Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 03.03.2023

Статья просмотрена: 239 раз

Библиографическое описание:

Ерохина, А. В. Средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста / А. В. Ерохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100496/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье затрагивается тема детского воспитания, а также рассматриваются, анализируются и классифицируются средства развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: сенсорное восприятие, ребенок, игровая деятельность, дошкольный возраст, сенсорная игра, сенсорное развитие, дидактическая игра.

Дети начинают учиться через свои сенсорные системы с рождения. Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и дальнейшего благополучия, ведь именно оно формирует основу обучения и восприятия ребенка. Дети начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с первых дней: они поворачивают голову на звук, следят за объектами глазами и обнаруживают свои руки и ноги, прикасаясь к ним. Позже они начинают развивать координацию глаз и рук и будут использовать свои руки, чтобы дотронуться до того, что видят. Затем они начинают исследование системы «глаза-руки-рот», отправляя предметы в ротовую полость, что стимулирует чувство вкуса. Гораздо позже у них развивается зрительное восприятие глубины, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.

Хотя чувства развиваются независимо, к концу первого года жизни дети достигают сенсорной интеграции. Тем не менее, по мере того, как ребенок растет и приближается к школьному возрасту, ему также важно развивать сенсорное восприятие. Развитие восприятия — это основа, необходимая для любого формального обучения в будущем. У ребенка-дошкольника, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будут в дальнейшем проблемы, именно поэтому крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию для развития всех этих навыков.

Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается с помощью органов чувств. Иными словами, это то значение, которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.

Стоит отметить, что развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста связано с понятием сенсорной обработки, которое относится к тому, как мозг реагирует на многочисленные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов. Информация, полученная от них, должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог подсказать телу, как правильно реагировать. Когда мозг обрабатывает сенсорную информацию должным образом, ребенок способен вести себя осмысленно и последовательно.

С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг. Это означает, что лучший способ развить сенсорную обработку для родителей — стимулировать чувства ребенка, чтобы он мог учиться.

Поднимая вопрос средств развития сенсорного восприятия, нельзя не отметить, что один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка — это сенсорная игра. Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая стимулирует следующие чувства ребенка: вкус, осязание, слух, обоняние, а также его вестибулярный аппарат и проприоцепцию. В труде «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Л. С. Выготский, известный российский психолог, предположил, что благодаря стимуляции воображаемой игры на сенсомоторной стадии дети могут переходить к еще более высоким формам символического мышления [1].

Сенсорная игра предполагает развитие сенсорного восприятия ребенка через продуктивные виды деятельности: например, лепку, рисование, конструирование, игру с песком или водой. Наиболее эффективная сенсорная игра — это игра, носящая дидактический характер. Наличие правил, фиксированная структура игровой деятельности, система оценивания — эти особенности дидактической игры позволяют организовать сенсорное воспитание как целенаправленный, логически выстроенный и содержательный процесс.

Посредством сенсорных дидактических игр ребенку дошкольного возраста открывается широкий диапазон возможностей, благодаря чему его развитие сенсорного восприятия происходит с большим успехом. Во-первых, в процессе игровой деятельности ребенок воспринимает окружающие предметы и их свойства. Дошкольнику предлагается сначала обнаружить и осмыслить целостный облик предмета, с которым он взаимодействует, а затем выделить его основные части и определить их свойства — форму, размер, цвет, материал, запах и т. п. Во-вторых, дидактическая игра вовлекает ребенка в пространственную область: внимание уделяется определению соотношения частей предмета друг с другом и их ориентации в пространстве. В-третьих, дошкольник получает возможность соотносить свойства и признаки предмета с сенсорными эталонами. Сравнение в данном случае выступает в роли дидактического метода, благодаря которому устанавливаются черты сходства и различия между объектами, с которыми ребенок взаимодействует. Также ряд дидактических игр базируется на словесном обозначении признаков предмета: детям предлагается рассмотреть несколько объектов, сказать, чем они похожи и чем различны, то есть словесно сравнить их качества, — это позволяет дошкольника достаточно прочно овладеть сенсорными навыками.

В отечественной психологии и науке изучением и разработкой сенсорных игр, носящих дидактический характер, занимались Е. В. Зворыгина, Е. И. Тихеева, Н. Н. Поддьяков [4]. Обобщая труды данных исследователей, можно выделить следующие виды игр, развивающих сенсорное восприятие детей дошкольного возраста:

  1. Игры-поручения, в основе которых детский контакт с игрушками и прочими объектами;
  2. Игры-соревнования, побуждающие ребенка соперничать, состязаться с другими детьми для достижения победы;
  3. Игры-загадки, основанные на изображении одного предмета посредством другого и требующие мыслительной деятельности детей для поиска отгадки;
  4. Сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок играет какую-либо роль;
  5. Игры-прятки, основанные на том, что какой-либо предмет исчезает, а затем появляется.

Как отмечает И. В. Мелехина в своей статье «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей», практически любая игровая деятельность оказывает положительный эффект на развитие сенсорного восприятия [3].

Кроме того, обогатить опыт сенсорного восприятия помогает использование дидактических игрушек и вспомогательных предметов в процессе игровой деятельности. Игрушки для сенсорного развития можно классифицировать следующим образом: мягкие игрушки — влияют, прежде всего, на тактильный аспект сенсорного восприятия; игрушки, развивающие координацию движений (игровые коврики, ленты, массажные поверхности, дорожки); игрушки-конструкторы простого (пирамидки, кубики, цилиндры, шары) и сложного (паззлы, мозаики, наборы для сборки) типа; музыкальные игрушки (погремушки, флейты, трубы, барабаны). Каждый из типов, воздействуя на тактильные, оптические, акустические ощущения, позволяет ребенку познакомиться с окружающими предметами, научиться ими пользоваться, что положительно сказывается и на развитии сенсорного восприятия.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста — это процесс, который требует особого внимания и сопровождения. Основополагающим средством данного процесса служит сенсорная игра, применяемая с дидактическими целями. Немалую роль для формирования сенсорного опыта играет и применение игрушек и прочих вспомогательных предметов. В результате такого воспитания, которое ориентировано на формирование нормального сенсорного восприятия, ребенок осваивает способы чувственного познания мира, формирует представления о внешних свойствах предметов, совершенствует сенсорные навыки, — успешность в этом, в свою очередь, определяет и уровень подготовки ребенка-дошкольника для дальнейшего поступления в учебное заведение и получения образования.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Психология развития. СПб, Питер, 2001. С.56–79.
  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. –315 с.
  3. Мелёхина И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 136–139.
  4. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей / под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — М.: Просвещение, 1981–192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное восприятие, ребенок, дошкольный возраст, игровая деятельность, сенсорная игра, сенсорное развитие, дидактическая игра, дидактический характер, орган чувств, сенсорная обработка.


Похожие статьи

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.—

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая...

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников...

Ключевые слова: ребенок, сенсорное развитие, сенсорное воспитание, чувственный опыт, дошкольный возраст, эталон.

Основными средствами формирования и развития сенсорных эталонов у детей являются: предметная игра, дидактические игры и упражнения.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Среди дидактических игр, ориентированных на развитие сенсорных способностей детей

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей... сенсорное воспитание

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент...

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей

Игры, которые развивают сенсорное восприятие, очень необходимы и нужны малышу раннего возраста. Игры по сенсорному развитию приносят в жизнь детей еще больше радостных и интересных моментов, дарят уверенность в себе и собственных силах.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через...

Библиографическое описание: Фоменко, Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / Т. А. Фоменко.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей

М.,1975. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Пилюгина Э. Г. Сенсорное развитие малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры. Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

Сенсорное развитие дошкольников одно из направлений в познавательном и интеллектуальном развитии

Одним из средств развития сенсорных способностей является игра. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.

В работе с детьми 6–7лет усложняется характер игр и задач на преобразование фигур.

Похожие статьи

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.—

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая...

Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников...

Ключевые слова: ребенок, сенсорное развитие, сенсорное воспитание, чувственный опыт, дошкольный возраст, эталон.

Основными средствами формирования и развития сенсорных эталонов у детей являются: предметная игра, дидактические игры и упражнения.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Среди дидактических игр, ориентированных на развитие сенсорных способностей детей

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей... сенсорное воспитание

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент...

Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей

Игры, которые развивают сенсорное восприятие, очень необходимы и нужны малышу раннего возраста. Игры по сенсорному развитию приносят в жизнь детей еще больше радостных и интересных моментов, дарят уверенность в себе и собственных силах.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через...

Библиографическое описание: Фоменко, Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры / Т. А. Фоменко.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок.

Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста...

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей

М.,1975. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

Пилюгина Э. Г. Сенсорное развитие малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры. Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

Сенсорное развитие дошкольников одно из направлений в познавательном и интеллектуальном развитии

Одним из средств развития сенсорных способностей является игра. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.

В работе с детьми 6–7лет усложняется характер игр и задач на преобразование фигур.

Задать вопрос