В статье автор рассматривает управление производственной программой газоперерабатывающего предприятия, с целью повышения эффективности.
Ключевые слова: производственная программа газоперерабатывающего предприятия, продукция, оценка производственного объема.
Процесс управления производственной программой газоперерабатывающего предприятия реализуется на регулярном сравнении израсходованных затрат и полученных доходов. Сфера управления производственным процессом считается самой сложной и ответственной сферой управления на газоперерабатывающих предприятиях, так как на указанную сферу приходится большая часть затрат.
Производственная программа газоперерабатывающего предприятия определяется значительной системой показателей. Основными считаются такие, как спрос на продукцию и выпуск производства, уровень предложения и производственная мощность газоперерабатывающего предприятия, расходы и цены на продукцию, необходимость ресурсов и инвестиций, результат работы и общий доход [36, с. 69].
Трудовые показатели являются универсальными и более всего распространены на производстве. Указанные показатели описывают объем выпущенной продукции в нормо-часах и других нормируемых показателях затрат труда или рабочего времени. Данные измерители считаются базой технико-экономического анализа, а также социально-трудового и внутрифирменного проектирования.
Стоимостные нормативы определяют выпуск производства продукции в денежном измерении. Данные нормативы предоставляют возможность на единой ценовой основе сопоставлять, оценивать, суммировать выпуск разнородной продукции.
Исходя из выделенных коэффициентов, производительность производственной сферы может быть оценена по следующим аспектам (рисунок 1).
Рис. 1. Оценка производительности производственной сферы
Целью анализа объема выпуска и реализации продукции является выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, увеличение доли рынка при максимальном использовании установленной производственной мощности, составление финансового прогноза темпов развития производства [32, с. 74].
Всесторонний целевой анализ выпуска, отгрузки и реализации продукции следует осуществлять для анализа совокупных конкурентных позиций газоперерабатывающего предприятия и его возможности гибкого маневрирования материальными ресурсами при изменении рыночной конъюнктуры. Объекты анализа продемонстрированы на рисунке 2.
Рис. 2. Объекты анализа производственной программы газоперерабатывающего предприятия
Оценка объема и структуры продукции газоперерабатывающего предприятия исполняется на следующих стадиях:
– оценка и анализ тенденции изготовления валовой и товарной продукции относительно производства реализованной продукции;
– оценка и анализ реализации производственной программы по ассортименту;
– обзор структуры продукции и определение воздействия структурных сдвигов на реализацию производственной программы;
– определение точки безубыточности и запаса финансовой прочности газоперерабатывающего предприятия.
Анализ продукции рекомендуется проводить по ряду причин, среди которых могут быть, например, поиск нерентабельных или наоборот, необходимых на данный момент товаров.
Оценка осуществления производственной программы по ассортименту предоставляет возможность изучить:
– степень осуществления договорных отношений;
– качество проектирования;
– качество менеджмента.
Оценка осуществления планируемого выпуска продукции предоставляет возможность изучить причины неэффективного применения производственного потенциала.
Под объемом производства принято понимать число продукции, которая была произведена за конкретное время. С помощью оценки тенденции производственного объема можно определить довольно много разных сведений, необходимых для совершенствования функционирования газоперерабатывающего предприятия.
Оценка производственного объема и товарной структуры, а также иных факторов играет важную роль для газоперерабатывающего предприятия. Коэффициент, полученные в итоге анализа, предоставляют довольно существенные данные, с помощью которых руководство предприятия может принимать эффективные управленческие решения.
Один из самых успешных подходов оценка производственного объема — это ориентирование на заработную плату персонала, измерение в ней. С его помощью можно учитывать квалификацию сотрудников. Зачастую оценка производственного объема требует применения и иных коэффициентов. К примеру, может использоваться информация о тенденции отгрузки продукции, определение отличий с прогнозами и пр.
Оценка производственного объема заключается в понимании того, что у существенной доли хозяйственной работы есть внутренние взаимосвязи во всех собственных процессах. При этом, не все они прямые и очевидные, но при тщательном анализе можно выделять их очевидную взаимосвязь [29, с. 145].
С помощью данного взаимодействия можно смотреть на картину в целом в качестве цепочки причин и следствий, взаимно вытекающих друг из друга. По сути, автономные явления, которые не были бы последствием определенных производственных процессов, просто отсутствуют.
Оценка производственного объема, как правило, нацелена на определение закономерности, выявлении рычагов, на которые следует надавить для получения установленного итога. Это означает существенную деятельность, в рамках которой следует учитывать довольно много нюансов, их взаимосвязей, следствий и причин.
Важнейшие задачи оценки производственного объема включают в себя:
– установление факторов, вызвавших несоответствие между ожидаемыми показателями и фактическими;
– анализ соответствия текущей тенденции производственного процесса и планируемым показателям;
– обнаружение резервов, способствующих росту уровня производственного процесса;
– подготовка мер и действий, основная цель которых направлена на освоение выявленных резервов.
Ключевую роль при оценке производственного объема играет статистика.
Оценка производственного объема может оперировать различными единицами исчисления: условные (ремонт и т. д.), вещественные (тонны, штуки, упаковки), стоимостные.
Производственный объем является одним из самых ключевых показателей, при помощи которого осуществляется характеристика функционирования компании. Важную роль уже на стадиях планирования играет получение представления о будущем бизнеса с целью избегания промашек, которые могут способствовать возникновению отрицательных последствий.
Оценку производственного объема следует начинать с осуществления ключевых расчетов — индексы прироста и роста. Реализуется анализ тенденции товаров на рынке и их темпы производства. Ключевая стадия основана на реализации сравнения прогнозируемых итогов с итогами прошлых периодов. Это способствует оперативному выявлению, что деятельность соответствует графику или по определенным причинам от него отклоняется.
При помощи объема продаж можно провести оценку, выполнила ли компания план и обязательства, которые были взяты перед партнерами, а также — имеет ли она возможность осуществлять снабжение клиентов в необходимой степени товарами.
Оценка производственного и товарного объема осуществляется, как правило, разными интервалами: месяц, квартал, полгода, год. Регулярность данной оценке дает более корректные сведения о тенденции текущих процессов [27, с. 98].
Итоги оценки производственного объема необходимо применять с целью осуществления постоянного преобразования ожидаемых значений показателей.
Изучение безубыточности и запаса финансовой прочности газоперерабатывающего предприятия осуществляется путем:
– оценки реализации договорных отношений по продаже продукции;
– оценки реализации контрактных отношений по поставкам продукции;
– оценки технического уровня и качества продукции.
На осуществление проекта, основная цель которого направлена на выпуск реализации, оказывают воздействие уровень обеспеченности газоперерабатывающего предприятия его товарно-сырьевыми ресурсами. Чтобы проанализировать данный показатель, необходимо сформировать баланс товарной продукции.
Анализ выпуска и реализации продукции тесно связан с оценкой осуществления гарантийных отношений по договорам поставки продукции. Анализ осуществления гарантийных отношений ведется сотрудниками отдела сбыта газоперерабатывающего предприятия.
Основные обстоятельства изменения производственной мощности указаны на рисунке 3.
Рис. 3. Основные обстоятельства изменения производственной мощности
Чтобы оценить производственную мощность необходимо подготовить нижеуказанную информацию:
– режимы использования оборудования и производственных площадей;
– номенклатура производственного оборудования и его состав и число по видам;
– прогрессивные нормы производственной мощности оборудования и трудоемкости выпускаемой продукции;
– планируемые номенклатура и ассортимент продукции, напрямую влияющие на трудоемкость выпускаемой продукции при данном составе оборудования;
– уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы рабочих [23, с. 87].
В процессе осуществления оценки производственной мощности необходимо использовать нижеуказанные правила:
– учитывается все наличное оборудование вне зависимости от его состояния;
– в процессе ввода новых мощностей следует учитывать тот факт, что их эксплуатация начинается в следующем периоде после сдачи;
– используется наиболее вероятный режим функционирования оборудования;
– учитываются высокие технологии производительности оборудования;
– при рассмотрении производственных мощностей на проектный период ориентируются из возможности предоставления их полной загрузки и пр.
В основном, производственную мощность М принято определять путем произведения паспортной производительности оборудования в единицу времени Н и планового (эффективного) фонда времени его работы Т эф .
В свою очередь, эффективный фонд рабочего времени оборудования Т эф определяется по нижеуказанной формуле (1.2) — календарный фонд времени Т кал (длительность года — 365 дней), без учета выходных и праздничных дней и времени между сменами Т нераб , а также времени простоя оборудования в планово-предупредительных ремонтах Т пр и времени простоя оборудования по технологическим причинам (загрузка, выгрузка, чистка, промывка и т. д.) Т техн :
. (1)
Чтобы определить наиболее оптимальный уровень производственной мощности, необходимо ее доказать. Самым известным методом экономического обоснования производственной мощности считается оценка критической точки. Этот метод успешно используется при проектировании производственных мощностей.
Осуществление оценки качества продукции реализуется путем использования совокупных показателей качества:
– обобщающие;
– индивидуальные (единичные);
– косвенные.
Мероприятия, которые следует провести при анализе качества изделий, представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Мероприятия, которые следует провести при анализе качества изделий
Чтобы осуществить оценку реализации проекта, основная цель которого направлена на качество продукции, необходимо использовать нижеуказанные подходы:
– балльный подход, который заключается в определении средневзвешенного балла качества изделий и путем сравнения реального и проектного его уровня осуществляется расчет процента реализации проекта по качеству;
– осуществление оценки реализации проекта по сорту реальный удельный вес отдельного сорта в общем объеме продукции сравнивают с проектным, а, чтобы исследовать тенденцию качества — с информацией прошлых периодов;
– осуществление оценки реализации проекта по качеству продукции принято совершать также по доле сертифицированной продукции, забракованной и зарекламированной продукции.
Кроме рассмотренных подходов оценки на газоперерабатывающих предприятиях в обязательном порядке используется различный инструментарий системы управления качеством.
В итоге анализа безубыточности необходимо осуществлять нижеуказанные действия:
– проводить анализ «безопасности» газоперерабатывающего предприятия в динамике;
– сопоставлять безубыточный объем за определенное число стадий;
– определять проектный производственный объем и объем реализации для определенной суммы ожидаемой прибыли;
– количественно оценивать итоговое воздействие показателей на безубыточный производственный объем и объем реализации.
Уровень безубыточного объема производства рассчитывается по нижеуказанной формуле (2), которая заключается в равенстве выручки и суммы постоянных и переменных затрат:
,(2)
где р — цена единицы продукции;
Q –количество единиц произведенной (реализованной) продукции;
С F — постоянные расходы в затратах на единицу продукции;
С V — переменные расходы в затратах на единицу продукции.
Безубыточный объем выпуска в натуральном выражении определяется по формуле (3):
.(3)
Для расчета безубыточного объема выпуска в стоимостном выражении левая и правая части выражения умножаются на цену.
Безубыточный объем продаж может быть определен по формуле (4) с применением значения маржинального дохода. Маржинальный доход МД рассчитывается как разность между выручкой и переменными расходами, отсюда:
.(4)
Методика на основе маржинального анализа и управления ассортиментной политики помогает управленческому персоналу предприятия принимать своевременные тактические и стратегические решения, подстраиваться под рыночную конъектуру и спрос потребителей, быть более гибкими и способными быстро перестроить производственную программу.
Литература:
- Гатиятулин, Ш. Н. Финансовый анализ деятельности газоперерабатывающего предприятия как часть финансового планирования / Ш. Н. Гатиятулин, А. В. Орлов // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. — 2022. — № 3 (23). — С. 84–87.
- Зинин, А. А. Методология анализа производственной программы газоперерабатывающего предприятия: методы и их применение в организации / А. А. Зинин // Вестник науки. — 2021. — Т. 4. — № 5 (38). — С. 98–104.
- Зылёва, Н. В. Учет в нефтегазодобывающей отрасли: учебник / Н. В. Зылёва, Е. Г. Токмакова, Ю. С. Сахно. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 205 с.
- Иванова, И. Н. Организация производства в 2 ч. Часть 2: учебник / И. Н. Иванов [и др.]; под редакцией И. Н. Иванова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 174 с.
- Колосова, О. Г. Организация производственных работ в нефтегазовом комплексе: учебник / О. Г. Колосова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 469 с.