Особенности работы системы регулирования кажущейся скорости баллистической ракеты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ибатуллин, А. Р. Особенности работы системы регулирования кажущейся скорости баллистической ракеты / А. Р. Ибатуллин, А. А. Илюшин, Н. А. Кравцов, Д. А. Белоногов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99278/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются особенности работы системы управления траекторией летательного аппарата в качестве баллистической ракеты и системы регулирования ее кажущейся скорости. Перечислены функции системы, алгоритм ее работы и формулы для расчета. Приведены две существующие системы управления полетом баллистической ракеты и их принципиальное отличие. Описан способ влияния системы регулирования кажущейся скорости на траекторию полета баллистической ракеты.

Ключевые слова: система управления полетом баллистической ракеты, контроль траектории полета, кажущиеся скорость и ускорение, сравнивающее устройство, автоматическое регулирование, ракетно-космическая техника.

Введение. Внастоящее время существуют две системы управления полетом баллистической ракеты в случае отсутствия средств наведения на головной части ракеты. Управление по «жесткой» траектории заключается в наличии опорной траектории, которой система управления старается следовать, то есть по заранее рассчитанной номинальной траектории. Управление по «гибкой» траектории заключается в том, что при отклонении от опорной траектории система пытается создать новую траекторию, которая также приведет к попаданию в цель [1].

Система регулирования кажущейся скорости баллистической ракеты является одной из важных систем, обеспечивающих управление по «жесткой» траектории. В начале 1950-х годов еще не существовало аналогов систем регулирования кажущейся скорости [2].

Постановка цели и задач. Таким образом, цель данной работы заключается в анализе особенностей работы системы регулирования кажущейся скорости баллистической ракеты. Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

— изучить две существующие системы управления полетом баллистических ракет и определить их принципиальную разницу;

— проанализировать функции системы, описать алгоритм работы и привести формулы для расчета;

— выявить способы влияния системы регулирования на изменение траектории полета баллистической ракеты.

Основная часть.

Система регулирования кажущейся скорости — это автоматическая система регулирования, сравнивающая значение кажущейся скорости с программным значением и изменяющая тягу при их несовпадении.

Для определения кажущейся скорости необходимо знать значение кажущегося ускорения, поскольку значение кажущегося ускорения проще измерить. Для его измерения используется акселерометр, установленный в баллистической ракете [3, 4].

Кажущееся ускорение — это величина ускорения баллистической ракеты, отличающееся от значения действительного ускорения на проекцию ускорения земного притяжения на ось ракеты:

Схема баллистической ракеты [1]

Рис. 1. Схема баллистической ракеты [1]

Зная значение кажущегося ускорения, можно определить значение кажущейся скорости по формуле:

Данные, полученные акселерометром, обрабатываются и полученное значение кажущейся скорости сравнивается аналоговым сравнивающим устройством с заданным заранее программным значением скорости баллистической ракеты. При несовпадении значений срабатывает команда на изменение тяги двигательной установки для минимизации расхождения этих значений. В конце активного участка траектории отличие координат будет минимальным в случае, если на протяжении всего активного участка траектории корректно поддерживалось равенство значений скорости с номинальным [1].

Заключение. Таким образом, в результате работы были проанализированы особенности работы системы регулирования кажущейся скорости баллистической ракеты. Описаны функции системы, приведен алгоритм ее работы и представлены формулы. Система РКС является важной системой управления траекторией баллистической ракеты во время ее полета. Благодаря ей, баллистическая ракета достигает заданную цель с минимальным отклонением. Система РКС и другие важные системы были использованы для создания бортового комплекса систем управления ракеты Р-7 — первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, которая обеспечила многие достижения отечественной космонавтики [5].

Литература:

  1. Ковалев, Б. К. Развитие ракетно-космических систем выведения / Б. К. Ковалев. — Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. — С. 95–96, 103–106 — Текст: непосредственный.
  2. Портнов-Соколов, Ю. П., Присс, Г. М. Предыстория бортового комплекса систем управления ракеты Р-7 / Автоматика и телемеханика. — Москва, 1999. — № 6, С. 36–37.
  3. Шевяков, А. А., Калнин, В. М., Науменкова, Н. В. Теория автоматического управления ракетными двигателями. М.: Машиностроение, 1978. 288 с.
  4. Бабкин, А. И., Белов, С. И., Рутовский, Я. Б. Основы теории автоматического управления ракетными двигательными установками. М.: Машиностроение, 1978. 328 с.
  5. Кравченко, Д. Г., Анискевич, Ю. В., Лабанова, А. М. Устройство двигателя РД-107; Балт. гос.техн. ун-т. — СПб., 2018. — 27 с.
Основные термины (генерируются автоматически): баллистическая ракета, кажущаяся скорость, кажущееся ускорение, система регулирования, система управления, функция системы, активный участок траектории, опорная траектория, способ влияния системы регулирования, существующая система управления.


Ключевые слова

ракетно-космическая техника, автоматическое регулирование, система управления полетом баллистической ракеты, контроль траектории полета, кажущиеся скорость и ускорение, сравнивающее устройство

Похожие статьи

Дополнительные погрешности гироскопического интегратора...

Активный участок траектории движения баллистической ракеты является программной кривой.

Ракеты с управлением по тяге двигателей привязываются к программной траектории не только по

В этом случае расчет влияния силы тяжести может быть произведен весьма точно.

...системе координат, привязанной к главным центральным осям тензора инерции.

Использование дифференциальных уравнений в методе...

. На рисунке 2 представлены виды траекторий при различных значений параметра r. Рис. 2. Траектория движения ракеты. Помимо траектории движения интерес представляет временная зависимость.

Алгоритм работы системы лазерного наведения высокоточного оружия (рис. 1).

Прибор может также производить измерение скорости ракеты вдоль определенным.

Проектирование одноступенчатой управляемой баллистической...

Параметры конца активного участка: скорость Vк — 3886.0 м/сек, угол траектории Θ — 39.05°, координата Xк — 112.8 км, координата Yк — 112.5 км, время активного участка Tк — 146.0 сек.

Двигательная установка ракеты состоит из двигателя и системы питания его топливом.

Система управления расходованием топлива | Статья в сборнике...

Наиболее широкое практическое применение получила система управления расходованием топлива (СУРТ). Объектом управления СУРТ является динамическая система, состоящая из двигательной установки ступени, топливных баков и связывающих их трубопроводов.

Анализ перевооружения и роль офицерских кадров в ракетных...

В состав головной части входили двигательная установка и система управления, которые

Как говорят специалисты сбить с траектории «Тополь-М» можно лишь тогда, когда в её головную часть попадут другой ракетой.

Не так известна всем межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) «Воевода» (рис. 6)

Рис. 8. Возможные траектории полёта ракеты «Сармат».

Структура и виды наземного технологического оборудования...

Конструкция стационарных пусковых систем очень разнообразны и определяются конструкцией ракеты, однако столы они гораздо сложнее конструктивно, чем пусковые столы.

Пенцак И. Н., Теория полета и конструкция баллистических ракет. — М.: Машиностроение. — 1974. — 344 с.

Физические принципы беспилотных летательных аппаратов

В этом случае необходимо учитывать начальные импульс и угол наклона траектории; б) с ВПП для

6) по обеспечению простоты топливной системы (солнечные батареи, аккумуляторы, водородные

В современной серии БПЛА заложена функция взаимодействия с самолётами и вертолётами

Системы автоматического управления БПЛА | Статья в журнале...

Система управления с нечеткой логикой оперирует нечеткими...

Ключевые слова: нечеткое управление, система автоматического управления, переходный процесс, алгоритм для управляющих действий, нечеткая

Опорная траектория снижения самолета (глиссада) размыта.

Лаборатория знаний, 2012 (Адаптивные и интеллектуальные системы), 800 с.

Нечетко-логическая система регулирования температурным...

Системы автоматического управления БПЛА | Статья в журнале...

Наличие полноценной системы автоматического управления — этим по существу и

бортовом комплексе навигации и управления, функцию измерения состояния системы выполняет

1 – магнитный компас, 2 - барометрический датчик скорости, 3 – барометрический датчик высоты

Системы командно-навигационной радиолинии (приемник и антенно-фидерное устройство)...

Похожие статьи

Дополнительные погрешности гироскопического интегратора...

Активный участок траектории движения баллистической ракеты является программной кривой.

Ракеты с управлением по тяге двигателей привязываются к программной траектории не только по

В этом случае расчет влияния силы тяжести может быть произведен весьма точно.

...системе координат, привязанной к главным центральным осям тензора инерции.

Использование дифференциальных уравнений в методе...

. На рисунке 2 представлены виды траекторий при различных значений параметра r. Рис. 2. Траектория движения ракеты. Помимо траектории движения интерес представляет временная зависимость.

Алгоритм работы системы лазерного наведения высокоточного оружия (рис. 1).

Прибор может также производить измерение скорости ракеты вдоль определенным.

Проектирование одноступенчатой управляемой баллистической...

Параметры конца активного участка: скорость Vк — 3886.0 м/сек, угол траектории Θ — 39.05°, координата Xк — 112.8 км, координата Yк — 112.5 км, время активного участка Tк — 146.0 сек.

Двигательная установка ракеты состоит из двигателя и системы питания его топливом.

Система управления расходованием топлива | Статья в сборнике...

Наиболее широкое практическое применение получила система управления расходованием топлива (СУРТ). Объектом управления СУРТ является динамическая система, состоящая из двигательной установки ступени, топливных баков и связывающих их трубопроводов.

Анализ перевооружения и роль офицерских кадров в ракетных...

В состав головной части входили двигательная установка и система управления, которые

Как говорят специалисты сбить с траектории «Тополь-М» можно лишь тогда, когда в её головную часть попадут другой ракетой.

Не так известна всем межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) «Воевода» (рис. 6)

Рис. 8. Возможные траектории полёта ракеты «Сармат».

Структура и виды наземного технологического оборудования...

Конструкция стационарных пусковых систем очень разнообразны и определяются конструкцией ракеты, однако столы они гораздо сложнее конструктивно, чем пусковые столы.

Пенцак И. Н., Теория полета и конструкция баллистических ракет. — М.: Машиностроение. — 1974. — 344 с.

Физические принципы беспилотных летательных аппаратов

В этом случае необходимо учитывать начальные импульс и угол наклона траектории; б) с ВПП для

6) по обеспечению простоты топливной системы (солнечные батареи, аккумуляторы, водородные

В современной серии БПЛА заложена функция взаимодействия с самолётами и вертолётами

Системы автоматического управления БПЛА | Статья в журнале...

Система управления с нечеткой логикой оперирует нечеткими...

Ключевые слова: нечеткое управление, система автоматического управления, переходный процесс, алгоритм для управляющих действий, нечеткая

Опорная траектория снижения самолета (глиссада) размыта.

Лаборатория знаний, 2012 (Адаптивные и интеллектуальные системы), 800 с.

Нечетко-логическая система регулирования температурным...

Системы автоматического управления БПЛА | Статья в журнале...

Наличие полноценной системы автоматического управления — этим по существу и

бортовом комплексе навигации и управления, функцию измерения состояния системы выполняет

1 – магнитный компас, 2 - барометрический датчик скорости, 3 – барометрический датчик высоты

Системы командно-навигационной радиолинии (приемник и антенно-фидерное устройство)...

Задать вопрос