Проведено теоретическое и практическое исследование особенностей социально-коммуникативного развития тревожных дошкольников. Отмечено, что заниматься формированием социально-коммуникативного развития необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Ведь от того, насколько хорошо ребенок умеет владеть своей речью, зависит успешность в учебе, жизни, социализации. Установлено, что от уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе. Следовательно, адаптационный процесс детей будет проходить более эффективно, если своевременно выявить особенности социально-коммуникативного развития тревожных дошкольников, а также разработать и реализовать программу социально-коммуникативного развития тревожных дошкольников, учитывая возрастные и психологические особенности детей.
Ключевые слова : тревожные дошкольники, адаптационный процесс, старшие дошкольники, социально-коммуникативные навыки, социализация, психологические особенности, тревожность.
Коммуникативные навыки развиваются в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст считается отечественными психологами и педагогами Л. А. Венгером, В. С. Мухиной, Н. Н. Поддъяковым как сензитивный. То есть это максимально чувствительный период, который обладает благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма [7]. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствие необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения [4].
Развитие коммуникативных навыков дошкольников — это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими [1]. В основе лежат такие особенности детей старшего дошкольного возраста, как желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников. Как отмечает, А. В. Запорожец, коммуникативные навыки это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков, способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач [3]. Такие ученые, как Я. Л. Коломинский, А. В. Мудрик, Е. Г. Савина, выделяют коммуникативные навыки, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для взаимодействия в социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями участника общения [6].
Опираясь на возрастные и психологические особенности старших дошкольников, а также на критерии исследования в ходе работы была составлена диагностическая программа, направленная на выявление особенностей социально-коммуникативных навыков у тревожных детей старшего дошкольного возраста. В диагностическую программу были включены следующие методики:
— Тест тревожности «Выбери лицо» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки);
— «Неоконченные ситуации» Щетининой А. М., Кирс Л. В.;
— «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» Щетининой А. М.;
— «Опросный лист» Артюхиной Н., Щетининой А. М.;
— «Строитель» (Е.О Смирнова, В. М. Холмогорова);
— «Выявление стремления детей к установлению и сохранению положительного взаимодействия с окружающими» (Е. Е. Кравцова);
— «Рукавички» Г. А. Цукерман [2].
Исходя из анализа полученных данных диагностического исследования на констатирующем этапе, было выявлено, что низкий уровень тревожности показали 5 детей, что составляет 21,7 %, средний уровень 6 детей, что составляет 26 %, высокий уровень — 12 детей, что составляет 52,3 %.
По выявлению особенностей социально-коммуникативного развития получили следующие результаты. 15 детей (65,3 %) характеризуются низким уровнем принятия и осознания социально-нравственных норм. Дети придумывают такие окончания ситуации, в которых герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме. 16 детей (69,6 %) имеют низкий уровень проявления способностей к партнерскому диалогу. Дети только иногда проявляют способность слушать партнера, способность договариваться с партнером, способность к эмоционально-экспрессивной пристройке. Также у 15 детей (65,2 %) выявлен низкий уровень сформированности умений положительно взаимодействовать в совместной деятельности. Во время проведения строительства они вели себя скованно, не принимали активного участия в постройке, их не интересовала деятельность сверстника, часто отвлекались и не давали оценок, либо оценки были отрицательного характера. 11 детей (47,8, %) отличаются эмоциональным неблагополучием.
С опорой на результаты диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента нами была разработана программа, состоящая из 20 занятий для тревожных дошкольников, а также включающая в себя 4 занятия для родителей. Цель программы: социально-коммуникативное развитие тревожных детей дошкольного возраста. Задачи программы следующие: способствовать освоению тревожными детьми навыков установления контакта со сверстниками и взрослыми, развивать способность к согласованному взаимодействию, снятие эмоционального напряжения; научить детей учитывать социальные нормы, аргументировать отношение к высказываниям в соответствии с нормами; учить тревожных дошкольников слушать друг друга, договариваться с партнером по общению, а также сопереживать и разрешать конфликтные ситуации.
После завершения реализации программы была выполнена процедура контрольной диагностики (аналогичная констатирующему этапу), в ходе которой было выявлено, что произошли положительные изменения: уменьшилось число детей с низким уровнем принятия и осознания социально-нравственных норм с 65,3 % (15 детей) на констатирующем этапе до 17,4 % (5 детей) на контрольном этапе; снизилось число дошкольников с низким уровнем проявления способностей к партнерскому диалогу с 69,6 % (16 детей) до 43,5 % (10 детей); в уменьшении числа дошкольников с низким уровнем развития положительного взаимодействия между детьми с 65,2 % (15 детей) до 39,1 % (9 детей); 11 детей (47,8, %) на констатирующем этапе характеризуются как эмоциональны неблагополучны, а на контрольном этапе мы видим снижение количества дошкольников 39,2 % (9детей), как эмоционально неблагополучных.
Проведенный сравнительный анализ диагностических методик на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет сделать выводы, что положительная динамика социально-коммуникативного развития тревожных дошкольников наблюдается. Однако эти изменения оказались разнородными, поскольку некоторые показатели имели незначительное снижение/повышение, либо остались на прежнем уровне. Тем не менее, можно отметить, что в результате проведения программы социально-коммуникативного развития тревожных дошкольников, дети стали более уверенны в себе, наблюдается доброжелательное отношение друг к другу, положительное эмоциональное состояние детей, стали принимать активное участие в играх, интересоваться деятельностью сверстников, давая положительные оценки. Научились слушать друг друга, договариваться со сверстниками, а также сопереживать и эмоционально, содержательно выражать свои мысли, Также получили опыт разрешения конфликтных ситуаций, уважительного отношения друг к другу. В дальнейшем работа в данном направлении будет способствовать социально-коммуникативному развитию тревожных дошкольников.
В ходе исследования было выявлено, что социально — коммуникативное развитие тревожных дошкольников — это сложный и непростой процесс, связанный с определением различных параметров, а также разработкой критериев. В контексте процесса социально-коммуникативного развития важно разработать методы взаимодействия и изучения группы, а также методы и технологии для использования полученных знаний. Коллектив — это динамичная система, в которой происходят постоянные изменения, эффективность социально-коммуникативного развития зависит от правильности диагностики, изучения модели и выбора средств педагогического воздействия педагогом-психологом [5].
Литература:
- Волосовец, Т. В., Зыкова О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сб. ст.-Москва: Русское слово, 2015. с. 11–16.
- Доценко Е. В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)» — Волгоград, 2014.
- Запорожец, А.В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение.2011.
- Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. -Москва: ТЦ Сфера, 2015. 160 с.
- Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я. Л. Коломенский. — М.: Просвещение,2004. –268 с.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2013. — 264 с.
- Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. — СПб: Питер, 2009. — 410 с.