Направления развития регулирования трансграничной электронной торговли на пространстве ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Валовенко, М. В. Направления развития регулирования трансграничной электронной торговли на пространстве ЕАЭС / М. В. Валовенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100485/ (дата обращения: 28.04.2024).



В связи с развивающимся рынком электронной торговли возникла необходимость создания норм права Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), определяющих единые для всех государств-членов евразийской интеграции основы регулирования перемещения товаров электронной торговли через таможенную границу. Статья посвящена исследованию основных проблемных аспектов регулирования перемещения товаров электронной торговли, а также анализу ключевых предложений органов законодательства ЕАЭС и бизнес-сообщества.

Развитие рынка электронной торговли и, в первую очередь, аспекты его регулирования в ЕАЭС являются наиболее значимыми в настоящее время для органов управления ЕАЭС в связи с возрастающей ролью e-commerce.

Основные направления развития регулирования трансграничной электронной торговли определены утвержденными стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года [1], в рамках которых предусмотрена реализация формирования цифрового пространства Союза, а также цифровых инфраструктур и экосистем.

Для достижения этой цели разработан проект дорожной карты по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках ЕАЭС [2]. Согласно проекту ключевым вопросом является нормативное регулирование перемещения товаров электронной торговли. Помимо утвержденного проекта главы Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) об операторе электронной торговли, а также отдельных изменений, связанных с совершением таможенных операций в отношении перемещаемых товаров, существует необходимость создания отдельного международного договора. Проект дорожной карты особо выделяет вопросы понятийного аппарата данного международного договора, условий функционирования единого рынка товаров электронной торговли, принципов защиты прав и интересов участников электронной торговли, в том числе защиты прав потребителей, механизма урегулирования споров, а также вопросы обеспечения информационной безопасности. Также важнейшими направлениями развития регулирования электронной торговли в ЕАЭС является применение мер нетарифного регулирования к перемещаемым товарам и создание «цифрового профиля» товара для интернет-площадок.

В рамках изменений, в первую очередь, должен быть урегулирован понятийный аппарат, отсутствие которого является существенным недостатком сферы регулирования. Должны быть урегулированы основные понятия такие как «электронная торговля», «товары электронной торговли», «участники электронной торговли» и др. Важно отметить, что проектом Протокола изменений, вносимых в ТК ЕАЭС отдельным Распоряжением Коллегии ЕЭК [3], предполагается нормативное закрепление понятий «таможенная пошлина, взимаемая по единой ставке», «товары электронной торговли» (под которым понимаются товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическими лицам и товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами), «товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам», «товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами». Однако остаются незакрепленными понятия электронной торговли, участников электронной торговли и др.

Также необходимо создание единых правил и условий осуществления электронной торговли на территории ЕАЭС. Данный договор также должен быть основан на принципах Союза, утвержденных Договором о ЕАЭС, а именно свобода перемещения товаров, услуг и капитала. Необходимо также обеспечить реализацию принципа наибольшего благоприятствования, т. е. должны быть предоставлены не менее благоприятные условия осуществления торговли иным государствам-членам ЕАЭС в определенном государстве Союза, в части перемещения товаров электронной торговли. Отметим, что схожее положение должны охватывать и сопутствующие электронной торговле услуги. Оказание таких услуг может осуществляться без учреждения юридического лица, приобретения торговых и иных площадей, а также разрешения на поставку услуг, полученного хозяйствующим субъектом в своем государстве-члене ЕАЭС. Важно также установление и соблюдение принципа недискриминации, который должен соблюдаться в части требования локализации данных и предоставлении хозяйствующим субъектам стран к открытым данным.

Немаловажным является установление договором единого перечня товаров, запрещенных к перемещению в качестве товаров электронной торговли. Создание же государственных перечней в каждом отдельном государстве Союза будет являться существенными барьерами при осуществлении такого рода торговли.

Перспективным направлением развития регулирования также является установление единых подходов и требований к электронному документообороту в рамках электронной торговли в связи с невозможностью применения бумажного документооборота, который будет являться барьером при осуществлении электронной торговли. Различные требования в государствах-членах ЕАЭС в части передачи товара от продавца интернет-площадке и от интернет-площадки покупателю усложняют, по мнению бизнес-сообщества, процедуру перемещения товаров, т. к. становится необходимым поиск иных применяемых форматов документов, что увеличивает затраты и время доставки товаров. Используемые единые форматы документов должны иметь минимальный набор требуемых для осуществления торговли реквизитов и быть простыми для применения участниками торгового оборота. Также важна унификация механизма применения электронной цифровой подписи, которая придает электронному документу юридическую силу.

В Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента РБ от 19 марта 2012 г. № 515 создано Республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» (государственное предприятие «НЦЭУ»). НЦЭУ выступил национальным оператором доверенной третьей стороны (ДТС) в рамках пилотного проекта «Минская инициатива», проводимый Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Федеральной налоговой службы. Проект посвящен обмену электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь с применением механизмов ДТС. Данный пилотный проект также может стать базой для проекта уже в рамках ЕАЭС.

Важным, по мнению ЕЭК, является создание наднациональных добровольных объединений хозяйствующих субъектов рынка электронной торговли, т. к. органы ЕАЭС не могут и не должны быть регуляторами рынка. Такие объединения должны обеспечивать выработку ключевых регуляторных инициатив, путем взаимодействия и координации участников внешнеэкономической деятельности с законодательными и исполнительными органами власти для фиксации проблемных аспектов, с которыми сталкиваются импортеры и экспортеры товаров при их перемещении.

В рамках ЕАЭС защита прав потребителей гарантируется Договором о ЕАЭС (ст. 60) [4], а также Протоколом № 13 о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей. Целесообразно создать также единые правила в отношении электронной торговли, т. к. в настоящее время в праве ЕАЭС закреплено, что защита прав потребителей осуществляется на основе национальных законодательств государств. Однако данное положение неприменимо к электронной торговле в силу особенностей осуществления такой торговли. Важно унифицировать законодательство в части обязательств импортеров по поддержке, техническому обслуживанию, поставке запасных частей, возврате денежных средств, ремонту, которые закреплены в отдельных актах национальных законодательств. Базовые гарантии потребителей в электронной торговле, согласно актам Организации Объединенных Наций, должны быть аналогичны тем правам, которые обеспечиваются и в «обычной» торговле (право на качество, безопасность, информацию о товарах, обмен, возврат, возмещение вреда и др.).

В 2017 году была утверждена рекомендация ЕЭК [5], в которой также утверждались основы осуществления электронной торговли. Данный документ акцентирует внимание на снижении рисков потребителей, связанных с реализацией «опасных» и «запрещенных» товаров, идентификацией продавца, отсутствием правил заключения договоров, защитой персональных данных покупателей. В настоящее же время становятся актуальными вопросы недобросовестных действий продавцов, направленных на манипулирование поведением потребителей (ложные отзывы, несуществующие акции и др.), а также неопределенность формирования конечной стоимости товара (в рамках электронной взаимной торговли не урегулирован вопрос добавления отдельных сумм к указанной в карточке товара, размещенной на интернет-площадке, например, сумм за конвертацию сумм в валюты страны того или иного магазина. Перспективным направлением регулирования является механизм снижения указанных рисков потребителей.

Для реализации существования единых правил защиты прав потребителей в рамках электронной торговли также необходима гармонизация и (или) унификация законодательства в части установления единых сроков возвратов товаров, денежных средств при отмене покупки, а также определения единой ответственности продавцов. Действующая рекомендация ЕЭК может стать базовым документом, на основе которого может быть выработано законодательство в части защиты прав и интересов участников электронной торговли.

Что касается разрешения споров при осуществлении электронной торговли, то перспективным, по мнению ЕЭК, является создание единой площадки по типу «единого окна». Схема такого механизма представлена на рис. 1. Предложенная ЕЭК единая схема разрешения споров будет включать в себя модель взаимосвязи потребителей, интернет-площадок, реализующих товары, а также государственных органов и позволит сократить время обращений потребителей и получения ответов на них.

Схема механизма разрешения споров в сфере электронной торговли в части защиты прав и интересов потребителей по типу «единого окна»

Рис. 1. Схема механизма разрешения споров в сфере электронной торговли в части защиты прав и интересов потребителей по типу «единого окна»

В заключение отметим, что перспективными направлениями регулирования трансграничной электронной торговли являются создание единого рынка электронной торговли на пространстве ЕАЭС, выработка нормативного регулирования, определяющего базовый понятийный аппарат рассматриваемой сферы, утверждение принципов осуществления такой торговли на территории всех государств-членов Союза, организация единых правил защиты прав и интересов потребителей, а также механизма разрешения споров. Важным является направление обеспечения информационной безопасности и использования электронного документооборота при взаимодействии участников электронной торговли, а также с уполномоченными органами ЕАЭС и государств-членов в отдельности.

Литература:

  1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
  2. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 28.09.2021 № 151 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О проекте решения Евразийского межправительственного совета «О плане мероприятий («дорожной карте») по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза».
  3. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 16.08.2022 № 132 «О проекте Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года».
  4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014).
  5. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.11.2017 № 27 «Об Общих подходах к проведению государствами — членами Евразийского экономического союза согласованной политики в сфере защиты прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) дистанционным способом».
Основные термины (генерируются автоматически): электронная торговля, товар, Беларусь, рамка, дорожная карта, информационная безопасность, пилотный проект, понятийный аппарат, трансграничная электронная торговля, электронный документооборот.


Похожие статьи

электронное правительство, электронный документооборот.

...специальных законодательных проектов, которые влекут за собой более простую легализацию электронного оборота

существенно повысить эффективность работы с информационными ресурсами

Проблемные вопросы разработки систем электронного документооборота.

В рамках опытно-конструкторских работ по созданию систем электронного документооборота...

Вопросы юрисдикции в трансграничных электронных...

В связи с популярностью трансграничной интернет-торговли актуальны вопросы

 В данной статье автор рассматривает вопросы, связанные с юрисдикцией в электронной торговле.

В электронной торговле риски есть для всех участников, для ритейлера, продавца, также для

Федерации, и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети...

Особенности таможенного оформления международных почтовых...

...уполномоченный оператор, электронная торговля, таможенный контроль, выпуск товаров.

В условиях бурного развития электронной торговли и, в том числе, Интернет-торговли

Товар, приобретенный в рамках электронной торговли и пересылаемый в МПО

ЕАЭС, проходит качественный контроль в информационных системах таможенных органах, что...

Роль инфокоммуникационных технологий в повышении...

...технологий в повышении эффективности функционирования трансграничной электронной торговли.

Это свидетельствует о том, что Интернет связан с ростом электронной торговли.

Электронная (интернет) торговля — это торговая деятельность с участием товаров

Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины / А. С. Олифиренко.

Цифровая трансформация в странах — членах ЕАЭС как фактор...

Рис. 1. Приоритетные области в рамках цифрового проекта [13].

— снижение цифрового неравенства стран участниц и обеспечение безопасности транспортных услуг и другое.

3) Барьером для электронной торговли является то, что большую роль в рамках

— внедрять электронные сопроводительные документы для трансграничного перемещения товаров

Электронный документооборот позволяет организации...

...в сфере электронного документооборота, то в России уже запущены пилотные проекты, а

Следовательно, при создании электронного документооборота, будут задействованы

— при переходе на информационные носители, необходимо будет хранить информацию об

в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», [Электронный ресурс].

Преимущества электронного декларирования и возможность их...

...соответствии с Дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования».

4. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза

9. Электронное декларирование таможенного транзита [Электронный ресурс].

10. 99,99 процентов деклараций на товары выпущено с применением электронной формы...

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере...

Под услугами информационного общества в соответствии со ст. 1(2) Директивы 98/34/ЕС «О

Он наделяется совещательными полномочиями и должен разрабатывать проекты решений

Соловяненко Н. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи

электронный документооборот, документ, электронная подпись, проблема, арбитражный...

Похожие статьи

электронное правительство, электронный документооборот.

...специальных законодательных проектов, которые влекут за собой более простую легализацию электронного оборота

существенно повысить эффективность работы с информационными ресурсами

Проблемные вопросы разработки систем электронного документооборота.

В рамках опытно-конструкторских работ по созданию систем электронного документооборота...

Вопросы юрисдикции в трансграничных электронных...

В связи с популярностью трансграничной интернет-торговли актуальны вопросы

 В данной статье автор рассматривает вопросы, связанные с юрисдикцией в электронной торговле.

В электронной торговле риски есть для всех участников, для ритейлера, продавца, также для

Федерации, и (или) распространяет рекламу в информационно-телекоммуникационной сети...

Особенности таможенного оформления международных почтовых...

...уполномоченный оператор, электронная торговля, таможенный контроль, выпуск товаров.

В условиях бурного развития электронной торговли и, в том числе, Интернет-торговли

Товар, приобретенный в рамках электронной торговли и пересылаемый в МПО

ЕАЭС, проходит качественный контроль в информационных системах таможенных органах, что...

Роль инфокоммуникационных технологий в повышении...

...технологий в повышении эффективности функционирования трансграничной электронной торговли.

Это свидетельствует о том, что Интернет связан с ростом электронной торговли.

Электронная (интернет) торговля — это торговая деятельность с участием товаров

Электронная коммерция (e-commerce), виртуальные магазины / А. С. Олифиренко.

Цифровая трансформация в странах — членах ЕАЭС как фактор...

Рис. 1. Приоритетные области в рамках цифрового проекта [13].

— снижение цифрового неравенства стран участниц и обеспечение безопасности транспортных услуг и другое.

3) Барьером для электронной торговли является то, что большую роль в рамках

— внедрять электронные сопроводительные документы для трансграничного перемещения товаров

Электронный документооборот позволяет организации...

...в сфере электронного документооборота, то в России уже запущены пилотные проекты, а

Следовательно, при создании электронного документооборота, будут задействованы

— при переходе на информационные носители, необходимо будет хранить информацию об

в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», [Электронный ресурс].

Преимущества электронного декларирования и возможность их...

...соответствии с Дорожной картой «Совершенствование таможенного администрирования».

4. Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза

9. Электронное декларирование таможенного транзита [Электронный ресурс].

10. 99,99 процентов деклараций на товары выпущено с применением электронной формы...

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере...

Под услугами информационного общества в соответствии со ст. 1(2) Директивы 98/34/ЕС «О

Он наделяется совещательными полномочиями и должен разрабатывать проекты решений

Соловяненко Н. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи

электронный документооборот, документ, электронная подпись, проблема, арбитражный...

Задать вопрос