Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Гордиенко, А. О. Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня / А. О. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100440/ (дата обращения: 18.11.2024).



Целью данной статьи является проведение исследования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехнике.

Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникабельность, конструирование, робототехника, общее недоразвитие речи третьего уровня, старший дошкольный возраст.

The purpose of this article is to conduct a study of communication skills in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech of the third level in the design and robotics classes.

Keywords: communication skills, sociability, design, robotics, general speech underdevelopment of the third level, senior preschool age.

Более пяти лет в дошкольное образование внедряются занятия по конструированию и робототехнике. Согласно Распоряжению Правительства от 31 марта 2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» необходимо развивать у обучающихся детей с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями современные знания, умения и навыки в области технических наук и инженерного мышления [1]. В первую очередь педагоги делают упор на развитие познавательных способностей детей. Авторы парциальной образовательной программы НАУСТИМ (О. А. Поваляев, Г. В. Глушкова, Н. А. Иванова, К. В. Сарафанова, С. И. Мусиенко) делают упор в современном образовании на конвергентное обучение [2, с. 9–11], т. е. создание междисциплинарной образовательной среды, в которой ребенок будет воспринимать мир, как единое целое [3]. Одним из основных направлений программы НАУСТИМ является обучение детей в разных условиях коммуникации с использованием конструктора и компьютерных технологий [4].

На современном этапе отсутствуют научные работы и исследования о развитии коммуникативных способностей у детей в ходе занятий по конструированию и робототехнике. Исходя из этого, целью исследования стала разработка программы по развитию коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехники. Эта программа была реализована на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

– развитие коммуникативных способностей;

– развитие способностей детей презентовать свои работы и проекты;

– развитие умения работы в малых группах, развитие способности договариваться с товарищами, умения слушать оппонента.

В исследовании приняли участие 30 детей с общим недоразвитием речи третьего уровня (экспериментальная группа — 15 человек и контрольная группа — 15 человек). Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительность 40 минут, во второй половине дня. Занятия проходили с использованием различных видов конструкторов («Знаток», «Kliko», «Академия Наураши «Цифровая STEAM-лаборатория»), программного обеспечения и с учетом различных методов и приемов развития коммуникативных навыков.

На начальном этапе были использованы следующие методики диагностики коммуникативных способностей у детей:

  1. Методика «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» А. М. Щетининой [5].

В данной диагностике выделяем три основных показателя: умение слушать, способность договариваться, способность к эмоционально-экспрессивной пристройке.

  1. Методика наблюдения по схеме Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [6].

Здесь выделяем следующие показатели: инициативность и чувствительность к действиям сверстников.

Критерии оценки для обеих методик: 0 — нулевой уровень, 1 — низкий уровень, 2 — средний уровень, 3 — высокий уровень.

По результатам констатирующей диагностики в контрольной и экспериментальной группах у детей наблюдается низкий уровень способности к партнерскому диалогу, низкий уровень инициативности и неспособность слышать собеседника. Только у четырех детей можем увидеть показатель «2» — средний уровень развития по одному из критериев на начальном этапе.

В ходе работы, на занятиях по конструированию и робототехнике, были использованы следующие методики коррекции, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей:

– работа в малых группах [7];

– конструирование по образцу, по заданной теме, по замыслу ребенка [8];

– проектная деятельность.

В результате коррекционно-развивающего этапа (5 месяцев), была проведена контрольная диагностика изучения уровня коммуникативных способностей детей. Критерии оценки те же.

Результаты контрольной диагностики показали, что у экспериментальной группы после занятий по конструированию и робототехнике, показатели нулевого уровня развития по всем критериям отсутствуют, а показатели среднего уровня развития по всем критериям увеличились. В контрольной группе мы можем наблюдать также положительную динамику развития детей, но показатели гораздо ниже, чем в экспериментальной группе. Нулевой уровень развития у некоторых детей остался неизменным, низкий и средний уровни выросли незначительно.

Сравнительные результаты констатирующей (график слева) и контрольной (график справа) диагностики для экспериментальной и контрольной групп.

Проявление способностей у детей к партнерскому диалогу.

Экспериментальная группа (констатирующая и контрольная диагностики)

Контрольная группа (констатирующая и контрольная диагностики)

Методика наблюдения по схеме Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой.

Экспериментальная группа (констатирующая и контрольная диагностики)

Контрольная группа (констатирующая и контрольная диагностики)

Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике продемонстрировала положительную динамику развития по всем показателям оценки у детей, участвующих в исследовании.

Дети стали более активно проявлять инициативу в общении со сверстниками и взрослыми, проявлять большее терпение при слушании партнера и внимание к мнениям своих товарищей, учитывая их точку зрения. Это улучшило коммуникативные способности. Дошкольники выслушивают своего оппонента, но не всегда могут эмоционально пристраиваться к партнеру. Средний уровень развития (показатель «2»), говорит о нормальном уровне развития коммуникативных способностей детей.

Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня, занимающиеся на занятиях по конструированию и робототехнике, с использованием корректирующих методик, показали более высокий уровень развития коммуникативных способностей, чем дети, не занимающиеся по этой программе.

Занятия по конструированию и робототехнике положительно влияют не только на развитие когнитивных способностей дошкольников с общим недоразвитием речи, но и оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных способностей детей.

Результаты эксперимента по развитию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня подтверждают эффективность занятий по конструированию и робототехнике.

Литература:

  1. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года». Москва. Утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.
  2. НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет/ О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Лебри, 2020. — 68с.: ил. ISBN978–5–4491–0791–6.
  3. Про ДОД. Электронный информационно-методический журнал № 6 (42) декабрь 2022. https://prodod.moscow/ URL: https://prodod.moscow/archives/17746 . (дата обращения: 23.02.2023). — Режим доступа: общий.
  4. Гордиенко А. О. Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехники у детей с общим недоразвитием речи (3его уровня) / А. О. Гордиенко // Наука и образование: материалы XXIV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов, аспирантов и мо-лодых ученых (г. Томск, 14–22 апреля 2022 г.): в 3 т. Том III: Исследования в областях психологии и дефектологии. Современное дошкольное и начальное образование: вызовы и решения. Педагогические исследования в сфере культуры и искусства / науч. ред.: Е. И. Черных [и др.]; ФГБОУ ВО Томский государственный педагогический университет. — Томск: ТГПУ, 2022. — 344 с.
  5. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с. URL: https://center-okhta.spb.ru/images/Document/diagnostika-socialnogo-razvitiya-rebenka.pdf URL: (дата обращения: 05.07.2022). — Режим доступа: общий.
  6. Московский государственный психолого-педагогический университет. Электронная библиотека. https://psychlib.ru/index.php Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова / Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех) URL: https://psychlib.ru/mgppu/smo/smo-001-.htm#hid159 (дата обращения: 05.07.2022). — Режим доступа: общий.
  7. Шулешко Е. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. / Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов. — Красноярск, 1990. — 118 с.
  8. Лиштван З. В. Конструирование: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: «Просвещение», 1981. — 159 с., ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада.)
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи третьего уровня, экспериментальная группа, контрольная группа, контрольная диагностика, ребенок, занятие, конструирование, робототехника, способность, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Похожие статьи

Арт-терапия в работе по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недо...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрены особенности формирования предпосылок обучения чтению старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их влияние на овладение детьми навыком чтения в дальнейшем, приведены результаты теоретического анализа литературы по данной т...

Анализ методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья посвящена анализу методов и приемов работы по формированию функционального базиса чтения дошкольников с общим недоразвитием речи.

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

В статье рассмотрена организация и содержание коррекционной работы по развитию связной речи у глухих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, а также полученные результаты контрольного педагогического исследования.

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...

Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Задать вопрос