Библиографическое описание:

Белицкая О. В. Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 318-320.

Модернизация системы профессионального образования в России в связи с возрастающей ролью информационно-коммуникационных технологий приводит к изменению ее целевых ориентиров и провозглашению в качестве главной цели подготовку высококвалифицированного специалиста нового типа, способного мобильно и грамотно ориентироваться в современных условиях.

Изменение соци­ального заказа общества на приобретение студентами знаний о средствах массовой информации и коммуникации требует по мнению Л.А.Ивановой «расширения содержания образования и введения в него новых компонен­тов, связанных с медиаобразованием, с информатизацией и компьютеризацией образовательного пространства…». То есть, можно справедливо говорить о формировании и развитии качественно нового образовательного пространства учебного заведения – медиапространства.

В психолого-педагогической теории понимание его сущности рассматривается в работах В.В. Гура, С.В. Зенкиной, Е.А. Бондаренко, И.Г. Захаровой, В.С. Тоискина, В.В. Красильникова и исследуется в контексте формирования высших ценностей как детерминанта развития медиакомпетентности и культуры личности в целом.

Анализ этих и других работ позволил определить образовательное медиапространство учебного заведения как педагогически целесообразно организованную в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов многоаспектную целостную реальность, в которой ее субъекты посредством медиатехнологий самостоятельно осуществляют сетевое взаимодействие, реализуют стандарты среднего профессионального образования третьего поколения для достижения двуединого результата: объективного (развитие самого пространства) и субъективного (повышение уровня медиакомпетентности студентов).

Образовательное пространство – не статическое явление, а подвержено развитию, которое в философии понимается как «закономерное изменение, в результате которого возникает качественно новое состояние объекта, его состава или структуры» [3]. Основными признаками П.В. Алексеев, А.В. Панин называют: качественный характер изменений, их необратимость и направленность. Эти положения позволяют рассматривать развитие образовательного медиапространства как процесс необратимого, направленного изменения его компонентов, детерминированного как содержательно-образовательной организацией процесса обучения через использование соответствующего профессионально-дидактического обеспечения, так и самостоятельностью всякого взаимодействия субъектов медиапространства, в том числе информационного и сетевого.

Изучение вопроса развития образовательного медиапространства выявило необходимость использования метода моделирования. Структура и содержание моделируемого процесса обусловлена теоретико-методологическими подходами: системный, информационный, практико-ориентированный, медиакомпетентностный.

При главном медиакомпетентностном подходе (В.Д.Шадриков, А.В. Шариков, А.В. Федоров, И.В. Челышева, Н.П. Рыжих и др.) и на основании теоретических положений о сущности, компонентном составе и развитии образовательного медиапространства учебного заведения (Л.А. Иванова, Т.И. Мясникова, А.В. Новикова), а также накопленных научных знаний о моделировании (В.П. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.И. Уман и др.) нами обоснована соответствующая модель (рис.1).

В первом блоке на основе принципа декомпозиции цели выделенного А.М. Новиковым определена цель, опирающаяся на социальный заказ общества и соотносящаяся с конкретными задачами.

Рис 1. Модель развития образовательного медиапространства учебного заведения

Достижение поставленной цели обусловлено располагаемой информацией и условиями, что привело нас к выделению второго блока модели – организационно-содержательного, включающего в себя структуру образовательного медиапространства. Другими словами данный блок отвечает на вопросы: что и как преобразовывается в образовательном медиапространстве для гарантии достижения двуединого результата?

Организация теоретического и практического содержания дисциплин информационного цикла представлена в блоке как специально отобранное и структурированное содержание обучающих программ различных дисциплин: «Информатика», «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и т.п.

Известно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий (Ю.К. Бабанский). В их обосновании и определении мы исходили из исследований Б.В. Куприянова, Л.В. Павловой, Г.И. Кирилловой и выявили внутренние и внешние (С.Л. Рубинштейн, И.Э. Рахимбаева и др.) педагогические условия. К первым относятся готовность субъектов медиапространства к работе с медиаресурсами и выработка их профессиональной позиции в нем. Внешние условия включают медианаправленность организации учебной и внеаудиторной работы, а также формирование у студентов опыта медиатворчества.

В реализации процессуального блока предполагается поэтапное применение методического обеспечения, использование методов, форм и средств взаимодействия субъектов исследуемого пространства, основанных на медиатехнологиях (медиаурок, презентации творческих работ и проектов, создание портфолио и веб-сайтов, интерактивные лекции, интернет-конференции, творческие мероприятия с использованием медиатехнологий и т.д.), выполнение творческих заданий, имеющих медийную направленность.

Оценочно-результативный блок модели включает в себя субъективный и объективный результаты, критерии и уровни которых разработаны нами. Объективный аспект носит прагматический характер и рассматривается с позиции эффективности модели в целом (развитие самого медиапространства) и субъективный, который имеет уровневый характер и рассматривается с позиции соотношения общего и частного (достигнутый студентами уровень медиакомпетентности).

Для объективного аспекта нами обоснованы низкая, средняя и высокая степени. Базовыми критериями по отношению к развитию самого образовательного медиапространства могут служить исследования и труды А.А. Веряева, И.К. Шалаева, Е.А. Александровой, И.Е. Иванцовой и соответствие основным его компонентам: субъектный, информационный, медиатехнологический профессионально-направленный, коммуникационный.

Исследования А.В. Федорова, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, Н.К. Мартиной, критерии (мотивационно-целевой, практико-операционный, креативный) и показатели, разработанные на основе компонентного состава медиакомпетентности студентов, определили качественную характеристику ее уровней: элементарного, достаточного, оптимального.

Представленная модель носит целостный характер. Все компоненты модели взаимосвязаны и служат достижению результата – развитию образовательного медиапространства учебного заведения.


Литература:

  1. Иванова, Л.А. Медиаобразование на кафедре педагогики ИГЛУ – ретроспективный анализ и перспективы развития // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность / Отв. ред. О.А.Лапина, Л.А.Иванова. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. лингв. ун-та, 2008. С.36-46.

  2. Рахимбаева, И. Э. Управление качеством образования на художественно-творческих факультетах педвузов: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Рахимбаева Инга Эрленовна;- Москва, 2009.- 408 с.: ил

  3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): образовательного медиапространства, образовательного медиапространства, учебного заведения, учебного заведения, образовательного медиапространства учебного, образовательного медиапространства учебного, медиапространства учебного заведения, медиапространства учебного заведения, развития образовательного медиапространства, развития образовательного медиапространства, достижения двуединого результата, достижения двуединого результата, образовательного пространства учебного, образовательного пространства учебного, развитие образовательного медиапространства, развитие образовательного медиапространства, развитии образовательного медиапространства, развитии образовательного медиапространства, субъектов медиапространства, субъектов медиапространства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle