В статье рассмотрены возможности подготовки учащихся к межнациональному общению, проанализированы педагогические технологии, способствующие созданию условий для общения, определены задачи и виды тренингов по подготовке учащихся к общению с представителями других национальностей.
Для достижения результативности тренингов, проводимых с учащимся – представителями разных национальностей важно разъяснить им, как осуществляется взаимодействие членов общества, объединенных общей целью.
В большинстве случаев из-за непонимания друг друга в общении представителей разных национальностей возникают определенные трудности. В процессе тренингов учащиеся через представителей разных национальностей усваивают особенности их поведения, культуры и легче вступают с ними в общение.
Однако следует подчеркнуть, что использование только тренингов для подготовки к межнациональным отношениям недостаточно. Требуется применять и традиционные методы, способствующие формированию навыков общения. Основная цель всех методов, направленных на установление коммуникативной готовности, – это формирование навыков восприятия традиций, нравственных норм, жизненных ценностей другого народа без какого-либо принуждения и давления.
Наши наблюдения показывают, что большая часть учителей школ, классных руководителей сами не владеют навыками межнационального общения. Они недостаточно осведомлены об особенностях наций и народов, проживающих в Узбекистане, их взаимоотношениях с узбекским народом.
Мы попытались проанализировать ряд педагогических технологий, способствующих подготовке учащихся общеобразовательных школ к межнациональному общению. Данные технологии были успешно применены в процессе экспериментальной работы.
Тренинги общения с представителями других национальностей. Педагогический тренинг общения проводится в форме работы в группах. Задачи тренинга – сформировать у учащихся знания, умения и навыки межнациональных отношений, создать условия для усвоения критериев и норм общения. Такие тренинги проводятся в процессе изучения школьных предметов: истории, литературы, родного языка, дисциплин, входящих в состав цикла «Национальная идея независимости: основные понятия и принципы»; языковых дисциплин (русский язык в узбекской школе, узбекский язык в русской школе, иностранные языки, узбекский, русский, иностранные языки в школах с другими языками обучения, а в Узбекистане обучение ведется на 7 языках). Кроме того, тренинги организуются и на внеклассных мероприятиях, классных часах и т.д.
При организации тренингов в 5-9 классах необходимо опираться на следующие принципы:
Общение со сверстниками: в процессе работы в группах с представителями других национальностей учащиеся проявляют признание и уважение к их ценностям. Они выражают эти чувства в форме интереса к высказываниям собеседников. Обмен мнениями должен проходить в спокойной обстановке и восприниматься участниками доброжелательно. Недопустимо выражение превосходства с чьей-либо стороны.
Принцип активизации учащихся: в ходе тренинговых занятий учащиеся привлекаются к различным видам деятельности; например, обсуждение разных ситуаций, исполнение ролей (в ролевых играх), выполнение специальных устных и письменных упражнений и заданий и др.
Принцип поиска, исследования. Для участников групп создается проблемная ситуация, в которой они должны мобилизовать свои знания и умения для решения поставленной задачи.
Создание обстановки естественного общения. На первоначальной стадии (на первых занятиях) поведение и общение детей должно быть свободным, естественным «безо всякого принуждения».
Наряду с этим, тренинги проводятся не стихийно, а на основе определенных технологий и под руководством учителя. При этом учитель руководствуется критериями:
обеспечение добровольного участия учащихся в тренинге;
предоставление учащимся полной и подробной информации об основной цели тренинга и используемых методах;
соблюдение педагогического такта по отношению к учащимся при организации и проведении тренингов.
Психологи и педагоги выделяют несколько уровней межличностного общения: обыденное (бытовое) общение, общение в игре, стандартизированное (официальное) общение, служебное общение, духовное общение и др. Цель общения с представителями разных национальностей предполагает обладание навыками общения на более высоком уровне, приемлемом для всех. И если учащиеся в период обучения в школе не достигнут соответствующего уровня, им будет трудно функционировать в многонациональном обществе. Поэтому тренинги межнационального общения призваны в определенной степени преодолевать возможные противоречия. Работая в группах в различных ситуациях межнационального общения, учащиеся начинают осознавать свои недочеты и ошибки и стремятся выйти на уровень духовного общения.
В процессе экспериментальной работы по подготовке учащихся к межнациональному общению с помощью социально-психологических тренингов нами решались следующие задачи:
Обеспечить овладение учащимися социально-психологических знаний о культуре межнационального общения.
Создать условия для возможно более близкого знакомства учащихся между собой и представителями других национальностей, проживающих в Узбекистане.
Диагностировать личные качества учащихся и определять возможности их совершенствования.
По возможности устранять противоречия и препятствия, возникающие на пути межнационального общения учащихся, обеспечить эффективность вступления в межнациональное общение.
Учащиеся должны усвоить приемы и методы взаимодействия и содружества с представителями разных национальностей.
Для формирования у учащихся навыков межнациональных отношений используются разные виды тренингов:
Индивидуальные тренинги. Такие тренинги готовят ученика к межнациональному общению в форме самостоятельной работы. Наши наблюдения показали, что учащиеся 5-9 классов проявляют большой интерес к такой подготовке. Перед учащимися ставятся задачи (вопросы) следующего характера: составьте список учеников–представителей разных национальностей, напишите об опыте вашей дружбы (ваших отношений) с ровесниками, учащимися других национальностей, какое впечатление остаётся у вас после общения (беседы) со сверстниками других национальностей, какие возникают трудности в отношениях и общении с представителями других национальностей (ровесниками) и как вы их стараетесь преодолеть.
Интересен для учащихся тренинг «Беседа с незнакомцем». Для беседы выбирается один из сверстников – представитель другой национальности, определяется тема беседы и даются некоторые указания. Ученик, встретившись с собеседником, старается построить разговор по заданной теме. В течение беседы участники узнают друг о друге интересующиеся их сведения, что должно привести к установлению добрых отношений между ними.
Эффективным приемом подготовки учащихся к межнациональному общению является групповой тренинг. Работа в группе дает положительный результат, но при условии, что для тренинга подготовлены разнообразные задания и упражнения. Одно из таких упражнений – двухсторонний диалог. Этот прием считается эффективным при подготовке учащихся к межнациональному общению. Суть его заключается в следующем: двое учащихся вступают в диалог. После того, как первый ученик высказал свои мысли, второй должен повторить сказанное «слово – в - слово» и вслед за этим изложить свои мысли. Первый ученик, в свою очередь, полностью повторяет мысли второго, и таким образом диалог продолжается дальше. Такую беседу можно продолжать в течение 8-10 минут. При выполнении упражнений учителю необходимо соблюдать все требования тренинга, в частности: все участники группы должны выражать свои мысли литературным языком, что несколько замедляет и осложняет процесс обсуждения. Для того, чтобы диалог проходил более свободно, учителю перед тренингом следует обсудить его тему с учащимися и предварительно кратко наметить ключевые позиции. Тогда на заключительном этапе легче будет достигнуть намеченной цели.
Для выявления уровня подготовленности учащихся к межнациональному общению целесообразно использовать тестовые задания. Все виды групповой работы способствуют последовательному развитию навыков межнационального общения у учащихся и в то же время позволяют выявить уровень их сформированности.
Литература:
Бағрикенглик тамойиллари Декларацияси: ЮНЕСКО Бош конференциясининг 28-сессиясида қабул қилинган (1995 й. 16 ноябрь, Париж) // Нашр учун масъуллар: А.Саидов, К.Жўраев. – Т.: ЮНЕСКО, 1999. – 15 б.
Вульфов Б. З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. 3.Вульфов//Внешкольник. 2002. - №6. - С.12-16.
Мубинова 3.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. Издание Башкирского университета / 3. Ф. Мубинова. – Уфа, 2000. – 136 с.
Uzviylashtirilgan Davlat ta’lim standarti va o‘quv dasturi. 1,4,5,8-jildlar. –T.: «Ma’rifat-Press» korxonasining matbaa bo‘limida tayyorlandi, 2010. – 196, 168, 120, 176 b.