Автор: Сексембаева Зульфира Жангельдиновна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 04.03.2015

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Сексембаева З. Ж. Инновационные аспекты использования ИКТ на уроках естественнонаучного направления [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 136-139.

В статье рассматриваются инновационные аспекты использования ИКТ, которые позволяют подойти к вопросу преподавания предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует всестороннему развитию личности ученика, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, способствует развитию творческого мышления, развитию коммуникативных способностей, формированию умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации, развитию навыков исследовательской деятельности и формированию информационной культуры.

Ключевые слова: информационные технологии, слайд-презентация,флипчарт, информационное мышление.

 

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Применение ИКТ на уроках естественно научного направления становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. К тому же уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Развитие личности ученика, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей освоение заложенных в ней знаний и передачу информации способствует развитию творческого мышления, развитию коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов, формированию умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации, развитию навыков исследовательской деятельности и формированию информационной культуры, умению обрабатывать информацию.

Внедрение ИКТ в предметную практику существенно окрасило, оживило и усовершенствовало образовательный процесс, позволило разнообразить формы и средства обучения, а также, повысило творческую активность учащихся, качественную успеваемость, повысило мотивацию обучения, активность и инициативность учащихся, что в свою очередь способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля, развивает информационное мышление детей.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. [1] При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов. На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

-          Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапах изучения нового материала, закрепления изученного;

-          Создание и использование презентаций и флипчартов на разных этапах уроках;

-          Проведение лабораторных работ с использованием возможностей виртуального микроскопа.

-          Создание учебных проектов.

Простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран. Сегодня совсем не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков. На сегодняшний день в нашей школе есть хорошая медиатека учебных пособий по всем предметам естественнонаучного направления. Это электронные учебники по предметам для 7, 8,9,10,11 классов. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц.

К наиболее эффективным формам представления материала, например, по предмету — биология, следует отнести создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. [2] Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в поурочные планы.

Использование презентаций возможно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Я учитель биологии, поэтому с удовольствием составляю и использую на уроках презентации по всем темам курса биологии 5,6,7,8,9 классов. В презентации в зависимости от целей и задач урока, я вставляю не столько статичные рисунки, но и анимацию, фрагменты учебных фильмов, видеороликов, что повышает интерес учащихся к изучению представленной темы.

Рис. 1. 1. Презентация. 5 класс «Форма и размер Земли». 2. Презентация. 6 класс «Строение растительной клетки». 3. Презентация. 6 класс «Повторение и обобщение темы «Строение цветка». 4. Презентация. 7 класс «Многообразие животного мира». 5. Презентация. 8 класс «Органы чувств. Строение и функции глаза»

 

Еще один способ использования ИКТ на своих уроках — это создание и использование флипчартов, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Создание и использование на уроках биологии флипчартов по различным темам, а также продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, дает возможность использовать все интерактивные возможности доски. [3]

В нашей школе, программные обеспечение для интерактивных досок ACTIV board — ACTIV studio, ACTIV primary и ACTIV inspiro помогают повысить усвояемость материала благодаря высокой наглядности образовательного материала, представляемого на интерактивной доске ACTIV board. Кроме того, например, программное обеспечение ACTIV inspiro позволяет импортировать уже подготовленные слайд-презентации, во флипчарты с возможностью редактирования и даже полного изменения данных. Все перечисленные программные обеспечения позволяют учителю максимально просто и быстро создать красочный лекционный материал с привлечением различных ресурсов, в том числе мультимедийных (вставка звуковых и видео-файлов).

С помощью средств аннотирования и визуализации изображения можно доступно преподнести ученикам материал, предложить обширные функциональные возможности интерактивной доски, которые легко осваиваются идя от простых (инструмент пера, ластика, шторки и пр.) к более специализированным функциям (использование контейнера, записи флипчарта, проведение опросов мнений и пр.). Инструменты создания электронного флипчарта позволяют подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами. Расширенная библиотека ресурсов программного обеспечения ACTIVstudio содержит большое количество материалов и позволяет легко и быстро использовать их в своем материале урока. Объяснение материала с использованием современных технологий притягивает внимание учащихся. [4]

Для обоснования целесообразности разработки учителем–предметником уроков-презентаций, флипчартов, соответствующих методике преподавания, были проведены анкетирования учащихся по вопросам эффективности уроков, проведённых с помощью информационно-компьютерного сопровождения. Всего было опрошено 126 учащихся 6–8 классов. В анкетах учащимся были предложены такие вопросы как: насколько часто в повседневной жизни они прибегают к помощи компьютера, есть ли необходимость на уроках биологии, физики, химии, географии использовать компьютерные технологии или можно и обойтись и без них; какие уроки им более всего нравятся — традиционные, уроки-презентации или уроки с использованием флипчартов; насколько эффективно использование данных технологий на уроке. При анализе анкет учащихся мною были получены следующие результаты:

-          из общего числа респондентов только 18 человек (14 %) используют компьютер редко и только по необходимости, по причине того, что он портит зрение, нарушает психику, и от него быстро устаешь. Оставшиеся 88 учащиеся (это оставшиеся 70 % опрошенных школьников) считают, что компьютер — это источник информации, каждый раз необходимый при приготовлении доклада, реферата.

Рис. 2. Использование компьютера в повседневной жизни

 

-          на вопрос, касающейся использования новых информационных технологий на уроках по предметам естественнонаучного направления, были получены такого рода ответы: 51 % опрошенных считают, что компьютерные технологии нужны в связи с тем, что с ними урок становится интересным и более наглядным; 21 % считают, что их нужно использовать иногда, чтобы не перегружать урок и только 3 % считают, что информационные технологии вообще не нужны на уроке.

Рис. 3. Необходимость использования информационных технологий на уроках

 

-          66 % респондентов считает, что уроки с использованием информационных технологий способствуют лучшему усвоению материала и повышению качества знаний по предмету; 43 % учащихся хотели бы сами участвовать в процессе создания презентаций и флипчартов.

-          и, наконец, на вопрос, какие уроки им больше всего нравятся, 66 % опрошенных указали на уроки-презентации и уроки с использованием флипчартов и всего 18 % — придерживаются традиционных форм обучения. Это позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем выше традиционного урока.

Рис. 4. Отношение к типам уроков

 

Итак, применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения предметов естественнонаучного цикла с качественно новой стороны. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует:

-          активизации познавательной деятельности, повышению интереса детей к учебе, а, следовательно, повышению качественной успеваемости школьников;

-          достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов;

-          более рациональному использованию учебного времени урока;

-          расширению возможностей в выборе средств и методов обучения;

-          развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;

-          повышению мотивацию учащихся и их активности на уроке (занятия становятся более интересными и увлекательными как для преподавателей, так и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов);

-          повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся;

-          развитию информационного мышления учащихся, формирование информационно-коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере.

Использование ИКТ вдохновляет и самих преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Таким образом, можно сделать вывод, что ИКТ — безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Однако, использование ресурсов ИКТ на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным..

 

Литература:

 

1.                            Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. — М.: ИОШ РАО 1994,с.228

2.                            Соломина В. П. Проблемы компьютеризации обучения предметам естественнонаучного цикла: Научно-методический сборник. / СПб: РГПУ СЗФ — ИНИНФО, 1998г

3.                            http://www.goo.kz/files/ articles/art_1054.doc

4.                            e-mail: info@interactiv.kz, www: http://interactiv.kz

Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, уроках биологии, использования ИКТ, аспекты использования ИКТ, развитию коммуникативных способностей, развитию творческого мышления, развитию навыков исследовательской, предметам естественнонаучного, современных информационных технологий, естественнонаучного направления, естественнонаучного цикла, предметам естественнонаучного направления, Грамотное использование возможностей, предметов естественнонаучного цикла, использование возможностей современных, возможностей современных информационных, к самостоятельной продуктивной деятельности, продуктивной деятельности в условиях, навыков исследовательской деятельности, деятельности в условиях информационного.

Ключевые слова

информационные технологии, слайд-презентация, флипчарт, информационное мышление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос