Условия формирования геротрансцендентности в период поздней взрослости и старения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 20.01.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Зарипова, Т. Л. Условия формирования геротрансцендентности в период поздней взрослости и старения / Т. Л. Зарипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99155/ (дата обращения: 02.05.2024).



Геротрансцендентность — это путь к мудрости, положительному процессу старения, наивысший уровень старения. Она предполагает специфические изменения в социальной, личностной, мировоззренческой сферах. Изучением условий формирования геротрансцендентности в период поздней взрослости и старения занимались И. Бен-Шем, Д. В. Джесте, К. А. Депп, М. Ли, С. Ли, А. И. Мелёхин, П. Милоев, Т. Л. Милфонт, С. Мустакас, Г. Нимрод, Л. А. Палинкас, Дж. Райхштадт, П. Г. Рид, Г. Сенгупта, С. Г. Сибли, О. Ю. Стрижицкая, Б. Стивенс, Л. Торнстам, Дж. Чой и др.

Исходя из того, что геротрансцендентность начинает формироваться в период перехода от периода взрослости к периоду старения — 50–60 лет — существуют предположения, что условиями для ее формирования могут стать личностные особенности, формируемые на более ранних этапах. Условиями формирования компонентов геротрансцендентности выступают позитивная оценка прошлого, самопринятие и самоактуализация.

Концепция измерения самопринятия в развитии геротрансцендентности заключается в том, что пожилые люди больше не заботятся о том, как выглядит тело и испытывают снижение эгоистичности, стремления или к материальным благам. Кроме того, у пожилых людей появилось сильное желание понять и принять себя с повышенным уровнем целостности Эго [1].

В исследованиях Л. Торнстама и К. Хайс изучалось, как пожилые люди осознают и осознают свое развитие в направлении геротрансценденции. В одном из них единственная участница, женщина в возрасте 75 лет, смотрела телевизионную программу, которая включала презентацию о геротрансценденции. Она почувствовала некоторую близость к обсуждаемым конструкциям и измерениям, поэтому она обратилась к Л. Торнстаму, чтобы поделиться своими представлениями. Действия участницы вынудили К. Хайс провести с ней два продолжительных, тщательных и подробных интервью, просмотрев дневники и другие записи. Используя нарративный анализ, К. Хайс и Л. Торнстам объяснили, как жизненный опыт участницы, включая кризисы, поворотные моменты, социальные отношения и романтическую любовь, способствовали ее переоценке своей жизни, ее счастью и глубокому принятию того, что она «старая» [2].

Результаты исследований показали также, что участники в целом подчеркивали, насколько важно принять свою текущую жизненную ситуацию, находить в ней удовлетворение и не зацикливаться на негативном прошлом опыте. Они также описали трансцендентное отношение, которое заставило их забыть о физических явлениях старения их тел, они описали, как они начали получать удовольствие от пережитого опыта старения, видя маленькие радости и достижения того, как они развивались и росли на протяжении своей жизни. Две трети респондентов отметили, что их уверенность в себе улучшилась, отметив, что они чувствуют себя более «аутентичными». Прагматическая самооценка стала частой темой среди описания участников, особенно касающиеся их собственного восприятия себя, когда они были на десятилетия моложе.

Дж. Райхштадт, Г. В. Сенгупта [3] считают, что развитие личности в конце жизни является кульминацией опыта, ведущего к принятию себя. В результате такой переоценки часто возникает повышенный уровень уверенности в себе, более сильные чувства альтруизма и общее убеждение, что жизнь имеет смысл. Личные и социальные отношения меняются в процессе развития геротрансценденции. Пожилые люди уже не заботятся о том, чтобы следовать предписанным социальным ролям, меньше нуждаются в славе и признании, больше не терпят бессмысленные отношения. Они испытывают более высокий уровень заботы о других, спонтанны в выборе видов деятельности и более восприимчивы к жизненным неопределенностям [4].

E. T. Goodcase, H. A. Love [5] предположили, что если у пожилых людей в этот период жизни развилось сильное Эго, их личность будет целостной, и они будут чувствовать себя целостными, независимо от каких-либо физических недостатков. Они также подтверждают, что этот этап включает в себя много размышлений об уже прожитой и пережитой жизни, со способностью понимать и принимать себя такими, какие они есть на данный момент, демонстрируя прочную связь с измерением самопринятия. Если целостность достигнута, то пожилые люди могут чувствовать себя хорошо, они находятся в мире с собой и другими.

О. Ю. Стрижицкой выявлено, что, хотя самопринятие и выступает предиктором всех компонентов геротрансцендентности, но для генерализованного восприятия его влияние опосредуется личностным измерением. В период поздней взрослости самопринятие приобретает особое значение, оно отчасти берет на себя компенсаторную функцию в процессе перестройки структуры самооценки, поддерживая ее стабильно высокий общий уровень [6].

Б. Найгрен [7] обнаружил, что пожилые люди в возрасте 85 лет и старше, демонстрировали достижения общего трансцендентного состояния. Это было главным образом связано с осознанием своих сильных сторон на данном этапе жизни, ощущением большей связи и близости с другими людьми, и ощущением того, что они мудрее. Концепция внутренней силы и жизнестойкости исследования поддерживала концепции геротрансцендентности, включая непрерывный рост и переход, углубление знаний (особенно о себе), понимание и признание своих потребностей, оценку своих возможностей и принятие своих ограничений.

В исследовании, проведенном японскими учеными [8] было выявлено, что у пожилых людей в возрасте 65–99 лет (n=368), проживающих в общине, наблюдается снижение эгоцентризма и значительно усиливается чувство альтруизма. Результаты показали высокий уровень более глубокого понимания и терпимости пожилых людей к чувствам, мнениям и отношениям других людей. Кроме того, был продемонстрирован высокий уровень желания помогать другим.

Э. С. Уортман и Дж. Льюис [9] исследовали условия геротрансцендентности среди пожилых людей коренных народов Аляски со средним возрастом 67 лет. Были проведены полуструктурированные углубленные интервью один на один с каждым участником, с использованием открытых и закрытых вопросов. Вопросы были разработаны так, чтобы охватить тему успешного старения, и содержали убедительные ссылки на аспекты геротрансцендентности, такие как целостность эго и принятие. Анализ данных показал, что среди пожилых участников сильны стремления составить последовательную историю своей жизни и поделиться своими знаниями и опытом, примиряя свое прошлое и настоящее. Благодаря этой саморефлексии пожилые люди создали ценное представление о себе, обрели покой и приняли свой жизненный опыт.

С. Трама [10] в своем исследовании, проведенном в Индии, описала повторяющуюся предпосылку о том, что на самых старших этапах жизни само существование может обеспечить ощущение цели, перспективу смысла и понимание генеративности, все из которых являются компонентами космического измерения геротрансцендентности. Пожилые люди создают наследие поколений, чтобы передать его молодым поколениям и другим людям в целом. Восприятие уважения со стороны молодого поколения имеет решающее значение.

M. M. Schlitz, С. Vieten, К. Erickson-Freeman [11] определили мировоззрение как условие, которое люди используют для придания смысла своей жизни. Речь идет о сложных системах убеждений и ценностей, отношениях, идеях и даже стереотипах. Авторы исследовали позитивное преобразование мировоззрения в отношении опыта старения, чтобы способствовать осознанному старению. Трансформация мировоззрения согласуется с мыслью о том, что как негативный, так и позитивный жизненный опыт способствуют развитию трансцендентности, и что пиковые переживания могут изменить то, как пожилые люди размышляют о том, что придало их жизни смысл и цель.

Другой предпосылкой формирования геротрансцендентности можно назвать позитивное функционирование на более ранних этапах онтогенеза. В таком случае, позитивное функционирование будет косвенно включать в себя жизненный путь (как характеристика успешного разрешения возникающих ситуаций и достижения поставленных целей). Исходя из этой предпосылки, мы допускаем, что среди наиболее общих условий формирования геротрансцендентности можно выделить показатели Я-концепции, например, высокую самооценку, самоотношение, самопринятие, а также направленность на саморазвитие, самореализацию и самоактуализацию.

L. Tornstam [12] предлагает рассматривать геротрансцендентность как финальную стадию становления зрелости и старости, и даже как девятую стадию эпигенетической теории Э.ښЭриксона. Восьмая стадия предложенной им периодизации, называемая «старость», начинается примерно в 65 лет, обеспечивает базовую и историческую поддержку для исследований старения, включая геротрансцендентность. Согласно Э.ִ Эриксону, чтобы пожилой человек достиг этого уровня, он должен примириться и адаптироваться к различным кризисам на протяжении всей жизни, иначе сам пожилой возраст будет наполнен отчаянием. В 1982 году Э. Эриксон указал, что его терминология и определение «старости» нуждаются в пересмотре.

Д. Эриксон предложила девятую стадию теории продолжительности жизни, которая считается «очень пожилой». Она предположила, что конфликт честности и отчаяния все еще может иметь место; однако на девятом этапе опыт конфликта был иным. В частности, что конфликт может быть скорее сосредоточен на повседневной жизни, а не отражением общего жизненного опыта [13]. Основное различие между восьмым и предложенным ею девятым этапами заключается в успешном разрешении кризиса честность против отчаяния. Тем не менее, уже сегодня можно сказать, что геротрансцендентность можно рассматривать как перспективный механизм позитивного старения, дополняющего уже существующие представления о старении.

Другой важной характеристикой можно назвать положительную оценку прошлого. Согласно концепции Э. Эриксона, одной из основных задач периода старения является принятие собственной жизни, принятие ее успехов неудач. Человек должен положительно оценивать свою жизнь, даже понимая, что не все возможности были использованы и, возможно, не все решения были приняты правильно.

Таким образом, позитивное функционирование косвенно включает в себя жизненный путь, выступает как характеристика успешного разрешения возникающих ситуаций и достижения поставленных целей. Среди наиболее общих условий формирования геротрансцендентности можно выделить показатели Я-концепции, например, высокую самооценку, самоотношение, самопринятие, а также направленность на саморазвитие, самореализацию и самоактуализацию.

Литература:

1 Александрова, М. Д. Пожилой человек и проблемы профессиональной занятости. К истории вопроса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2014. Вып. 2. С. 87–96.

2 Хайс, К., и Торнстам, Л. (2009). Распознавание аспектов самого себя в теории геротрансценденции. Онлайн-публикация от Группы социальной геронтологии, Уппсала.

3 Райхштадт, Дж., Сенгупта, Г., Депп, К. А., Палинкас, Л. А. и Джесте, Д. В.. Взгляды пожилых людей на успешное старение: качественные интервью. // Американский журнал гериатрической психиатрии, 2010. № 18 (7), С. 567–575. https://doi.org/10.1097/JGP.0b013e3181e040bb.

4 Tornstam L. Созревание в геротрансценденция. Дневник из Трансперсональный Психология, 43(2), 166–180. https://www.atpweb.org/jtparchive/trps-43–11–02–000.pdf#page=56.

5 Goodcase, E. T., & Love, H. A. (2017). От отчаяния к целостности: использование нарративной терапии для пожилых людей на последней стадии развития личности Эриксона. Журнал клинической социальной работы, 45 (4), 354–363. https://doi.org/10.1007/s10615–016–0601–6.

6 Стрижицкая, О. Ю. Современные проблемы психологии старения / под ред. Г. С. Никифорова // Здоровая личность. СПб.: Речь, 2013. С. 336–355.

7 Найгрен, Б., Норберг, А. и Лундман, Б. (2007). Внутренняя сила, раскрытая в повествованиях старейших древних. Качественные исследования в области здравоохранения, 17 (8), 1060–1073. https://doi.org/10.1177/1049732307306922.

8 Гондо, Ю., Накагава, Т. и Масуи, Ю. (2013). Новая концепция успешного старения в старейшем старом развитии геротрансценденции и ее влияние на психологическое благополучие. Ежегодный обзор геронтологии и гериатрии, 33 (1), 109–132. https://doi.org/10.1891/0198–8794.33.109.

9 Уортман, Э. С., и Льюис, Дж.П. (2021). Геротрансценденция и успешное старение коренных жителей Аляски на алеутских островах Периболос, Аляска. Журнал межкультурной геронтологии, 36 (1), 43–67. http://dx.doi.org.library.capella.edu/10.1007/s10823–020–09421–9.

10 Трама, С. (2012). Смысл жизни в зрелом возрасте: роль духовной трансцендентности и генеративности. Индийский журнал позитивной психологии, 3 (2), 212. https://www.proquest.com/docview/1646328374.

11 Schlitz, M. M., Vieten, C., & Erickson-Freeman, K. (2011). Сознательное старение и трансформация мировоззрения. Журнал трансперсональной психологии, 43 (2), 223. https://www.atpweb.org/jtparchive/trps-43–11–02–000.pdf#page=113.

12 Торнстам, Л. (1997). Геротрансценденция в широком поперечном разрезе. Журнал старения и идентичности, 2 (1), 17–36. http://urn.kb.se/resolve?urn=urn %3Anbn %3Ase %3Auu %3Adiva-30830.

13 Корчагина, С. Г. Генезис, виды и проявления одиночества: монография / С. Г. Корчагина. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. — 196 с.

Основные термины (генерируются автоматически): пожилое, жизнь, позитивное функционирование, высокая самооценка, жизненный путь, общее условие формирования, отношение, показатель Я-концепции, принятие, успешное разрешение.


Похожие статьи

Формирование «Яконцепции» в детском, подростковом...

Проблеме «Я-концепции» посвящено немало исследований в отечественной психологии. .

самосознания и самооценки, влияния оценок окружающих на формирование самооценки [21, с. 6].

Высоким уровнем конфликтности характеризуются отношения подростка с взрослым. Стремление подростка занять новое место в отношениях с взрослым, принятие на себя новых...

Субъективное благополучие как условие формирования...

...благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С

Именно субъективное отношение личности к жизни, её коллизиям и изменениям

В рамках позитивной психологии [4, 9] было введено понятие «субъективное

В построении своих планов на будущее, в разрешении жизненно важных проблем многие...

Психологические особенности образа Я | Статья в журнале...

Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, психологические особенности, когнитивные

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится

Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать более

− аффективный компонент отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным...

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

В своей работе я попытаюсь рассмотреть концепции личности А. Маслоу, Э. Эриксона и К

Кроме того, мы нуждаемся в уважении; нам хочется, чтобы другие люди позитивно

Рис. 2. Иерархия потребностей по Маслоу. Хотя потребности высших уровней не менее

позитивное отношение, под которым он понимал полное принятие, без оговорок и каких-либо условий.

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для...

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и

Таким образом, постепенно формируется его Я-концепция. В этот период жизни, чувство «Я»

Термин самооценка — это общий термин, используемый для обозначения того, как кто-то

своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Яконцепции в этот...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности...

Считается, что один из путей формирования самооценки, самоотношения — это оценка своей деятельности

Кроме того, положительное отношение к себе связано и с принятием риска.

Показатель «Цели в жизни» положительно взаимосвязан с показателями «Постижимость» (r=0

Эти данные позволяют прийти к выводу, что позитивное отношение к себе связано со...

Положительная профессиональная Я-концепция как фактор...

Понятие «Я-концепция» как родовое по отношению к видовому понятию

и развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других.

Определяя структуру профессиональной Яконцепции А. М. Рикель выделяет в ней

Особо отметив в структуре профессиональной Я-концепции самооценку, ясность...

Влияние кризисной ситуации на особенности построения...

...хода его жизненного пути, необходимости адаптации к новым жизненным условиям.

Ведущие ценности – интересная работа, материально обеспеченная жизнь, здоровье.

Пример - женщина, 38 лет, образование высшее. Ведущие ценности – активная деятельная жизнь

На формирование мировоззрения, наряду с родной семьей, влияние оказали брак, работа.

Яконцепция в юношеском возрасте | Статья в сборнике...

...с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

2.Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Следовательно, это ведет к неадекватному формированию Я-концепции.

жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Яконцепции в этот период...

Похожие статьи

Формирование «Яконцепции» в детском, подростковом...

Проблеме «Я-концепции» посвящено немало исследований в отечественной психологии. .

самосознания и самооценки, влияния оценок окружающих на формирование самооценки [21, с. 6].

Высоким уровнем конфликтности характеризуются отношения подростка с взрослым. Стремление подростка занять новое место в отношениях с взрослым, принятие на себя новых...

Субъективное благополучие как условие формирования...

...благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С

Именно субъективное отношение личности к жизни, её коллизиям и изменениям

В рамках позитивной психологии [4, 9] было введено понятие «субъективное

В построении своих планов на будущее, в разрешении жизненно важных проблем многие...

Психологические особенности образа Я | Статья в журнале...

Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, психологические особенности, когнитивные

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится

Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать более

− аффективный компонент отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным...

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

В своей работе я попытаюсь рассмотреть концепции личности А. Маслоу, Э. Эриксона и К

Кроме того, мы нуждаемся в уважении; нам хочется, чтобы другие люди позитивно

Рис. 2. Иерархия потребностей по Маслоу. Хотя потребности высших уровней не менее

позитивное отношение, под которым он понимал полное принятие, без оговорок и каких-либо условий.

Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для...

Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и

Таким образом, постепенно формируется его Я-концепция. В этот период жизни, чувство «Я»

Термин самооценка — это общий термин, используемый для обозначения того, как кто-то

своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Яконцепции в этот...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности...

Считается, что один из путей формирования самооценки, самоотношения — это оценка своей деятельности

Кроме того, положительное отношение к себе связано и с принятием риска.

Показатель «Цели в жизни» положительно взаимосвязан с показателями «Постижимость» (r=0

Эти данные позволяют прийти к выводу, что позитивное отношение к себе связано со...

Положительная профессиональная Я-концепция как фактор...

Понятие «Я-концепция» как родовое по отношению к видовому понятию

и развивающаяся в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других.

Определяя структуру профессиональной Яконцепции А. М. Рикель выделяет в ней

Особо отметив в структуре профессиональной Я-концепции самооценку, ясность...

Влияние кризисной ситуации на особенности построения...

...хода его жизненного пути, необходимости адаптации к новым жизненным условиям.

Ведущие ценности – интересная работа, материально обеспеченная жизнь, здоровье.

Пример - женщина, 38 лет, образование высшее. Ведущие ценности – активная деятельная жизнь

На формирование мировоззрения, наряду с родной семьей, влияние оказали брак, работа.

Яконцепция в юношеском возрасте | Статья в сборнике...

...с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

2.Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Следовательно, это ведет к неадекватному формированию Я-концепции.

жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Яконцепции в этот период...

Задать вопрос