Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых навыков для решения задач ТОГИС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Пашкова, И. Ш. Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых навыков для решения задач ТОГИС / И. Ш. Пашкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100344/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор описывает работу с текстовой информацией для решения ТОГИС-задач.

Ключевые слова: текст, культурный образец, время решения, содержание текста, предлагаемый текст, задача

ТОГИС — это технология образования в глобальной информационной сети. Суть этого приема заключается в следующем: обучающимся предъявляется первичный текст, в котором обозначена проблема, затем дается ценностно-деятельностная задача, в процессе решения этой задачи ребята осуществляют поиск необходимой информации, делают выводы, заключительный этап — сравнение полученных результатов с предложенным «культурным» образцом.

В условиях эксперимента происходило множество событий «диагностирующего» характера, в результате чего качественно улучшился познавательный процесс в целом.

В процессе решения первой задачи выяснилось: для того чтобы оптимально было использовано учебное время на содержательный поиск и осмысление информации, необходимо овладеть следующими индивидуальными учебными умениями на этапе сбора информации:

— выделять ключевые слова в задаче, от чего напрямую зависит вектор поиска;

— владеть навыком просмотрового чтения — сканирования;

— владеть навыком медленного вдумчивого чтения;

— умение отделять главную информацию от второстепенной;

на этапе формирования ответа в группе:

— умение компилировать — соединять однородную информацию из разных источников;

— умение строить связный ответ в соответствии с логикой вопросов задачи;

— отбирать наиболее «весомый» фактический материал для доказательства выдвинутого тезиса;

— умение кодировать информацию в символах;

— умение создавать структурно — логические схемы, образы-символы, кластеры, синквейны и т. д.

на этапе знакомства с культурным образцом:

— умение выделять объекты анализа;

— умение сравнивать позиции, взгляды автора(ов) с позицией группы;

— умение формировать выводы на основе сопоставительного анализа;

— умение синтезировать, формировать целостное представление об изучаемом явлении после проведённого анализа.

Для того чтобы решение следующих задач было боле продуктивным и доставило настоящее удовольствие ребятам от процесса интеллектуального творчества, была проведена предварительная, а затем и параллельная работа в течение года. На программном материале на литературы и русского языка отрабатывались навыки, обозначенные выше.

Во время решения второй и третьей задач педагоги оказывались в роли сотрудников групп в моменты, когда требовалось «разбудить» творческую фантазию, показать многовариантность путей решения. Оказывалось достаточным лишь намекнуть, и тут же рождались интереснейшие решения.

Так, например, достаточно было минутного обсуждения вопроса о том, что такое дуалистичное мировосприятие, как тут же появилось несколько интересных версий решения задачи (задача по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»), и самым неожиданным оказалось то, что одно из таких решений предложил ребёнок с диагнозом «ММД».

Во время решения следующих задач само собой получилось так, что в группах стали готовить два варианта ответа: компьютерная презентация и ответ — схема или образ. Презентация, как правило, представляла собой ответ в последовательно-вертикальной, текстовой логике, а схема или образ — ответ с учётом внутренней, смысловой логики вопроса, с вызовом ассоциаций, что позволяет видеть изучаемое явление в несколько ином ракурс е и несёт в себе целостный образ.

«Задача о рыцарском романе» породила интересный структурный элемент в уроке решения ТОГИС — задачи, которого нет в технологии автора (заранее приносим извинения за нарушение технологии): на этапе сопоставление решений групп с мнением автора и формирования выводов была подготовлена новая презентация. Знакомство с культурным образцом было длительным и требовало глубокого осмысления. Поэтому, когда материал был прочитан и осмыслен, появилась потребность выделить позиции, по которым есть согласие или несогласие с точкой зрения автора культурного образца. Ребята представили свои выводы в виде схемы — сопоставительного анализа и, как следствие, произошла учебная дискуссия, в которую были включены участники всех групп и преподаватели.

В течение года к экспериментальным группам разновозрастного состава присоединялись ребята из разных классов, желающие включиться в работу. Ими были ребята из 9 и 4 классов. По итогам было проведено анкетирование, в котором большинство респондентов отметило собственный интеллектуальный рост, важность приобретённых навыков работы с информацией, что положительным образом повлияло на общую успешность и рост качества образования.

В настоящее время ведётся планомерная работа по совершенствованию необходимых навыков работы с текстовой информацией и привлечению детей к составлению ТОГИС-задач (по инициативе детей).

Основные подходы к организации работы с текстами

Виды заданий к научно-популярным текстам:

1) коротко сказать, о чем этот текст; придумать и записать название; составить схему процесса, описанного в тексте;

2) составить план текста, переструктурировать текст (изложить в «другом ключе»), составить вопросы к тексту, самостоятельное достроить текст, реконструировать часть текста;

3) для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части;

4) вспомнить и рассказать текст другому ученику по нарисованным значкам, картинкам или ключевым словам;

5) составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);

6) составить свой текст, предварительно написав подсказки;

7) разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста;

8) выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;

9) составлять простые тексты-инструкции;

10) составлять простые тексты-описания;

11) составлять простые тексты-рассуждения;

12) составлять простой план текста из отдельных предложений;

Возможные организационные формы для проведения обсуждения: «Хочу поделиться», «Кто что понял?», «Свободный микрофон», «Письменная дискуссия». Основные виды заданий направлены на то, чтобы ученики смогли выполнить различные операции с текстом.

  1. Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом, то есть:

— сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— отделить основные мысли от второстепенных и выявить главную;

— определить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— сделать выводы из сформулированных в тексте положений.

  1. Осмыслить содержание текста:

— связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников (домашнее чтение);

— оценить утверждения, сделанные в предлагаемом тексте

  1. Применять общеучебные умения и навыки:

— вести поиск информации во всевозможных информационных “местах”: в тексте, в вопросе, в своих рассуждениях, в иллюстрациях, в схемах, в картах, таблицах;

— уметь переформулировать вопрос, изменить его форму и в соответствии с вопросом отобрать ту информацию, которая может понадобиться.

Литература:

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой-М., «Мой учебник», 2007
  2. Ванюшева Н. Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы. — Газета «Литература» № 24, 2009г, приложение «Первое сентября»
Основные термины (генерируются автоматически): текст, задача, культурный образец, умение, время решения, предлагаемый текст, содержание текста, процесс решения, сопоставительный анализ, текстовая информация.


Ключевые слова

задача, текст, содержание текста, культурный образец, время решения, предлагаемый текст

Похожие статьи

Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых...

В статье автор описывает работу с текстовой информацией для решения ТОГИС-задач.

Статья готовится к публикации. текст, культурный образец, время решения, содержание текста, предлагаемый текст, задача.

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Понять содержание текста — важная и одновременно сложная задача.

Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.

Решение любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов: восприятие и первичный анализ

Используя числа, данные в тексте задачи, можно сказать, что всего Петя нашёл 6 и 5 грибов, т. е. 6+5.

Организация работы с текстом как с основным источником...

- ориентация в содержании текста и умение находить в нём необходимую информацию

Мы мотивируем учащихся к чтению, ставим задачи, работаем со словарём теста.

- Если важно получить критический анализ текста, можно применить метод чтения с пометками, где читатель читает про

1. Формирование навыка чтения: умение читать текст про себя и вслух, владение.

Методика работы с сюжетной задачей: смысловое чтение и этапы...

1) поиск информации и понимание прочитанного (ориентирование в содержании текста задачи и понимание её смысла)

– находить в тексте известные и неизвестные величины (данные)

– формировать на основе анализа текста задачи систему аргументов для обоснования ее решения; – организовывать поиск информации, необходимой для решения задачи

Актуальность сопоставительного анализа художественных...

Ключевые слова: обучающиеся, сопоставительный анализ, художественное произведение.

— развивать умение анализировать художественный текст, используя навыки

текст в контексте социокультурной ситуации, слышать диалог культур и участвовать в нем.

Тула: Автограф, 2000. Дербенцева Л. В. О взаимосвязи содержания и формы урока (на примере...

Формирование исследовательской компетентности студентов...

На решение каких задач исследования направлен педагогический эксперимент?

При этом преподаватель также включён в процесс позиционного общения по поводу текста, как и

1) ситуации сравнительного анализа и оценки различных точек зрения и позиций по решению конкретной

2) ситуации анализа и решения конкретной исследовательской проблемы, когда...

Текст как основа речевого развития школьников | Молодой ученый

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка.

Анализ текста служит целям формирования коммуникативной и языковой компетенции. М. Т. Баранов, говоря о роли текста в процессе формирования речевых умений учащихся, отмечает, что для

Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

При работе над текстами разных типов и стилей я использую план анализа текста, алгоритм

— Подробно изложи текст публицистического стиля; — Определи тип и стиль текстов.

Работа над связным текстом очень важна. Восприятие любого текстапроцесс творческий.

Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация надолго...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

...не навязываю какой-то метод решения, всячески поощряю предложение и отстаивание своего способа решения задачи.

Как я организую работу по формированию навыков решения текстовых задач

Кроме того, текстовые задачи — это математические модели реальных ситуаций.

Совет 5. Решение сложной текстовой задачипроцесс творческий.

Похожие статьи

Работа с текстовой информацией. Приобретение необходимых...

В статье автор описывает работу с текстовой информацией для решения ТОГИС-задач.

Статья готовится к публикации. текст, культурный образец, время решения, содержание текста, предлагаемый текст, задача.

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Понять содержание текста — важная и одновременно сложная задача.

Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения.

Решение любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов: восприятие и первичный анализ

Используя числа, данные в тексте задачи, можно сказать, что всего Петя нашёл 6 и 5 грибов, т. е. 6+5.

Организация работы с текстом как с основным источником...

- ориентация в содержании текста и умение находить в нём необходимую информацию

Мы мотивируем учащихся к чтению, ставим задачи, работаем со словарём теста.

- Если важно получить критический анализ текста, можно применить метод чтения с пометками, где читатель читает про

1. Формирование навыка чтения: умение читать текст про себя и вслух, владение.

Методика работы с сюжетной задачей: смысловое чтение и этапы...

1) поиск информации и понимание прочитанного (ориентирование в содержании текста задачи и понимание её смысла)

– находить в тексте известные и неизвестные величины (данные)

– формировать на основе анализа текста задачи систему аргументов для обоснования ее решения; – организовывать поиск информации, необходимой для решения задачи

Актуальность сопоставительного анализа художественных...

Ключевые слова: обучающиеся, сопоставительный анализ, художественное произведение.

— развивать умение анализировать художественный текст, используя навыки

текст в контексте социокультурной ситуации, слышать диалог культур и участвовать в нем.

Тула: Автограф, 2000. Дербенцева Л. В. О взаимосвязи содержания и формы урока (на примере...

Формирование исследовательской компетентности студентов...

На решение каких задач исследования направлен педагогический эксперимент?

При этом преподаватель также включён в процесс позиционного общения по поводу текста, как и

1) ситуации сравнительного анализа и оценки различных точек зрения и позиций по решению конкретной

2) ситуации анализа и решения конкретной исследовательской проблемы, когда...

Текст как основа речевого развития школьников | Молодой ученый

Ключевые слова: речь, речевые умения, развитие, текст, школьники, средства языка.

Анализ текста служит целям формирования коммуникативной и языковой компетенции. М. Т. Баранов, говоря о роли текста в процессе формирования речевых умений учащихся, отмечает, что для

Текст наглядно показывает закономерности функционирования языковых средств.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

При работе над текстами разных типов и стилей я использую план анализа текста, алгоритм

— Подробно изложи текст публицистического стиля; — Определи тип и стиль текстов.

Работа над связным текстом очень важна. Восприятие любого текстапроцесс творческий.

Активность класса возрастает, текст изучается достаточно глубоко, информация надолго...

Система работы учителя математики по формированию навыков...

...не навязываю какой-то метод решения, всячески поощряю предложение и отстаивание своего способа решения задачи.

Как я организую работу по формированию навыков решения текстовых задач

Кроме того, текстовые задачи — это математические модели реальных ситуаций.

Совет 5. Решение сложной текстовой задачипроцесс творческий.

Задать вопрос