Согласно договору, заключенному в письменной форме, франчайзи получает от франчайзера право на использование его имени, торговой марки, промышленных образцов и прав интеллектуальной собственности, возможность применять его методы ведения бизнеса, а также получать его постоянную техническую помощь.

В России правовое регулирование франчайзинговых отношений имеет определенную специфику, договор заключается по правилам для коммерческой концессии, поскольку такого понятия, как франчайзинг, в российском законодательстве не существует. Указанные договорные конструкции, хотя и обладают сходством в аспекте субъектного состава — сторонами соглашения франчайзинга выступают правообладатель (крупная компания, владелец известного бренда или брендов) и пользователь (обычно это новая компания, которая еще не успела закрепиться на рынке самостоятельно), предмете договора — правообладатель позволяет контрагенту использовать свой бренд в целях осуществления предпринимательской деятельности, но в отличие от коммерческой концессии, договор франчайзинга означает, что правообладатель будет оказывать сильное влияние на работу пользователя. Компания — владелец бренда окажет поддержку (консультативную, техническую, организационную) новому предприятию, но также она будет осуществлять контроль действий контрагента. Влияние правообладателя выражается в определении стратегии осуществления предпринимательской деятельности, включая локализацию предприятия пользователя и организацию бизнес-процессов. Заключение договора франчайзинга на условиях, которые определил франчайзер, создает для новой компании определенные юридические риски.

Согласно положениям ст. 1032 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) на пользователя по договору франчайзинга возлагаются обязанности: 1) по обеспечению качества результатов его деятельности, которое должно соответствовать уровню, на котором работает производитель; 2) по использованию исключительных прав в строгом соответствии с указаниями правообладателя. К примеру, если есть требования к оформлению экстерьера или интерьера помещений, эти требования должны быть выполнены; 3) по оказанию клиентам такого же комплекса дополнительных услуг, которые оказывает правообладатель; 4) по принятию мер по соблюдению режима охраны коммерческой тайны, включая запрет на разглашение секретов производства правообладателя; 5) по информированию клиентов наиболее понятным для них способом, что пользователь осуществляет свою деятельность в рамках коммерческой концессии (договора франчайзинга) [1]. Нарушение условий соглашения может повлечь применение штрафных санкций вплоть до расторжения договора, что вызовет негативные финансовые последствия для компании пользователя.

Существенными условиями договора франчайзинга являются условия, установленные правилами главы 54 ГК РФ — аналогичные для коммерческой концессии. В существенные условия договора франчайзинга входят:

1) комплекс и характер исключительных прав, которые франчайзи получает и может использовать [5];

2) границы их использования;

3) сферы осуществляемой франчайзи деятельности;

4) размер вознаграждения франчайзера и порядок его определения.

Предмет договора франчайзинга представлен получением пользователем определенного объема исключительных прав, переданных ему правообладателем. Согласование данного условия предполагает детализацию прав, получаемых франчайзи по договору. На практике франчайзи получает от правообладателя право на товарный знак и на любые объекты, которые перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Детализация указанных прав предполагает указание в тексте договора полных реквизитов свидетельств правообладателя на данные права и объекты, классы Международной классификации товаров и услуг (далее по тексту — МКТУ) и т. п. Конкретный список сведений по каждому праву и объекту зависит от того, какое это право и объект.

Договор франчайзинга должен содержать указание на объем передаваемых пользователю прав. С этой целью в тексте соглашения должно быть зафиксировано:

1) в отношении каких классов МКТУ франчайзи может вести свою деятельность [6];

2) являются ли полученные права исключительными или неисключительными;

3) на какой территории франчайзи может использовать права.

Сфера предпринимательской деятельности франчайзи также должна быть указана в тексте соглашения — соблюдение этого правила будет свидетельствовать о согласовании существенных условий договора. Например, это может быть реализация товаров правообладателя, выполнение работ или оказание услуг под его торговой маркой и т. п. В документе не должно быть расхождений с классами МКТУ, которые франчайзи разрешено использовать.

Договор франчайзинга должен содержать указание на размер вознаграждения правообладателя, поскольку данный договор по своим характеристикам является возмездным. Это условие стороны определяют самостоятельно. Например, вознаграждение может быть определено:

1) в твердой сумме в виде единовременной выплаты; 2

2) ) в твердой сумме в виде периодических выплат;

3) в виде процента от прибыли и др. [4].

В договоре франчайзинга могут быть предусмотрены дополнительные условия. Например, может быть установлена обязанность согласовывать действия франчайзи с франчайзером, что в некоторой степени снижает мобильность первого. Для франчайзи оптимальным будет изменение такого рода условий, чтобы при необходимости он мог действовать самостоятельно.

В интересах франчайзи также будет целесообразным согласовать условие о продлении договора франчайзинга — это позволит избежать риска прекращения сотрудничества с франчайзером после истечения срока действия договора. Важность этого условия для франчайзи состоит в том, что при невозможности продлить срок действия договора, он может не успеть получить экономический эффект от своих финансовых вложений.

В интересах франчайзи важно согласовать условия о средствах индивидуализации. Целесообразно предусмотреть положения о том, что пользователь как сторона договора франчайзинга получает право на эксплуатацию товарного знака или знака обслуживания франчайзера.

В тексте договора франчайзинга согласовывается условие о возможности заключения договора субконцессии (ст. 1029 ГК РФ). Для пользователя такое условие является важным.

В тексте соглашения могут присутствовать те или иные ограничения на распространение пользователем продукции правообладателя. Однако эти ограничения не должны противоречить закону, иначе условие о них будет ничтожным (п. 2 ст. 1033 ГК РФ).

После подписания договора франчайзинга необходимо соблюсти правила о государственной регистрации. Право использовать комплекс исключительных прав регистрируют в Роспатенте. Без такой регистрации договор франчайзинга будет признан недействительным (ничтожным). По общему правилу регистрацию договора франчайзинга обеспечивает правообладатель (ст. 1031 ГК РФ) [3]. Важно подчеркнуть, что до 1 октября 2014 года ГК РФ предписывал сторонам осуществлять государственную регистрацию самого договора коммерческой концессии. Несоблюдение этого законодательного требования влекло негативные последствия — ничтожность соглашения. В ходе реформирования ГК РФ, в ст. 1028 ГК РФ были внесены изменения — регистрации впредь подлежит только предоставление пользователю права использования комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в предпринимательской деятельности в рамках соглашения коммерческой концессии [8]. Таким образом, отсутствие регистрации более не влечет ничтожность договора, а только свидетельствует о неисполнении правообладателем своей обязанности.

В завершении исследования следует отметить преимущества функционирования бизнеса по системе франчайзинга. Первое преимущество — пользователь получает возможность начать собственное дело, при этом он обладает экономической и юридической самостоятельностью, хоть за ним и закрепляется обязанность по информированию покупателей (заказчиков) об использовании исключительных прав правообладателя (абз. 8 ст. 1032 ГК РФ), а также осуществляется контроль в отношении его деятельности (абз. 3 ст. 1032 ГК РФ). Пользователь имеет возможность применить на практике зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны методы ведения предпринимательской деятельности.

Второе преимущество состоит в получении пользователем консультативной, технической и организационной поддержки правообладателя. Более того, некоторые правообладатели выступают гарантами при получении пользователем кредитов и заключении договоров лизинга. Все это дает возможность начать коммерческую деятельность даже в той сфере, в которой у предпринимателя отсутствует опыт работы.

Одним из преимуществ осуществления предпринимательской деятельности по модели франчайзинга является минимизация издержек на рекламу. Пользователь начинает работу под товарным знаком правообладателя, завоевавшего определенную нишу на рынке, положительно зарекомендовавшего себя и имеющего круг лояльных потребителей. Правообладатель уже разработал и апробировал рекламные и маркетинговые программы, которыми пользователь может воспользоваться. Пользователю остается лишь обеспечение рекламы открытия своего франчайзингового предприятия на локальном рынке.

Еще одним преимуществом для пользователя является минимизация конкуренции с иными пользователями, заключившими договор с правообладателем. Так, на правообладателя можно возложить обязанности (абз. 2 п. 1 ст. 1033 ГК РФ): 1) не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории; 2) воздержаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

У рассматриваемого соглашения существует и ряд недостатков для пользователя. Во-первых, пользователь должен обладать первоначальным капиталом. По своим характеристикам, договор коммерческой концессии является возмездным — пользователь оплачивает франшизу для начала своей деятельности в рамках этой бизнес-модели. Размер требующегося первоначального капитала во многом определяется видом деятельности, и он включает не только вступительный взнос. Обычно пользователь производит правообладателю выплаты, пропорциональные размеру товарооборота (ст. 1030 ГК РФ).

Во-вторых, пользователь ограничен рамками франшизной системы, в которой он работает — он должен неукоснительно следовать всем правилам франчайзингового сотрудничества. В частности, в договоре может быть предусмотрено, какой товар должен быть представлен в магазинах, дизайн интерьера магазина, мерчандайзинг, какие нужно провести акции для покупателей и организовать программы маркетинга, у кого нужно закупать сырье и продукцию и т. д. Нарушение этих условий может повлечь договорные санкции или даже расторжение договора (абз. 3 ст. 1037 ГК РФ).

Кроме того, на пользователя могут быть наложены ограничения (п. 1 ст. 1033 ГК РФ):

1) обязательство о неконкуренции с правообладателем на определенной территории (абз. 3);

2) обязательство о незаключении аналогичных соглашений с конкурентами (включая потенциальных конкурентов) правообладателя (абз. 4);

3) ценовые ограничения — реализация товаров (услуг, работ) должна осуществляться по ценам, определенным правообладателем (абз. 5);

4) запрет на реализацию аналогичной группы товаров (услуг, работ) с использованием средств индивидуализации других правообладателей (абз. 5);

5) территориальные ограничения — реализация продукции (услуг, работ) в строго определенных территориальных границах (абз. 6);

6) обязанность согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, а также их внешнее и внутреннее оформление (абз. 7).

Правообладателем может быть заключено большое количество договоров франчайзинга (коммерческой концессии) с другими пользователями. Чтобы исключить ужесточение конкуренции на рынке соответствующих товаров или услуг и вызванный этим возможный ущерб правообладателя, он вводит соответствующие ограничения. Однако для многих пользователей, разумно выстраивающих свои деловые отношения с правообладателем, осуществление предпринимательской деятельности по модели франчайзинга не является недостатком.

В-третьих, длительность деловых отношений. Чаще всего соглашения франчайзинга заключаются на продолжительные периоды времени (от нескольких лет до нескольких десятков лет), что в значительной степени ограничивает свободу пользователя — он лишен возможности оставить бизнес без существенных материальных потерь в случае неудачи или утраты интереса. Возможна и обратная ситуация — когда срок договора является недостаточным для пользователя. Это создает некоторую неопределенность в планировании работы. Тем более что договор может содержать запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.

В-четвертых, существует риск смены правообладателя. Тот правообладатель, с которым пользователь заключил договор франчайзинга, может продать свой бизнес третьему лицу. Оно может изменить свою политику в отношении своих пользователей не в лучшую для них сторону.

В-пятых, пользователь зависит от репутации правообладателя. Если пострадает репутация правообладателя, то и пользователь может утратить свое доброе имя и репутацию.

Таким образом, заключение договора франчайзинга имеет свои особенности. Он должен быть заключен в письменной форме и зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности; передать по договору можно только исключительные права; договор может быть срочным или без указания срока действия; он может содержать указание на определенную территорию ведения бизнеса; сторонами сделки могут быть только организации или индивидуальные предприниматели; правообладатель может получить вознаграждение в виде разового платежа, периодических выплат либо комбинированно. Специфика данных отношений также проявляется и в обязанностях сторон по договору (ст. 1031 и 1032 ГК РФ). Так, пользователь после покупки франшизы обязан следить за тем, чтобы качество оказываемых работ и/или продаваемых товаров полностью соответствовало качеству того же у правообладателя.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Официальный сайт Российской ассоциации франчайзинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusfranch.ru/ (дата обращения 12.07.2021)
  3. Постановление 9 ААС от 04.09.2020 № 09АП-25891/2020 по делу № А40–343378/2019. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
  4. Постановление 9 ААС от 05.05.2021 № 09АП-70935/2019 по делу № А40–200808/2019. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
  5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 10.03.2021 № С01–163/2021 по делу № А40–272109/2019. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
  6. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 13.05.2021 № С01–733/2021 по делу № А65–5081/2020. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-прав. системы «Консультант Плюс».
  7. Российский франчайзинг — 2021. Статистика рынка. Издание: franshiza.ru. Электронный ресурс. Режим доступа. https://franshiza.ru/article/read/statistika_rynka_franchisinga_2021/ (дата обращения 12.07.2021)
  8. Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 11. Ст. 1100.
Основные термины (генерируются автоматически): коммерческая концессия, ГК РФ, пользователь, предпринимательская деятельность, договор франчайзинга, правообладатель, договор, модель франчайзинга, Россия, текст соглашения.


Задать вопрос