Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Белицкая О. В. Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 318-320. — URL https://moluch.ru/archive/45/5506/ (дата обращения: 14.12.2018).

Модернизация системы профессионального образования в России в связи с возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий приводит к изменению ее целевых ориентиров и провозглашению в качестве главной цели подготовку высококвалифицированного специалиста нового типа, способного мобильно и грамотно ориентироваться в современных условиях.

Изменение соци­ального заказа общества на приобретение студентами знаний о средствах массовой информации и коммуникации требует по мнению Л.А.Ивановой «расширения содержания образования и введения в него новых компонен­тов, связанных с медиаобразованием, с информатизацией и компьютеризацией образовательного пространства…». То есть, можно справедливо говорить о формировании и развитии качественно нового образовательного пространства учебного заведения – медиапространства.

В психолого-педагогической теории понимание его сущности рассматривается в работах В.В. Гура, С.В. Зенкиной, Е.А. Бондаренко, И.Г. Захаровой, В.С. Тоискина, В.В. Красильникова и исследуется в контексте формирования высших ценностей как детерминанта развития медиакомпетентности и культуры личности в целом.

Анализ этих и других работ позволил определить образовательное медиапространство учебного заведения как педагогически целесообразно организованную в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов многоаспектную целостную реальность, в которой ее субъекты посредством медиатехнологий самостоятельно осуществляют сетевое взаимодействие, реализуют стандарты среднего профессионального образования третьего поколения для достижения двуединого результата: объективного (развитие самого пространства) и субъективного (повышение уровня медиакомпетентности студентов).

Образовательное пространство – не статическое явление, а подвержено развитию, которое в философии понимается как «закономерное изменение, в результате которого возникает качественно новое состояние объекта, его состава или структуры» [3]. Основными признаками П.В. Алексеев, А.В. Панин называют: качественный характер изменений, их необратимость и направленность. Эти положения позволяют рассматривать развитие образовательного медиапространства как процесс необратимого, направленного изменения его компонентов, детерминированного как содержательно-образовательной организацией процесса обучения через использование соответствующего профессионально-дидактического обеспечения, так и самостоятельностью всякого взаимодействия субъектов медиапространства, в том числе информационного и сетевого.

Изучение вопроса развития образовательного медиапространства выявило необходимость использования метода моделирования. Структура и содержание моделируемого процесса обусловлена теоретико-методологическими подходами: системный, информационный, практико-ориентированный, медиакомпетентностный.

При главном медиакомпетентностном подходе (В.Д.Шадриков, А.В. Шариков, А.В. Федоров, И.В. Челышева, Н.П. Рыжих и др.) и на основании теоретических положений о сущности, компонентном составе и развитии образовательного медиапространства учебного заведения (Л.А. Иванова, Т.И. Мясникова, А.В. Новикова), а также накопленных научных знаний о моделировании (В.П. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.И. Уман и др.) нами обоснована соответствующая модель (рис.1).

В первом блоке на основе принципа декомпозиции цели выделенного А.М. Новиковым определена цель, опирающаяся на социальный заказ общества и соотносящаяся с конкретными задачами.

Рис 1. Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения

Достижение поставленной цели обусловлено располагаемой информацией и условиями, что привело нас к выделению второго блока модели – организационно-содержательного, включающего в себя структуру образовательного медиапространства. Другими словами данный блок отвечает на вопросы: что и как преобразовывается в образовательном медиапространстве для гарантии достижения двуединого результата?

Организация теоретического и практического содержания дисциплин информационного цикла представлена в блоке как специально отобранное и структурированное содержание обучающих программ различных дисциплин: «Информатика», «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и т.п.

Известно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский). В их обосновании и определении мы исходили из исследований Б.В. Куприянова, Л.В. Павловой, Г.И. Кирилловой и выявили внутренние и внешние (С.Л. Рубинштейн, И.Э. Рахимбаева и др.) педагогические условия. К первым относятся готовность субъектов медиапространства к работе с медиаресурсами и выработка их профессиональной позиции в нем. Внешние условия включают медианаправленность организации учебной и внеаудиторной работы, а также формирование у студентов опыта медиатворчества.

В реализации процессуального блока предполагается поэтапное применение методического обеспечения, использование методов, форм и средств взаимодействия субъектов исследуемого пространства, основанных на медиатехнологиях (медиаурок, презентации творческих работ и проектов, создание портфолио и веб-сайтов, интерактивные лекции, интернет-конференции, творческие мероприятия с использованием медиатехнологий и т.д.), выполнение творческих заданий, имеющих медийную направленность.

Оценочно-результативный блок модели включает в себя субъективный и объективный результаты, критерии и уровни которых разработаны нами. Объективный аспект носит прагматический характер и рассматривается с позиции эффективности модели в целом (развитие самого медиапространства) и субъективный, который имеет уровневый характер и рассматривается с позиции соотношения общего и частного (достигнутый студентами уровень медиакомпетентности).

Для объективного аспекта нами обоснованы низкая, средняя и высокая степени. Базовыми критериями по отношению к развитию самого образовательного медиапространства могут служить исследования и труды А.А. Веряева, И.К. Шалаева, Е.А. Александровой, И.Е. Иванцовой и соответствие основным его компонентам: субъектный, информационный, медиатехнологический профессионально-направленный, коммуникационный.

Исследования А.В. Федорова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.К. Мартиной, критерии (мотивационно-целевой, практико-операционный, креативный) и показатели, разработанные на основе компонентного состава медиакомпетентности студентов, определили качественную характеристику ее уровней: элементарного, достаточного, оптимального.

Представленная модель носит целостный характер. Все компоненты модели взаимосвязаны и служат достижению результата – развитию образовательного медиапространства учебного заведения.


Литература:

  1. Иванова, Л.А. Медиаобразование на кафедре педагогики ИГЛУ – ретроспективный анализ и перспективы развития // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.36-46.

  2. Рахимбаева, И. Э. Управление качеством образования на художественно-творческих факультетах педвузов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Рахимбаева Инга Эрленовна;- Москва, 2009.- 408 с.: ил

  3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): учебное заведение, образовательное пространство, развитие, двуединый результат, компонентный состав, объективный аспект, социальный заказ общества.


Похожие статьи

Типовые подходы к анализу сущности образовательного...

Образовательное пространство (в отличие от образовательной среды) характеризуется в значительной степени объективным

Развитие социального партнерства, укрепление национальных традиций в семье и обществе, несомненно, укрепляют «поликультурное...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная

‒ включать в себя четкие цели, результат будет являться решающим для общего исхода дела

Учебное заведение как социальная организация обладает «замкнутым характером...

Проектирование развития открытого образовательного...

Таким образом, реализация проекта развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства позволяет решать многие социальные и экономические проблемы общества в целом.

Создание единого информационного пространства вуза

Основными аспектами организации информационного образовательного пространства вуза являются

Новикова В. А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования

пространство, высшее учебное заведение, информационное общество...

Развивающий потенциал воспитательного пространства...

Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения. Автор: Искрин Никита Сергеевич.

культурных ценностей и социальных норм общества, развитиекак процесс и результат социализации.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением

Различные аспекты влияния образовательной среды на развитие личности

В структуре образовательной среды В. Левин выделяет следующие компоненты: социальный...

Построение образовательной среды современной школы

Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]...

Роль культурно-образовательного пространства вуза...

Таким образом, в результате анализа современного состояния молодежной среды, а также потенциала культурно-образовательного пространства вуза

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

...определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты

для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4].

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Типовые подходы к анализу сущности образовательного...

Образовательное пространство (в отличие от образовательной среды) характеризуется в значительной степени объективным

Развитие социального партнерства, укрепление национальных традиций в семье и обществе, несомненно, укрепляют «поликультурное...

Стратегия развития образовательного учреждения

В статье рассматривается стратегия развития образовательного учреждения, как основная

‒ включать в себя четкие цели, результат будет являться решающим для общего исхода дела

Учебное заведение как социальная организация обладает «замкнутым характером...

Проектирование развития открытого образовательного...

Таким образом, реализация проекта развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства позволяет решать многие социальные и экономические проблемы общества в целом.

Создание единого информационного пространства вуза

Основными аспектами организации информационного образовательного пространства вуза являются

Новикова В. А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования

пространство, высшее учебное заведение, информационное общество...

Развивающий потенциал воспитательного пространства...

Развивающий потенциал воспитательного пространства образовательного учреждения. Автор: Искрин Никита Сергеевич.

культурных ценностей и социальных норм общества, развитиекак процесс и результат социализации.

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических заведениях связано с внедрением

Различные аспекты влияния образовательной среды на развитие личности

В структуре образовательной среды В. Левин выделяет следующие компоненты: социальный...

Построение образовательной среды современной школы

Под образовательной развивающей средой В. А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [6]...

Роль культурно-образовательного пространства вуза...

Таким образом, в результате анализа современного состояния молодежной среды, а также потенциала культурно-образовательного пространства вуза

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных...

...определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты

для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4].

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении.

Задать вопрос