Проблема выбора: «Потерянный Рай» Джона Мильтона и «Буря столетия» Стивена Кинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 2992 раза

Библиографическое описание:

Шкрабо, О. Н. Проблема выбора: «Потерянный Рай» Джона Мильтона и «Буря столетия» Стивена Кинга / О. Н. Шкрабо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5514/ (дата обращения: 17.12.2024).

Я благим

Его и чистым создал; волю дал

Свободно Зло отвергнуть или пасть.

Джон Мильтон


Каждый человек, будь то малыш, который решает, какая игрушка ему больше нравится, или выпускник школы, который выбирает между продолжением обучения и началом рабочей деятельности, или человек, которому нужно принять сложное с точки зрения морали решение, рано или поздно сталкивается с проблемой выбора.
Согласно Библии Бог наделил человека свободой воли, свободой выбора, и, следовательно, посеял в душе человека сомнения и колебания, связанные с этими свободами.
Человек, как правило, не стоит перед выбором между «хорошо» и «лучше», человек оказывается в таких условиях, когда «оба выхода ранят» [Кинг, с. 381]. Именно перед таким выбором стоит Адам в «Потерянном рае» Джона Мильтона, именно перед таким выбором стоят Майк Андерсон и жители острова Литтл-Толл в «Буре столетия» Стивена Кинга.
Мы не случайно остановились на этих двух произведениях. Безусловно, они относятся к разным жанрам и стилям: «Буря столетия» представляет собой роман в форме телесценария, «Потерянный Рай» – синтез эпоса, философской поэмы, драмы и пасторали.
Мильтон и Кинг представляют разные эпохи, являясь диаметрально противоположными личностями, не похожими друг на друга авторами, но их объединяет забота о человеке, его судьбе и выборе, перед которыми он стоит. В основу «Потерянного Рая» и «Бури столетия» легли две отличные друг от друга, по-разному воспринятые и воплощенные истории из Библии, но проблема, лежащая в их основе одна и та же: выбор, который делает человек.
С точки зрения художественной формы и роман С. Кинга, и эпос Дж. Мильтона имеют схожие черты. Во-первых, конфликт: психологический – борьба человека с самим собой, нравственный – столкновение интересов человека и общества (Андре Линож и община, Майк Андерсон и община, Сатана и ангелы), конфликт характеров (Майк Андерсон и Робби Биллз, Майк Андерсон и Андре Линож, Майк Андерсон и Молли Андерсон, Сатана и Бог, Сатана и Абдиил, Адам и Ева), конфликт добра и зла.
Во-вторых, оба автора вводят сон как внесюжетный элемент, предопределяющий дальнейшие события (сон Евы) или носящий характер предупреждения (сон жителей Литтл-Толла). Для создания определенного эмоционального фона используется пейзаж: светлые, солнечные тона в описании Эдемского сада, наполненного жизнью и пасторальной гармонией, мрачные краски Ада, отражающие безысходность и отчаяние, изображение Литтл-Толла, погребенного под снегом, олицетворяющее отделенность от мира, скрытую угрозу, – «снег красив, снег смертоносен, снег – это занавес…» [Кинг, с. 7], вид разрушающегося маяка как символ будущего падения города, утраты его жителями света и гармонии бытия.
Как отмечалось выше, «Потерянный Рай» и «Бурю столетия» объединяет в первую очередь тема – выбор, который делает человек. В «Потерянном Рае» Адам выбирает между верой и верностью. Он готов понести наказание вместе с Евой, выступая против воли Божьей. Как отмечает Т. А. Павлова, «причина грехопадения Адама кроется в данной ему Богом свободе, которая, однако, необходима человеку для самостоятельного сознательного выбора» [Павлова, с. 327].
Майк Андерсон вместе с другими жителями острова оказывается перед выбором: сохранить верность себе, веру в себя как в творение божье, но лишиться жизни, или предать самое себя ради призрачного сохранения земного существования, не осознавая в момент выбора, что цена предательства тоже смерть. Майк единственный понимает, что любое решение приведет к одному и тому же концу, но он один противостоит испуганной, не осознающей своих действий толпы, которая до помутнения рассудка боится утраты земного существования, забыв, что завершается жизненный путь всегда одинаково.
Адам и Ева теряют бессмертие, беспечность и наивность существования, теряют Рай, «прекрасные, счастливые места» [ПР, с. 126], обретая взамен «целый мир», свой собственный рай:
По сути, Адам и Ева выбирают жизнь, где с радостью и удовольствиями соседствуют печаль и страдания, жизнь, которая ведет к смерти, к завершению человеческого существования.
В основе истории Литтл-Тола можно найти библейские корни – миф о жертвоприношении Исаака, с той лишь разницей, что жертвует своего единственного сына Майк Андерсон не по своей воле и отнюдь не во имя Бога. «Буря столетия», как и «Потерянный рай» рассказывает о выборе, о вере, о борьбе Добра и Зла, которое происходит не столько во внешнем мире, сколько внутри нас. Роман наполнен библейскими цитатами и аллюзиями, а имя Зла в – Андре Линож (Linoge) оказывается анаграммой к слову «легион» (legion), что отсылает к еще одному библейскому мифу (Евангелие от Марка): «легион имя мне, потому что нас много» (My name is Legion: for we are many) [Мк. 5:9, Кинг, с. 224,].
Мильтон полагал, что залогом спасения является свобода воли, но спасение достижимо только путем веры и покаяния. Дар разума дан именно для того, чтобы «отличать дурное от хорошего, и воля, дабы противиться дурным страстям и желаниям» [Павлова, с. 327].
Цена за предательство, за неверие – смерть духовная, смерть человека как личности, что намного страшнее смерти физической. Джон Мильтон в трактате «О Христианском учении» говорит о четырех степенях смерти: «первая из них – виновность и зло, которое за нею следует. Вторая – духовная смерть; она лишает человека разума и свободы делать добро. Затем следует физическая смерть – смерть тела, а с нею и смерть души. <…> Наконец, для тех воскресших, кто подвергся осуждению на Страшном суде, наступала четвертая стадия смерти – окончательного небытия проклятых навеки» [Павлова, с. 331].
Герои Мильтона и Кинга делают разный выбор: Адам выбирает падение, но вместе с Евой, Андерсон отрекается от своей Евы, от любви мужчины к женщине, во имя более сильного, искреннего и безусловного чувства – любви отца к сыну. Это только его выбор. Он один. Его выбор бессмыслен и тщетен, но он самостоятельный. Выбор Майка Андерсона – это чистая реализация свободной воли, данной человеку Богом. Вопреки обстоятельствам, страху и осознанию предопределенности ситуации.
Жители Литтл-Тола сохранили свое физическое существование, но, согласно интерпретации смерти, предлагаемой Мильтоном, их постигла вторая степень смерти – смерть духовная. Стоит отметить, что большинство жителей острова познали и первую степень смерти, о чем им и напоминает Линож, за что он их и карает.
Андре Линож в некоторой степени выступает в романе как карающая десница божья. Он появляется на острове перед бурей, которая, кажется, послана как предупреждение или, возможно, как возмездие жителям острова, все глубже утопающим в своих грехах: «Ваш город полон прелюбодеев, педофилов, воров, обжор, убийц, хулиганов, мошенников и скупердяев. И каждого из них я знаю. Рожденный в грехах – рассыпься в прах. Рожденный в грязи – в ад ползи» [Кинг, с. 318] – заявляет Линож Майку Андерсону перед городским собранием, на котором жители города должны решить жить им или умереть, вернее, если следовать мильтоновскому толкованию смерти, как им умереть.
Он наказывает некоторых и предупреждает, что кара постигнет всех, если они не уступят ему: «дайте мне то, что я хочу, и я уйду» [Кинг, с. 97]. Вот искупление, которое предлагает Зло – откупитесь и я оставлю вам жизнь, но он не упоминает, что от совести, которую также даровал людям Бог, откупиться нельзя. И в этом случае смерть, как уже говорилось выше, настигает человека гораздо раньше гибели физической оболочки и смерть эта страшнее смерти физической, ибо она не прекращает существование человека, а делает его невыносимым, поселяя в его душе Ад, как это произошло с мильтоновским Сатаной, который ясно осознал, что Ад в этом случае становится неотъемлемой частью жизни: «Везде/В Аду я буду. Ад – я сам» [ПР, с. 120].
На прощанье Линож говорит жителям города: «возможно, вы сами обманули себя» [Кинг, с. 360], предупреждая таким образом, что пытаясь избежать смерти, они встретятся с ней намного раньше, чем предполагают.
Таким образом, перед нами две точки зрения на проблему выбора и ее решение. В XVII веке Дж. Мильтон говорит о победе любви человеческой над любовью к Богу. В душе Адама нет места эгоистическим побуждениям, он не стремится сохранить себя ценой предательства ближнего. Если на какой-то момент у него и мелькает мысль оставить Еву во имя Бога, то он отказывается от нее, осознавая, что бремя предательства не позволит ему наслаждаться жизнью в Раю. Адам не мыслит жизнь без Евы, а смерть духовная для него страшнее смерти физической.
В XX веке С. Кинг рассуждает о том, что в современном мире человек не чтит Бога и себя как Его творение. Человек настолько озабочен земным существованием, что высшие ценности для него не имеют значения. Он видит только себя, другие люди, даже самые близкие, являются лишь средством достижения желаемого, фоном существования. Смерть проникла в мир и прочно обосновалась в нем, не всегда видимая и осознаваемая, но существующая и поглощающая человека еще при жизни.
По мнению М.А. Низаева, «свобода воли первозданного человека проявилась в том, что он реально предпочитает низшие желания и стремления высшим духовным ценностям» [Низаев, с. 14]. В «Потерянном рае» эти желания направлены на ближнего, т.е. на Еву, в «Буре столетия» - на самого человека. Любовь к ближнему сохранил в себе лишь Майк Андерсон, он, как и Адам, не способен предать, но его любовь ничтожно мала против эгоистичного страха большинства.
Каждый человек сталкивается с необходимостью выбора, принимает свое собственное решение, верное с его точки зрения и, возможно, ошибочное с точки зрения другого, но важно не то, насколько верным является это решение и какими будут его последствия, важно то, что каждый человек сам несет ответственность за свой выбор. Свобода выбора дана каждому из нас и только от нас зависит, какое решение выберем мы, оказавшись с проблемой выбора лицом к лицу.

Литература:
  1. Кинг, С. Буря столетия: Роман / С. Кинг; Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 381, [3] с.
  2. Мильтон, Д. Потерянный рай. Возвращенный рай: поэмы / Джон Мильтон; [пер. с англ. А.А. Штейнберга, Е.Т., Н.А. Брянского; предисл. Л. Сумм; примеч. И. Одаховской, А. Зиновьева]. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.: ил.
  3. Низаев, М.А. Понятие «свобода воли» в христианстве и исламе: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.13 / ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет» – М., 2009. – 23 с.
  4. От Марка святое благовествование / Библия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/bible/russian/rusbib52.htm. – Дата доступа: 01.04.2012.
  5. Mark / The Holy Bible. King James Version. [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.magister.msk.ru/library/bible/english/kjv-mr.htm. – Date of access: 01.04.2012.
  6. Milton John. Complete Poems and Major Prose / John Milton // Edited by Merrit Y. Hughes. Notes and Introductions by the Editor. – Indianapolis: The Odyssey Press, 1976. – 1059 p.

  7. Tesdal L. Death in Paradise Lost. USA: The University of Texas at Arlington. – 2009. – 69 p.

Основные термины (генерируются автоматически): Потерянный рай, смерть, выбор, Кинг, Павлово, жизнь, житель острова, земное существование, проблема выбора, Бур столетия.


Задать вопрос