Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Миронова, Ю. А. Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации / Ю. А. Миронова, Н. В. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/450/98991/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами представлена программа «Профессионально-речевая культура руководителя образовательной организации», которая предусматривает освоение слушателями следующий модулей: первый теоретический модуль «Основы профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации», второй практический модуль «Совершенствование профессионально-речевой культуры посредством интерактивных технологий». Особое внимание уделено обоснованию целесообразности и возможностей использования разнообразных интерактивных технологий для реализации работы в этом направлении.

Ключевые слова: интерактивная технология, коммуникация, профессионально-речевая культура, руководитель, образовательная организация.

Согласно многолетнему опыту, уровень профессионализма руководителей образовательной организации зависит не только от их теоретической и практической подготовленности, но и от уровня сформированности у него профессионально-речевой культуры, которая отражает освоенный специалистом комплекс профессионально-речевых знаний, умений и навыков и обуславливает повседневно проявляемый высокий уровень личностно-делового общения [1; 3–4; 7].

На современно этапе профессионально-речевая культура представляет собой результат и отражение общей культуры личности и профессионально-педагогической культуры руководителей образовательных организаций, а также является показателем педагогического мастерства и проявляется в разнообразных коммуникативных видах его деятельности (в их числе — деловая беседа; деловая переписка; деловое совещание; онлайн-совещания; переговоры в рамках электронной среды; переговоры; работа с деловой корреспонденцией; телефонная беседа и пр.), При этом профессионально-речевая культура связана с содержательной стороной речи, (насыщенность речи информацией, логичность, точность, понятность её собеседнику, уместность), связана с формой высказывания (правильность и чистота, богатство и разнообразие знаковых средств, выразительность и образность), нормативной стороной, отражая лексические, стилистические и социокультурные нормы устной и письменной правильной речи и пр. [1; 3–4; 7–8].

В современных источниках понятие «профессионально-речевая культура» представлено многогранно и многопланово:

– совокупность свойств личности, оказывающее успешное воздействие коммуникантов и позволяющее наиболее эффективно организовать образовательный процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений;

– умение пользоваться языково-стилистическими средствами и приемами с учетом условий и особенностей профессионально деятельности, владение литературными нормами на всех языковых уровнях в устной и письменной формах речи;

– упорядоченная совокупность нормативных речевых средств, оптимально выражающих содержание речи и удовлетворяющих условиям и целям общения;

– специализированный пласт культуры речи, характерный для представителей различных профессий;

– уровень развития коммуникативных качеств руководителя, который позволяет эффективно и компетентно выстраивать взаимоотношения с людьми в процессе профессиональной деятельности и т. д. [1; 3–4; 8].

Сформированная профессионально-речевая культура выступает в качестве одной из составляющих делового общения руководителя и проявляется в демонстрации словарного запаса и словарного состава, способности дать грамотный совет, не подрывая имидж другого руководителя и сотрудников, владении терминологией определенной профессиональной области, умениях конструктивно общаться и взаимодействовать по вопросам профессиональной деятельности, в том числе и с людьми, некомпетентными в данной области, организовать профессиональный диалог и управлять им, отвечать на поставленные вопросы, четко и ясно излагая мысли, презентовать свою образовательную организацию и особенности её деятельности, публично выступать на профессиональную тему, владении различными видами коммуникации, позволяющими уметь грамотно вести беседу или переговоры, чувствовать себя уверенно в профессиональной сфере общения, умении выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства, владении речевым этикетом и правилами коммуникативного кодекса, системой аргументации и правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы, способности правильно и грамотно составлять любую деловую документацию, вести деловую переписку и пр. И тем самым позволять успешно выполнять профессиональные функции: осуществлять продуктивное общение, положительно воздействовать на педагогический коллектив и выстраивать рационально организацию их трудовой деятельности, создавать систему стимулов и мотивов в профессиональном поведении участников образовательных отношений, создавать положительный образ организации и пр. [1; 3–4; 8].

В процессе формирования профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации целесообразно использовать интерактивные технологии, в процессе использования которых знания не даются в готовом виде, а добываются участниками образовательного процесса самостоятельно в ходе группового взаимодействия. Благодаря таким технологиям можно эффективно организовать образовательный процесс и самообразование, сочетая традиционное обучение с новыми современными технологиями и умело мотивировать к получению знаний, формировать ценностное отношение к профессиональной деятельности, вовлекать участника в моделируемую преподавателем профессиональную деятельность, а также сформировать высокий уровень коммуникативной компетенций и пр. [2–3;6; 9].

В целях повышения уровня профессионально-речевой культуры руководителей образовательных учреждений можно использовать дополнительную образовательную программу «Профессионально-речевая культура руководителя образовательной организации», которая рассчитана на 72 часа, в том числе 24 часа самостоятельной работы.

В процессе реализации программы предусмотрено освоение слушателями двух модулей. Первый модуль «Основы профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации» содержит теоретический материал по следующим тема («Основы профессионально-речевой культуры руководителя»; «Особенности проявления профессионально-речевой культуры руководителя образовательной организации в основных коммуникативных видах его деятельности (деловая беседа; деловое совещание; переговоры; телефонная беседа; работа с деловой корреспонденцией; электронный документооборот; онлайн-совещание); «Персональная коммуникативная эффективность руководителя», «Особенности «внутренних и внешних» коммуникаций», «Управление сложными ситуациями, манипуляциями», «Техники публичного выступления».

Второй модуль «Совершенствование профессионально-речевой культуры посредством интерактивных технологий» предполагает проведение следующих практических занятий: «Совершенствование навыков деловой беседы»; «Совершенствование навыков делового совещания»; «Совершенствование навыков телефонной беседы»; «Совершенствование навыков работы с деловой корреспонденцией»; «Совершенствование навыков в области электронного документооборота»; «Совершенствование навыков онлайн-совещания»; «Совершенствование навыков публичного выступления»

Для создания условий и возможностей для совершенствования профессионально-речевой культуры у руководителей в программу включены разнообразные мероприятия: занятие с применением образовательной технологии «Ролевая игра», имитирующее «Онлайн-совещание»; интерактивный вебинар на тему: «Управление сложными ситуациями»; мастер класс на тему: «Техники публичного выступления»; мини-лекция на тему «Особенности «внутренних и внешних» коммуникаций»; педсовет «Педагогическая конфликтология»; разработка практико-ориентированного проекта, продуктом которого будет являться программа конференции на тему: «Деловое совещание в образовательном учреждении»; семинар «Профессионально-речевая культура руководителя»; тренинг «Деловое совещание» и т. д.

В процессе реализации данной программы целесообразно создавать условия для внутренней и внешней, межличностной и дистанционной коммуникации посредством следующих технологий: «Микрофон» (руководителю предлагается взять имитированный микрофон и выступить по предложенной теме (например, «Состояние речевой культуры в современном обществе»), остальные участники в свою очередь также осуществляют коммуникацию и высказывают своё мнение относительно выступления, выдвигают свои предложения и т. д.); «Интервью» (слушателям предлагается разыграть диалог «руководитель-подчиненный», при этом каждому участнику необходимо выполнять правила ведения диалога (соблюдать очерёдность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивая его; поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от неё; проявлять внимание и уважение к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо; говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; использовать только литературную лексику; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть своего собеседника, и чтобы оно было понятно ему; в случае необходимости уметь вежливо отказать и пр.); «Аквариум» (несколько участников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют её, а после высказывают свои замечания и предложения) и пр.

При этом работая со слушателями важно соблюдать алгоритмический цикл. Первый этап представляет собой опору на готовые решения в заданных ситуациях (на данном этапе выполняются упражнения на подстановку, имитацию и пр.). Второй — предполагает отбор языковых средств в соответствии со своим уровнем знаний, темпераментом, профессионального опыта, а также функции в процессе коммуникации (на данной этапе основные упражнения направлена на умение убедить, покритиковать, объяснить и пр.). Третий — представляет собой проявление самостоятельности, творческой активности, развитых умений профессионального общения и широкого диапазона междисциплинарных знаний для решения предлагаемых коммуникативных и учебно-профессиональных задач.

Итак, профессионально-речевая культура является основой успешной профессиональной деятельности современных руководителей образовательных организаций, важным слагаемым общей культуры личности каждого из них и показателем их профессионализма. Поэтому необходима система мер по ее формированию на всех стадиях профессионализации посредством интерактивных технологий. При этом важно в качестве ценностно-целевых ориентиров использовать следующие подходы: личностно-ориентированный, который предполагает ориентацию на образование, самообразование и развитие с учетом личностных особенностей; деятельностный подход представляет собой такую форму организации образовательного процесса, при которой все участники активно в нём участвуют, осуществляя различные виды коммуникации; полисубъектный (диалогический), при котором образовательный процесс стоится через диалог, открывая диалогические пространства для совместного конструирования нового смысла в промежутке различных точек зрения; культурологический предполагает приобщение к социокультурным нормам профессиональной и межличностной коммуникации и взаимодействия и пр.

Литература:

  1. Варлакова, Т. В. Культура устной и письменной речи руководителя: учебное пособие / Т. В. Варлакова; Академия управления МВД России. — Москва, 2021. — 200 с. — ISBN 978–5-907187–73–3. — Текст: непосредственный.
  2. Галич, Т. Н. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Т. Н. Галич. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 — С. 221–224. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87481/ (дата обращения: 14.01.2023).
  3. Гребенникова, В. М. Теоретико-методические основы развития в системе повышения квалификации профессионально-коммуникативной культуры руководителей общеобразовательных школ / В. М. Гребенникова. — Текст: электронный // Человеческий капитал. — 2012. — № 7 — С. 158–167. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-kommunikativnaya-kultura-menedzhera-obrazovaniya-suschnost-struktura-urovni proyavleniya/viewer. — Дата публикации: 25.04.2012.
  4. Гусева, Н. В. Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения / Н. В. Гусева. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2011. — № 10 — Т. 2. — С. 118–131. — URL: https://moluch.ru/archive/33/3707/.
  5. Ермекова Т. Н. Коммуникативная культура специалиста в системе образования / И. И. Зарецкая — Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6. — С. 1–6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1362
  6. Ефимов, П. П. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов — Текст: электронный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Международной научной конференции г. Казань. — 2014. — № 1. — С. 286–290. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 04.12.2022).
  7. Кондрашова Н. В. Современные подходы к формированию культуры педагогического взаимодействия у педагога дошкольного и начального образования в условиях постиндустриального общества / Н. В. Кондрашова, Г. А. Шулугина // Гуманитарные науки и образование. — 2020. — № 2 (42). — С. 54–61.
  8. Мануилова А. А. Проблемы формирования культуры речевого поведения руководителя образовательного учреждения / А. А. Мануилова — Текст: электронный // Известия института педагогики и психологии образования. — URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/manuilova-aleksandra-andreevna-prob/ (дата обращения: 21.12.2021).
  9. Носкова, М. В. Роль интерактивных технологий в формировании коммуникативной компетенции будущих специалистов / М. В. Носкова. — Тескт: электронный // Вестник. — URL: http://do.teleclinica.ru/1866111/ (дата обращения: 04.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, профессионально-речевая культура, образовательный процесс, Совершенствование навыков, Профессионально-речевая культура руководителя, профессиональная деятельность, освоение слушателями.


Ключевые слова

коммуникация, руководитель, образовательная организация, интерактивная технология, профессионально-речевая культура

Похожие статьи

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры...

Культура педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации

В процессе реализации программы предусмотрено освоение слушателями двух модулей.

Скляр, Н. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное

Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие / Е. Н. Чекушкина.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Профессиональная культура общения педагога — социально значимый показатель его способностей, умения осуществлять

Считается, что основу культуры речевой деятельности педагога составляет правильность.

Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. М., 2003.

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя...

Профессионально-речевая культура учителя начальных классов является метакультурой, так как

Под речевой культурой учителя физической культуры можно понимать процесс. Во-первых, стержнем профессиональной речи является речевая деятельность, имеющая.

Культура речевого общения руководителя дошкольной образовательной организации.

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их...

...важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности / С. И. Каргапольцева.

Слово, речь — показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры.

Уметь корректировать форму речи в зависимости от интересов и настроения слушателей

Без сомнения, что будущий специалист, получивший профессиональные навыки в вузе и...

Управленческая культура руководителя образовательного...

Управленческая культура руководителя в сфере образования – это комплекс управленческих знаний, умений

Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть

В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы

управленческая культура, профессиональный цикл, учебный процесс...

Коммуникативные способности в профессиональной...

...в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения / Н. В. Гусева.

Знание структурных элементов профессиональной деятельности руководителя

Проявлению профессиональной мотивации, как раз и будет, способствовать лидерство.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось – 89, 2000.

Речевая культура студентов вузов физической культуры

Профессиональная деятельность специалистов в области физической культуры и спорта относится к сфере профессий «повышенной речевой ответственности», где слово является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех деятельности.

Культура речевого общения — путь достижения успешного...

Культура речевого общения не появляется у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации. Она, как и культура речи, всегда является предметом специального развития в процессе

Оно определяется как «профессионально-педагогическая система органичного

Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого...

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Библиографическое описание: Попова, Е. В. Культура речевого общения руководителя

Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого

Но и это еще не все: не может не оказывать влияния на течение педагогического процесса и то

Культура речевого общения — проблема нравственная, имеющая социальную значимость.

Похожие статьи

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры...

Культура педагогического взаимодействия руководителя образовательной организации

В процессе реализации программы предусмотрено освоение слушателями двух модулей.

Скляр, Н. А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное

Чекушкина, Е. Н. Профессиональная этика: учебно-методическое пособие / Е. Н. Чекушкина.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

Профессиональная культура общения педагога — социально значимый показатель его способностей, умения осуществлять

Считается, что основу культуры речевой деятельности педагога составляет правильность.

Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога. М., 2003.

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя...

Профессионально-речевая культура учителя начальных классов является метакультурой, так как

Под речевой культурой учителя физической культуры можно понимать процесс. Во-первых, стержнем профессиональной речи является речевая деятельность, имеющая.

Культура речевого общения руководителя дошкольной образовательной организации.

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их...

...важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности / С. И. Каргапольцева.

Слово, речь — показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры.

Уметь корректировать форму речи в зависимости от интересов и настроения слушателей

Без сомнения, что будущий специалист, получивший профессиональные навыки в вузе и...

Управленческая культура руководителя образовательного...

Управленческая культура руководителя в сфере образования – это комплекс управленческих знаний, умений

Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть

В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы

управленческая культура, профессиональный цикл, учебный процесс...

Коммуникативные способности в профессиональной...

...в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения / Н. В. Гусева.

Знание структурных элементов профессиональной деятельности руководителя

Проявлению профессиональной мотивации, как раз и будет, способствовать лидерство.

Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось – 89, 2000.

Речевая культура студентов вузов физической культуры

Профессиональная деятельность специалистов в области физической культуры и спорта относится к сфере профессий «повышенной речевой ответственности», где слово является профессиональным инструментом, от владения которым зависит успех деятельности.

Культура речевого общения — путь достижения успешного...

Культура речевого общения не появляется у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации. Она, как и культура речи, всегда является предметом специального развития в процессе

Оно определяется как «профессионально-педагогическая система органичного

Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого...

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

Библиографическое описание: Попова, Е. В. Культура речевого общения руководителя

Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого

Но и это еще не все: не может не оказывать влияния на течение педагогического процесса и то

Культура речевого общения — проблема нравственная, имеющая социальную значимость.

Задать вопрос