Формирование мотивации достижения успеха у младших школьников на уроке русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Дубинина, Т. И. Формирование мотивации достижения успеха у младших школьников на уроке русского языка / Т. И. Дубинина, Е. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 159-162. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100463/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы рассматривают педагогические условия формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста на уроке русского языка.

Ключевые слова: младший школьный возраст, русский язык, мотивация достижения.

Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Развитие мотивация достижения в младшем школьном возрасте тесно связана со становлением младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Личность младших школьников развивается в контексте ведущей деятельности — учебной. В этом возрасте поведение, ориентированное на достижение, становится актуальным для школьников.

То, какое отношение сложится у ребёнка к учению, к процессу преодоления трудностей, к возможным успехам и неудачам, имеет большое значение для его жизни, деятельности и развития личности в целом. Действенные мотивы достижения, которые мобилизуют внутренние силы ученика для успешной школьной учёбы, не только обеспечивают активное включение ребёнка в учебный процесс, но и становятся достоянием личности ученика, устойчивым её свойством. Стремление выполнить дело и задание хорошо, качественно проявится в дальнейшем и в других видах деятельности.

Х. Хекхаузен рассматривает мотивационный процесс как взаимодействие личностных мотивов и особенностей ситуации. При этом мотив достижения выступает как черта или свойство личности, обеспечивающее устойчивость деятельности достижения по отношению к ситуационным воздействиям [10].

Т. О. Гордеева под мотивацией достижения понимает мотивацию достижения деятельности. Такая деятельность «мотивируется стремлением сделать что-то как можно лучше и/или быстрее, совершить прогресс, за которым стоят базовые человеческие потребности в достижении, росте и самосовершенствовании» [5]. Н. И. Конюхов определял мотивацию достижения несколько иначе — это выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». Мотив достижения успеха отражает потребность индивида всеми различными и доступными средствами добиться поставленной цели и избежать неудач.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития мотивации достижения [1]. В этом возрасте проявляются такие возрастные новообразования, как внутренний план действий, рефлексия, произвольность психических функций.

Развитие личности происходит в контексте учебной деятельности, которая является ведущей на этом этапе онтогенеза. Поэтому, как только младший школьник приобретает опыт в учебной деятельности, соответствующий мотив закрепляется, становится устойчивой личностной чертой. Однако, это происходит не сразу, а только к концу младшего школьного возраста, примерно к 3–4 классу.

Изучением мотивации достижения успеха и избегания неудач занимались: Г. Мюррей, К. Левин, В. А. Скотт, М. Ю. Орлов, Р. С. Вайсман, А. К. Маркова, В. И. Степанский, Б. Хусарек, В. М. Матюхина, Т. А. Саблина, Г. В. Литвинова, Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, Х. Хекхаузен и др.

В нашем исследовании ставилась цель — определить педагогические условия формирования мотивации достижения у детей младшего школьного возраста на уроке русского языка.

Была выдвинута гипотеза о том, что процесс формирования мотивации достижения успеха у младших школьников на уроке русского языка будет эффективным, если: младший школьник будет ориентирован на решение творческих задач; младший школьник будет чувствовать ситуацию успеха на уроке; повышение уровня эмоционального развития младших школьников будет происходить через расширение знаний учащихся об эмоциях, обогащение эмоциональной сферы ребенка; педагог будет формировать социально приемлемые способы проявления эмоций на уроке.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ № 27. В исследовании принимали участие учащиеся 3-х классов.

Нами были использованы качественные нестандартизированные методики: тест «Диагностика личности на мотивацию достижения успеха»; влияние внутренних условий на становление структуры мотивации достижения (изучается в двух аспектах: когнитивном и эмоциональном), методика «Оценка уровня учебной мотивации» М. И. Лукьяновой (упрощенный вариант), анкета «Эмоциональное отношение к предмету русский язык».

Результаты теста «Диагностика личности на мотивацию достижения успеха»: 13,3 % детей имеют высокий уровень мотивации достижения успеха, 66,6 % — средний уровень и 20,1 % — низкий. Исходя из полученных данных, можно с уверенностью сказать, что высокий и средний уровень превосходит количество детей, показавших низкий уровень мотивации достижения успеха.

Вторая методика была направлена на выявление уровня мотивации учения, ведущих мотивов и преобладание определенных тенденций мотивов. По результатам исследования у учащихся преобладает высокий уровень 64,3 % и средний уровень 35,7 % учебной мотивации. Детей с низким уровнем мотивации нет.

Ведущие мотивы: познавательный мотив присутствует у всех детей (100 %). Это является хорошим показателем, ведь у всех детей присутствует направленность на содержание учебного предмета. Но, т. к. учащиеся выбирали два варианта ответа, у многих присутствуют и другие мотивы учения: игровой мотив 57,1 %, внешний мотив 28,5 %, учебный мотив 50 %, социальный мотив 35,7 % и оценочный мотив 14,2 %.

Тенденции мотивации: 50 % учащихся преобладают внутренние мотивы над внешними. У 42,8 % учащихся внешние и внутренние мотивы выражены, примерно, в равной степени. У 7,2 % преобладают внешние мотивы над внутренними.

Стремление к успеху: у 92,8 % учащихся выражено стремление к успеху в учебной деятельности. У 7,2 % учащихся присутствует как стремление к успеху, так и с избегание неудач в учебной деятельности. Дети с преобладанием избегания неудач в учебных действиях над стремлением к достижению успехов отсутствуют.

Реализация мотивов в поведении: 21,5 % учащихся реализуют учебные мотивы в поведении, а у 78,5 % учащихся учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко. Нет учащихся с отсутствием активности в поведении.

Результаты диагностики по анкете «Эмоциональное отношение к предмету русский язык»: учащиеся, в основном, испытывают высокую и среднюю заинтересованность в предмете. У 18,7 % активно-положительное отношение к предмету, а у 62,5 % — положительное. Это говорит о том, что действия на уроках ученики соотносят только с положительными эмоциями. Оставшийся процент учеников (18,7 %) испытывают безразличное отношение к предмету, что говорит о том, что какое-либо действие на уроке ученики выражают в виде безразличного, негативного настроя.

Обобщённый результат проведения методик представлен в диаграмме (рис. 1).

Процентное соотношение преобладающих уровней мотивации

Рис. 1. Процентное соотношение преобладающих уровней мотивации

По данным диаграммы видно, что учащихся с высоким уровнем мотивации достижения — 53,9 %, средний уровень у 42,6 %, низкий уровень у 4,5 %. Таким образом, в основном, преобладает высокий и средний уровень мотивации достижения успеха.

Таким образом, мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегание не удачи — с тревожностью. Дети, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложение цифр, фонетический разбор и т. д.) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированны на достижения.

Данное исследование помогло нам выяснить как, и посредством чего формируется мотивация достижения успеха, узнать, какую роль она оказывает во время обучения. Такого рода знания помогут родителям и педагогам реализовать сформированность мотивации достижения успеха у обучающихся. Если это будет реализовано, тогда дети начнут с радостью учиться в школе, достигать «вершин», стремиться к успеху, будут готовы преодолеть любые трудности и препятствия, а также качественно выполнять задания, увлекаться работой, стремиться получить успех от учения. В последующем это приведет ребенка к успеху во всех сферах его жизни.

Рекомендации учителям для формирования мотивации достижения успеха младших школьников:

  1. Создание ситуаций успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
  2. Создание положительного эмоционального настроя через доброжелательную атмосферу в классе;
  3. Нельзя преувеличивать роль оценок. Оценки не могут заменить собой все остальные стимулы и всю работу учителя. Если урок скучный, объяснение слабое или непонятное, если учебный процесс организован неразумно, то в классе постоянно будет шум и беспорядок. Если же дети неимоверно перегружены, запуганы или задерганы, но нормализовать учение в этих случаях одними оценками невозможно;
  4. Соблюдать принцип деятельности, т. е. освоенные учениками знания, умения и навыки должны применятся на практике;
  5. Снятие страха — помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»;
  6. Авансирование успешного результата — помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться». «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»;
  7. Высокая оценка детали — помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»;
  8. Не наказывать за неудачу, т. к. это снижает мотивацию и затрудняет процесс обучения;
  9. Преподносите содержание учебного материала так, чтобы это было интересно. Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме;
  10. Интерес — один из главных компонентов мотивации успеха. Если материал будет не интересен ребенку, то и выполнять задание и работать на уроке он не будет;
  11. Стимулировать ребенка на успех.

Литература:

  1. Артемьева, Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. / Т. В. Артемьева. — Казань: Отечество, 2013. — 157 с.
  2. Белкин, А. С. Ситуация успеха: как ее создать: книга для учителя / А. С. Белкин. — Москва: Просвещение, 1991. — 176 с.
  3. Билл Ридлер. Понимание себя и ребенка. учебное пособие. / Билл Ридлер. — М.: ТЦ Земля, 2016. — 455 с.
  4. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. — 160 с.
  5. Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения. / Т. О. Гордеева. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
  6. Иванова, Т. Ф. Мотивация достижения и ее формирование у детей / Т. Ф. Иванова// Психология и экономика. — 2008. — № 1. — С. 65–70.
  7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
  8. Котельникова, И. А. Развитие мотивации достижения успеха как фактор стрессоустойчивости личности. / И. А. Котельникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 30. — С. 16–20.
  9. Москалева, Т. В. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]/ Т. В. Москалева., А. Н. Яшкова // Огарев-online. — 2015. — № 22. — Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/razvitie-motivacii-dostizheniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste
  10. Хекхаузен, Х., Мотивация и деятельность. / Х. Хекхаузен. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  11. Шенцева, Н. Н. Основные факторы мотивации достижения в педагогической деятельности учителей школы. / Н. Н. Шенцева // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. — 2011. — Т1. — С. 175–180.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, русский язык, ребенок, учащийся, учебная деятельность, младший школьник, мотивация достижения, успех, мотив, урок.


Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

В данной статье описаны формы, методы и приёмы повышения мотивации школьников к

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

Мотив является источником побуждения к действию, а младший школьный возраст

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации ребенка.

Число детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации, равно восьми.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

В результате исследования было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу.

Проблемы мотивации у младших школьников

Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность

На рисунке 1 представлены результаты оценки школьной мотивации у младших.

Учебная мотивация младших школьников. Автор: Крылова Дарья Алексеевна.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников.

Психолого-педагогические условия формирования мотивации...

Учебная мотивация младших школьников играет особенно важную роль в становлении

Значит, чтобы пробудить мотивацию у младших школьников к учебной деятельности

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в.

Формирование учебной деятельности младших школьников

Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников» Санкт- Петербург. 2004г.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации у младших школьников...

К определению понятия учебная мотивация мы подошли с точки зрения автора, писавшего о мотивации в 20 веке, Гинзбург М. Р., он говорил, что это «показатель результативности деятельности образовательного учреждения, совокупности ведущих мотивов» [4, с. 12].

Формирование учебной мотивации младших школьников...

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив, учебная мотивация детей, знание. Развитие положительной мотивации учения младших...

Похожие статьи

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Учебная мотивация младших школьников играет важную роль в становлении личности, ведь без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и потребности субъекта к самосовершенствованию, саморазвитию, самообразованию.

Повышение мотивации младших школьников к обучению на...

В данной статье описаны формы, методы и приёмы повышения мотивации школьников к

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение

Для младших школьников внеурочная деятельность — это возможность научиться тому, чему

учебная деятельность, ребенок, престижная мотивация, мотивация достижения успеха...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

Мотив является источником побуждения к действию, а младший школьный возраст

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации ребенка.

Число детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации, равно восьми.

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник...

Влияние мотивации учения на развитие познавательных...

В результате исследования было установлено, что учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу.

Проблемы мотивации у младших школьников

Младший школьный возраст — это период вхождения ребёнка в учебную деятельность

На рисунке 1 представлены результаты оценки школьной мотивации у младших.

Учебная мотивация младших школьников. Автор: Крылова Дарья Алексеевна.

Ключевые слова: мотив, мотивация, учебные мотивы, учебная деятельность младших школьников.

Психолого-педагогические условия формирования мотивации...

Учебная мотивация младших школьников играет особенно важную роль в становлении

Значит, чтобы пробудить мотивацию у младших школьников к учебной деятельности

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в.

Формирование учебной деятельности младших школьников

Кудрина С. В. «Учебная деятельность младших школьников» Санкт- Петербург. 2004г.

Плигин А.А «Учить младших школьников учиться» Начальная школа 2007г№ 11.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала учителя, влияние обучения

Учебная мотивация младших школьников | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации у младших школьников...

К определению понятия учебная мотивация мы подошли с точки зрения автора, писавшего о мотивации в 20 веке, Гинзбург М. Р., он говорил, что это «показатель результативности деятельности образовательного учреждения, совокупности ведущих мотивов» [4, с. 12].

Формирование учебной мотивации младших школьников...

учебная мотивация, младший школьный возраст, ребенок, сельская школа, школьник, начальная школа, мотивация учения, мотив, учебная мотивация детей, знание. Развитие положительной мотивации учения младших...

Задать вопрос