Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Шелепень, Е. С. Влияние реалий современности на развитие внутреннего туризма в РФ / Е. С. Шелепень. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/450/98986/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье автор старается определить, какое влияние оказывают такие вызовы современности, как пандемия COVID-19, экономические и политические санкции на развитие внутреннего туризма в России.

Ключевые слова: туризм выездной, въездной, внутренний, развитие, регионы, геополитическая ситуация, санкции, стратегия, перспектива.

Туристическая индустрия долгое время считалась одной из наиболее перспективных отраслей экономики любой страны, обладающей хоть сколько-нибудь привлекательной средой, будь то природные явления или артефакты. Целые страны десятилетиями пополняли свой государственный бюджет за счет денежных средств, ввозимых путешественниками, прибывавшими порой с другого конца нашей планеты. Например, Мальдивы, Сейшелы, острова Малайского архипелага сделали ставку на туризм как основной источник своего благосостояния, порой даже в ущерб традиционным способам зарабатывания средств к существованию коренного населения. Так, например, остров Бали с его муссонным климатом долго считался идеальным местом для выращивания кофе и риса, пока с легкой руки хиппи, объявивших остров «раем на Земле», и при поддержке ООН не был трансформирован во всемирную рекреационную зону.

К сожалению, не все в этом мире возможно просчитать и спрогнозировать. И даже самый идеальный, казалось бы, проект, каковым считался и остров Бали с его сёрфингом, дайвингом, экологическим и пляжным туризмом, осуществленный под поручительство самого Всемирного банка, не смог противостоять вызову пандемии COVID-19, разразившейся в 2019 году. Эта чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения, приобретшая международное значение за очень короткий срок, оказала крайне негативное влияние на всю мировую экономику. Для туризма же — особенно для туризма въездного — закрытие границ, отмена массовых мероприятий и ограничение свободы передвижения даже в пределах одной страны и даже одного поселения, падение доходов населения и необходимость экономить на тратах в результате вспышки данного заболевания оказались губительными в прямом смысле слова. Вчерашние «райские чертоги» за считанные месяцы превратились в трущобы, а население, потерявшее источник к существованию, было обречено на голод.

И вот пандемия пошла на спад, казалось бы — уцелевшим предприятиям туристической отрасли можно выдохнуть, настроиться на работу, засучить рукава и попытаться наверстать упущенное. Но, к сожалению, сложившаяся за последний год геополитическая ситуации не дала воспользоваться свободой передвижения в полной мере. Санкции, наложенные странами западной коалиции на Российскую Федерацию, бьют не только и не столько по российской экономике, сколько по финансовому благополучию населения их же стран, в том числе — и по туризму. Значительная часть стран Старого Света, а также те государства, которые присоединись к санкциям, во-первых, лишились российских туристов. Во-вторых, экономические трудности, испытываемые этими странами в связи с отказом от дешевых российских энергоносителей, заставляют их население прибегать к экономии, расставляя приоритеты в расходах — и туризм в числе самых насущных потребностей не числится. Так что внутренний туризм развитых стран тоже не на самом высоком уровне в данный момент.

Но, как это не парадоксально, трудности туризма в мировом масштабе оборачиваются на пользу туризму национальному в масштабах Российской Федерации. Все запреты, ограничения, санкции волей- неволей подталкивают к развитию туристической отрасли внутри страны. Во-первых, стремление людей познавать новое никуда не девается. Во-вторых, потребность в отдыхе существует, и существует финансовая возможность ее удовлетворить. В-третьих, наша страна сама по себе настолько обширна и обладает настолько разнообразными климатическими зонами, культурно-исторически привлекательными явлениями и многонациональными особенностями, что могут уйти годы и десятилетия, чтобы ее обследовать и исследовать.

После распад СССР, повлекшего за собой развал системы управления туризмом и сокращение внутреннего туризма в связи с падением доходов населения, и на волне открытия границ между странами социалистического и капиталистического лагерей в 1990-х годах, большую популярность приобрели шоп-туры — поездки за границу с целью покупки определенных вещей. Такие поездки привлекали туристов возможностью по доступным ценам купить оригинальную брендовую одежду, посуду, аксессуары и даже мебель, и данное направление туризма является особенно популярным среди любителей шопинга и последователей модных тенденций. Однако на территории постсоветского пространства этот вид туризма стал популярен не из следования моде, а как средство выживания в условиях тотального дефицита и безденежья. Вчерашние учителя, врачи, инженеры становились «челноками» — снующими в Китай, Турцию, Польшу мелкооптовыми поставщиками товаров и первой, и не-первой необходимости; а, случалось, и простыми «помогайками», которых нанимали в поездку с единственной целью — провезти на лишний билет больший объем и вес товаров. Тогда же стали появляться турфирмы, специализирующиеся на организации таких выездных туров.

Ситуация начала выправляться с начала 2000-х годов. К сожалению, как раз в это время в России и произошел перекос в сторону выездного туризма. Шоп-туры, сменившие в постсоветскую эпоху плановый выездной туризм «Интуриста», по сути, были достаточно примитивной формой организацией бизнеса, при которой рентабельность предприятия высчитывалось по незамысловатой формуле: «накладные расходы по организации поездки» + «сколько хочу на этом заработать» = «цена тура для клиента». Привыкнув к легким деньгам, предприятия туристической индустрии предпочли, в основной массе, кропотливой работе по созданию современной отрасли в своей стране организацию выездных туров, благо этот вид туризма в нашей стране крайне востребован и до сего времени: отбить охоту съездить за границу у нашего населения не смогли ни пандемия, ни СВО, ни санкции. В современном мире культ путешествий является одним из самых распространенных культов. Многие люди готовы влезть в долги и взять кредит, просто чтобы не отставать от своих коллег, посетивших Египет, Таиланд, Турцию и другие страны. Поэтому спрос на услуги туристических агентств рос с каждым годом, и, следовательно, создание туристических агентств, работающих на выезд, считалось эффективным способом организации бизнеса. Даже в период пандемии невозможно было остановить тех, кто привык проводить отпуск заграницей или в своей стране — но подальше от родного дома. Полмиллиона рублей за авиабилет до Египта — эта та сумма, которую выкладывали во время каникул в ноябре 2021 года.

Тем не менее, хоть тяжело и со скрипом, но наша туристическая индустрия разворачивается лицом ко внутреннему туризму. Немалую роль в этом играют решения, принятые на государственном уровне. Развитие туристической отрасли является одним из приоритетных направлений экономики и народного хозяйства Российской Федерации, которому в последние годы уделяется достаточно много внимания со стороны Правительства РФ. Регулярное обновление законодательных актов в области туризма, внедрение многочисленных государственных программ, направленных на развитие данной отрасли, создание агрегаторов и государственной корпорации «Туризм.РФ» способствуют созданию устойчивой тенденции к развитию въездного и внутреннего туризма, что тем более актуально в условиях пандемии, ковидных и пост-ковидных ограничений, а также во время действий санкций в отношении Российской Федерации. Несмотря на то, что даже в условиях СВО и санкций Россия не стала принимать зеркальные меры и ввязываться в «визовую войну», количество прибытий иностранных туристов значительно сократилось. Естественно, уменьшилось и количество выезжающих на отдых за пределы Российской Федерации. Внутренний туризм — это то, что призвано спасти туристическую отрасль от окончательного распада, а регионам — помочь в решении экономических трудностей. Внутренний туризм — это самозанятость населения и/или новые рабочие места даже в тех уголках страны, которые не могут похвастаться развитой инфраструктурой, высоким уровнем социально-экономического развития или богатым культурным наследием.

Найти «изюминку» в родном селе, городке, районе и сделать из него бренд — вполне реально. Оймякон сделал своим брендом холод, город Мышкин — мышь, а Торжок — котлеты, воспетые великим русским поэтом в путевых заметках. Выясняется, что малым городам есть что предложить: Мичуринск — это питомник И. В. Мичурина, Тамбов — музей-усадьба Рахманинова, Псков — Кром, село Ново-Талицы — дом-музей Цветаевых, Чита — церковь, в которой венчались декабристы, Нерчинск — дворец Бутиных, село Калинино Нерчинского района — Успенский собор, первое на территории Сибири каменное здание, поселок Беркакит Нерюнгринского района — сероводородный источник, освященный настоятелем храма и приобретший славу оздоравливающего.

Въездной туризм — это деньги, которые туристы оставляют в своей стране, а не вывозят миллиардами — на благо чужой экономики. Это возможность узнать свою страну и узнать, что есть много поводов гордится своей страной, о которых раньше даже не подозревали, пролеживая бока на заморских пляжах. Туризм может и должен стать катализатором экономического развития регионов, в том числе и малых городов, ресурсный потенциал которых достаточно высок, чтобы многие из них смогли бы стать достойной заменой популярным зарубежным направлениям.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний туризм, Российская Федерация, туристическая отрасль, Россия, туризм, туристическая индустрия, вид туризма, геополитическая ситуация, Египет, Турция.


Ключевые слова

развитие, стратегия, перспектива, санкции, регионы, внутренний, туризм выездной, въездной, геополитическая ситуация

Похожие статьи

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, инфраструктура, развитие.

По этой причине к туристической индустрии необходимо более тщательное внимание.

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма

Российская туристическая отрасль в целом имеет большие перспективы в развитии.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, въездной туризм, инженерная инфраструктура, компания, российский туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. Похожие статьи.

Анализ статистики туризма в период пандемии (2019–2021 гг.)

Для анализа въездного туризма помимо Франции, Китая, Казахстана, Турции и Эстонии были выбраны также Армения, Узбекистан, Германия, Куба и Япония, поскольку большинство туристов из этих стран чаще всего посещают Россию с туристическими целями в периоды 2019–2021 гг.

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры

С целью туризма иностранные граждане прибыли в РФ 2539 тыс. раз, увеличение потока составляет 13 % [2]

‒ растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низко

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в...

Сравнительный анализ состояния туристских отраслей в странах...

Индустрия туризма Турции за последние годы переживает интенсивный рост.

2016 год был непростым для туристической отрасли, но проверку на прочность она успешно прошла.

В «Стратегии развития туризма в Грузии — 2025» излагается видение развития отрасли на период 2015–2025

Развитие внутреннего туризма России вусловиях экономических санкций.

Современное состояние и тенденции развития туризма в мировой...

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших секторов мировой

В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причём внутренний

При этом отмечается, что в 2015 году российский туризм по-прежнему будет испытывать

В то же время турпоток из Турции вырос на 13,5 %, из Китая — на 10–15 %, из Южной Кореи благодаря...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма неоднократно заявлялось приоритетом [36, ст. 4; 22; 20; 19; 23]. Однако это не способствовало всемерному росту показателей национального туризма.

Популярные виды туризма в России | Статья в журнале...

Российская туристическая отрасль в целом имеет большие перспективы в развитии. Но туризм имеет определенные подвиды, которые в той или иной степени отличаются друг от друга. В статье рассмотрены одни из более перспективных направлений туризма, таких как...

Проблемы российского туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, международный туризм, проблемы российского туризма.

Но для России международный туризм представляется ещё с большими перспективами.

Российская туристическая отрасль имеет неэффективную систему рекламирования.

Хачатрян A. A. Проблемы развития внутреннего туризма в россии и потенциальные пути их решения...

Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира

Россия, российский туризм, международный туризм, время, российская туристическая отрасль, развитие

TTCI, Россия, место, Российская Федерация, туризм, критерий, Индекс, общий индекс России.

Расходы туристов из разных страны на международный туризм с 2010 по 2013г.

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки.

Похожие статьи

Туристическая отрасль в России | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, инфраструктура, развитие.

По этой причине к туристической индустрии необходимо более тщательное внимание.

Россия, въездной туризм, туризм, Российская Федерация, развитие, развитие туризма

Российская туристическая отрасль в целом имеет большие перспективы в развитии.

Проблемы развития туристической отрасли | Статья в журнале...

проблема, внутренний туризм, Россия, Российская Федерация, въездной туризм, инженерная инфраструктура, компания, российский туризм, туристическая отрасль, туристская сфера. Похожие статьи.

Анализ статистики туризма в период пандемии (2019–2021 гг.)

Для анализа въездного туризма помимо Франции, Китая, Казахстана, Турции и Эстонии были выбраны также Армения, Узбекистан, Германия, Куба и Япония, поскольку большинство туристов из этих стран чаще всего посещают Россию с туристическими целями в периоды 2019–2021 гг.

Анализ современного состояния туризма в России

Ключевые слова:въездной туризм, внутренний туризм, развитие туризма, лидеры

С целью туризма иностранные граждане прибыли в РФ 2539 тыс. раз, увеличение потока составляет 13 % [2]

‒ растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низко

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в...

Сравнительный анализ состояния туристских отраслей в странах...

Индустрия туризма Турции за последние годы переживает интенсивный рост.

2016 год был непростым для туристической отрасли, но проверку на прочность она успешно прошла.

В «Стратегии развития туризма в Грузии — 2025» излагается видение развития отрасли на период 2015–2025

Развитие внутреннего туризма России вусловиях экономических санкций.

Современное состояние и тенденции развития туризма в мировой...

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших секторов мировой

В настоящее время выделяют внутренний и международный туризм, причём внутренний

При этом отмечается, что в 2015 году российский туризм по-прежнему будет испытывать

В то же время турпоток из Турции вырос на 13,5 %, из Китая — на 10–15 %, из Южной Кореи благодаря...

Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской...

В Российской Федерации и до 2015 года развитие внутреннего и въездного туризма неоднократно заявлялось приоритетом [36, ст. 4; 22; 20; 19; 23]. Однако это не способствовало всемерному росту показателей национального туризма.

Популярные виды туризма в России | Статья в журнале...

Российская туристическая отрасль в целом имеет большие перспективы в развитии. Но туризм имеет определенные подвиды, которые в той или иной степени отличаются друг от друга. В статье рассмотрены одни из более перспективных направлений туризма, таких как...

Проблемы российского туризма | Статья в журнале...

Ключевые слова: туризм, международный туризм, проблемы российского туризма.

Но для России международный туризм представляется ещё с большими перспективами.

Российская туристическая отрасль имеет неэффективную систему рекламирования.

Хачатрян A. A. Проблемы развития внутреннего туризма в россии и потенциальные пути их решения...

Безопасность в сфере туризма на примере ряда стран мира

Россия, российский туризм, международный туризм, время, российская туристическая отрасль, развитие

TTCI, Россия, место, Российская Федерация, туризм, критерий, Индекс, общий индекс России.

Расходы туристов из разных страны на международный туризм с 2010 по 2013г.

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки.

Задать вопрос