Автор: Листофорова Ксения Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Листофорова К. А. Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 704-706.



Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.

Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и в неученом взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления. [1,248]

Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.

Сегодня как никогда стала актуальной задача не только сохранения, но и повышения культуры нашего общества. Несомненно, что в данном процессе ведущая роль принадлежит образованию, ведь основными характеристиками современной образовательной парадигмы является культуроцентризм, в контексте которого педагогика выполняет функцию главной коммуникативной технологии, позволяющей интегрировать ценностные и личностные категории культуры в социум. Координатором этого процесса является педагог, который не только транслирует знание, накопленное тысячелетней историей человечества, но и создает условия для вхождения обучающихся в широкий культурный контекст. Именно поэтому культура должна присутствовать в качестве внутренней, опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога. Признание области профессиональной деятельности педагога сферой повышения речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. Современному преподавателю необходим не только широкий круг знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики и психологии, но и владение грамотной выразительной речью и способностью формировать у учеников образцовое речевое поведение. [2,448]

Для педагога язык, речь — прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия средство воспитания, в том числе формирования языковой и речевой культуры учащихся. [3,129]

Однако мы полагаем, что уровень речевой культуры как одно из главных условий эффективности воздействия на разум и чувства ребенка особое значение имеет для учителя начальных классов. Это объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста очень высок авторитет взрослых-родителей, учителей, школьники буквально «впитывают» и копируют поведение и речь учителя, поэтому именно учитель начальных классов должен стремиться владеть образцовой речью.

Профессионально-речевая культура представляет собой результат и отражение общей культуры личности и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности. Это объясняется современными требования к педагогу, который должен быть коммуникативным лидером, человеком творчески мыслящим, умеющим эффективно взаимодействовать на аудиторию. И непременной составляющей его профессионализма является речь — интегративный показатель общей культуры человека. [4,6]

Профессионально-речевая культура-это условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, своеобразный показатель педагогического мастерства. Обоснование данной позиции состоит в том, что учитель является носителем знаний и культуры общества, и поэтому владение речевыми средствами воздействия — важнейшее профессиональное качество, необходимое педагогу. [2,151]

Профессионально-речевая культура учителя начальных классов является метакультурой, так как выступает средством формирования речевой и общей культуры учащихся; профессионально-речевая культура-это системное образование, включающее в себя структурные и функциональные компоненты, имеющие собственную организацию и обладающие интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей. Исходным понятием анализа профессионально-речевой культуры является речевая деятельность, творческая по своей природе. Особенности формирования и реализация профессионально-речевой культуры определяются индивидуально-творческими, психофизическими характеристиками, педагогическим опытом учителя, а также той речевой средой, в которой функционирует учитель начальных классов.

Во-первых, профессионально-речевая культура выступает в качестве показателя личной культуры человека. Издревле риторика ставила в положение взаимозависимости такие понятия, как личность и речь. О необходимости «проверки воспитания человека в разговоре» писал Н. Ф. Кошанский, Ф. И. Буслаев указывал на «нерасторжимое единство родного языка с личностью обучаемого» [2,147].

Профессионально-речевая культура показывает степень сформированности языкового сознания личности, способность творческого использования языкового сознания личности, способность творческого использования средств языка в бытовых и профессиональных ситуациях. В психолингвистике языковая способность рассматривается как механизм, обеспечивающий речевую деятельность, одну из важнейших в процессе становления личности. Кроме того, профессиональное общение создает благоприятные условия для познания окружающего мира и для самопознания.

Во-вторых, профессионально-речевая культура является показателем педагогического мастерства. Рассматривая вопросы профессионального мастерства педагога, исследователи в качестве ведущих компонентов называют речевые, коммуникативные умения. Так В. А. Сластёнин, ВА. Кан-Калик и др. исследователи к числу важнейших педагогических способностей, наряду с дидактическими, конструктивными, перцептивными, экспрессивными, относят и коммуникативные. Анализируя данную проблему, В. А. Сластёнин отмечает, что «педагог, прежде всего с помощью слова может формировать положительную мотивацию детей, познавательную направленность личности, создавать комфортную психологическую обстановку, преодолевать личностные барьеры. Формировать межличностные отношения, — то есть устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами. Успех в организации воспитательной деятельности напрямую зависит от умений педагога видеть многомерно, мыслить нестандартно, ставить вопрос самостоятельно и неожиданно, отвечать точно и недвусмысленно и понимающе, т. е. от умений, опирающихся на языковое сознание личности» [2, 149].

Одной из психологических особенностей младших школьников является высокая подверженность внешним воздействиям. Язык как феномен культуры и речь как деятельность человека, использующего потенциал языка, являются, важнейшими средствами воздействия и влияния на учеников.

Перечисленные аспекты проявления профессионально-речевой культуры учителя начальных классов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личностные особенности учителя начальных классов позволяют ему творчески осваивать педагогическую технику и технологии деятельности, которые являются основой педагогического мастерства и профессиональной культуры. Это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно работать над формированием речевой культуры у учителей начальных классов в образовательной организации.

Таким образом, в системе профессиональной культуры учителя коммуникативная культура является компонентом, обеспечивающим другие составляющие: нравственную, интеллектуальную, духовно-гуманитарную, методологическую, коммуникативную культуру речь отражает культуру личности и сама является средством формирования и проявления профессиональной культуры.

Литература:

  1. Абрамова, Н. Т. Целостность и управление [Текст] / Н. Т. Абрамова. — М.: «Наука», 2004. — 248 с.
  2. Афанасьева, О. Ю. О разработке профессионально ориентированного текстового материала в целях управления коммуникативным образованием будущих учителей [Текст] / О. Ю. Афанасьева // Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Физиологические и психолого-педагогические науки». — 2006. — № 4. — С. 146–151.
  3. Бенин, В. Л. Культура и образование [Текст] / В. Л. Бенин. — Уфа: Изд-во Башк. пед. ун-та, 2000. — 129 с.
  4. Корнеева Н. Ю., Корнеев Д. Н., Менеджмент профессиональной образовательной организации: теория и практика инновационного развития [Текст] / Н. Ю. Корнеева, Д. Н. Корнеев // В сборнике: Гармоничное развитие личности: психология и педагогика сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции.-2016. -С. 4–9
Основные термины (генерируются автоматически): начальных классов, учителя начальных классов, культуры учителя, профессионально-речевой культуры, культуры учителя начальных, общей культуры, профессионально-речевой культуры учителя, Коммуникативная культура, профессиональной культуры, учитель начальных классов, педагогического мастерства, профессиональной деятельности педагога, культуры учащихся, культуры человека, коммуникативной культуры учителя, Коммуникативная культура педагога, речевой культуры учащихся, культура учителя начальных, общей культуры личности, культуры учителя коммуникативная.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос