Статья посвящена особенностям осуществления хозяйственной деятельности субъектами малого бизнеса в современных условиях. В частности статья кратко описывает институт малого предпринимательства, как с юридической, так и с экономической точек зрения. И на основе этого выявляет определенную специфику его деятельности. Также в статье затронуты вопросы важности такого института экономики как малое предпринимательство для самой экономики, а также для общества в целом. В статье проводится сравнение с опытом зарубежных стран в исследуемой области, что необходимо для видения полноценной картины в данной отрасли экономики. В целом статья кратко выявляет современное состояние сферы малого предпринимательства, а также определенные положительные и отрицательные тенденции, на основе чего осуществляются итоговые по статье выводы относительно актуальности более глубоких исследований в вопросе применения научно обоснованных методик в деятельности предприятий малого бизнеса.
Ключевые слова: субъекты малого бизнеса, малое предпринимательство, менеджмент и управление, тенденции в экономике, отрасли экономики.
Малое предпринимательство относится к потенциально важнейшим факторам ускорения рыночных преобразований и обеспечения социально-экономического развития современного общества. Развитие предприятий малого бизнеса способствует постепенному созданию большого процента мелких собственников, чей достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ российского государства, основой политической стабильности и демократического развития общества. Предприятия малого бизнеса тем самым, помимо источника средств существования, также являются способом повышения эффективности человеческих ресурсов. При этом объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий является тем фактором, обуславливающим увеличение числа граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность [1].
Предприятия малого бизнеса - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества в условиях современной экономики РФ, они имеют свои отличительные особенности, преимущества и недостатки, так же существуют некоторые российские закономерности их развития. Функционирование на определенном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация в определенном сегменте рынка, а также возможность создать предприятие малого бизнеса с небольшим начальным капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его неоспоримыми достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Предприятия малого бизнеса за последние годы экономических реформ стали важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию современной России. Именно в этом секторе экономики создаются новые рабочие места.
Этот сектор экономики образует разветвленную сеть малых предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Предприятиями малого бизнеса создается основная масса местных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что важнейшим условием качественного и устойчивого развития является одновременное функционирование крупных, средних, малых предприятий, а также осуществление деятельности, базирующейся на личном труде. Доступность малого бизнеса как сферы деятельности для широкого круга людей обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места [2].
Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мире нет унифицированного определения предприятия малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми, что, похоже, совсем не мешает их развитию и прогрессу. В то же время применяется детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые, средние), при этом, как и в современном российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников предприятия. Наряду с ним применяются и показатели, не предусмотренные отечественным законодательством, - оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и другие. К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества работников, к малым и средним относят предприятия с числом занятых не более 250 человек. Не дается единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в Ирландии. Обычно под малыми и средними там подразумеваются предприятия с числом работающих не более 500 человек [2].
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 25%;
средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно - для средних предприятий;
до ста человек включительно - для малых предприятий; среди последних выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек [2].
Интересна статистика современного развития предприятий малого бизнеса в России. Ниже приведена статистика из исследования 2012 года Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по состоянию малых предприятий в условиях современной экономики.
Таблица 1.1
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации [3]
В докладе НИСИПП приводятся следующие данные: по состоянию на 1 апреля 2012 года в России было зарегистрировано 238,0 тыс. малых предприятий, что на 3,1% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло на 4,8 ед. и составило 166,4 ед. Общий объем оборота малых предприятий в Российской Федерации за 1 квартал 2012 года составил 2 963,0 млрд. рублей, что на 19,6% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. С учетом индекса потребительских цен рост показателя составил 15,3%.
Таким образом, по итогам 1 квартала 2012 года по сравнению с 1 кварталом 2011 года в целом по стране наблюдается положительная динамика всех рассматриваемых показателей развития малого предпринимательства. На 1 апреля 2012 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,1%. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях за год выросла на 15,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 14,2%. Объем оборота малых предприятий вырос на 19,6% (с учетом ИПЦ рост составил 15,3%). Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 29,3% (с учетом ИПЦ рост составил 24,7%) [3].
Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП [5].
В период экономического кризиса и выхода из него малое предпринимательство как никогда нуждается в предоставлении льгот и поддержке государством для сохранения и упрочнения своих позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой.
Главные проблемы развития предприятий малого бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его государственной поддержки. Однако, самая масштабная проблема малого бизнеса в России - нехватка квалифицированного персонала. Далее следуют общий спад спроса в отраслях экономики России, несправедливая конкуренция, недоступность кредитных ресурсов и проблемы с административным регулированием. Вне зависимости от региона, специалисты указывают на следующие проблемы развития предприятий малого бизнеса: административные барьеры, коррупция, дефицит рабочей силы, высокие тарифы, в том числе на Интернет. Пути решения также аналогичны - взятки чиновникам и практически полный отказ от участия в муниципальных программах по поддержке бизнеса.
Таким образом, не преувеличивая значения предприятий малого бизнеса, можно сказать, что его роль в удовлетворении нужд населения должна увеличиваться, особенно в современных условиях экономического кризиса.
Для реализации программ развития предприятий малого бизнеса необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, консультационно-информационной, имущественной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации мер, направленных на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства [4].
Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организация инфраструктуры такой поддержки должна осуществляться путем предоставления им финансовых средств, государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Бюджетная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней может иметь следующие формы: а) субвенции и субсидии, предоставляемые физическим и юридическим лицам; б) бюджетные кредиты, займы и ссуды; в) государственные и муниципальные гарантии; г) иные формы, предусмотренные законодательством РФ. Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, субсидий и субвенций должны устанавливаться федеральными законами о бюджете, законами о бюджете субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы и организации, на которые возложены функции по финансовому обеспечению государственных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, должны выделять бюджетные финансовые средства субъектам и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственных и муниципальных целевых программ [4].
Подводя итоги сказанному, следует отметить, что предприятия малого бизнеса существовали всегда и при любом общественном строе. Эти предприятия стали важным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление. В настоящее время малое предпринимательство имеет свои ниши в различных отраслях экономики. При этом во многих отраслях малое предпринимательство находится, в силу особенностей экономики, в схожих условиях, но применяя различные стили управления и формы, а также методы осуществления деятельности, выбор которых существенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.
На основе вышеизложенного формируется вывод о том, что повышению основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка общих для них методологий, учитывающих как современное состояние и тенденции экономики в целом, особенности малых предприятий, в частности особенности влияния на их деятельность законодательства.
Говоря о влияния законодательства на малый бизнес, стоить сказать о том, что вместе с заметным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере, происходит "вымывание" его из системы государственных заказов. Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в различных проектах, в том числе путем предоставления им права выполнения соответствующих работ или услуг при одновременном использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях.
Литература:
Соснаускене О.И., Сергеева Т.Ю., Пименова Е.В. "Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: Практическое пособие" (2-е издание, переработанное и дополненное) "Омега-Л", 2007.
Ветрова М.Н., Гришанова С.В. Организация деятельности малого предпринимательства: законодательные рамки и нормативное регулирование "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2011, N 6
Ф.С. Сайдуллаев Ежеквартальный информационно-аналитический доклад
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Июль 2012 http://www.nisse.ru/business/article/article_1937.htmlГрудцына Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э.В. "Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный) "ЮРКОМПАНИ", 2009.
Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в России. "Безопасность бизнеса", 2010, N 2