В статье приведена оценка эффективности управления муниципальной собственностью в Комсомольске-на-Амуре, отмечены основные тенденции, выделены проблемы.
Ключевые слова: муниципальная собственность, муниципальное управление, муниципальное образование, управление муниципальной собственностью.
Основой любой экономической системы, как известно, принято считать право собственности. В современных условиях изменение положения муниципального образования напрямую зависит от муниципальной собственности и существующих земельно-имущественных отношений [4].
Комитет по управлению имуществом администрации г. Комсомольск-на-Амуре (далее Комитет) является специально уполномоченным органом администрации в сфере управления, распоряжения и приватизации муниципального имущества, обеспечивающим регулирование в области:
— имущественных и земельных отношений,
— координацию деятельности структурных подразделений администрации, муниципальных учреждений и предприятий по вопросам управления муниципальной собственностью [2].
Согласно Постановлению администрации города Комсомольска-на-Амуре от 06.04.2012 № 1054-па, перечень муниципального имущества города ежегодно публикуется в установленных формах на официальном сайте администрации.
Рассмотрим более подробно земельные участки, находящихся в муниципальной собственности на начало периода за 2020–2022 гг. (таблица 1).
Таблица 1
Данные о земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Комсомольск-на-Амуре за 2020–2022 годы
Показатель |
Период |
Изменение 2022 к 2020 |
|||||
2020 |
2021 |
2022 |
Абсолютное |
Относительное, в % |
|||
Количество земельных участков |
1012 |
1000 |
1057 |
45 |
4,4 |
||
Суммарная площадь земельных участков, м 2 |
8 999 203,98 |
8 955 409,95 |
9 317 830,81 |
318626,83 |
3,5 |
||
Общая кадастровая стоимость земельных участков, руб. |
7 502 266 546 |
7 491 011 306 |
7 792 867 169 |
290600623 |
3,9 |
||
Как видно из таблицы 1, за рассматриваемые периоды произошло незначительное изменение в структуре земельных участков.
По данным Комитета по состоянию на начало 2023 г. земельные участки преимущественно используются под следующие нужны: с целью эксплуатации объекта коммунального хозяйства, для завершения строительства жилых домов, для ведения гражданами садоводства и огородничества, территории общего пользования и т. д.
В унифицированной форме, которая содержит информацию о земельных участках, находящихся в собственности г. Комсомольск-на-Амуре, можно найти следующие данные: местонахождение земельного участка; кадастровый номер; площадь, м 2 ;сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, руб.; дата возникновения или прекращения права муниципальной собственности; основания возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество (земельные участки);сведения о правообладателе (балансодержателе) муниципального недвижимого имущества (земельного участка);сведения об ограничениях (обременениях), основания и дата их возникновения и прекращения.
Следовательно, в реестре не содержится данных о тех объектах, которые могут быть потенциально сданы в аренду или выставлены на продажу.
Рассмотрим общую структура имущества города за 2020–2022 годы (таблица 2).
Таблица 2
Динамика и структура муниципального имущества г. Комсомольск-на-Амуре за 2020–2022 годы
Вид имущества |
Период |
Изменение 2022 к 2020 |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
Абсолютное |
Относительное, в % |
|
Земельные участки |
1012 |
1000 |
1057 |
45 |
4,45 |
Здания (жилые и нежилые и сооружения) |
7376 |
7537 |
7588 |
212 |
2,88 |
Прочие сооружения (водопроводная сеть, водонапорная башня, воздушная линия и т. д.) |
4520 |
4239 |
4456 |
-64 |
-1,42 |
Итого объектов |
12908 |
12776 |
13101 |
193 |
1,50 |
Как видно из таблицы 2, по состоянию на конец 2022 г. количество объектов муниципальной собственности города увеличилось на 193 объекта по сравнению с 2020 г., данный рост обусловлен увеличением зданий на 212 объекта и земельных участков на 45 объектов. Наибольшую долю муниципального имущества г. Комсомольск-на-Амуре составляют здания 58 %, а наименьшую земельные участки 8 %.
Рассмотрим эффективность управления муниципальной собственностью в г. Комсомольск-на-Амуре. Одним из ориентиров управления муниципальной собственности города в 2020–2022 гг. была муниципальная программа «Управление и распоряжение муниципальным имуществом», утвержденная постановлением Администрации города Комсомольск-на-Амуре от 21.01.2019 № 84-па.
Программа реализовывалась в 2019–2021 гг. в один этап.
Финансирование, выделенное в рамках муниципальной программы приведено на рисунке 1 [1].
Рис. 1. Финансирование муниципальной программы «Управление и распоряжение муниципальным имуществом» за 2019–2021 гг.
Как видно из рисунка 1, муниципальная программа осуществлялась преимущественного за счет местного бюджета, в динамике произошло увеличение ее финансирования. Наибольшие расходы в 2019–2021 гг. выделялись на содержание имущества казны. Кроме того, систематически выделяется финансирование на проведение технического обследования, инвентаризации муниципального имущества и проведения работ по постановке на государственный кадастровый учет, межевание и уточнение границ земельных участков.
Рассмотрим некоторые плановые и фактические показатели в рамках установленной целевой программы за 2019 -2021 гг. (рисунок 2) [1].
Рис. 2. Плановые и фактические значения показатели в рамках муниципальной программы за 2019–2021 гг.
Как видно из рисунка 2, не все целевые показатели за 2019 -2021 гг. были достигнуты. Администрация имеет дело с задолженностью по оплате, и в динамике вместо ее сокращения, произошло наоборот увеличение.
Основной показатель эффективности управления муниципальной собственностью — извлекаемые доходы от ее управления.
Структура доходов от использования объектов муниципальной собственности, которые получает местный бюджет, состоит из следующих элементов:
1) Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
2) Доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающиеся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
3) Доходы от продажи муниципального имущества.
Динамика доходов от управления муниципальной собственностью г. Комсомольск-на-Амуре за 2020–2022 гг. приведена в таблице 3 [2].
Таблица 3
Доходы от управления муниципальным имуществом г. Комсомольск-на-Амуре за 2020–2022 гг., тыс. рублей
Показатель |
2021 год |
2020 год |
2022 год |
Доходы от управления муниципальным имуществом, тыс. руб. |
671,82 |
572,27 |
583,5 |
Следовательно, на протяжении 2020–2022 гг. динамика уровня доходов от управления имуществом города нестабильна.
На рисунке 3 отображены данные в динамике за 2020 -2022 гг., по проведенным аукционам Комитетом (в отношении аренды помещений, земельных участков).
Рис. 3. Данные по результатам проводимых аукционов Комитетом по Управлению Имуществом г. Комсомольск-на-Амуре за 2020–2022 гг.
Следовательно, большинство электронных аукционов, предметом которых была аренда муниципального имущества, было признано несостоявшимися в связи с единственным участником или их отсутствием. Данные рисунка говорят о том, что за 2020–2022 гг. существенная доля аукционов признана несостоявшимися, за 2022 гг. только 5 объектов из 47 сданы в аренду, что составляет 10,63 % от общего объёма. И данная тенденция наблюдается в течение трех лет. Суммарная начальная стоимость арендной платы объектов несостоявшихся аукционов — представляет собой ту упущенную выгоду, которую Комитет мог бы ежегодно включать в свои доходы. Таким образом, несмотря на наличие стабильного дохода от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (о чем свидетельствует рисунок 3), данное направление деятельности нуждается в совершенствовании. Возможно, отсутствие интереса со стороны потенциальных арендаторов связано с:
— неосведомлённостью населения о проводимых торгах, т. к. не вся информация о проводимых торгах была представлена на официальном сайте Комитетом по Управлению Имуществом г. Комсомольск-на-Амуре;
— условиями аренды, которые предполагают, что минимальный срок аренды на некоторые объекты составляет 10 лет;
— стоимостью арендной платы и отсутствием льгот для среднего и малого бизнеса.
Как было отмечено ранее, срок заключения договора аренды составляет 5–10 лет, следовательно, доходы в рассматриваемых периодах были обеспечены теми арендаторами, договоры с которыми были заключены значительно раньше.
Соответственно, привлечение новых арендаторов помещений не только вопрос увеличения доходов муниципального бюджета, но и сохранения их уровня в дальнейшем.
На рисунке 4 отображены данные в динамике за 2020 -2022 гг., по проведенным аукционам Комитетом (в отношении продажи помещений, земельных участков) [3].
Рис. 4. Данные по результатам проводимых аукционов Комитетом по Управлению Имуществом г. Комсомольск-на-Амуре за 2020–2022 гг. предметом которых была продажа муниципальной собственности
Как и в предыдущих электронных аукционах предметом которых была операция аренды, при продаже прослеживается тенденция их срыва в виду отсутствия допущенных участников. Однако, удельный вес стоимость состоявшихся аукционов гораздо больше.
Следовательно, в результате анализа выяснилось, что к основным проблемам:
— в реестре не содержится данных о тех объектах, которые могут быть потенциально сданы в аренду или выставлены на продажу.
— несоблюдение арендаторами и покупателями сроков уплаты платежей за пользование муниципальным имуществом вследствие ухудшения финансового состояния арендаторов и покупателей.
— наличие объектов муниципальной собственности, не вовлеченных в хозяйственный оборот.
— риск увеличения несданный в аренду объектов собственности ввиду низкой заинтересованности инвесторов, а также по причине наличия предложений на рынке частной недвижимости;
— низкая инвестиционная заинтересованность потенциальных инвесторов так как объекты муниципальной собственности находятся в ненадлежащем виде или аварийном состоянии.
Литература:
- Постановление Администрации города Комсомольск-на-Амуре от 21.01.2019 № 84-па «Об утверждении муниципальной программы городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «Управление и распоряжение муниципальным имуществом»»
- Комитет по управлению имуществом: официальный сайт // Режим доступа: https://www.kmscity.ru/power/adm/department/komitet/ (дата обращения 25.01.2023)
- Реестр лотов Комитета по управлению имуществом администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края- официальный сайт «ГИС Торги» https://torgi.gov.ru/new/public/lots/reg (дата обращения 05.02.2023)