Личностно-психологический аспект при изучении истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 11.01.2023

Статья просмотрена: 427 раз

Библиографическое описание:

Пололин, В. А. Личностно-психологический аспект при изучении истории / В. А. Пололин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98760/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье автор пытается определитьличностно-психологический аспект при изучении истории.

Ключевые слова: личностно-психологический аспект, изучение истории, историческая личность.

История мира — это биография великих людей.

Т. Карлейль

В настоящее время, одной из самых актуальных психолого-педагогических проблем, которая не уходит от внимания многих учителей, является формирование познавательного интереса обучающихся к предмету истории через призму личностных сопереживании исторической личности и пониманию жизненного сценария через личностные качества и мотивы поведения этой личности.

Существует тезис, что историю делают личности. История в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. История через биографию исторического деятеля, изучение интересных и противоречивых фактов успешных и ярких людей разных эпох не позволит ученику остаться равнодушным к предмету. Учитель, который является не только транслятором, но и продумывает до мелочей педагогический дизайн урока, способствует исследовательской активности и растит думающего ученика.

Именно биографические жизнеописания интересных исторических личностей и их осмысление в разновекторном поле ведут к развитию познавательного интереса. Для организации урока в данном направлении учителю истории следует помнить ряд важных моментов:

В школьном возрасте историю гораздо проще усвоить и понять, используя «человеческое лицо» или судьбу конкретного человека, его жизнь, характер, мотивацию поступков.

Обучающиеся готовы брать пример с некоторых исторических личностей, поэтому роль учителя в формировании отношения к конкретным личностям глобальна и позволяет обрести кумира среди влиятельных личностей в истории, оставивших позитивный след.

При формировании знаний обучающихся необходимо учитывать однофамильцев среди выдающихся и известных деятелей, а также прозвища, клички и метафорические сравнения, которые не только несут в себе содержательную нагрузку, но и станут своеобразным якорем в структуре полученных знаний.

В истории на протяжении ряда лет можно встретить публикации с диаметрально противоположным отношением к историческим личностям. В связи с чем необходимо использовать разные точки зрения на поступки исторических личностей с целью исключить у учащихся ошибочных выводов о роли и деяниях определенных правителей.

Поисковый запрос в интернете на тему «Влиятельные личности в истории» выдает пользователям 5890000 результатов, что позволяет констатировать высокий интерес к данным публикациях и обширное количество материалов по биографическим данным исторических личностей и по многочисленным мнениям относительно ответа на вопрос «Кто значимее?». Например, алгоритм, который распределяет исторические личности по показателю важности в Википедии, длине статьи, читаемости, достижениям и известности показывает рейтинг самых влиятельных личностей в истории человечества. Несмотря на то, что выводы не лишены некоего противоречия, согласно рейтингу, самой значимой личностью в истории является Иисус Христос, на втором месте — Наполеон, а на третьем — пророк Мухаммед. Примечательно, что в сотню самых значимых личностей вошло всего три женщины: королева Елизавета I, королева Виктория и Жанна д'Арк. Также неожиданным видится 7-е место Адольфа Гитлера, 9-е место Александра Македонского, 15-е — Юлия Цезаря, 18-е — Иосифа Сталина. Это свидетельствует о том, что именно от позиции учителя будет зависеть рейтинг исторических личностей, сформированный в картине мира ученика. Именно учитель способен поэкспериментировать с критериями, основанными на славе, популярности, степени таланта, добродетели и других достоинствах. Именно учитель, используя личностно — психологический аспект, занимательные и поучительные факты при отборе контента урока, способен показать, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, что в конечном счете запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, фактами, датами, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

На протяжении всей истории были разные лидеры: диктаторы и доброжелательные монархи, которые смогли буквально перевернуть события своего времени и войти в историю, смогли покорить мир, возвеличить свои страны, достигнуть богатства и славы. Нельзя выбросить из истории имена людей, сыгравших в ней крупную роль, как позитивную, так и негативную. История — процесс субъективный, он вершится по воле людей, а не объективных законов природы [1].

Исторические личности совершали поступки, от которых зависела судьба страны. Они принимали решение и за себя, и за весь народ. Они были разные и непохожие, им всегда будут приписывать определенные личностные качества, приносящие осуждение или похвалу: щедрость или скупость, благотворительность или алчность, верность или предательство, жесткость или мягкость, приветливость или надменность, целомудрие или развратность, робость или смелость, искренность или лукавство. Кроме того, нельзя не согласиться, что все правители обладали либо добродетельными, либо дурными качествами, каждый из них — харизматичен и индивидуален, со своими пороками, которые возможно в силу обстоятельств могли стать добродетелью и обеспечить процветание и благополучие всего народа, могущество государства. Ученики должны видеть, как творится история, как она зависит от взглядов, ценностей, идеалов отдельных людей, выбора поступков, влияния обстоятельств. Именно поэтому, биографический подход очень важен в понимании событий, которые вершились с участием этого человека [2].

В своей работе с историческими личностями я применяю следующие методические приемы при освоении материала: оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений и т. д.; сравнительный анализ однородных качеств в деятельности личностей, например, руководителей государств, главных реформаторов, полководцев и т. д.; оценка личностей по поведению в экстремальных для своей страны или для себя лично обстоятельствах; изучение отношения и оценок личности ее современниками и современными историками; оценка прогностических способностей по умению предвидеть будущее и др. [3].

Историческая личность, упомянутая в учебнике или вводимая в изложение учителя, не должна оставаться для учащегося только именем. Длинные перечни имен, встречающиеся в некоторых учебниках истории, приносят мало пользы. Поэтому чаще всего мной используется следующий, достаточно широко известный в кругах историков алгоритм по формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности. Именно данный алгоритм позволяет не механически запоминать, а построить смысловые опоры для освоения большего конкретно-исторического материала о личности, самостоятельно анализировать и обобщать факты из разных источников, что ведет к формированию исторического мышления и способствует активной познавательной и исследовательской деятельности у учащихся:

  1. Биографическое жизнеописание (происхождение, топ главных фактов биографии), предпосылки, условия и факторы, которые повлияли на формирование личности, ее взглядов.
  2. Личностные качества (интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам, которые решал данный человек.
  3. Жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения.
  4. Способы действия и средства для достижения цели.
  5. Круг друзей, единомышленников и круг врагов, противников.
  6. Есть ли противоречия в деятельности и в самой личности этого человека?
  7. Роль в истории, результаты и значение деятельности.
  8. Отношение к данному историческому деятелю.
  9. След в литературе, кинематографе и искусстве художников и скульпторов, содержащий в себе информацию об исторической личности.
  10. Какие существуют стереотипы восприятия данной исторической личности и несовпадения (не состыковки) исторических событий и характеристик личности у разных авторов.

Отмечу и то, что, формируя умения у обучающихся давать характеристику исторической личности, а также для осознанности, глубины и действенности знаний об исторических личностях, я придерживаюсь следующей методики:

  1. Показываю личность как самоценность истории поэтапно, усиливая нравственно — психологический аспект в описании: от внешнего облика, с использованием эмоционально-образных приемов и средств, и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов поступков, осуществления личностью выбора, ставшего судьбоносным для истории народа и страны, далее — к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения, наконец — к целостной характеристике.
  2. Уделяю пристальное внимание деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, преподнося характеристики исторических личностей через образ времени, образ эпохи, выделяя в каждой личности то особенное, что делает ее типичной для своего времени, когда человек осуществлял выбор, который повлиял на его судьбу и на судьбу страны.
  3. Учу детей оценивать личность с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. Можно предложить учащимся задание на описание личности глазами современников. Это поможет раскрыть взаимоотношение личности с окружающими людьми.
  4. Даю обучающимся право суждения о поступках исторического деятеля, право на субъективность и пристрастность. Стараюсь транслировать знания об исторических персоналиях на основе альтернативной подачи материала, показывая деятеля с различных точек зрения, говорю о сложности и неоднозначности моральных оценок, формирую представление об общечеловеческих ценностях.
  5. Через биографию исторического деятеля освещаю важные события, особенности жизни страны и народа, раскрываю образ эпохи.

При подготовке к урокам истории чаще всего использую следующие сайты:

– https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook — новый учебник по Отечественной истории, основанный на уникальных видео-лекциях и видео-уроках ведущих историков страны;

– http://www.hist.msu.ru/video/tv_radio.htm — видеозаписи телепередач и радиопередач с участием сотрудников Исторического факультета МГУ;

– http://www.world-history.ru — всемирная история: события, личности, страны, народы;

– https://www.culture.ru/lectures/movies/history — телевизионный проект канала «Культура», где российские ученые увлекательно читают лекции по истории;

– historic.ru — онлайн-библиотека, охватывающая весь период истории человечества от первобытной эпохи до Новейшего времени, материалы по методологии истории, энциклопедии, книги и статьи, исторические карты.

При построении итогового урока по теме, часто использую групповую форму работы для обсуждения исторической личности, где учащиеся делятся на группы, представляющие свою позицию, дискутирующие и, в конечном итоге, приходящие к конструктивному, совместно построенному, образу исторической личности: Аналитики («голые» факты о жизнедеятельности и вкладе личности в историю), Критики (ошибки и неудачи правителей, как зависевшие от их воли, так и связанные с непреодолимыми обстоятельствам), Панегирики (достижения и плюсы правления), Литераторы (отражение личностных качеств правителя в литературных произведениях), Художники (образ правителя глазами художников и скульпторов), Кинематографисты (фильмы об историческом деятеле, отражение его личностных качеств и мотивы поступков).

Таким образом, исторический деятель должен быть показан учащимся как живая личность, с индивидуальным характером, со своеобразными чертами внутреннего и внешнего облика, охарактеризован конкретными штрихами. В качестве средств конкретизации образа исторического деятеля используется портрет или сюжетная иллюстрацию, факты из детства и юности, отзывы и воспоминания современников, собственные высказывания самого исторического деятеля, в которых выражены основные черты его личности, его жизни и деятельности. Изучение исторических личностей на уроках истории способствует осмыслению роли великих деятелей в судьбе России и мировой истории, знакомит учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории, развивает навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, помогает решать творческие задачи, формирует умения обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, развивать умения составлять характеристику исторической личности.

Литература:

  1. Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов / Под ред. Гаджиева К. С., М. 1993.
  2. Захарова Е. Н. Человек и общество. Дидактический материал. Ч. IV. М., 1993.
  3. «Преподавание истории в школе». См.: Ерохина М. С. Историческая личность: современная методика изучения.
Основные термины (генерируются автоматически): личность, историческая личность, исторический деятель, история, внешний облик, изучение истории, мотив поведения, образ эпохи, психологический аспект, школьный возраст.


Ключевые слова

историческая личность, изучение истории, личностно-психологический аспект

Похожие статьи

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях

В статье актуализируется проблема выработки единого подхода к изучению структуры временной перспективы личности с точки зрения взглядов различных ученых.

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Теоретический анализ гендерных концепций личности

Статья посвящена теоретическому анализу гендерных концепций личности. Особое внимание уделяется рассмотрению социокультурных аспектов формирования гендерного типа личности.

Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии

В статье автор анализирует основу для возникновения современного понятия «социально-психологическая адаптация».

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Похожие статьи

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях

В статье актуализируется проблема выработки единого подхода к изучению структуры временной перспективы личности с точки зрения взглядов различных ученых.

Психологические особенности взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности

Статья посвящена психологическим особенностям взаимосвязи гендера и ценностных ориентаций личности. Целью работы является выявить и описать гендерно-возрастные особенности ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте во время обучения в вузе.

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Сущность социализации как педагогическая категория

В данной статье рассматривается сущность социализации, ее факторы и условия успешного становления личности.

Теоретический анализ гендерных концепций личности

Статья посвящена теоретическому анализу гендерных концепций личности. Особое внимание уделяется рассмотрению социокультурных аспектов формирования гендерного типа личности.

Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии

В статье автор анализирует основу для возникновения современного понятия «социально-психологическая адаптация».

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Задать вопрос