Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Новикова, М. А. Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС / М. А. Новикова, Н. И. Воронцова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2915/ (дата обращения: 25.04.2024).



Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении. В нашей школе мы используем ситуативный подход обучения, который становится современным в наше время. Актуальность данной проблемы возрастает, и с этой проблемой возрос спрос научно-методического сопровождения реализации естественнонаучного образования в школе.

Ключевые слова: цель образования, организационная структура, ситуативное обучение, командное обучение, учитель – «архитектор», приемы ситуативного обучения.

Цель российского образования на современном этапе развития школы заключается в формировании и развитии знаний учащихся, умений самостоятельно ставить учебные задачи, формировать пути их решения, следить за процессом и оценивать полученные результаты.

В результате изменений целей в обучении поменялись задачи и профессионально-педагогической деятельности учителя. В разряд наиболее важных функций деятельности учителя в области естественнонаучного образования вышла функция проектирования, связанная с разработкой индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Разработка индивидуальных маршрутов дает возможность расширить поле образовательного выбора каждого ученика, выбрать формы освоения знаний, по-другому сгруппировать полученные знания. Это требует от учителя использования новой организационной структуры процесса бучения, в основе которого лежит ситуативный подход. Суть данного подхода заключается в обучении через практику, построении урока на основе полноценного разноуровневого диалога, который строится на анализе собственных наблюдений, выводов обучающихся [3].

Его использование предполагает изменение организационной структуры урока, в которой более четко расставляются акценты на изменение постановки цели урока, к формулировке которой обязательно привлекаются ученики. При этом серьезной переработки требует содержание изучаемого материала, предполагающее существенное расширение фактического материала и придания ему проблемно-поисковой направленности. С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре современного урока особо тщательно должны быть прописаны результаты и качество обучения учащихся [2]. По мере возможности задания для оценки достижения предметных, метапредметных и личностных результатов изучения темы урока должны быть дифференцированы.

Каждый компонент урока строится индивидуально и может меняться в зависимости от содержания урока, уровня учебных возможностей учащихся конкретного класса. Использование данного подхода позволяет учителю выбрать различные технологии, разнообразное сочетание методов и приемов формирования универсальных учебных действий, адресно развивать способности учеников, формировать у них умения самостоятельного принятия решения, свободу его выбора.

Ситуативный подход обеспечивает возрастание роли и значения мотивации учеников на учение. Мы в опыте нашей деятельности учителей биологии МБОУ СШ № 3 города Арзамаса исходим из того, что знания каждого ученика должны быть востребованы им сразу же после окончания урока, а не когда-либо, по истечении определенного времени. Поэтому стремимся к тому, чтобы у каждого из наших учеников была личная мотивация к изучению темы каждого урока. Для кого-то — это знания, необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья, для кого- то — знания, нужные при уходе и содержании разнообразных домашних питомцев (у многих наших учеников дома есть кошки, собаки, попугайчики, рыбы, кролики, мыши, улитки. Многие ученики занимаются комнатным цветоводством). Кто-то из учащихся интересуется живописью и по окончании урока делает эскизы изученных биологических объектов. Многих учеников мотивирует на изучение нового материала физические возможности изучаемых объектов.

Ситуативное обучение мы реализуем при работе с учениками 7–9 классов. В этих классах мы организуем, как правило, командную работу. При изучении нового материала класс делится на 4 группы. При этом состав каждой группы не превышает 7–8 человек. Такое количество учеников в каждой группе оптимально при организации их познавательной деятельности. В каждой группе учителем назначается старший. Впоследствии это делают сами ученики. Каждая команда получает общее задание, суть которого заключается в выдвижении своих гипотез в решении ключевых вопросов урока. При выполнении этого задания мы используем разнообразные приемы ситуативного обучения.

1 прием — диалог, побуждающий к выдвижению гипотез.

Пример по биологии 8 класса по теме «Ткани и органы»: Можно ли сказать, что строение органа зависит от его функции? Что образуют органы, выполняющие общую функцию?

2 прием — столкновение различных мнений.

Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Пример задания по биологии на тему: «Анализаторы слуха и равновесия»: Предложите схему, как исправить близорукость и дальнозоркость.

3 прием — практическое задание не сходное с предыдущими.

Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Каждая экспертная группа имеет упаковки от продуктов питания, на которых указана энергетическая ценность данного продукта.

1 группа: Определить энергетическую ценность сметаны.

2 группа: Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на лыжах, если частота сердечных сокращений 120 ударов в минуту.

3 группа: Определите энергетическую ценность геркулеса.

4 группа: Определите, какова энергетическая ценность пищи в состав которой входит:

Второе блюдо:

картофель пюре — 200 г

мясо коровье — 50 г

масло сливочное — 5 г

салат из свежей капусты — 100 г.

При такой организации учебного процесса меняется и наш функционал как учителя. Мы превращаемся в архитектора создания новых знаний наших учеников. Мы несем ответственность за деятельностью учащихся и за качество ученической работы, за успешную реализацию программы самостоятельного добывания новых знаний и видов деятельности. Одновременно с этим нарабатывается учебно-методическое обеспечение нашего предмета.

Все это, по нашему мнению, обеспечивает новые возможности для профессионального роста нас, как школьного педагога, что созвучно требованиям профессионального стандарта [1].

Литература:

  1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  3. http://imc-peterhof.spb.ru/stati/materialy/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-v-usloviyakh-realizatsii-fgos
Основные термины (генерируются автоматически): ситуативное обучение, ученик, практическое задание, группа, естественнонаучное образование, знание, изучение нового материала, окончание урока, познавательная потребность, ситуативный подход.

Ключевые слова

организационная структура, цель образования, ситуативное обучение, командное обучение, учитель – «архитектор», приемы ситуативного обучения

Похожие статьи

Ситуационная задача как один из современных методических...

[1]. Ситуационные задания могут выполняться индивидуально, в паре или в группе.

Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное овладения новых знаний, которые

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области...

Процесс передачи знаний, учителем и восприятие учащимися нового материала.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Первое упоминание о ситуативных заданиях как новом перспективном виде контрольного материала содержится в работах В. С. Аванесова. Ситуативными он называет такие задания, которые разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

математическое образование, результативность, знание, учебно-познавательная компетенция, проблемная ситуация, урок математики, проблемное обучение, практическое задание, задача.

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

Ситуационные задачи на практических занятиях выступают как основной вид заданий, в

Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются.

Современные подходы к вокальному обучению детей. Подготовка студентов к уроку физической культуры.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета.

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, подход, урок, учитель...

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

– название задания (не традиционный номер задачи); – личностно значимый познавательный вопрос

При изучении физики нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, так как это приведёт лишь к ситуативной заинтересованности на уроке.

Реализация системно-деятельностного подхода при решении...

Деятельностный подход позволяет ученику овладевать универсальными учебными действиями, позволяющими решать практические задачи.

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей...

Похожие статьи

Ситуационная задача как один из современных методических...

[1]. Ситуационные задания могут выполняться индивидуально, в паре или в группе.

Эти задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное овладения новых знаний, которые

«Обучение в ситуациях» как модель образования в области...

Процесс передачи знаний, учителем и восприятие учащимися нового материала.

Ситуационная задача как средство оценивания уровня...

Первое упоминание о ситуативных заданиях как новом перспективном виде контрольного материала содержится в работах В. С. Аванесова. Ситуативными он называет такие задания, которые разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в...

Развивающие задачи как средство развития познавательных...

математическое образование, результативность, знание, учебно-познавательная компетенция, проблемная ситуация, урок математики, проблемное обучение, практическое задание, задача.

Технология конструирования ситуационных задач в содержании...

Ситуационные задачи на практических занятиях выступают как основной вид заданий, в

Задачами образовательной ситуации «открытия» нового знания являются.

Современные подходы к вокальному обучению детей. Подготовка студентов к уроку физической культуры.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках...

Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета.

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок математики...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, подход, урок, учитель...

Эффективность современного урока физики | Статья в сборнике...

– название задания (не традиционный номер задачи); – личностно значимый познавательный вопрос

При изучении физики нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала, так как это приведёт лишь к ситуативной заинтересованности на уроке.

Реализация системно-деятельностного подхода при решении...

Деятельностный подход позволяет ученику овладевать универсальными учебными действиями, позволяющими решать практические задачи.

Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей...

Задать вопрос