Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 04.03.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Туленова, К. Ж. Методологические составляющие подхода «Я-концепция» для юношеского возраста / К. Ж. Туленова, Г. М. Асанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78959/ (дата обращения: 20.04.2021).



Термин «Я-концепция» является достаточно популярным в области психологии, социологии и других наук. Данное выражение представляет совокупность систем, которые играют важную роль в восприятии человеком самого себя при определенных обстоятельствах, а также исходя из мнения окружающих. Безусловно, мнение о себе играет одну из важнейших ролей в том, как сложится жизнь человека и чего он сможет добиться.

Ключевые слова: личность, «Я-концепция», самосознание, самореализация, самооценка, сознание.

The term «I-concept» is quite popular in the field of psychology, sociology and other sciences. This expression represents a set of systems that play an important role in a person's perception of himself under certain circumstances, as well as based on the opinions of others. Of course, self-opinion plays one of the most important roles in how a person's life will turn out and what he can achieve.

Keywords: personality, self-concept, consciousness, self-realization, self-esteem, consciousness.

Великие мыслители Востока говорили: «Самое большое богатство — разум и наука, самое большое наследство — хорошее воспитание, самая большая нищета — отсутствие знаний».

В Узбекистане уделяется огромное внимание подрастающему поколению. Об этом может свидетельствовать то, какое усиленное внимание уделяется системе образования, обучению юношей и девушек современным востребованным профессиям, спорту, искусству, переподготовки кадров и занятости молодёжи.

По мнению С. Л. Рубинштейна определяющими для человека в целом являются общественные, а не биологические закономерности его развития, и поэтому изучение аспектов личности, в том числе сознания и самосознания, должно происходить не абстрактно, а в реальной жизненной обусловленности «реальных живых индивидов» [1]. Внутреннее психологическое содержание — характер, способности, темперамент, это составляющие личности [2].

Традиционно в психологической литературе отмечается, что Я-концепция, различаемая в самооценках, хотя и формируется с первых лет жизни, приобретает достаточно осознанный характер именно на подростковом этапе взросления.

Юношеский возраст — критический период для развития самооценки. Он начинает осознавать свои особенности и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешней оценки (преимущественно родительской) на внутреннюю, собственную. Таким образом, постепенно формируется его Я-концепция.

В этот период жизни, чувство «Я» кардинально меняется, развивается социально интегрированная самооценка. Этот возраст является важным периодом для развития «Я». Исследования социальной психологии показывают, что во время и после полового созревания, дети становятся все более застенчивыми и лучше осведомлены о мнениях других и беспокоятся о них [3]. Данный возраст — переходный период развития между детством и взрослостью; это связано с биологическим, когнитивные и социально-эмоциональные изменения. Самоуважение, оценочная сторона самооценки также изменяется в эти годы. Хорошая организованность и расширенное чувство собственного достоинства обеспечивают когнитивную основу построения идентичности.

Само восприятие в юношеском возрасте меняет структуру. А также содержание; структурно он становится более дифференцированным и организованным.

«Я-концепция», традиционно трактуется как система представлений человека о самом себе, о своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойствах.

Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и само оценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

В создании Я-образа можно выделить несколько шагов:

  1. Осознание своего Я, своих достоинств и недостатков. Говоря другими словами, это — «Образа Я — для себя»;
  2. Построение своей публичной идентичности — «Образа Я — для других». Например, неуверенный в себе человек, с низкой самооценкой попытается создать имидж преуспевающей личности, у него вряд ли что-то получится.
  3. Само презентация — трансляция публичной идентичности, «самоподача». Чаще всего она происходит в процессе общения с людьми непосредственно, но бывает и опосредованное общение через компьютерные сети, письма, документы и др.

Большая значимость чужой точка зрения приводит к дополнительной построении самооценки. И в последующем может повлиять на будущее ребёнка. Например, поощрение и уважение как к личности сформирует из ребёнка в будущем уверенного в себе человека, а пренебрежение, нежелание понять и отчуждение приведет к неуверенности и скованности в обществе. Поэтому очень важна роль взрослых в воспитании. Ребенок формируется на всех этапах своего развития и для него глубоко важна поддержка родителей [4].

В формировании «Я» также огромное значение имеет полноценность семьи и его окружение. Каждый родитель и близкий член семьи имеет своё влияние и авторитет в жизни подрастающего поколения.

«Я-концепция» формируется по мере взросления. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя [5].

Многие считают, что именно в период возраста до 15 лет легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни.

Термин самооценка — это общий термин, используемый для обозначения того, как кто-то думает, оценивает или воспринимает себя сам.

У кого адекватная самооценка, скорее всего, подходят к решению разных проблем как правило, непосредственно, креативно, оригинально и обладают высокой самооценкой.

Прямая оценка того, что мы можем абстрагировать из наших собственных реакций на события и опыт, тогда как отраженные результаты оценок из наших убеждений о том, как нас видят другие. Исследования в области развития психология показала, что самооценка становится более комплексной и дифференцированной в детстве и юности.

Согласно Баумейстеру (1999) самооценка такова: вера человека в себя, в том числе атрибуты человека, а также кто и что такое «я«".

К юношескому возрасту дети чаще сравнивают себя с другими и понимают, что другие делают сравнения и судят о них; они также начинают придавать большее значение этим суждениям. Таким образом, у «Я» начинает появляться большая роль в самооценке. При хорошей самооценке ребёнок хорошо учится, хорошо мотивирован и может свободно принимать других без каких-либо негативных чувств.

Отрицательная самооценка в юношеском возрасте приводит к различным неадаптивным поведенческим и эмоциональным проблемам. Проблемы и трудности могут снизить самооценку; но низкая самооценка также может вызвать проблемы, и они могут потерять мотивацию к обучению.

Юношеский возраст является важным этапом жизни. Так как в этот период складывается представление об окружающей действительности, происходит смена ролей, появляется необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д. В этом возрасте «Я — концепция» становится более устойчивой, а с другой — претерпевает определенные изменения, связанные с рядом причин. К ним можно отнести физиологические и психологические изменения, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей исходящие от социальной среды. Формирование образа своего Я в результате самопознания в ранней юности зависит не только от общения с непосредственным окружением, но и от контактов с более широкой социальной средой.

Для того чтобы более наглядно представить картину формирования Я-концепции в юношеском возрасте и установить связь между самооценкой и оценкой окружающих, мы провели выборочное исследование студентов юношеского возраста (18–22 лет) города Ташкента.

В исследовании использовались следующие методики.

  1. Многофакторный опросник личности «тест Кэттелла (16PF-опросник).
  2. Тест «Дом, дерево, человек».
  3. Тест на выявление уровня самооценки.

Результаты исследования

По методике [1] в результате обследования выявлено, что у 55 % испытуемых уровень самооценки прямо противоположен. Это может говорить о нестабильности самооценки и нарушении процесса самооценивания.

После этого, мы сравнили результаты полученные по методике [1] с уровнем самооценки, полученным с помощью методики В. В результате сопоставления двух методик мы обнаружили, что совпадения уровня самооценки по «положительному» с данными методики 2 составило 43 %, по «отрицательному» — 19 %. А у 38 % испытуемых результаты по двум описываемым методикам существенно различаются.

Полученные данные наводят на мысль о том, что выбранные нами методики измеряют разные аспекты самооценки. Но, полностью отражают список характеристик, который находится в методике 1. Таким образом мы можем говорить, что методики измеряют одни и те же аспекты самооценки. Следовательно, несовпадение результатов по методикам 1 и 2, говорят о том, что у испытуемых самооценка не сформирована и идет приписывание себе некоторых качеств.

При более глубоком анализе результатов, по методике 1, было обнаружено, что у 35 % испытуемых при самооценивании происходит одновременное приписывание себе прямо противоположных качеств (например: замкнутость и общительность, эмоциональная неустойчивость и эмоциональная устойчивость, сдержанность и экспрессивность). Этот факт говорит о выраженной конфликтности самооценки у молодых людей.

Анализируя результаты методики 3, обнаружили, что все испытуемые, в описание дома, дерева и человека на первом месте у испытуемых выявились такие характеристики, как безопасность и успех. Но при этом у некоторых испытуемых чувствовалось такое понятие как чувство недостатка внимания и эмоциональной теплоты. Скрытие своих чувств и не неуверенность.

Данное исследование показало, что у молодых людей в юношеском возрасте испытуемые воспринимают свою темпераментную личность, Я-образ более-менее сформирован, самооценка чувствуется. Следовательно, это ведет к адекватному формированию Я-концепции. Но к выбору будущей профессии, еще не все готовы. Так как юношеский возраст характеризуется становлением мировоззрения, ценностных ориентаций, нахождения своего жизненного пути, выбор будущей профессии, то нарушения Я — концепции в этот период подвергает риску развитие личности в целом.

Литература:

  1. Роберт Фрэйджер, Джеймс Фейдимен. Личность. Теории, эксперименты и упражнения. Психологическая энциклопедия. 5-е международное издание. Санкт-Петерсбург. «прайм-Еврознак», «издательский дом НЕВА». Москва «ОЛМА-ПРЕСС». 2001 г.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000
  3. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание — М.: «Прогресс», 1986. С.120–130.
  4. Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста — Ж. «Вопросы психологии», 1999. С.16.
  5. Богданов С. Н., Годлиник, О. Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор личностного общения — В кн.: Проблемы общения и воспитания, 1974. — 180с.
Основные термины (генерируются автоматически): юношеский возраст, методика, самооценка, испытуемый, аспект самооценки, будущая профессия, мнение окружающих, публичная идентичность, результат самопознания, уровень самооценки.


Задать вопрос