Цифровая трансформация в странах — членах ЕАЭС как фактор повышения национальной конкурентоспособности продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 27.11.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Лямцева, А. А. Цифровая трансформация в странах — членах ЕАЭС как фактор повышения национальной конкурентоспособности продукции / А. А. Лямцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 104-108. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85976/ (дата обращения: 22.01.2022).



В статье рассмотрены аспекты влияния цифровой трансформации и организационные основы работы и развития Евразийского Экономического Союза, также обозначено использование электронных платформ общих интересов стран-участниц ЕАЭС. Выделяются ограничения и перспективы развития цифровой трансформатизации на основе оценки развития цифровой экономики стран ЕАЭС.

Ключевые слова: цифровизация, Евразийский Экономический Союз, цифровая трансформация, цифровое пространство.

В условиях усиленных процессов глобализации мировой экономической системы, интеграционных процессов, постоянного усиления конкуренции, интеграционные объединения приобретают все большую роль в формировании внешнеэкономической политики государства, определении направлений взаимодействия между странами. Современное положение и роль стран-участниц Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) зависят не только от макроэкономических условий государства, но и от расстановки конкурентных сил, повышающих национальную конкурентоспособность. В этой связи, важность идентификации факторов, которые влияют на уровень конкурентоспособности стран-участниц ЕАЭС, определение существующих проблем, замедляющих взаимодействие стран-участниц во внешнеторговой сфере с развитием новых технологий и форм взаимодействия субъектов экономики неуклонно возрастает.

Цифровизация, согласно оценке ученых, уже успела занять ключевое место в формировании единого экономического пространства и в контексте евразийской интеграции. В научных трудах зарубежных экономистов цифровизация выступает в качестве драйвера мировой экономики, которая трансформирует корпоративные бизнес-модели и находится в непосредственной связи с развитием циклической экономикой государств и при этом, обеспечивающей ей устойчивое развитие. В российской же научной литературе широко рассматриваются стратегические задачи, формирование системы защиты информации коммерческих структур (особенно в случаях, если объект представляет коммерческую тайну) и правовые вопросы цифровой трансформации экономической системы на примере стран–участниц ЕАЭС и ее отражение на развитии интеграции [1, с. 38].

По мнению Еременко М. Ю. «цифровая интеграция, внедрение цифровых технологий, автоматизированных систем, информационных технологий оказывают влияние на международное сотрудничество и экономическое взаимодействие между государствами — членами евразийского интеграционного союза. Экономическая интеграция России невозможна без цифровизации экономических систем, технологий, помогающих обрабатывать огромные объемы данных, необходимых для создания эффективных связей по взаимодействию стран — участниц ЕАЭС» [5, с. 33].

В настоящее время формирование цифрового пространства в ЕАЭС представлено такими направлениями как развитие цифровых инфраструктур, трансформация отраслей, нормативное регулирование условий осуществления трансформации, цифровая модернизация систем управления и осуществления организационных процессов трансформатизации.

Существуют основные факторы цифровизации, которые включают внешние (связь с государством и компаниями) и внутренние (ресурсные ограничения, человеческими установками). Цифровая трансформатизация, в качестве драйвера экономической интеграции ЕАЭС, представлена в направлениях программного продукта под названием «Цифровая повестка ЕАЭС до 2025 г»., и которая характеризуется как главный вектор развития.

Реализация цифровой повестки позволяет сформировать основы для цифрового развития для стран-участниц и способствует таким процессам как, развитию условий для равного доступа на рынки членов ЕАЭС, повышению качества жизни, созданию благоприятной среды для развития инновационных технологий, переходу к новому технологическому укладу с учетом интересов каждого государства, эффективности оказания государственных услуг.

Первый проект при реализации цифровой повести представлен сетью промышленной кооперации и трансферой технологий, необходимость которой обозначена в формировании кооперационных связей в пространстве ЕАЭС, и, прежде всего для бизнеса. Благодаря данной сети появляется возможность в поиске партнеров, в дальнейшем их взаимодействии.

«Работа без границ» выступает вторым проектом, который направлен на трудоустройство граждан стран-участниц ЕАЭС, на формировании большой экосистемы, где прорабатываются и реализовываются такие проекты, как использование электронных трудовых книжек, заключение смарт-контрактов.

«Цифровые транспортные коридоры» выступает третьим проектом на пути к цифровизации в ЕАЭС, стоит отметить, что данный проект является одним из наименее востребованным, он направлен на формирование единой, открытой экосистемы со сквозной цифровой логистикой, беспрепятственным движением товара и транспорта на единой территории ЕАЭС. Важной составляющей данного проекта является и упрощения взаимодействия и с третьими странами.

В сравнении, на территории европейских стран существуют две создаваемые экосистемы — Maersk и Phoenix, в Азии такой системой выступает Logink, а также связанные с ней системы в Японии и в Китае. Данные транспортно-логистические системы уже функционируют на территории ЕАЭС, выстраивая выгодные для себя транспортные коридоры. В настоящее время в данном направлении разработана технология и архитектура цифровой прослеживаемости, в которую включается использование цифровых пломб, что является достаточно эффективным в отслеживании перемещения грузов.

Внедрение цифровых транспортных коридоров позволит положительно отобразиться на решении ряда важных задач, которым относятся: сокращение количества административных барьеров; оптимизирование процесса перевозки грузов, обеспечение безопасности транспортных услуг.

При этом существуют факторы, которые негативно влияют на развитие экосистемы цифровых транспортных коридоров (далее — ЭЦТК) в целом:

разный уровень развития в сфере цифровых технологий стран-участниц ЕАЭС; развитие полноценного потенциала ЭЦТК и иной цифровой экосистемы в среде высокого уровня взаимного доверия полноценно потенциал ЭЦТК, как и любой другой цифровой экосистемы, может быть реализован только в условиях высокого уровня взаимного доверия всех участвующих сторон. существуют различия стран-участниц в национальных стандартах документооборота.

Для того чтобы разработать предложения по совершенствованию транспортно-логистического сотрудничества в рамках ЕАЭС, необходимо рассмотреть, динамику изменения взаимной торговли между странами-участницами во время пандемии 2020 г.

В настоящее время ЕАЭС имеет возможности, которые основываются на единой сетевой инфраструктуре, общих цифровых платформ, позволяющие сокращать расстояния, создавать новые рабочие места, снижать ограничения и развивать новые направления деловой активности. В рамках реализации цифрового проекта выделены приоритетные области, рис. 1.

Приоритетные области в рамках цифрового проекта [13]

Рис. 1. Приоритетные области в рамках цифрового проекта [13]

Создание экосистем цифровых транспортных коридоров ЕАЭС в рамках цифровой повестки предполагает удобные маршруты и условия транспортировки, обеспечение кратчайших связей между Азией и Европой, оптимизацию функциональной составляющей госконтроля, также предполагает внедрение навигационных цифровых пломб, использование которых предполагает защиту и хранение информации о грузе, его отправителе, получателе, маршруте.

Внедрение ЭЦТК позволит решить ряд важных задач:

— снизить простои транспортных средств, сокращение административных расходов;

— увеличивается скорость оборачиваемости груза;

— снижение цифрового неравенства стран участниц и обеспечение безопасности транспортных услуг и другое.

Динамика суммарного объема торговли во время пандемии (данные за апрель 2018–2020 гг.) представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика суммарного объема торговли во время пандемии (данные за апрель 2018–2020 гг.) [2, с. 6 ] .

Страны

Апрель

2018 г

Апрель

2019 г.

Апрель

2020 г.

В % соотношении к апрелю 2018 г

В % соотношения к апрелю 2019 г.

ЕАЭС, всего

5004,9

5336,8

3182,7

63,5

59,6

Армения

48,3

59,4

37,7

78,0

63,5

Беларусь

1131,3

1227,9

900,4

79,5

63,5

Казахстан

529,5

539,4

378,9

71,5

770,2

Киргизстан

56,1

55,8

22,8

40,6

40,9

Россия

3239,8

3454,4

1842,9

56,8

53,8

Представленные в таблице 1 данные показывают, что за исследуемый период произошли существенные изменения взаимной торговли стран-участниц, например, особенно заметно снижение процентного соотношения в Кыргызстане и России (более 45 %). Другими словами, российская экономика понесла наибольшие потери в сравнении с показателями взаимной торговли.

Необходимая цифровая инфраструктура на национальном уровне формируется в рамках ЕАЭС и тем самым сохраняется «цифровой разрыв», согласно рейтингу Всемирного экономического форума за 2020 год

Можно сказать, что в неразрывной связи с «аналоговыми дополнениями» рассматриваются сами возможности цифровой экономики, для системного получения максимальных цифровых дивидендов.

Структура «Аналоговые дополнения» имеет три элемента (рис. 2).

Структура аналоговых дополнений цифровой экономики [3]

Рис. 2. Структура аналоговых дополнений цифровой экономики [3]

Цифровизация несет определенные интеграционные риски, как для России, так и для других стран — участниц ЕАЭС, помимо преимуществ. Цифровой разрыв характеризуется различным уровнем доступа к ИКТ и ограниченным использованием цифровых технологий населением и бизнесом. Это проявляется как на региональном уровне между странами, так и на глобальном уровне между интеграционными блоками.

В условиях глобальной неопределённости в связи с кризисными ситуациями на фоне пандемии, формируются основные проблемы на пути реализации проекта цифровой экономики, и которые в целом снижают эффективность внедрение проекта.

1) Производители товаров и услуг, а также другие экономические субъекты экономики ЕАЭС отмечают ограничительную практику внедрения цифровой торговли, которая заключается в непрозрачном и фрагментарном регулировании, отсутствии опыта по формированию единой политики. Здесь же в качестве мер по минимизации проблемы является унификация законодательств, разработки программ в сфере регулирования и внедрения цифровизации.

2) Барьеры по продаже некоторых ограниченных видов товаров через цифровые каналы на территории ЕАЭС, что обоснованно охраной здоровья населения. К данным товарам относится алкогольная, табачная, лекарственная продукция и т. п.

3) Барьером для электронной торговли является то, что большую роль в рамках электронных платежей играют национальные особенности финансовой системы, которые существуют на территории государств-членов ЕАЭС.

4) Высокие издержки доставки. На данном этапе развития отсутствует единая транспортно-логистическая сеть, издержки на перевозку различны в зависимости от региона.

5) Цифровая интеграция в ЕАЭС не отличается правовым изобилием и полноценностью законодательной базы, обеспечивающей планомерную и системную работу [10].

Пандемия коронавирусной инфекции на повестку дня поставила вопрос о переходе к новой модели экономического развития на базе четвертой промышленной революции, и которая, должным образом, формирует пути преодоления структурных негативных факторов и тем самым привлекает новые внутренние источники роста экономических составляющих.

Для углубления цифровой интеграции России в ЕАЭС в качестве первоочередных мер, на фоне распространения коронавирусной инфекции для увеличения потенциала спроса на цифровые товары необходимо:

— разрабатывать интеграционные проекты в высокотехнологичных отраслях;

— унифицировать законодательные акты, которые должны регулировать цифровую среду направленные на снятие первоочередных барьеров, которые препятствуют развитию цифровой экономики стран ЕАЭС;

— повысить прозрачность деятельности экономических агентов на единой таможенной территории необходимо сформировать эффективную интегрированную информационную систему ЕАЭС;

— внедрять электронные сопроводительные документы для трансграничного перемещения товаров;

— развивать цифровую инфраструктуру (сети и платформы).

Направления развития цифровой экономики для стран ЕАЭС в среднесрочной перспективе представлены на рис. 3.

Направления развития цифровой экономики для стран ЕАЭС в среднесрочной перспективе [10]

Рис. 3. Направления развития цифровой экономики для стран ЕАЭС в среднесрочной перспективе [10]

За счет вертикальной интеграции процессов внутри отрасли, цифровизации продуктов, бизнес-моделей и горизонтальной интеграции процессов осуществляется цифровая цифровизация отраслей экономики, и которая осуществляется для получения синергетического эффекта от объединения потенциалов стран-участниц. Ключевыми трендами кросс-отраслевой трансформации является взаимодействие разных отраслей экономики.

Подводя итог, можно сказать, что цифровизация выступает в качестве драйвера экономической интеграции ЕАЭС, потому что сегодня в период пандемии цифровизация достигла мирового масштаба и получила значительный толчок в развитии, что приведет к усилению интеграционного влияния. Разработчики цифровой повестки ЕАЭС выражают уверенность в том, что цифровая трансформация приведет к положительным результатам при переходе стран-участниц на новый уровень экономического и технологического развития и разностороннему, а также эффективному сотрудничеству стран-участниц и росту объемов реализации товаров между странами ЕАЭС. Такие ведущие информационные технологии, как автоматическая регистрация и автоматический выпуск товаров, которые применяют в центрах электронного декларирования позволяют уменьшить затраты для субъектов таможенных отношений и сократить время на оформление таможенных процедур, посредством использования уже существующих или разрабатываемых коммерческих и государственных платформ (финансовых и страховых сервисов, коммерческих логистических платформ, экспедиторских сервисов и т. д.)планируется осуществлять в рамках экосистем цифровых транспортных коридоров.

Несомненно, таможенные органы принимают активное участие в развитии национальных экономических систем и расширении интеграционных процессов в масштабах ЕАЭС, что, в конечном итоге, способствует повышению уровня экономической безопасности ЕАЭС.

Литература:

  1. Андрнев В. К. Внедрение цифровых технологий в экономику государств-членов ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств-членов ЕАЭС -2018;
  2. Ворона А. А., Борисова Е. М. Взаимная торговля государств-членов Евразийского экономического союза: влияние пандемии и перспективы развития // Вестник Евразийской науки, 2020 № 4;
  3. Дианова В. Ю. Внедрение цифровых технологий в деятельность центров электронного декларирования как фактор повышения качества услуг, предоставляемых таможенными органами // Вестник Российской таможенной академии. -2020;
  4. Еременко М. Ю. Цифровизация как драйвер экономической интеграции стран Евразийского экономического союза / Еременко М. Ю. // Вестник университета. — 2021. — № 3;
  5. Мешечкина Цифровизация как фактор повышения эффективности администрирования таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. -2020. -№ 3(52);
  6. Халова Г. О. Перспективы цифровизации экономики государства ЕАЭС / Халов О. Инновации и инвестиции. — 2021;
  7. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. Режим доступа // www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Pages/default.aspx;
  8. Статистика внешней и взаимной торговли товарами. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat;
  9. Сборник «Цифровая повестка ЕАЭС 2016–2019–2025». [Электронный ресурс]. — официальный сайт. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/digital_agenda_eaeu.pdf;
  10. Цифровая трансформация как главный фактор развития ЕАЭС. [Электронный ресурс]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/columns/postsoviet/tsifrovaya-transformatsiyakak-glavnyy-faktor-razvitiya-eaes.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая экономика, цифровая повестка, цифровая трансформация, время пандемии, Евразийский экономический союз, качество драйвера, развитие, Россия, взаимная торговля, Цифровая интеграция.


Задать вопрос