Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.

Дата публикации: 23.03.2018

Статья просмотрена: 2276 раз

Библиографическое описание:

Каргапольцева, С. И. Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности / С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3230/ (дата обращения: 25.04.2024).



На занятиях по русскому языку в национальной аудитории нечасто приходится сталкиваться со студентами, мастерски владеющими словом. Потому что ни в школе, ни в лицее, ни в колледже их не учат тому, чтобы в их речи словам было тесно, а мыслям просторно. Сегодня недостаточно только владеть русским языком. На фоне роста политических, социально–экономических и культурных взаимодействий непрерывно укрепляется и возрастает социокоммуникативная роль языка и языковой культуры.

Век компьютерных технологий, усиленной информатизации и бешеных скоростей учит будущих инженеров и экономистов быстрее соображать, молниеносно принимать решения по проблемным ситуациям, заранее проектировать и своевременно решать задачи производства.

Но обратите внимание на речь молодых специалистов. Она стала схематична, ограничена, лаконична порой до двух–трёх фраз. Фразы их не волнуют, в них нет жизни, образов, они не вызывают эмоций и ответных реакций. И если предложить им объяснить свою мысль или разъяснить задачу, то наружу сразу всплывает косноязычие, неумение внятно и доходчиво донести до окружающих свою позицию, своё мнение. Что, как не владение словам, ораторскими способностями, красноречием … «есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум, волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону. Но чем значительнее эта сила, тем обязательнее должны мы соединить её с честностью и высокой мудростью, а если бы мы дали обильные средства выражения людям, лишённым этих достоинств, то не ораторами бы их сделали, а безумцам бы дали оружие», — так писал ещё Цицерон.

Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров и экономистов — основная задача дисциплин «Русский язык» и «Культура речи». Цель изучения данных предметов не только обучить владению русским языком и заложить основы риторики, но обобщить и расширить знания по русскому языку и культуре речи, что, в конечном счёте, будет способствовать совершенствованию языка на практике, обогатит лексический запас студентов, расширит рамки их коммуникативной деятельности и тем самым заложит фундамент их дальнейшей профессиональной успешности.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает в современном мире всё большее значение. Слово, речь — показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры.

По словам академика В.Виноградова, «Высокая культура речи… — самая лучшая опора, самое важное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» [5].

Введённая в учебные планы некоторых вузов интегрированная дисциплина «Культура речи» включает в себя культуру речи, стилистику и риторику. Однако этой важной дисциплине выделено минимальное количество часов и только в одном семестре на III курсе. Хотя начинать работу по формированию высокого уровня речевой культуры у студентов необходимо с первого курса и на всём протяжении учебного процесса в вузе. Конечный результат всего обучения должен определяться такими параметрами уровня владения речью, которые бы выражались в умениях:

‒ вести беседу на такие темы, которые входят в круг компетентности культурного человека (бытовые, деловые, профессиональные, философские, политические и исторические темы);

‒ слышать и слушать собеседника или оппонента, задавать вопросы разных типов, в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, подавать реплики, дополняя и развивая тему беседы или аргументировано возражать по существу предмета обсуждения;

‒ участвовать в дебатах по предмету, о котором говорящий достаточно осведомлён, ясно, чётко и лаконично, в хорошей литературной форме излагать своё суждение. Соблюдать регламент выступления;

‒ участвовать в дискуссиях, полемиках, соблюдая все этико-психологические законы и правила, последовательно и доказательно отстаивать свои убеждения;

‒ произносить (в разных жанрах) небольшие, но яркие и убедительные публичные речи на доступную тему. Уметь корректировать форму речи в зависимости от интересов и настроения слушателей;

‒ свободно и грамотно излагать в письменной форме свои мысли, убеждения и оценки в форме письма, статьи, интервью, эссе;

‒ обладать умением эффективно читать и слушать, формулировать общериторическую оценку прослушанного или прочитанного;

‒ обладать языковой интуицией как в отношении родного языка, так и чужого.

Поставив перед собой эти цели, преподаватель дисциплины «Культура речи» может последовательно распределить программный материал по этапам. Основополагающим подходом в обучении культуре речи должна стать опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества. А использование в работе образцов и эталонов ораторского искусства поможет избежать слепого подражания и будет способствовать развитию индивидуальных возможностей.

Вопросы риторики, культуры речи, ораторского мастерства сегодня уже необходимо ввести в программы обучения русскому языку, выделив для этой работы отдельные часы на всех курсах обучения в вузе, разработать конкретные темы не только для теоретического освоения, но и практические задания, по проведению дискуссий, диспутов, конференций, тематических обсуждений, выступлений студентов.

Без сомнения, что будущий специалист, получивший профессиональные навыки в вузе и имеющий навыки ораторского мастерства, умеющий отстаивать свою точку зрения, обладающий умениями убеждать, умеющий вести дискуссионные споры, ярко выступать, будет востребован и на производстве, и в обществе. Получив навыки правильной, точной выразительной речи, выпускник вуза станет мастером своего дела, интеллигентом в самом широком смысле этого слова. И это подтверждают слова Д. С. Лихачёва: «…Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит… Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума…» [4].

Литература:

  1. Ващенко Е. Д. Русский язык и культура речи. — Ростов на Дону, «Феникс», 2006.
  2. Введенская Л. А. — Русский язык и культура речи. — М. Ростов на Дону: Март, 2007 г.
  3. Вихрова И. Д. Культура речи и самостоятельная работа студентов. — Научно-методический журнал «Преподавание языка и литературы», № 8, 2012.
  4. Лихачёв Д. С. Письма о добром. — СПб, «Logos», 2007.
  5. Мушкенова З. И. Изучение культуры речи как раздела науки о языке на уроках профессионального русского языка. — II Международная научно-практическая конференция «Образование сегодня: теория, методология, практика» — Чебоксары, 3 октября 2013 года.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, культура речи, III, культурный человек, речевая культура, речь, слово.

Похожие статьи

русский язык, культура речи, III, культурный человек, речевая...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека. русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая...

Проблема культуры речи в современном обществе

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры... русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словари и речевая культура | «Молодой

Уровень общей и речевой культуры человека во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями.

Грамотная письменная речь — один из важнейших признаков языковой культуры личности.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Эти понятия неразрывно связаны с понятием культуры речи.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического... стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Дискуссия и спор на практических занятиях по культуре речи.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, культура речи, III, культурный человек, речевая культура, речь, слово.

Дискуссия как способ организации совместной деятельности... 1. «Культура речи как часть общей культуры человека».

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу...

литературный язык, культура речи, норма, нарушение норм, речь, русский язык, нарушение чистоты речи, литературная норма, речевая культура, употребление слов. Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление.

Похожие статьи

русский язык, культура речи, III, культурный человек, речевая...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уровень речевой культуры является показателем состояния общей культуры человека. русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая...

Проблема культуры речи в современном обществе

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры... русский язык, речевая культура, норма, современный русский литературный язык, культура речи, слово, речевая среда, речевая культура учащихся, Разумовская, текст.

Словари и речевая культура | «Молодой

Уровень общей и речевой культуры человека во многом определяется тем, как он умеет пользоваться словарями.

Грамотная письменная речь — один из важнейших признаков языковой культуры личности.

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

Речь человека — это лакмусовая бумажка его общей культуры. Владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Эти понятия неразрывно связаны с понятием культуры речи.

О соблюдении литературной нормы в разговорной речи

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического... стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Дискуссия и спор на практических занятиях по культуре речи.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, культура речи, III, культурный человек, речевая культура, речь, слово.

Дискуссия как способ организации совместной деятельности... 1. «Культура речи как часть общей культуры человека».

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу...

литературный язык, культура речи, норма, нарушение норм, речь, русский язык, нарушение чистоты речи, литературная норма, речевая культура, употребление слов. Аббревиация в интернет-языке как социолингвистическое явление.

Задать вопрос