Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 684 раза

Библиографическое описание:

Дудкина, И. В. Роль частно-государственного партнерства в разрешении социальных проблем моногородов (на примере МО ГО «Воркута») / И. В. Дудкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5453/ (дата обращения: 17.12.2024).

Численность моногородов Российской Федерации составляет около 40% от количества всех населенных пунктов страны, и в них расположены значимые для государства предприятия, ведущие свою деятельность при помощи квалифицированных специалистов, количество которых иногда достигает нескольких десятков тысяч человек. При этом на современном этапе развития экономики и социальной политики состояние российских моногородов обсуждается в научном сообществе сравнительно недавно. Однако полноценное развитие социальной сферы монопрофильных городов, грамотное и целенаправленное применение разнообразных мер социальной политики государства по отношению к ним, поддержка трудящихся граждан градообразующих предприятий и населения моногородов в целом, является непременным элементом их полноценного функционирования.

На фоне мирового финансового кризиса 2008 года во многих моногородах возник целый комплекс различных проблем, основной из которых стало резкое понижение инвестиционной активности, временное приостановление инвестиционных проектов, а иногда и отказ от их реализации. Антикризисные меры по улучшению ситуации заключались в уменьшении расходов на социальные программы и персонал, в массовом увольнении работников, поэтому повлекли за собой тяжелые последствия для населения.

Одним из способов решения социально-экономических проблем, возникающих в моногородах, а также поддержания их стабильного развития, является частно-государственное партнерство, в понимание которого каждый гражданин современного общества может вложить свой смысл, поскольку законодательного закрепления данного термина нет. По версии Р.М. Джапаридзе, старшего юриста компании Tenzor Consulting Group, представившего свою точку зрения понятия в общероссийской конференции «Моногорода: современные решения»: «Государственно-частное партнёрство – это альянс государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях, куда можно отнести и особые экономические зоны, и концессионные соглашения, и инвестиционные проекты и всевозможные программы развития, индустриальные парки, государственные контракты, госкорпорации и так далее» 1.

Тема данной статьи актуальна, поскольку выявление проблем социальной сферы и причин их возникновения в монопрофильных городах способствует формированию в современном обществе эффективных путей развития данных населенных пунктов, а частно-государственное партнерство является одним из наиболее значимых среди них.

Муниципальное образование городского округа «Воркута» включено в федеральный список монопрофильных городов России наряду с тремя другими населенными пунктами Республики Коми (Инта, Емва и Жешарт). Социально-экономическая проблематика здесь зародилась давно, выявив экономическую несостоятельность и неэффективность функционирования, а кризис 2008 года лишь усложнил ситуацию.

Для того чтобы наиболее более полно охарактеризовать проблемы социальной сферы заполярного монопрофильного города Воркута и проследить влияние частно-государственного партнерства на их разрешение, рассмотрим динамику отдельных социальных аспектов за различные периоды времени с 2002 года по 2010 год включительно.

Одной из самых важных проблем социальной сферы Воркуты является резкое снижение численности населения города и постоянный отток трудоспособного населения.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, общая численность населения города Воркуты по данным переписей населения составляет (Таблица 1):

Таблица 1

Численность населения МО ГО «Воркута» по итогам переписей населения 2002 г. и 2010 г. (человек)

2002

в % к итогу

2010

в % к итогу

134 172

13,2

95 854

10,6

Источник: 2, стр. 7.


Из Таблицы 1 видно, что по результатам переписей населения общая численность зарегистрированных жителей Воркуты снизилась на 30%. Сегодня в городской черте проживает почти 60% населения городского округа, процесс миграции жителей из посёлков в город продолжается. Это происходит из-за того, что «…люди уезжают в поисках более широких возможностей трудоустройства, более высокого уровня заработков, большего предложения образовательных медицинских услуг. Потоки миграции в пределах республики идут с севера на юг и из села в город, а из республики — в Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Белгородскую и Кировскую области» 3.

Помимо численности населения одним из основных показателей социальной сферы является уровень здравоохранения. Особым показателем, характеризующим эту отрасль народного хозяйства, является общее количество врачей на 10000 человек жителей. Общее количество врачей в Воркуте за 2005-2010 гг. представлено графически на рис. 1, где прослеживается их резкое уменьшение. В настоящее время в городе работает только один молодой специалист, так как выпускники медицинских вузов не хотят возвращаться в Воркуту из-за низкой заработной платы, а также из-за того, что муниципалитеты других регионов предлагают им лучшие условия работы (например, дополнительные выплаты и дотации, кроме предусмотренных в рамках поддержки молодых специалистов).


Рис.1. Численность врачей в МО ГО «Воркута» за 2005-2010 гг.

Источник: составлено автором по данным источника 4.


Таким образом, в Воркуте наблюдается острый дефицит медицинского персонала, не хватает специалистов как узкого, так и общего профиля. К тому же, медицинское оборудование и инвентарь основных учреждений здравоохранения города устарели.

Ещё одним важным аспектом социальной сферы города является образование, где накопился ряд нерешенных проблем, таких, как:

  • несоответствие между сложившейся системой образования и формирующимися общественными потребностями;

  • недостаточный уровень формирования социальной компетентности, толерантности, патриотизма, осознанного выбора здорового образа жизни;

  • отсутствие единой информационной сети, ее ресурсного оснащения;

  • материально-техническая база учреждений требует постоянного обновления.

Соотношение численности учителей в дневных учреждениях, реализующих программы общего образования, и численность обучавшихся в них, представлено в Таблице 2:

Таблица 2

Количество учителей в дневных учреждениях, реализующих программы общего
образования, и численность обучавшихся в них
МО ГО «Воркута» (тыс. человек)

Учебный год / Категория

2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

2010/2011

Обучавшиеся

14,1

12,8

11,7

10,9

10,4

10,0

Учителя

1,195

1,072

1,06

0,857

0,689

0,661

Источник: составлено автором по данным источника 4.

За рассматриваемый период произошло снижение общей численности обучающихся и учителей почти в 2 раза, что связано с упомянутым ранее миграционным процессом населения, а также с «демографическим кризисом» 90-х годов XX века 4, с. 151.

11 февраля 2010 г. в г. Сыктывкаре состоялась межрегиональная конференция по изучению актуальных проблем развития моногородов Севера России. Глава Республики Коми В.М. Гайзер отметил, что «собственники градообразующих предприятий не в состоянии самостоятельно справиться с кризисными явлениями, однако это ни в коей мере не снимает с них ответственности за судьбу моногородов» 5.

Чуть позже, осенью 2010 года, во время визита Главы Республики Коми В.М. Гайзера в Воркуту в рамках частно-государственного партнерства было подписано трехстороннее Соглашение о социально-экономическом партнерстве между правительством республики, муниципалитетом и управляющей компанией ОАО «Северсталь Ресурс», которое является собственником градообразующего предприятия Воркуты ОАО «Воркутауголь» с 2003 года. Документ рассчитан на три года и направлен на укрепление долгосрочного сотрудничества в промышленной, инвестиционной и социальной сферах. В соответствии с данным Соглашением в течение трех лет «Воркутауголь» выделяет на социальные проекты не менее 60 миллионов рублей, поддерживая тем самым важнейшие сферы города: образование, здравоохранение, культуру, спорт, а также благоустройство Воркуты.

Сегодня в угольной отрасли заполярного города трудится около 10 тыс. чел., то есть почти 1/10 часть населения, что определяет высокий уровень социальной ответственности «Воркутауголь» не только в МО ГО «Воркута», но и во всем регионе присутствия. По этому поводу генеральный директор ОАО «Воркутауголь», депутат Государственного совета Коми С.В. Ефанов выразил своё мнение так: «Долгосрочная программа развития города с нашим участием – важный этап на пути повышения уровня жизни воркутинцев и всего региона. На протяжении многих лет развитие социального партнерства в регионах присутствия является одним из приоритетов для компании «Северсталь» 6.

Процесс реализации соглашения в рамках частно-государственного партнерства проходит весьма успешно, поскольку исключает возможность траты денежных средств на те отрасли и начинания, которые не требуют поддержки в действительности.

Распределение денежных средств в рамках Соглашения о социальном партнёрстве за 2011 год можно представить в виде диаграммы (млн. рублей):

Рис. 2.

1. Оборудование для детских садов: весы, мясорубки, пылесосы, стиральные машины, кипятильники, холодильники – 1,8 млн. рублей. 2. Оборудование и мебель для школ: парты ученические со столешницами, регулируемыми по высоте и наклону, морозильные камеры – 1,9 млн. рублей. 3. Инвентарь и техника для лечебно-профилактических учреждений: медицинское оборудование для реабилитации и восстановительного лечения, углекислая ванна, массажная установка для вытяжения позвоночника, гидромассажная установка – 2,53 млн. рублей. 4. Подготовка и организация XIII Спартакиады народов Заполярья и Крайнего Севера – 1 млн. рублей. 5. Спортивное оборудование и инвентарь – 0,99 млн. рублей. 6. Строительство Снежного городка – 2 млн. рублей. 7. Детские площадки (4 единицы) – 2 млн. рублей. 8. Аттракционы для Парка культуры и отдыха: «Вертолёты», «Ралли» и стрелковый тир – 1,18 млн. рублей. 9. Комплекс холодильного оборудования для катка в УСЗК «Олимп» – 5 млн. рублей. 10. Переселение граждан из посёлка Комсомольский в посёлок Воргашор (ремонт квартир) – 1,6 млн. рублей.


Руководство администрации МО ГО «Воркута» так оценивает результаты Соглашения о социальном партнёрстве: «Администрация города благодарно относится к любой помощи и содействию от социально ответственных инвесторов. В том числе от таких стратегически важных партнёров, как «Воркутауголь», «Северсталь», которые не один год помогают обеспечивать развитие учреждений культуры, спорта, образования и поддержание в надлежащем состоянии инфраструктуры города» 7, с. 5.

В течение 2012 года «Северсталь» запустило в Воркуте второй проект благотворительной программы «Дорога к дому», направленной на социальную помощь детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также проект «Рука об руку» на базе Воркутинского технологического техникума, который направлен на социально-психологическую адаптацию детей-сирот в процессе освоения ими профессии. С детьми работают опытные педагоги и психологи, медики, администрация города и другие. Для ребят планируется проводить экскурсии на предприятия угольной отрасли, встречи с успешными выпускниками, работающими в «Воркутауголь» 6.

Подводя итоги анализа социальных проблем МО ГО «Воркута», необходимо отметить, что хоть возникшие годами ранее проблемы в области образования, здравоохранения, социальных гарантий имеют серьёзный характер, так как влекут за собой снижение уровня жизни населения, путём постепенных плановых преобразований в данной сфере возможно изменение ситуации в лучшую сторону. Градообразующее предприятие ОАО «Воркутауголь» активно наращивает свои позиции на промышленном рынке после кризиса 2008 года, планы по добыче угля ежегодно перевыполняются, внедряются различные программы социальной направленности, как для сотрудников компании, так и для остального населения города. Налаживается государственно-частное партнёрство с администрацией МО ГО «Воркута», получены его первые результаты.


Литература:

  1. Джапаридзе Р.М. Государственно-частное партнёрство в моногородах. Механизмы реализации: доклад общероссийской конференции «Моногорода: современные решения», 21.05.2010 г. – URL: http://www.monocityforum.ru.

  2. Сколько нас? Основные итоги переписи населения по Республике Коми.: стат. Сб. / Комистат. – Сыктывкар, 2012. – 68 с.

  3. Нас осталось мало / Трибуна. – 2011. – 21 октября. URL: http://www.tribuna.nad.ru.

  4. Статистический ежегодник Республики Коми. 2011: Стат. сб. / Комистат. 2011. – 483 с.

  5. URL: http://www.komiinform.ru.

  6. URL: http://www.vorkutaugol.severstal.com/rus/press_center/news/document1296. phtml.

  7. Вебер В. БлаГОРОДные цели / Моя Воркута. – 2012. – №3. – 30 января.

Основные термины (генерируются автоматически): Воркута, социальная сфера, частно-государственное партнерство, рубль, МО ГО, социальное партнерство, городской округ, медицинское оборудование, общее образование, современное общество.


Похожие статьи

Особенности развития государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере России

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные регионы (на примере Республики Башкортостан)

Формирование экономического механизма реализации региональных программ развития лесного хозяйства (на примере Чеченской Республики)

Состояние и перспективы социально-экономического развития северных регионов (на примере Магаданской области)

Формирование интеллектуального потенциала как одно из направлений повышения эффективности использования факторов производства (на примере металлургических предприятий Нижегородской области)

Учёт географических, демографических и иных особенностей муниципального образования при осуществлении местного самоуправления (на примере города-героя Волгограда)

Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере Республики Башкортостан)

Особенности социального партнерства некоммерческих организаций и государства в решении проблем молодежи Республики Марий Эл

Программно-целевой метод управления отраслевым рынком картофеля (на примере Пермского края)

Похожие статьи

Особенности развития государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере России

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные регионы (на примере Республики Башкортостан)

Формирование экономического механизма реализации региональных программ развития лесного хозяйства (на примере Чеченской Республики)

Состояние и перспективы социально-экономического развития северных регионов (на примере Магаданской области)

Формирование интеллектуального потенциала как одно из направлений повышения эффективности использования факторов производства (на примере металлургических предприятий Нижегородской области)

Учёт географических, демографических и иных особенностей муниципального образования при осуществлении местного самоуправления (на примере города-героя Волгограда)

Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере Республики Башкортостан)

Особенности социального партнерства некоммерческих организаций и государства в решении проблем молодежи Республики Марий Эл

Программно-целевой метод управления отраслевым рынком картофеля (на примере Пермского края)

Задать вопрос