Опыт организации ТОГИС-уроков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Кравчук, Д. А. Опыт организации ТОГИС-уроков / Д. А. Кравчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100437/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор пытается описывает опыт организации ТОГИС-уроков.

Ключевые слова: задача, урок, естественнонаучный цикл, мой урок, учитель

Технология ТОГИС очень удобна, потому что её можно использовать для преподавания по любой программе. Но возникают сложности с предметным содержанием. Легче создавались задачи по гуманитарным дисциплинам. В этих областях, легче понять какие ценности предаются в задачах. Я учитель географии. Ценностное значение предметов естественнонаучного цикла не такое явное, ценности научного исследования мира скрыты и не осознаются обучающимися, а под час и педагогами. Найти правильный подход, способ составления задач по этим предметам — очень важная проблема.

Мне кажется, что в этой технологии хороши интегрированные уроки, особенно по предметам естественнонаучного цикла. Моё мнение, что цель обучения заключается в том, чтобы у обучающихся выработалась современная научная картина мира, его единство во всей Вселенной. Единство проявляется в строении материи, в протекании явлений и их законах. Этого удобно добиваться систематизацией знаний на основе межпредметных связей.

В этом году на ТОГИС-уроках весь класс решал одну задачу. Обучающиеся делились на группы, выполняли задание, потом результат работы детей обсуждался и сравнивался с культурным образцом. Но есть темы, которые трудно изучить в рамках одной задачи. Поэтому очень хочется познакомиться с методикой, когда группы на уроке решают разные задачи, но они объедены одной темой.

На уроках учебный материал не выучивается по учебникам и не излагается учителем. Поэтому очень важно правильно подобрать источники информации. Конечно, самый идеальный вариант — это аутентичные источники. Но некоторые статьи и монографии, написаны очень сложным научным языком, в них много непонятных для детей (особенно среднего звена) терминов. Поэтому, мне кажется, в качестве источников можно использовать еще и справочные издания, энциклопедии. Это позволит ученикам лучше и быстрее справиться с задачей, научиться самостоятельно, делать выводы и сопоставлять их с культурными образцами.

Алгоритм работы над задачей всем нам хорошо знаком. В среднем урок занимает два академических часа. Но для меня как учителю недостаточно просто продемонстрировать задачу обучающимся. Мне кажется важным и необходимым, погрузить учеников в ту тему, область знаний в которой они будут работать на уроке. А на это тоже нужно время! К тому же задача может быть представлена не только привычным текстом, но и другим способом. Например, видеофрагментом, аудиозаписью. Опять проблема времени! Так же продолжительность урока зависит от особенности поведения, степени готовности детей к открытой свободной работе.

Можно выделить три основных этапа работы:

  1. Подготовка ресурсного обеспечения (модель планируемых результатов, задачник, культурные образцы).

Этот этап самый трудоёмкий и ответственный. От него зависит успех или несостоятельность урока.

  1. Управление познавательной и оценочной деятельностью обучаемых, организация экспертизы представленных учениками решений задач.

Этот этап требует от учителя коммуникативной компетентности. Нужно научиться не говорить, а слушать. Работа учителя заканчивается со звонком на урок.

Урок — это всегда живой непредсказуемый процесс. Иногда детей может занести в неверном направлении. Например, на моём уроке дети прекрасно справились с задачей, но оценить и прокомментировать работу каждой группы у них плохо получилось. Во время урока у меня как у учителя возникла дилемма. Вмешаться или пусть процесс идёт своим путём. Я решил не вмешиваться. Когда коллеги обсуждали мой урок, то мы пришли к выводу, что управлять деятельностью учеников нужно, но очень профессионально. Можно подать реплику, но не нотацию, выразить сомнение, но не осуждение, отметить какой-то акцент буквально парой слов.

  1. Анализ процесса и его результатов, выделение позитивного опыта и корректировка.

Если ученики не справились с задачей — это вина только учителя. Здесь проявляется дефект педагогической подготовки урока. Это значит, что задача плохо составлена. Это ещё раз подтверждает мысль о том, что основная работа делается учителем до урока.

Подправить неудачные результаты урока очень трудно. Потому что на уроке идёт не механическое запоминание изучаемого материала, а работают подсознательные коды.

Технические:

— компьютеры и Интернет нужны в каждый кабинет;

— быстро кончается лимит оплаченного трафика;

— виснет канал;

— фильтры.

Организационно-управленческие:

— расписание;

— проблема прохождения программы.

В рамках эксперимента проводилось анкетирование детей, в нём участвующих. Поразительно как обучающиеся очень точно поняли особенности ТОГИС-уроков, роль учеников и учителя в нём.

Сравнивать результаты новейшей технологии и старой системы образования ещё рано, но тот восторг и положительные эмоции, о которых говорят дети, после проведения ТОГИС–уроков, стоят того, чтобы эксперимент продолжался.

Литература:

  1. Гузеев В. В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001. — 224 с. — (Серия «Системные основания образовательной технологии»),
  2. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, урок, естественнонаучный цикл, мой урок, учитель.


Ключевые слова

задача, урок, учитель, естественнонаучный цикл, мой урок

Похожие статьи

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

 «…первостепенная задача современной. системы образования – это подготовка людей

Н.Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии” М., 2006. Куриленко Е. Н. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математического цикла.

Основные термины (генерируются автоматически): естественнонаучная грамотность, урок...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках...

Применение ИКТ на уроках естественно научного направления становится новым методом

В презентации в зависимости от целей и задач урока, я вставляю не столько статичные рисунки

2. Соломина В. П. Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного

интерактивная доска, возможность, урок, учитель, компьютер, урок математики, процесс...

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской...

...деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла / Е. А. Савчик.

Одной из центральных задач образования, является формирование системы научных и практических.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся

Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Использование ситуативного подхода к построению урока...

...спрос научно-методического сопровождения реализации естественнонаучного образования в

Его использование предполагает изменение организационной структуры урока, в которой

Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний.

Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное...

Урок одной задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Один из способов, например, векторный учитель приготовит для коллективной работы на уроке. Для защиты на уроке способы решения были выбраны в той последовательности, в которой изучается в школьном курсе геометрии материал, используемый в доказательстве. Ход урока.

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса...

 Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились

В частности, в средней и старшей школе на уроках по предметам естественнонаучного

Этому я посвящаю отдельный цикл уроков по теме “Естественные науки и естественнонаучный метод познания”.

И эти задачи не вызывают особых затруднений у большинства учащихся.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Проводится пересказ нового материала по конспекту. Первым это делает учитель.

- урок изложения нового материала; - урок решения задач

Включение в учебный цикл одного или нескольких уроков решения задач или урока самостоятельного изучения теоретического

Использование метода проектов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.

Инновационный урок — это зеркало культуры учителя

«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В. А. Сухомлинский. В свете модернизации казахстанского образования, происходящих инновационных процессов возрастает роль учителя.

Использование метода проектов при изучении дисциплин...

Библиографическое описание: Кодрул, Е. Н. Использование метода проектов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла / Е. Н. Кодрул

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Похожие статьи

Развитие естественно-научной функциональной грамотности

 «…первостепенная задача современной. системы образования – это подготовка людей

Н.Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии” М., 2006. Куриленко Е. Н. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математического цикла.

Основные термины (генерируются автоматически): естественнонаучная грамотность, урок...

Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках...

Применение ИКТ на уроках естественно научного направления становится новым методом

В презентации в зависимости от целей и задач урока, я вставляю не столько статичные рисунки

2. Соломина В. П. Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного

интерактивная доска, возможность, урок, учитель, компьютер, урок математики, процесс...

Формирование готовности старшеклассников к исследовательской...

...деятельности в сфере дисциплин естественно-научного цикла / Е. А. Савчик.

Одной из центральных задач образования, является формирование системы научных и практических.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся

Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики.

Использование ситуативного подхода к построению урока...

...спрос научно-методического сопровождения реализации естественнонаучного образования в

Его использование предполагает изменение организационной структуры урока, в которой

Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний.

Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное...

Урок одной задачи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Один из способов, например, векторный учитель приготовит для коллективной работы на уроке. Для защиты на уроке способы решения были выбраны в той последовательности, в которой изучается в школьном курсе геометрии материал, используемый в доказательстве. Ход урока.

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса...

 Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились

В частности, в средней и старшей школе на уроках по предметам естественнонаучного

Этому я посвящаю отдельный цикл уроков по теме “Естественные науки и естественнонаучный метод познания”.

И эти задачи не вызывают особых затруднений у большинства учащихся.

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных...

Проводится пересказ нового материала по конспекту. Первым это делает учитель.

- урок изложения нового материала; - урок решения задач

Включение в учебный цикл одного или нескольких уроков решения задач или урока самостоятельного изучения теоретического

Использование метода проектов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла.

Инновационный урок — это зеркало культуры учителя

«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В. А. Сухомлинский. В свете модернизации казахстанского образования, происходящих инновационных процессов возрастает роль учителя.

Использование метода проектов при изучении дисциплин...

Библиографическое описание: Кодрул, Е. Н. Использование метода проектов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла / Е. Н. Кодрул

4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Задать вопрос