Авторы: Новикова Марина Алексеевна, Воронцова Наталья Ивановна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Новикова М. А., Воронцова Н. И. Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 57-58. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2915/ (дата обращения: 21.02.2018).



Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении. В нашей школе мы используем ситуативный подход обучения, который становится современным в наше время. Актуальность данной проблемы возрастает, и с этой проблемой возрос спрос научно-методического сопровождения реализации естественнонаучного образования в школе.

Ключевые слова: цель образования, организационная структура, ситуативное обучение, командное обучение, учитель – «архитектор», приемы ситуативного обучения.

Цель российского образования на современном этапе развития школы заключается в формировании и развитии знаний учащихся, умений самостоятельно ставить учебные задачи, формировать пути их решения, следить за процессом и оценивать полученные результаты.

В результате изменений целей в обучении поменялись задачи и профессионально-педагогической деятельности учителя. В разряд наиболее важных функций деятельности учителя в области естественнонаучного образования вышла функция проектирования, связанная с разработкой индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Разработка индивидуальных маршрутов дает возможность расширить поле образовательного выбора каждого ученика, выбрать формы освоения знаний, по-другому сгруппировать полученные знания. Это требует от учителя использования новой организационной структуры процесса бучения, в основе которого лежит ситуативный подход. Суть данного подхода заключается в обучении через практику, построении урока на основе полноценного разноуровневого диалога, который строится на анализе собственных наблюдений, выводов обучающихся [3].

Его использование предполагает изменение организационной структуры урока, в которой более четко расставляются акценты на изменение постановки цели урока, к формулировке которой обязательно привлекаются ученики. При этом серьезной переработки требует содержание изучаемого материала, предполагающее существенное расширение фактического материала и придания ему проблемно-поисковой направленности. С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре современного урока особо тщательно должны быть прописаны результаты и качество обучения учащихся [2]. По мере возможности задания для оценки достижения предметных, метапредметных и личностных результатов изучения темы урока должны быть дифференцированы.

Каждый компонент урока строится индивидуально и может меняться в зависимости от содержания урока, уровня учебных возможностей учащихся конкретного класса. Использование данного подхода позволяет учителю выбрать различные технологии, разнообразное сочетание методов и приемов формирования универсальных учебных действий, адресно развивать способности учеников, формировать у них умения самостоятельного принятия решения, свободу его выбора.

Ситуативный подход обеспечивает возрастание роли и значения мотивации учеников на учение. Мы в опыте нашей деятельности учителей биологии МБОУ СШ № 3 города Арзамаса исходим из того, что знания каждого ученика должны быть востребованы им сразу же после окончания урока, а не когда-либо, по истечении определенного времени. Поэтому стремимся к тому, чтобы у каждого из наших учеников была личная мотивация к изучению темы каждого урока. Для кого-то — это знания, необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья, для кого- то — знания, нужные при уходе и содержании разнообразных домашних питомцев (у многих наших учеников дома есть кошки, собаки, попугайчики, рыбы, кролики, мыши, улитки. Многие ученики занимаются комнатным цветоводством). Кто-то из учащихся интересуется живописью и по окончании урока делает эскизы изученных биологических объектов. Многих учеников мотивирует на изучение нового материала физические возможности изучаемых объектов.

Ситуативное обучение мы реализуем при работе с учениками 7–9 классов. В этих классах мы организуем, как правило, командную работу. При изучении нового материала класс делится на 4 группы. При этом состав каждой группы не превышает 7–8 человек. Такое количество учеников в каждой группе оптимально при организации их познавательной деятельности. В каждой группе учителем назначается старший. Впоследствии это делают сами ученики. Каждая команда получает общее задание, суть которого заключается в выдвижении своих гипотез в решении ключевых вопросов урока. При выполнении этого задания мы используем разнообразные приемы ситуативного обучения.

1 прием — диалог, побуждающий к выдвижению гипотез.

Пример по биологии 8 класса по теме «Ткани и органы»: Можно ли сказать, что строение органа зависит от его функции? Что образуют органы, выполняющие общую функцию?

2 прием — столкновение различных мнений.

Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Пример задания по биологии на тему: «Анализаторы слуха и равновесия»: Предложите схему, как исправить близорукость и дальнозоркость.

3 прием — практическое задание не сходное с предыдущими.

Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Каждая экспертная группа имеет упаковки от продуктов питания, на которых указана энергетическая ценность данного продукта.

1 группа: Определить энергетическую ценность сметаны.

2 группа: Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на лыжах, если частота сердечных сокращений 120 ударов в минуту.

3 группа: Определите энергетическую ценность геркулеса.

4 группа: Определите, какова энергетическая ценность пищи в состав которой входит:

Второе блюдо:

картофель пюре — 200 г

мясо коровье — 50 г

масло сливочное — 5 г

салат из свежей капусты — 100 г.

При такой организации учебного процесса меняется и наш функционал как учителя. Мы превращаемся в архитектора создания новых знаний наших учеников. Мы несем ответственность за деятельностью учащихся и за качество ученической работы, за успешную реализацию программы самостоятельного добывания новых знаний и видов деятельности. Одновременно с этим нарабатывается учебно-методическое обеспечение нашего предмета.

Все это, по нашему мнению, обеспечивает новые возможности для профессионального роста нас, как школьного педагога, что созвучно требованиям профессионального стандарта [1].

Литература:

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  3. http://imc-peterhof.spb.ru/stati/materialy/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-v-usloviyakh-realizatsii-fgos
Основные термины (генерируются автоматически): практическое задание, приемы ситуативного обучения, организационной структуры урока, темы урока должны, постановки цели урока, структуре современного урока, построении урока, окончании урока, ключевых вопросов урока, компонент урока, окончания урока, содержания урока, энергетическую ценность, ситуативное обучение, познавательная потребность, общего образования, энергетическая ценность, естественнонаучного образования, ситуативный подход, значения мотивации учеников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос