Суд как орган публичной власти в Российской Федерации в рамках измененной Конституции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 25.02.2023

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Федоров, Д. С. Суд как орган публичной власти в Российской Федерации в рамках измененной Конституции / Д. С. Федоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100307/ (дата обращения: 28.04.2024).



Принятые в 2020 году поправки в основной закон страны внесли большие изменения в текущую жизнь общества Российской Федерации. Помимо изменений, непосредственно влияющих на жизнь человека и гражданина, поправки также коснулись государственного устройства России, что породило новые термины и понятия, которые требуют уточнения в условиях правоприменения. Данная статья обратит внимание читателя на появившийся малоизученный термин «публичная власть», и некоторые подходы к его непосредственному пониманию. Также здесь мы рассмотрим существование судебной системы Российской федерации в правовом поле публичной власти, отметим характерные черты судов, определим их место в иерархии судебной власти, а также предложим несколько вариантов, которые могут улучшить судебную систему в рамках становления гражданского общества.

Ключевые слова: публичная власть, единая система публичной власти, система органов, судебная власть, правосудие, конституционный суд, конституция, суды, поправки.

The amendments to the basic law of the country adopted in 2020 have made great changes in the current life of the society of the Russian Federation. In addition to changes that directly affect the life of a person and citizen, the amendments also affected the state structure of Russia, which gave rise to new terms and concepts that require clarification in the context of law enforcement. This article will draw the reader's attention to the little-studied term «public authority» that has appeared, and some approaches to its direct understanding.Also here we will consider the existence of the judicial system of the Russian Federation in the legal field of public authority, note the characteristic features of the courts, determine their place in the hierarchy of the judiciary, and also offer several options that can improve the judicial system in the framework of the formation of civil society.

Keywords : public authority, unified system of public authority, system of organs, judiciary, justice, constitutional court, constitution, courts, amendments.

14 марта 2020 года вступили в законную силу поправки в Конституцию Российской Федерации, в том числе и применительно к органам публичной власти в стране.

Так, законодательно был закреплен статус государственных органов, а также органов местного самоуправления и судов как органов непосредственной публичной власти. Однако, сам ФКЗ-1 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» понятие публичная власть не раскрыл. В виду этого упущения, Президентом Российской Федерации был подготовлен и направлен запрос в Конституционный суд Российской Федерации, относительно которого 16 марта 2020 года Конституционным судом было вынесено заключение, которое постановила, что категория «единой системы публичной власти» производна от основополагающих понятий, таких как государство и государственность, где государство тождественно политическому союзу многонационального народа, но в силу положений Основного закона Российской Федерации главы 1 и 2 Конституции не подлежат изменению, и поэтому принцип публичности государственной власти в самой Конституции прописать нельзя, но в силу разъяснений Конституционного суда, это понятие сохраняет принцип уже сложившегося единства государства, его суверенитета и принцип единого источника власти, коим является многонациональный народ России.

19 декабря вступил в законную силу Федеральный закон о государственном совете Российской Федерации, который как раз-таки и узаконил понятие публичной власти и раскрыл его суть. Так, опираясь на вышеназванный ФЗ можно выделить следующие элементы публичной власти:

  1. федеральные органы государственной власти
  2. органы местного самоуправления
  3. органы власти субъектов российской федерации
  4. иные государственные органы.

Принимая во внимание эту характеристику, и основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, можно отнести суды, как самостоятельную ветвь власти в государстве к элементам высшего звена единой системы публичной власти в Российской Федерации.

Так, основной функцией судебных органов является обеспечение верховенства права, чем, по сути, и является осуществление правосудия — основная функция судебных органов. Судебная система в совокупности установлена положениями норм Конституции Российской Федерации, а также Федеральным Конституционным законом о судебной системе, которые провозглашают основные принципы власти, осуществляемой судами — это в первую очередь независимость и четкое соблюдение норм закона, установленных в государстве. Судебная власть единолична по своей сути, самостоятельна от каких-либо влияний как извне, так и снаружи, и осуществляет свои полномочия вне зависимости от других ветвей власти. Любые законы, подзаконные акты и нормативные документы ничтожны, в случае если они противоречат принципам независимости и самостоятельности судов. В связи с высказанной ранее мыслью, очень интересна мысль А. М. Яковлева, выраженная в комментарии к Конституции Российской Федерации о том, что законодательная власть производится на основании волеизъявления народа, исполнительная власть находится в некоем подчинении от законодательной и по своей структуре иерархична, опираясь на принцип подчиненности звеньев своей составляющей, тогда как судебная власть совершенно независима и подчинена исключительно закону Российской Федерации.

И тем не менее все равно можно говорить о существующем связующем звене между судебной властью и законодательной. Эта связь осуществляется через Президента Российской Федерации, который, согласно действующим положениям Конституции предоставляет представляет сенаторам Совета Феде- рации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, их заместителей и судей Конституционного и Верховного Суда Российской̆ Федерации и назначает на должности председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83 Конституции РФ в обновлённой редакции). Кроме указанного, Президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий вышеперечисленных лиц (судей) в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, и в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях (п. «л» ст. 102)15. Совет Федерации рассматривает указанные кандидатуры судей и принимает соответствующие решения (п. «ж» ст. 102).

Дополнительно стоит обратить внимание, что вся деятельность судов, начиная от материального обеспечения и заканчивая выплатами зарплат аппарату суда обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации.

На основании ст. 104 российской Конституции Президент Российской Федерации, Совет Федерации, сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации обладают в равной степени правом законодательной инициативы. К ведению Конституционного Суда Российской Федерации относятся проверка конституционности принятого федерального закона. Президент подписывает закон после вынесенного Конституционным Судом заключения (ст. 107).

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что принятые в 2020 году поправки в Конституцию Российской Федерации сформировали новый общественно и политически значимый феномен — понятие публичной власти, закреплённое законодательно.

Под публичной властью, толкование которой дал в своем заключении Конституционный суд Российской Федерации следует понимать совокупность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также вся существующая система органов местного самоуправления. Следует особо отметить тот факт, что фактическое объединение всех органов понятием публичная власть не разграничивает их, а наоборот, объединяет в единую систему, направленную на неукоснительное соблюдение Конституции, обеспечивание верховенства права, всеобщее служение обществу со стороны государственных и муниципальных служащих, обеспечение главенства прав и свобод человека и гражданина, защита этих прав.

Все эти принципы обеспечивают государству всестороннее, своевременное, социальное и правовое развитие.

Особое место в этой системе играет судебная ветвь власти. Являясь независимой от любых проявлений давления, она наделена широкими полномочиями, в охранительной сфере. Именно суды в Российской Федерации обеспечивают главенство права при его нарушении. Право на судебную защиту гарантировано Конституцией и международными нормами. Этим правом наделен каждый человек, независимо от его расы, пола, возраста и иных ограничений, что уравнивает абсолютно каждого в праве защищать свои права в суде.

Однако, в современном обществе еще недостаточно выражен уровень доверия к судебным органам, что затрудняет создание полноценного гражданского общества. В этой связи мы можем предложить популяризировать работу судебных органов посредством размещения в свободный доступ документов судебных органов. Это обеспечит прозрачность судебной системы и повысит уровень доверия граждан, чтобы в полной мере реализовывать свои права и свободы.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Андриченко Л. В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. — 2016. — No 9. С. 5–16.
  3. Бучакова М. А. Судебный контроль: некоторые теоретические подходы // Вестник Омского университета. — Серия: Право. — 2017. — No 1 (50). — С. 156–161.
  4. Ткачева В. Н. Содержание функции судебной власти // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия: Право. — 2013. — Т. 13. — No 4. — С. 65–69.
  5. Савенков А. Н., Чиркин В. Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2018. No 12. С. 18–29.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, публичная власть, орган, судебная власть, судебная система, единая система, Конституционный суд, местное самоуправление, Совет Федерации, государственная власть.


Похожие статьи

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Как одна из ветвей судебной власти, Конституционный Суд — единственный орган, наделенный правом осуществлять судебный контроль за соответствием нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ.

Российская Федерация как правовое государство

Библиографическое описание: Дворяк, В. Е. Российская Федерация как правовое государство / В. Е. Дворяк.

Ключевые слова: государство, публичная власть, законодательная власть.

Структуру органов исполнительной власти России представим на рисунке 1.

Значит, органы исполнительной власти субъектов составляют единую систему органов исполнительной...

Российская Федерация как правовое образование

Библиографическое описание: Дворяк, В. Е. Российская Федерация как правовое

[1, с. 105]. Орган исполнительной власти, как часть государственного аппарата, имеет компетенцию

Основная проблема заключается в том, что система органов власти как относительно

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское...

Пути становления государственной власти в современной России

[5]. Государственная власть делится на — законодательную, исполнительную и судебную.

Каждый государственный орган входит в систему органов государственной власти. Каждый орган власти является составной частью единой государственной системы.

В совокупности они являются системой государственной власти РФ.

Судебная власть в государственном механизме Российской...

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей [2].

Принцип разделения властей как основа организации...

В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в статье 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации. Судебная власть, как одна из трех ветвей органов власти, играет важную роль в любом правовом государстве, с. Ключевые слова: Конституция, судебная власть, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд...

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Органы государственной власти в качестве специфических свойств имеют следующие признаки: а

В политической практике Российской Федерации используются обе эти формы.

Преимущества этой формы проявляются в том, что единая и несложная система органов государства

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации.

Система судебных органов Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации; Верховные суды республик, краевые, областные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов

10. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации.

Похожие статьи

Конституционный Суд в судебной системе Российской...

Как одна из ветвей судебной власти, Конституционный Суд — единственный орган, наделенный правом осуществлять судебный контроль за соответствием нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ.

Российская Федерация как правовое государство

Библиографическое описание: Дворяк, В. Е. Российская Федерация как правовое государство / В. Е. Дворяк.

Ключевые слова: государство, публичная власть, законодательная власть.

Структуру органов исполнительной власти России представим на рисунке 1.

Значит, органы исполнительной власти субъектов составляют единую систему органов исполнительной...

Российская Федерация как правовое образование

Библиографическое описание: Дворяк, В. Е. Российская Федерация как правовое

[1, с. 105]. Орган исполнительной власти, как часть государственного аппарата, имеет компетенцию

Основная проблема заключается в том, что система органов власти как относительно

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское...

Пути становления государственной власти в современной России

[5]. Государственная власть делится на — законодательную, исполнительную и судебную.

Каждый государственный орган входит в систему органов государственной власти. Каждый орган власти является составной частью единой государственной системы.

В совокупности они являются системой государственной власти РФ.

Судебная власть в государственном механизме Российской...

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей [2].

Принцип разделения властей как основа организации...

В российских условиях принцип разделения власти нашел свое отражение в статье 10 Конституции РФ, которая гласит, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства Российской Федерации и иных органов, входящих в единую систему публичной власти.

О взаимодействии органов исполнительной власти и органов...

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации. Судебная власть, как одна из трех ветвей органов власти, играет важную роль в любом правовом государстве, с. Ключевые слова: Конституция, судебная власть, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд...

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Органы государственной власти в качестве специфических свойств имеют следующие признаки: а

В политической практике Российской Федерации используются обе эти формы.

Преимущества этой формы проявляются в том, что единая и несложная система органов государства

2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации.

Система судебных органов Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации; Верховные суды республик, краевые, областные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов

10. Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации.

Задать вопрос