Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 04.02.2023

Статья просмотрена: 1112 раз

Библиографическое описание:

Бучанова, Я. А. Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения / Я. А. Бучанова, И. С. Ключников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99707/ (дата обращения: 30.04.2024).



Цель исследования: обозначить конкретные основные проблемы контейнерной железнодорожной логистики в России, которые были встречены в 2022 году, и предложить пути их решения.

Ключевые слова: железнодорожная логистика, контейнерная логистика, перераспределение контейнеропотоков, транзитные грузопотоки.

Российская железнодорожная логистика с 2022 года переживает не самые спокойные времена. Антироссийские санкции, накладываемые странами Европы, сильно усложнили построение и укрепление транзитных связей, в связи с этим, способствовали пересмотру привычных условий грузовых доставок. Полная перестройка железнодорожной логистики может занять год и больше. Осознание слабых мест и их устранение — ключ к ускорению нормализации транспортной ситуации в стране, к созданию и укреплению новых потоков.

Базовыми проблемами российской контейнерной логистики всегда являлись: низкий уровень контейнеризации внутренних и частично внешнеторговых грузопотоков, превышение объемов импортных контейнеропотоков над экспортными, низкая доля железнодорожного транспорта в освоении импортных контейнеропотоков и переключение контейнеропотоков с основных железнодорожных направлений на «параллельные» маршруты с использованием морского и автомобильного транспорта. [1] Всё это так или иначе стало причиной обострения контейнерного кризиса под влиянием геополитической ситуации.

Прежде всего, самым серьёзным и очевидным условием в новой транспортной реальности стало изменение географии логистики. Грузовой авто- и авиапоток в страны Европы был остановлен ещё весной 2022 года, когда как железнодорожный — лишь частично. Однако погрузка к апрелю рассматриваемого года уже начала падать и на железной дороге: снижение в марте составило 2,4 %. Основная причина снижения — прекращение перевозок грузов на Украину и через Украину. [2] На данный момент операторы и перевозчики сосредоточены на кардинальной смене приоритетов перевозок с западных направлений на восточные.

В январе превалировали перевозки на запад, они составили 60 % от общего потока, а на восток — всего 35 %, не говоря уже о южном направлении, составившем всего 5 %. К весне картина немного изменилась, и перевозки на восток уже составили 50 %. Можно предположить, что западное направление всё больше будет уступать восточному и южному. [2] Многие российские предприятия оказались в зоне притяжения новых транспортных коридоров, что несомненно сыграло немаловажную роль в процессе выбора способа доставки для новых грузоотправителей.

Восточное направление уже давно воспринимается как очень перспективное для ОАО «РЖД»: в Западной Сибири и на Дальнем Востоке давно ведётся строительство новых терминалов и сортировочных станций, а существующие приграничные станции модернизируются для увеличения провозной способности. РЖД сняли приоритет с транзитных грузов, и теперь экспортно-импортные перевозки Россия-Китай получили возможность для роста, что особенно важно для обеспечения предприятий сырьем, комплектующими, а также для конечных поставок потребительских товаров. В сложившихся условиях контейнерная железнодорожная логистика является единственным коридором, соединяющим РФ между собой и с внешними рынками. [3]

Вместе с этим, нагрузка на железнодорожную сеть растёт, в январе поток грузов из Китая уже переполнял терминалы Московского транспортного узла. В связи с большим скоплением вагонов с гружеными контейнерами ОАО «РЖД» до 12 февраля 2022 года были введены ограничения на перевозку контейнеров в адрес станций «Ворсино» и «Белый Раст». Памятуя данную ситуацию, сейчас перевозчик старается грамотно распределять входящие потоки равномерно по региону назначения, однако с повышением объёма грузоперевозок с восточного направления потребуется усиление мощностей по всем железнодорожным узлам.

Грузопоток из Китая — довольно надёжное логистическое направление, которое уже получает мощное развитие, однако стоит обратить внимание и на направление из Новороссийска — южного морского порта, связывающего грузопоток из Турции, Камеруна, Туниса, Египта и Судана и т. д. с остальной частью России. Кроме мультимодального маршрута через Новороссийск был создан следующий вариант: Составы формируются на станциях «Косекой» и «Мерсин». Оттуда поезда следуют до пограничной станции «Ахалкалаки эксп». в Грузии. Там контейнеры перегружаются с платформ колеи 1435 мм на платформы колеи 1520 мм и далее следуют транзитом по железнодорожному коридору «Баку — Тбилиси — Карс» (БТК) до станций назначения. В виду новых логистических ограничений, связанных с невозможностью перевозки и транзита грузов из Евросоюза, можно прогнозировать дальнейшее увеличение транзитного грузопотока именно через южные регионы. [4]

Для контейнерных перевозок схемы реэкспорта и ложного транзита предполагают дополнительные расходы. Как минимум, это оплата дополнительных транзакций и комиссий валютного контроля, а также дополнительные логистические процедуры, включая перевозку, транзитные, импортные и экспортные таможенные процедуры. Также возникает необходимость перетарки грузов в некоторых случаях, поскольку большинство мировых контейнерных линий запрещают к отправке в Россию товары в своих контейнерах. Такая ситуация увеличивает срок доставки, удорожает процесс перевозки и становится источником многих юридических проблем.

В то же время, из-за перераспределения потоков и после ухода глобальных контейнерных линий, в России образовался дефицит порожнего оборудования. Это в первую очередь относится к специализированной таре — рефрижераторным контейнерам, контейнерам Open Top, FlatRack, которых и так было мало. Российские производители способны в год выпускать до 10 000 контейнеров, а спрос на данный момент оценивается примерно в 100 000 единиц оборудования. [5]

То есть, при комплексной работе над сложившейся ситуации (сюда входят укрепление логистических связей, получение льготных ставок и создание договорённостей по развитию инфраструктуры), создавшийся дефицит контейнеров несильно повлияет на объёмы перевозок, а также сезонный осенний дефицит пройдёт в штатном режиме.

В связи с этим, в России уже принят ряд важных решений по этому поводу: обнуление ввозных пошлин, продление срока нахождения контейнеров в России, самое главное — субсидирование обновления нового контейнерного парка. Второй вариант решения проблемы: закупка оборудования у китайских партнёров.

Очередной путь — более компактная укомплектование существующих контейнеров на имеющиеся фитинговые платформы. На Дальневосточной дороге в условиях ограниченного количества фитинговых платформ, предназначенных для перевозки крупнотоннажных контейнеров, в ноябре был принят к перевозке и отправлен со станции «Находка-Восточная» (терминал АО «Восточный порт») на станцию «Белый Раст» Московской дороги первый полносоставный контейнерный поезд, состоящий из 56 полувагонов с 68 контейнерами. Погрузка контейнеров в полувагоны стала знаковым событием для транспортно-логистического железнодорожного сектора как символ поиска нестандартных решений.

Важно отметить, что в России средняя скорость движения груза составляет 8 км/ч, а зарубежом — 40–45 км/ч. Низкая скорость является следствием недостаточной инфраструктуры, и ожидается, что с её улучшением скорость увеличиться до 15–20 км/ч. Недостаточная пропускная способность инфраструктуры также является одной из главных проблем контейнерных железнодорожных перевозок. Важно учитывать, что из-за дефицита портовой контейнерной инфраструктуры существенное внимание должно уделяться и строительству тыловых сухопутных терминалов, и развитию пограничных переходов на «Восточном полигоне».

Еще одна главная проблема, которая стала особенно явной на фоне роста объемов контейнерных перевозок — это снижение оборачиваемости контейнеров при увеличении цены на перевозку и порожнего пробега, что снижает качество услуг. Это приводит к замедлению операций, накоплению непорожних контейнеров, что тоже влияет на дефицит порожних контейнеров.

По итогу все проблемы взаимосвязаны и требуют, прежде всего, улучшения инфраструктуры, чтобы выдержать возрастающий поток грузооборота.

Нет оснований полагать, что из-за перемен объёмы погрузок в 2023 году упадут, так как перемена парадигмы модели перевозок — это всегда новые возможности и вызовы. Несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся вокруг железнодорожной логистики, уже в 2022 году ОАО «РЖД» разрабатывало новые и активно внедрять уже прижившиеся технологические решения. При успешном решении появившихся в ушедшем году задач можно будет рассчитывать на увеличение объёмов перевозок уже в 2023 году, в том числе и на внутрироссийских направлениях, а также на укрепление положения железнодорожной логистики в целом, составляя всё большую конкуренцию автомобильной, авиационной, а главное — водной, поскольку она является одной из основных причин несбалансированности контейнерных железнодорожных перевозок.

Литература:

  1. Федотов, Д. В. Проблемы структурной несбалансированности развития российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок / Д. В. Федотов. — Текст: непосредственный // Транспортное дело России. — 2011. — №. — С. 68–70.
  2. Непредсказуемая логистика эпохи перемен. Обзор.—Текст: электронный // Интерфакс: [сайт].—URL: https://www.interfax.ru/business/835549 (дата обращения: 26.12.2022).
  3. Эксперты спрогнозировали срок восстановления грузоперевозок в России.—Текст: электронный // Известия: [сайт].—URL: https://iz.ru/1325102/2022–04–23/eksperty-sprognozirovali-srok-vosstanovleniia-gruzoperevozok-v-rossii (дата обращения: 28.12.2022).
  4. Турция: транзит поневоле.—Текст: электронный // Logirus: [сайт].—URL: https://logirus.ru/articles/ved/turtsiya-_tranzit_ponevole.html (дата обращения: 04.01.2023).
  5. Эксперт: из-за перестройки логистики контейнеры «вымываются» из оборотного парка РФ.—Текст: электронный // Logirus: [сайт].—URL: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_iz-za_perestroyki_logistiki_ konteynery_-vymyvayutsya-_iz_oborotnogo_parka_rf.html (дата обращения: 04.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, железнодорожная логистика, контейнер, перевозка, уж, восточное направление, Китай, контейнерная железнодорожная логистика, Новороссийск, Украина.


Ключевые слова

железнодорожная логистика, контейнерная логистика, перераспределение контейнеропотоков, транзитные грузопотоки

Похожие статьи

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

В России доля железнодорожных перевозок на рынке транспортных услуг составляет 60 %. Перспективным направлением развития железнодорожных грузовых перевозок в России

Рис. 2. Динамика объемов контейнерных перевозок на железной дороге.

из Китая, Центральной и Восточной Азии в Европу — Трансевразийской контейнерной магистрали.

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

Железнодорожные перевозки — оптимальное соотношение цена-срок.

В международном рейтинге эффективности логистики Монголия занимает 136-е место (из 162), в то

компаний по объемам перевозки грузов после компаний США, Китая, Индии, России и Украины.

По этой причине и по причине контейнерные перевозки в Казахстане пока развиты слабо.

Международные контейнерные перевозки в логистических цепях...

Контейнерные перевозки товарных грузов успешно применяются не только на внутренних рынках, но и на международной арене. Именно благодаря контейнерам этот способ перевозки стал столь популярен в национальных и международных логистических цепях поставок [7–9].

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

Ключевые слова: контейнерные перевозки, перевозка, транспортная сфера, железная дорога.

за 4 месяца по направлению Китай-Европа-Китай за 2020 год было отправлено 2920 поездов с

В России есть возможность для интенсивного развития контейнерных перевозок, но для

Ключевые слова: интермодальные перевозки, контейнеры, транспортная логистика...

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

Под влиянием мирового экономического кризиса спрос на контейнерные перевозки

Несмотря на то, что на первом этапе данного кризиса мировая логистика столкнулась с

Устойчивый рост объемов железнодорожного контейнерного транзита начался во втором квартале 2016 года.

Несмотря на все это, данное направление является весьма перспективным.

Перспективы развития контейнерных грузовых перевозок между...

Объем железнодорожных контейнерных перевозок в экспортном сообщении вырос в 2019 году на 17,3 % и составил 1131 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ) (рис. 1). Рис. 1. Объем железнодорожных перевозок между Россией и Китаем в 2014–2022 гг., млрд долл.

Транскаспийский международный транспортный маршрут

Ключевые слова: транспортный коридор, железнодорожные перевозки, мультимодальный

Центральная Азия и Китай находятся на востоке, Турция и Европа — на западе, Россия — на

Влияние ТМТМ на международную логистику велико, однако главной проблемой остается

Контейнерные железнодорожные перевозки китайских товаров в Европу осуществляются...

Особенности международных контейнерных перевозок

Ключевые слова: контейнер, транспортировка, международные контейнерные перевозки, груз

В настоящее время контейнеризация — это один из самых перспективных направлений развития

Больше 70 % контейнерных терминалов расположены в европейской части РФ.

Интервью с генеральным директором CityExpress. Рынок логистики в условия экономического...

Роль логистики в железнодорожных перевозках

Железнодорожные перевозки грузов, по сравнению с другими, имеют ряд преимуществ: работа этого

На сегодняшний день около 40 % всех грузоперевозок в России приходится на долю железнодорожного транспорта.

Сейчас все большую популярность набирают контейнерные перевозки

Внедрение инноваций играет большую роль в железнодорожной логистике.

Похожие статьи

Контейнеризация перевозок грузов на железнодорожном...

В России доля железнодорожных перевозок на рынке транспортных услуг составляет 60 %. Перспективным направлением развития железнодорожных грузовых перевозок в России

Рис. 2. Динамика объемов контейнерных перевозок на железной дороге.

из Китая, Центральной и Восточной Азии в Европу — Трансевразийской контейнерной магистрали.

Сравнение логистических путей между Европой и Китайской...

Железнодорожные перевозки — оптимальное соотношение цена-срок.

В международном рейтинге эффективности логистики Монголия занимает 136-е место (из 162), в то

компаний по объемам перевозки грузов после компаний США, Китая, Индии, России и Украины.

По этой причине и по причине контейнерные перевозки в Казахстане пока развиты слабо.

Международные контейнерные перевозки в логистических цепях...

Контейнерные перевозки товарных грузов успешно применяются не только на внутренних рынках, но и на международной арене. Именно благодаря контейнерам этот способ перевозки стал столь популярен в национальных и международных логистических цепях поставок [7–9].

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

Ключевые слова: контейнерные перевозки, перевозка, транспортная сфера, железная дорога.

за 4 месяца по направлению Китай-Европа-Китай за 2020 год было отправлено 2920 поездов с

В России есть возможность для интенсивного развития контейнерных перевозок, но для

Ключевые слова: интермодальные перевозки, контейнеры, транспортная логистика...

Влияние кризиса на транспорт контейнерных грузов России

Под влиянием мирового экономического кризиса спрос на контейнерные перевозки

Несмотря на то, что на первом этапе данного кризиса мировая логистика столкнулась с

Устойчивый рост объемов железнодорожного контейнерного транзита начался во втором квартале 2016 года.

Несмотря на все это, данное направление является весьма перспективным.

Перспективы развития контейнерных грузовых перевозок между...

Объем железнодорожных контейнерных перевозок в экспортном сообщении вырос в 2019 году на 17,3 % и составил 1131 тыс. двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ) (рис. 1). Рис. 1. Объем железнодорожных перевозок между Россией и Китаем в 2014–2022 гг., млрд долл.

Транскаспийский международный транспортный маршрут

Ключевые слова: транспортный коридор, железнодорожные перевозки, мультимодальный

Центральная Азия и Китай находятся на востоке, Турция и Европа — на западе, Россия — на

Влияние ТМТМ на международную логистику велико, однако главной проблемой остается

Контейнерные железнодорожные перевозки китайских товаров в Европу осуществляются...

Особенности международных контейнерных перевозок

Ключевые слова: контейнер, транспортировка, международные контейнерные перевозки, груз

В настоящее время контейнеризация — это один из самых перспективных направлений развития

Больше 70 % контейнерных терминалов расположены в европейской части РФ.

Интервью с генеральным директором CityExpress. Рынок логистики в условия экономического...

Роль логистики в железнодорожных перевозках

Железнодорожные перевозки грузов, по сравнению с другими, имеют ряд преимуществ: работа этого

На сегодняшний день около 40 % всех грузоперевозок в России приходится на долю железнодорожного транспорта.

Сейчас все большую популярность набирают контейнерные перевозки

Внедрение инноваций играет большую роль в железнодорожной логистике.

Задать вопрос