Ключевые слова : лоббизм, лоббирование.
Лоббизм начал появляться в мире как отдельное понятие примерно в 16 веке, но именно к концу ХХ века началось становление лоббизма как демократической политической системы.
По словам И. М. Фроловой, термин «лоббирование» берет свое начало как обозначение проходов и крытых галерей, расположенных в основном в монастырях Англии в XVI в. Именно это обозначало слово «lobby» в Оксфордском словаре 1533 г. [13] П. А. Толстых считает, что этимологически слово «лобби» произошло от латинского lobia (открытый портик, примыкающий к зданию, галерея). В XVI веке оно использовалось для обозначения проходов или открытых галерей в монастырях [10].
Одна из самых ярких стран, в которых стоит рассмотреть лоббизм, являются Соединенные Штаты Америки. Следы лоббизма можно обнаружить и в экономике, и во внешней политике, и во взаимодействии муниципального характера. В таком контексте некоторые специалисты сравнивают лоббизм с российским «ходатайством».
Первой зафиксированной попыткой оказать влияние на правительство США стал поступок гарнизона Филадельфии. В этой акции приняло участие несколько сотен солдат. Это произошло в 1783 г. на первом Континентальном конгрессе. В аргументацию к своей просьбе военнослужащие использовали заряженные ружья [11]. Однако, по мнению И. М. Фроловой, термин «лобби», согласно протоколам заседания, был зафиксирован в 1808 г. на заседании Конгресса США десятого созыва [13]. В США лоббистская деятельность с 1946 г. (а также с 1938 и 1995 гг.) регулируется особым федеральным законом.
Если рассматривать основные цели лоббирования в Соединённых Штатах Америки, можно отметить, что главная из них направлена на изменения налоговой политики. Также много труда лоббистов посвящается получению бюджетных ассигнований. Далее по количеству обращений к лоббизму место в статистике занимается воздействием в сфере законодательной деятельности по части стандартизации производства и правилам сбыта продукции. Ещё лоббисты участвуют во взаимоотношениях с регулирующими органами и поддерживают клиентов по части рынка государственных закупок.
В США в лоббистской иерархической лестнице они представлены классическими лоббистами, которых ещё именуют внешними (это, как правило, фирмы GR и PR); штатными лоббистами (они представлены сотрудниками GR-отделов), лоббистами в предпринимательских ассоциациях, группами, защищающими интересы общества и профсоюзами [2]. Лоббистами ассоциаций представляются коллективные интересы одного или нескольких предприятий. Ассоциации бывают полиотраслевыми (peak), моноотраслевыми (trade) и профессиональными (professional). Доходы этих представителей лоббирования сопоставимы с доходами «внешних».
В наше время Лоббизм в США регулируется множеством правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов [4].
Федеральные законы и законы штатов распространяются и на профессиональных лоббистов, и на законодателей разных уровней, и на государственных чиновников. Исполнительные акты имеют отношение только к людям, работающим по найму на государство [15].
В 2021 году общее число уникальных зарегистрированных лоббистов, которые активно лоббировали в Соединенных Штатах, составило 12 137 [16]. В 2021 году Hewlett Packard Enterprises потратила почти четыре миллиона долларов на лоббистские расходы на американском рынке, что больше по сравнению с предыдущим годом [17]. Официальные чистые доходы ведущих «внешних» лоббистов составляют более десятка миллионов долларов в год. Ежегодное вознаграждение лоббиста в США составляет примерно 49,735 долларов в год. [18].
Группы, занимающиеся общественными интересами, и профсоюзы практически не прибегают к прямому лоббированию. К основным методам, которые они применяют, можно отнести grass-roots lobbying (или низовое лоббирование) и участие в финансировании избирательных кампаний.
Среди лоббистских механизмов и практик можно также выделить те, при которых финансируются федеральные и региональные органы власти, финансируются СМИ, аналитические, исследовательские и PR организации. А они в свою очередь явно или неявно формируют общественное мнение, и могут повлиять на мнение определенного чиновника.
В Соединённых штатах нередкое явление, когда представители какого-то бизнеса влияют на власть посредством финансирования политической партии в избирательный период и после.
В основной массе случаев лоббисты в США ведут свою деятельность вполне честно и открыто. Типичный лоббист ныне является одним из ключевых элементов политической системы. Лоббизм в США, прежде всего, является «законодательным содействием» работе конгрессменов [8].
В Канаде ситуация с лоббизмом обстоит с точки зрения права похоже на США: лоббисты должны в обязательном порядке регистрироваться, подавать отчеты, и лоббирование подлежит детальному регулированию с помощью правовых актов.
Лоббизм в Канаде является законным видом деятельности по продвижению определенных государственных решений в этом государстве. Как и в США, в Канаде лоббисты подлежат обязательной регистрации, подают отчетности и их деятельность детально регулируется правовыми актами. Канада является федеративным государством. В ее состав входят 10 провинций. Институт лоббизм развит не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Совокупность законов, принятых на федеральном уровне и на уровне провинций, вместе с рекомендательными нормами кодексов поведения и этики для лоббистов — является лоббистским законодательством Канады [1]. Отсюда можно сделать вывод о том, что именно Канада, а не США является основоположником в новейшей истории правового регулирования лоббистской деятельности [6].
В Канаде была предложена своя классификация лоббистов, согласно которой по закону они делятся на лоббистов-консультантов, корпоративных лоббистов и лоббистов от организации. Канадскую систему регулирования работы лоббистов считают более либеральной по сравнению с американской. В ней отсутствуют ограничения на занятия лоббизмом уволившихся министров или иных госслужащих, занимающих высокие должности; непрозрачна система распределения государственных заказов; отсутствует кодекс поведения для членов парламента, обязывающий их раскрывать свои интересы и накладывающий ограничения на получение подарков и тому подобное [13].
Немцы к термину «лоббизм» часто относятся негативно из-за его тонкой грани с коррупцией. Поэтому часто в Германии его называют «общественно-политическими коммуникациями», «взаимодействием с органами гос. власти», «политическим консультированием».
Немецкое лоббирование осуществляется различными группами интересов (так называемыми Interessengruppen), самые влиятельные из них Федеральное объединение германских союзов работодателей, Федеральный союз немецкой промышленности, Объединение немецких профсоюзов, а также множеством других различных объединений, благотворительных фондов, неправительственными организациями. В Германии лоббизм также осуществляется PR- и GR-агентствами, юридическими фирмами и исследовательскими центрами [14].
Считается, что в ФРГ наиболее сильное воздействие на органы государственной власти осуществляется лоббистами из фармакологической и энергетической отраслей. В Германии нет ни одного закона, который бы регулировал лоббистскую деятельность [7].
В наше время особое законодательство, регламентирующее деятельность лоббистов в институтах ЕС, находится только на стадии становления [9].
Европейские страны по отношению к лоббизму делятся на 2 группы. Первая — ряд стран, где лоббизм фактически существует, но никак не регулируется нормативно-правовыми актами. Вторая — государства, где лоббизм регулируется нормативно-правовыми актами, хотя зачастую они необязательны для исполнения и не охватывают многих лоббистов [12].
1) Австрия. В 2011 году введена регистрации лоббистов
2) Венгрия. В 2006 году введена добровольная регистрация лоббистов с выдачей им лицензий, что, в свою очередь, дает свободное право входа в правительственные здания.
3) Италия. На общенациональном уровне нет нормативного акта, регулирующего лоббизм. На региональном уровне в трех провинция существует свои региональные реестры лоббистов.
4) Литва. Закон регулирующий лоббизм вступил в силу в 2001 году. Предусмотрена регистрация лоббистов, но это почти не выполняется.
5) Польша. Закон «О правовых основах и регулировании лоббизма», вступил в силу в марте 2006 года. Он требует от чиновников сохранять записи о контактах с лоббистами, причём эти записи ежегодно публикуются
6) Словения. Закон о лоббизме принят в 2010 году.
7) Франция. В январе 2010 года вступили в силу правила регулирования лоббистской деятельности
8) Чехия. В 2005 году вступил в силу Добровольный кодекс этики, содержащий рекомендации, как должностное лицо должно строить свои отношения с группами интересов [5].
В Европейском Союзе есть сформировался ряд активистов, выступающие за жесткое регулирование и ограничение деятельности лоббистов.
Лоббизм как явление очень важен для современного общества, ведь при «цивилизованной» его форме (с его помощью), правительство и общество могут прийти к консенсусу, и в результате добиться эффективного развития государства. Именно поэтому вопрос лоббизма важен для изучения.
Литература:
- Василенко А. И. Правовое регулирование лоббизма в Канаде // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. C. 28.
- Волоконский, Ю. К. Исторические тенденции формирования и становления лоббизма в США в XX в / Ю. К. Волоконский // Вопросы политологии. — 2021. — Т. 11. — № 6. — С. 1716–1722.
- Закон о регистрации лоббистов от 6.09.1985 [Lobbyists Registration Act (1985, c.44 (4 th Supp))] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Канады. Режим доступа www.laws.justice.gc.ca/en/
- Иванова, Е. С. Правовое регулирование лоббизма в США / Е. С. Иванова // Вестник студенческого общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». — 2021. — № 13–1. — С. 185–189.
- Каневский П. С. Национальные модели лоббизма: типы и механизмы функционирования // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2013. № 3. C. 129, 135–136.
- Комаров С. А. Теория и практика нормативно-правового регулирования лоббизма (российский и зарубежный опыт): монография [Текст] // Издательство Юридического института. 2015. C. 141.
- Майорова, П. П. Правовое обеспечение лоббистской деятельности групп влияния и интересов в разных странах мира / П. П. Майоров // Оригинальные исследования. — 2021. — № 5. — С. 97–103.
- Парусова, Е. М. Выживание бизнеса в США: лоббизм в условиях пандемии / Е. М. Парусова // Вестник Белого генерала. — 2020. — № 4. — С. 31–40.
- Руденкова Д. Э. Лоббизм в Европейском союзе: политические аспекты регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2016. C. 148.
- Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. C. 17.
- Фан, Х. Особенности законодательного ограничения лоббизма в США / Х.Фан // Студенческий вестник. — 2021. — № 11. — С. 72–73.
- Фельдман П. Я. Политика согласования интересов в Италии и России: компаративный анализ // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 3 (32). C. 19–20.
- Фролова И. М. Формула лоббифеномена (в поисках исторических корней лоббизма) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2001. № 4. C. 90–91.
- Штырняева, Е. А. Правовое регулирование лоббизма: сравнительный анализ англосаксонской и континентальной моделей / Е. А. Штырняева // Научное обозрение. Сборник статей Международного научно-исследовательского конурса. — Пенза, 2021. — С. 191–195.
- Чжан, М. Влияние этнического лоббизма на внешнюю политику США / М. Чжан // Инновации. Наука. Образование. — 2022. — № 51. — С. 2126–2130.
- Число зарегистрированных лоббистов в США в 2021 году // https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e49ed943–62b42610–88357a18–74722d776562/https/www.statista.com/statistics/257340/number-of-lobbyists-in-the-us/
17. Расходы на лоббирование Hewlett Packard Enterprises в США с 2015 по 2021 //https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e49ed943–62b42610–88357a18–74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1043129/lobbying-expenses-of-hpe/
18. Топ-20 самых высокооплачиваемых лоббистов в 2022 году // https://kiiky.com/ru/богатство/самые-высокооплачиваемые-лоббисты/