Маркетплейсы сегодня: легкий бизнес или ловушка для новичков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Дмитриенко, Ю. Я. Маркетплейсы сегодня: легкий бизнес или ловушка для новичков / Ю. Я. Дмитриенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100074/ (дата обращения: 16.12.2024).



Последние несколько лет продавцы активно уходят в онлайн-продажи. Изначально развивались интернет-магазины, сайты, соцсети. По большей части онлайн-торговля ограничивалась рамками региона продавца, так как выстроить логистику магазина на всю Россию было невозможно в финансовом плане. С повышением потребности в доставке, развитием маркетплейсов, пунктов выдачи, собственные интернет-магазины потеряли свою привлекательность. Все больше продавцов стало подключаться к популярным площадкам. Wildberries, Ozon, KazanExpress и другие маркетплейсы масштабировали свой бизнес в разы за последние несколько лет. Но выход для бизнеса на эти площадки не всегда становится экономически выгодным. Малому бизнесу необходимо четко понимать критерии выбора товара и этапы выхода на площадки, чтобы не получить убытки.

Ключевые слова: интернет-площадка, селлер, товар, продажная цена, комиссия, продажа, сравнительная прибыльность, закупочная стоимость.

Over the past few years, sellers have been actively moving into online sales. Initially, they developed their own online stores, websites, social networks. For the most part, online trading was locked within one region, since it was financially impossible to build logistics within one store for the whole of Russia. With the increase in the need for delivery, the development of marketplaces, points of issue, own online stores have lost their attractiveness. More and more sellers began to connect to popular sites. Wildberries, Ozon, KazanExpress and other marketplaces have scaled up their business many times over the past few years. But access to these sites for business does not always become economically profitable. Small businesses need to clearly understand the criteria for choosing a product and the stages of entering the sites in order not to incur significant losses.

Keywords: Internet site, product, seller, selling price, commission, sale, comparative profitability, purchase price.

Реалии сегодняшнего дня таковы — более 50 % всех онлайн-покупок в мире производится на электронных площадках. В России первый маркетплейс — Ozon появился еще в 1998 году, но настоящим расцветом онлайн-торговли можно считать 2020 год — год Пандемии COVID-2019 [3].

Маркетплейсы появились у нас как аналог западных платформ, основной из которых является площадка Amazon. В США Amazon занимает 50 % всей онлайн-торговли. Маркетплейсы полностью изменили структуру розничной торговли. В Китае 30 % ассортимента непродовольственных товаров продается онлайн, 80 % данного рынка занимает площадка Alibaba (Aliexpress) [4]. В России рынок онлайн-продаж за 9 месяцев 2022 года преодолел планку в 3,5 трлн. рублей. Доля интернет-торговли в общем объёме розничных продаж за 9 месяцев 2022 года составляет 11,2 %. Год назад за тот же период доля была на уровне 9 %. Следовательно, нам есть куда расти [2]. Но чем же являются наши ведущие площадки для малого бизнеса — легким стартом или ловушкой для неопытных и не обученных продавцов?

На первый взгляд рынок маркетплейсов очень привлекателен. Вы не тратите сил и вложений в логистику, персонал, аренду и прочие затраты розничного бизнеса и при этом получаете хороший поток трафика покупателей. Осталось только поработать над конверсией и доходы польются рекой. Но, к сожалению, все не так безоблачно, в таблице 1 представлены основные игроки и вилки тарифов по площадкам — за что платит селлер. Данные в таблице приблизительны, взяты из официальных источников (личный кабинет селлера на соответствующих площадках) и проставлены с учетом времени и даты написания статьи. На площадках все условия меняются часто и зачастую согласовываются с селлером только подписанием оферты на сайте, а иногда меняются в одностороннем порядке. Изменения могут происходить каждый день.

Таблица 1

Основные игроки и вилки тарифов по маркетплейсам

Маркетплейс

Выплаты селлеров

Min выплата маркетплейсу, в % от продажной цены

Max выплата маркетплейсу, в % от продажной цены

Ozon

Комиссия — 5–15 %

Логистика — 10- 30 %

Последняя миля — 7- 15 %

Возвраты — по факту

Оплата эквайринга — 1,43 %

Хранение от 0 до 10 %

23

72

Wildberries

Комиссия — 10–17 %

Хранение от 0 до 10 %

Логистика — от 10 до 30 %

Платная приемка — от 0 до 15 %

Прочие удержания — от 0 до 10 %

20

82

Яндекс маркет

Размещение товара на витрине — 7–15 %

Доставка покупателю — 5–10 %

Перевод денег — 1–2 %

Обработка заказа — 1,5 -3 %

21,5

30

KazanExpress

Комиссия min — 3 %

Комиссия max — 35 %

3

35

LAMODA

Комиссия min — 35 %

Комиссия max — 70 %

35

70

Сбермегамаркет

Комиссия — 7–12 %

Взнос — 1,5 %

Доставка — 3 %

РКО — 3 %

15

20

К несомненным плюсам маркетплейсов стоит отнести:

— высокий трафик;

— налаженную систему логистики;

— маркетинговую активность.

К несомненным минусам маркетплейсов стоит отнести необходимость оплаты всех плюсов.

Итак, рассмотрим простой пример. Индивидуальный предприниматель решил выйти на маркетплейсы. Выбрал, конечно, Wildberries, потому что по статистике — обороты продавцов на Wildberries выше, а, значит и трафик довольно высокий.

У нового продавца есть 250 тыс. руб., на которые он закупит товар в Китае и начнет торговать на маркетплейсе с наценкой 250 %. А значит в продажной цене у предпринимателя товара на 875 тыс. руб.

Он закупил товар, выставил на площадку по цене 200 руб. за штуку. Мелкоштучный товар требует больше усилий по логистике и обработке, а это значит, что комиссия маркетплейса будет стремиться к максимальной (табл. 1). Довольный предприниматель попал в точку и аналитика ему помогла, продажи вошли в топ. За месяц он продал 70 % всего товара и получил выручку в размере 612 000 руб.

И вот предприниматель начал считать свои доходы и расходы:

Закупочная стоимость проданного товара 175 000 руб.

Комиссия — 17 % — 104000 руб.

Хранение от 0 % (товар с высокой оборачиваемостью, а так тоже не всегда)

Логистика — 30 % — 184000 руб.

Платная приемка — 15 % — 91000 руб.

Прочие удержания — 10 % — 61000 руб.

Итого прибыль: 612000–175000–104000–184000–91000–61000 = (-3000) руб.

При обороте в 612 тыс. руб. предприниматель получит убыток в размере 3 тыс. руб. и это при условии, что всеми бизнес-процессами он занимается сам и не привлекает наемных сотрудников (фотограф, дизайнер, контент-менеджер, товаровед, грузчик, водитель и пр. в одном лице).

Аналогичные расчеты по остальным площадкам предоставлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная прибыльность при продаже мелкоштучного товара на маркетплейсах

Маркетплейс

Оборот, руб.

Закупочная стоимость товара

Процент удержания маркетплейсами, %.

Удержания маркетплейсов, руб.

Прибыльность, руб.

Ozon

612 000

175 000

72

440 640

-3 640

Wildberries

612 000

175 000

82

440 000

-3 000

Яндекс маркет

612 000

175 000

30

183 600

253 400

KazanExpress

612 000

175 000

35

215 000

222 000

LAMODA

612 000

175 000

70

428 000

9 000

Сбермегамаркет

612 000

175 000

20

122 400

314 600

Таким образом, мы видим, что самые популярные площадки — не выгодны предпринимателям для реализации мелкоштучного товара. Наиболее интересны для реализации такого товара: Яндекс маркет, KazanExpress и Сбермегамаркет. Но и здесь есть свои подводные камни.

ЯндексМаркет не имеет такой развитой структуры складов как у Озона или WILDBERRIES, поэтому работать в большинстве регионов можно только по системе fbs (хранение товаров на своих складах), это неудобно и затратно при мелкоштучном товаре, а дополнительная логистика, аренда складов потянет вниз прибыльность. Грузить в Сбермегамаркет могут только те, у кого есть склады в Москве и Подмосковье. А время вывода денежных средств с площадки KazanExpress достигает 3 месяцев, что просто заморозит средства предпринимателя и не даст возможности вкладывать в новый оборот товара и развиваться — задушит бизнес.

На первый взгляд может показаться, что это направление бизнеса бесперспективно. Но на самом деле важной составляющей будет найти равновесие между средней ценой, оборачиваемостью и трафиком на площадке. В таблице 3 рассмотрим ту же механику, только при средней цене товара уже в 1000 руб., товарный остаток по-прежнему составит 612000 руб., оборачиваемость в мес. 70 %, а комиссии изменятся уже с учетом средней цены.

Таблица 3

Сравнительная прибыльность при продаже мелкоштучного товара на маркетплейсах

Маркетплейс

Оборот, руб.

Закупочная стоимость товара

Процент удержания маркетплейсами, %.

Удержания маркетплейсов, руб.

Прибыльность, руб.

Ozon

612 000

175 000

23

140 760

296 240

Wildberries

612 000

175 000

20

122 400

314 600

Яндекс маркет

612 000

175 000

22

131 580

305 420

KazanExpress

612 000

175 000

25

153 000

284 000

LAMODA

612 000

175 000

35

214 000

223 000

Сбермегамаркет

612 000

175 000

15

91 800

345 200

Таким образом, начинающему предпринимателю не стоит начинать с ниши мелкоштучных товаров и гнаться за количеством, стоит посмотреть на товары стоимостью от 1000 руб.

У многих маркетплейсов есть своя система аналитики, позволяющая произвести анализ, выбрать нишу и выгодный товар. Существует и ряд платных площадок, предоставляющих услуги аналитики. Селлеру необходимо мониторить рынок всеми возможными способами [1].

Итак, при грамотном подходе предприниматель может зарабатывать, но может попасть в ловушку, если будет допускать стандартные ошибки.

Основные ошибки, из-за по которых проект может стать убыточным:

  1. Неправильно рассчитана цена товара (продавец делает расчет по аналогии с обычной розницей, но затраты при продаже через маркетплейсы гораздо более затратные и наценки ниже 250 % приведут к убыткам, за исключением дорогостоящих товаров).
  2. Не имеют документов на товар (правообладатели могут закрыть продажу раскрученной карточки, товар без сертификации может быть снят с продажи).
  3. Не анализируют спрос (платная аналитика может помочь избежать ошибок в выборе товара).
  4. Не раскручивают товар (поддержание карточек должно сопровождаться высоким рейтингом, хорошими отзывами, оценками).
  5. Попадают в кассовый разрыв (вывод денежных средств с каждой площадки имеет свою специфику, точный расчет необходим для планирования подсортировки проданных товаров).

При соблюдении простых правил, бизнес на маркетплейсах может стать довольно выгодным и интересным хоть и не самым легким.

Литература:

  1. Быстрова Н. В., Максимова К. А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7. Т. 1. С. 86–90.
  2. Кубкина Ю. С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Terraeconomicus. — 2016. — Т. 10. № 2. Ч. 2. — С. 52.
  3. Михайлюк М. В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экономические науки. 2019. № 172. С. 57–61.
  4. Твердохлебова М. Д., Никишкин В. В. Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг // Практический маркетинг. 2019. № 6. С. 3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): LAMODA, площадка, мелкоштучный товар, комиссия, продажная цена, товар, яндекс маркет, продажа, Россия, сравнительная прибыльность.


Ключевые слова

Комиссия, товар, продажа, интернет-площадка, селлер, продажная цена, сравнительная прибыльность, закупочная стоимость

Похожие статьи

Актуальные стратегии привлечения в интернет-магазин на примере магазина «24-ОК»

Интернет-магазины растут, их становится больше. Растет и количество людей, которые хотят стать аудиторией подобного дистанционного шопинга. Популярность таких магазинов понятна. Низкие цены на товары, ниже, чем в реальных физических магазинах. Для вл...

Тенденции развития рынка DIY на российском рынке розничной торговли

Рынок DIY (от англ. Do It Yourself — Сделай сам) становится все более популярным в России. Он охватывает широкий спектр видов деятельности, которыми человек занимается самостоятельно в домашних условиях. Например, возможность изготовления мебели свои...

Цифровизация рынка экомеха в Москве и Московской области

В последние годы тема экологии стала особенно популярной. В статье рассматриваются отечественные бренды, производящие и продающие продукцию из экомеха. Экомех — это современный материал, который является этичным и бюджетным аналогом натурального меха...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Исследование концепций позиционирования бренда на основе метаконтекстов на рынке e-grocery

Данная статья посвящена исследованию концепций позиционирования для сервиса по доставке СберМаркет на основе метаконтекстов. Под метаконтекстами понимается образ клиента со всеми его особенностями — персонаж. В настоящее время рынок e-grocery в Росси...

Экосистемная геймификация как маркетинговый инструмент привлечения новых пользователей

Современный рынок насыщен товарами и услугами, однако большое количество качественных предложений часто не только не решает задачи потребителя, а даже тормозит его в процессе выбора. Актуальным решением для некоторых компаний может стать создание эко...

Разработка стратегий продвижения на рынке кондитерских изделий

В наши дни рынок кондитерских изделий обширен, как никогда раньше. В последние 10 лет произошел большой скачок вверх в кондитерской сфере: открывается все больше отечественных компаний, которые готовы предложить своему клиенту новейшие виды десертов ...

Мастерчейн-технологии в системе функционирования банка

Интернет-технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни- не стала исключением и сфера банкинга. Кроме того, ежегодно появляются новые банковские продукты, что делает банковскую сферу сложнее и многогранное. Информационные технологии призваны оптими...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Инновации в нейромаркетинге: тренды на 2023 год

Нейромаркетинг — это область науки, которая измеряет физиологические и нейронные сигналы, чтобы понять мотивы и предпочтения покупателей. С помощью специальных процедур исследователи фиксируют реакцию мозга на продукт или маркетинговое сообщение и от...

Похожие статьи

Актуальные стратегии привлечения в интернет-магазин на примере магазина «24-ОК»

Интернет-магазины растут, их становится больше. Растет и количество людей, которые хотят стать аудиторией подобного дистанционного шопинга. Популярность таких магазинов понятна. Низкие цены на товары, ниже, чем в реальных физических магазинах. Для вл...

Тенденции развития рынка DIY на российском рынке розничной торговли

Рынок DIY (от англ. Do It Yourself — Сделай сам) становится все более популярным в России. Он охватывает широкий спектр видов деятельности, которыми человек занимается самостоятельно в домашних условиях. Например, возможность изготовления мебели свои...

Цифровизация рынка экомеха в Москве и Московской области

В последние годы тема экологии стала особенно популярной. В статье рассматриваются отечественные бренды, производящие и продающие продукцию из экомеха. Экомех — это современный материал, который является этичным и бюджетным аналогом натурального меха...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Исследование концепций позиционирования бренда на основе метаконтекстов на рынке e-grocery

Данная статья посвящена исследованию концепций позиционирования для сервиса по доставке СберМаркет на основе метаконтекстов. Под метаконтекстами понимается образ клиента со всеми его особенностями — персонаж. В настоящее время рынок e-grocery в Росси...

Экосистемная геймификация как маркетинговый инструмент привлечения новых пользователей

Современный рынок насыщен товарами и услугами, однако большое количество качественных предложений часто не только не решает задачи потребителя, а даже тормозит его в процессе выбора. Актуальным решением для некоторых компаний может стать создание эко...

Разработка стратегий продвижения на рынке кондитерских изделий

В наши дни рынок кондитерских изделий обширен, как никогда раньше. В последние 10 лет произошел большой скачок вверх в кондитерской сфере: открывается все больше отечественных компаний, которые готовы предложить своему клиенту новейшие виды десертов ...

Мастерчейн-технологии в системе функционирования банка

Интернет-технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни- не стала исключением и сфера банкинга. Кроме того, ежегодно появляются новые банковские продукты, что делает банковскую сферу сложнее и многогранное. Информационные технологии призваны оптими...

Стратегия развития бизнеса в интернете

Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время цифровой маркетинг использует интернет — маркетинговые технологии, мобильные технологии, облачные технологии, бизнес-аналитику на основе цифровых технологий, социальных медиа. С другой сторон...

Инновации в нейромаркетинге: тренды на 2023 год

Нейромаркетинг — это область науки, которая измеряет физиологические и нейронные сигналы, чтобы понять мотивы и предпочтения покупателей. С помощью специальных процедур исследователи фиксируют реакцию мозга на продукт или маркетинговое сообщение и от...

Задать вопрос