Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Азимова, Ф. С. Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев / Ф. С. Азимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 308-311. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5436/ (дата обращения: 27.04.2024).

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составлению программ, и обосновывает их огромное значение в практике преподавателей данного типа образовательных учреждений.

Ключевые слова: учебная программа, анализ художественного произведения, литературные понятия, виды устной и письменной работы, законы художественности, дифференциация, специализация, художественное восприятие произведения.


Как известно, учебная программа – важнейший государственый документ в сфере образования после Государственного образовательного стандарта (ГОС), и является обязательным выполнение требований, отраженных в ней. Программа учебной дисциплины разрабатывается ведущими специалистами в соответствии с ГОС. Выполнение требований государственной программы – основная задача преподавателя, что требует от педагога в совершенстве знать ГОС и учебную программу предмета, иметь четкое представление о его содержании и частях. Как сказано в программе литературы для академических лицеев (АЛ): “Программа – основной источник в деятельности преподавателя. В нем приводятся и указания к практической деятельности, и важнейший справочный материал.

Вообще, в программе полностьтю описывается курс литературы. Конкретизизируется содержание и порядок работы в рамках курса литературы, сущность каждой темы. В ней приводятся научно-теоретические, литературные понятия, подлежащие усвоению, количество часов, отведенных на: изучение произведения, развитие речи, внеклассное чтение, беседы о произведениях, виды устной и письменной работы по литературе, реализация межпредметной связи, перечень произведений для внеклассного чтения.

Выполняя требования программы, преподаватель должен уделять особое внимание совершенствованию и развитию интереса учащихся к литературе и искусству, их творческой активности, высокие нравственые традиции” [1, с. 41].

Еще “…в определении содержания литературного образования особое значение принадлежит программе по литературе. Наряду с количеством часов, отведенных для изучения литературы, и их распределением, несомненно, решающее значение приобретает определение принципов изучения художественого произведения, указание направления интерпретации, определениие знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, прояснение требований к учащимся каждого класса и итоговых результатов. Поэтому программа обладает особым статусом среди методического материала, определяющего содержание литературного образования” [3, с. 56].

Типовая учебная программа по литературе для АЛ, составленная учеными литературоведами Б.Тухлиевым и Б.Саримсоковым в 2000 году, характерен тем, что полностью охватывает все указанные выше вопросы. Авторы, точно определив направление образования, с учетом способности учащихся к усвоению, уровень их интеллектуального развития, тематизируют литературные сведения, обязательные для усвоения в каждом курсе АЛ, установленного ГОС, в соответствии с нормами современного образования, отводят определеное количество часов на данные темы, подробно освещают содержание проблем, подлежащих к расмотрению при изучении каждой темы.

Во вступительной части учебной программы, именуемой “Пояснительная записка” дана общая характеристика программы, основы создания, подробно освещена суть курса литературы в АЛ, четко опредлелены цель и задачи программы.

Подчеркнуто, что основной целью преподавания литературы в АЛ является формирование художественно-эстетического вкуса учащихся, и перечислены важные задачи, как развитие способности восприятия произведения, формирование навыков и умений чувства своеобразий в тексте художественного произведения, изучение первичного анализа с учетом возрастных особенностей обучаемых и направления образования, знакомство с художественным текстом, а также развитие и совершенствование на основе анализа навыков устной и письменной речи [2, с. 4], что способствует четкому определению преподавателем литературы педагогической цели и задач каждой темы.

По мнению авторов, “для реализации цели и задач не достаточно литературного источника и материала. Здесь важно сотрудничество преподавателя и учеников. Художественный анализ любого произведения имеет соответствющий эффект, лишь в случае опоры на современные технологии и методы, и обеспечения активности всех участников педагогического процесса. В противном случае невозможно достижение положительного результата” [2, с. 4].

Примечательно, что основное внимание авторов обращено на использование возможностей художественного анализа при формировании художественно-эстетического вкуса учащихся, расширении их знаний в области литературы, обогащении понятий и представлений о структуре, форме и содержании, жанровых особенностях художественного произведения, законах художественности. Так как разнообразие принципов и приемов художественного анализа, их масштабность создает большие возможности для данного вида работ.

Разнообразие направлений образования АЛ (точные, естественные, общественно-гуманитарные науки, зарубежная филология) предусматривает специализацию, дифференциацию литературного анализа. Естественно, не приемлем одинаковый анализ для учащихся лицеев направления точных, естественных, общественно-гуманитарных наук, зарубежной филологии. Конечно же художественный анализ, имеющий место в АЛ точных и естественных наук не может само по себе удовлетворять требованиям обучаемых общественно-гуманитарного направления и зарубежной филологии. Здесь в процессе анализа требуется уделять больше внимания своеобразным аспектам художественно-эстетических закономерностей. В любом случае, учет и применение различных способов анализа дает положительный эффект. Главное, нужно доводить до сознания учащихся основные элементы и средства художественного произведения, и добиваться глубокого осознания учащимися места и значения этих эелементов и средств” [2, с. 5]. Следовательно, в отличие от среднего общего образования в АЛ уделяется серьезное внимание совершенствованию художественно-эстетического восприятия учащихся. На равне с фактическим материалом, касающимся жизни и творчества поэтов и писателей, обучаемые изучают художественность, эстетическую сущность их конкретных произведений, творчества, и на этой основе знакомятся с секретами художественного мастерства творцов.

Навыки художественного анализа формируются у учащихся еще в общеобразовательной школе. Формируются навыки выразительного чтения текста, рассказа о чем написано в произведении, комментария своеобразных особенностей героев произведения, их отличительных черт. Данный процесс происходит в IV-V классах. В старших классах развиваются данные навыки, художественно-эстетический вкус, читательская культура. Теперь, опираясь на навыках чтения и речи учащихся особое внимание уделяется художественному восприятию произведения, развитию эстетических чувств. Здесь особое место занимает разнообразие литературных жанров. У учащихся в процессе знакомства с содержанием произведений различного жанра (устного народного творчества, классической литературы и современных литературных жанров) формируются представления о ведущих художественно-эстетических закономерностях, специфическом стиле писателя. Теперь они могут не только выразительно прочитать произведение, пересказать его содержание, выразить отношение к действующим лицам, но и быстро улавливают жанр произведения, указывают на поэтические элементы, ведущие средства художественного изображения, выделяют сюжет, композиционные части.

В школе учащиеся получают первичные сведения о художественно-эстетических особенностях литературного произведения, у них формируются навыки художественного анализа текста. В академических лицеях эти навыки и умения совершенствуются, осуществляется научный подход в вопросу художественно-эстетического анализа. Возникает возможность широкого использования направленийи приемов анализа, основанных на научно-теоретических закономерностях. Способность к усвоению, интеллектуальный потенциал и возраст учащихся предполагают это. Ибо учащиеся АЛ “это наиболее способные, творчески одаренные молодые люди. И, естественно, уровень их требований выше. С учетом данных реальных условий требуется всестороннее обучение ко всем предметам, в том числе и литературе. При составлении указаной программы был учтен и данный факт. Это создает прочный фундамент и для продолжения учебы в высших образовательных учреждениях” [2, с. 3]. Следовательно, АЛ данной своей особенностью (также, ориентированностью на углубленное и специализированное обучение) являются этапом подготовки к вузовскому образованию. Учет именно этих аспектов при составлении программы по литературе и свидетельстует о её соответствии ГОС, нормам современного образования.

В программе после “Пояснительной записки” приводится примерный тематический план, и на основе данного плана освещается общее содержание тем, изучаемых на каждом этапе (курсе); по-этапно определяются требования к знаниям, навыкам и умениям учащихся. В содержании данных требований преобладают умения художественно-эстетического анализа. На первом курсе учащиеся должны усвоить: наименование и основные идейно-художественные особенности произведений, предусмотренных программой; выразительное чтение классического поэтического и прозаического текста; отдельные поэтические приемы, а также особенности рифмы, радиф, стихотворных размеров; пользоваться словарем при трактовке слов из классических произведений; рецензировать образцы классической литературы. Всего этого можно добиться с помощью художественного анализа.

Художественно-эстетические особенности произведения проявляются на основе анализа и интерпретации художественных закономерностей. Основными видами анализа являются изучение художественности произведения, его комментирование, толкование, выражение отношения мастерству творца. В последующем в изучении тем в содержании требований к знаниям учащихся преобладает совершенствование умения художественного анализа. Первая закономерность художественного анализа – осознание и доведение до сознания других художественно-эстетического содержания произведения, подход к нему как к источнику эстетического удовольствия. И данный критерий прослеживается на каждой странице программы. При освещении содержания тем каждого курса, определении требований к знаниям, навыкам и умениям учащихся авторы основываются на художественно-эстетических принципах. Это, в свою очередь, привносит свой вклад в совершенствование программы.

Также в программе отдельно применительно к каждому курсу указаны виды устной и письменной работы, списки произведений, которые необходимо выучить наизусть. В содержании устных и письменных работ также проявляются возможности художественного анализа. Например, устная работа, выполняемая на I курсе содержит кроме рассказа биографии писателя или поэта, характеристику жанровых особеностей и художественности произведения, выразительное чтение классических текстов, высказывание личного мнения о персонажах. Письменные задания включают толкование с использованием дополнительной литературы и составление словаря новых слов, определение ключевых слов и выражений в произведении, составление простого и сложного плана к нему. Во II и III курсах подобные выды устных и письменных работ совершенствуются. Материал, предназначенный для выучивания наизусть в каждом курсе, отличается жанровой разнообразностью (четверостишье, газель, туюк, рубои, касыда (ода), китъа, юмор, современные стихи), содержательностью, совершенством в художественно-эстетическом плане, и служит развитию речи, нравственного мира, художественного мышления учащихся.

Литература - зеркало нравственности, неповторимое искусство слова, очищающее духовный мир человека. Целью преподавания литературы является воспитание личности учащегося, положительное влияние на его чувства, формирование человеческих качеств, развитие художественного мышления, обогащение нравственного мира, одним словом, обеспечение эстетического наслаждения учащегося художественным произведением. Каждое произведение, вобравшее в себя названные качества, занимает свое достойное место в мире литературы.

Именно поэтому произведения включенные в учебную программу должны соответствовать названным критериям. Их художественность и жизнь творцов должны являться школой высокой нравственности, источником эмоционально-эстетического наслаждения. В рассматриваемой программе находят свое отражение и данные аспекты. Вней по-курсно запланировано изучение богатого и неповторимого литературного наследия – в строгой последовательности предусмотрено изучение образцов литературы, начиная от древнейших литературных памятников до произведений участников современного литературного процесса.

Знакомясь с содержанием тем, нельзя не заметить как тщательно подобран материал, отличающийся богатством и неповторимостью своей в плане художественно-эстетическом, идейном; направленностью на воспитание личности высоко нравственной, сознательной и мыслящей. В процессе учебного анализа также придается особое внимание именно этим аспектам. На первый план выходит изучение художественности, определение идейной направлености, тематики произведения независимо от его жанровых особенностей. Также для обеспечения совершенствования представлений учащихся о художественных принципах и закономерностях, глубокого усвоения средств, формирующих художественность, развития художественного мышления предусмотрено использование разнообразия направлений анализа. Анализу подвергаются тематика и идея, жанровая особенность, единство формы и содержания, элементы сюжета и композиция, система образов, особенности художественного языка произведения, художественное мастерство автора, также разнообразные аспекты, составляющие художественность, эстетическую сущность произведения.

Программный материал предоставляет возможность реализации принципа единства обучения и воспитания, в процессе занятий исходя из дидактических особенностей обучения, просветительской, духовной сущности художественных произведений, посредством художественного анализа решаются задачи воспитания гармонично развитой личности. Словом, учебная программа является основой правильно построеного образовательно-воспитательного процесса., и требует серьезного научного подхода к его составлению. Рассмотренная нами выше программа по литературе для академических лицеев республики может служить образцом для подражания.

Литература:

  1. Б.Тўхлиев. Адабиёт ўқитиш методикаси. -Т.: А.Навоий номидаги Ўз Мил.кут. нашриёти, 2010.

  2. Б. Тўхлиев, Б.Саримсоқов. Адабиёт. Академик лицейлар учун ўқув дастури. -Т., 2000.

  3. Қ.Йўлдошев. Адабиёт ўқитишнинг илмий-назарий асослари. -Т.: Ўқитувчи, 1996.

1


Основные термины (генерируются автоматически): художественный анализ, учебная программа, художественное произведение, программа, произведение, зарубежная филология, литература, литературное образование, особое внимание, письменная работа.


Ключевые слова

специализация, учебная программа, анализ художественного произведения, литературные понятия, виды устной и письменной работы, законы художественности, дифференциация, художественное восприятие произведения., художественное восприятие произведения

Похожие статьи

Литературный анализ художественного произведения как один...

Задача и цель литературного образования — приобщение студентов к лучшим образцам родной и мировой литературы, формирование духовной и эстетической культуры студентов, развитие их творческих способностей.

Формы и методы работы с литературным произведением

- систематизировать планы анализа художественных текстов различного типа; - составить вопросы для контрольных работ на уроках литературного чтения в 3 классе. В программе по чтению и начальному литературному образованию для...

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Произведения классиков зарубежной литературы — Данте Алигьери, М. де Сервантеса, В. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И. В. Гете, Ф. Шиллера как органическая мирового литературного процесса включены в «Примерную программу основного общего образования по...

Общность предметов языкового и литературного образования

Важно отнестись к литературному произведению как законченному целостному построению, как словесно-художественной структуре.

Краткосрочные курсы иностранного языка одна из форм дополнительного языкового образования взрослых.

Литературный проект как средство развития общекультурных...

Произведения художественной литературы традиционно содержат образцы различных функциональных стилей и индивидуальной речи, значимых для формирования языковой и речевой компетенций, и, безусловно...

Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на...

Теория литературы. Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

В результате проведенного анализа, мы пришли к выводу, что лексические, морфологические и словообразовательные средства в текстах художественных произведений могут выражать...

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Стилистика языка художественной литературы, или литературоведческая стилистика, изучает все элементы стиля литературного произведения, а также такие идейно-художественные особенности произведений художественной литературы, которые...

Художественный текст как объект лингвокультурологического...

«Особая область исследования — лингвокультурологический анализ текстов, которые как

Анализ художественного текста является чрезвычайно значимым в полилингвальных условиях, причем

Литература: Баканова Ю. В. роль языкового поликультурного образования для...

Похожие статьи

Литературный анализ художественного произведения как один...

Задача и цель литературного образования — приобщение студентов к лучшим образцам родной и мировой литературы, формирование духовной и эстетической культуры студентов, развитие их творческих способностей.

Формы и методы работы с литературным произведением

- систематизировать планы анализа художественных текстов различного типа; - составить вопросы для контрольных работ на уроках литературного чтения в 3 классе. В программе по чтению и начальному литературному образованию для...

Интерпретация как метод изучения произведений зарубежной...

Произведения классиков зарубежной литературы — Данте Алигьери, М. де Сервантеса, В. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И. В. Гете, Ф. Шиллера как органическая мирового литературного процесса включены в «Примерную программу основного общего образования по...

Общность предметов языкового и литературного образования

Важно отнестись к литературному произведению как законченному целостному построению, как словесно-художественной структуре.

Краткосрочные курсы иностранного языка одна из форм дополнительного языкового образования взрослых.

Литературный проект как средство развития общекультурных...

Произведения художественной литературы традиционно содержат образцы различных функциональных стилей и индивидуальной речи, значимых для формирования языковой и речевой компетенций, и, безусловно...

Способы языковой оценки в произведениях детских писателей на...

Теория литературы. Опубликовано в Филология и лингвистика №1 (5) январь 2017 г.

В результате проведенного анализа, мы пришли к выводу, что лексические, морфологические и словообразовательные средства в текстах художественных произведений могут выражать...

Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической...

Стилистика языка художественной литературы, или литературоведческая стилистика, изучает все элементы стиля литературного произведения, а также такие идейно-художественные особенности произведений художественной литературы, которые...

Художественный текст как объект лингвокультурологического...

«Особая область исследования — лингвокультурологический анализ текстов, которые как

Анализ художественного текста является чрезвычайно значимым в полилингвальных условиях, причем

Литература: Баканова Ю. В. роль языкового поликультурного образования для...

Задать вопрос