В работе дается анализ идей выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского в области педагогики и воспитания.
Ключевые слова: воспитание, зона ближайшего развития, зона актуального развития, культурно-историческая теория, Л. С. Выготский, педагогика, психология.
Лев Семёнович Выготский — выдающийся отечественный психолог, который связал психологию с педагогикой. Он внес значительный вклад в развитие педагогики и психологии. Многие идеи, сформулированные Л. С. Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований, как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
Основными направлениями исследования Л. С. Выготского являлись:
— сравнение взрослых и детей;
— сравнение современного человека и древнего;
— сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.
Он исследовал закономерности развития нормотипичных детей и детей с особенностями развития. В процессе исследований Лев Семенович пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, он начал исследования и в этом направлении.
Л. С. Выготский считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
— ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
— воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
— среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью.
По мнению Льва Семеновича Выготского, каждый педагог при построении своей работы должен опираться на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А в начале ХХ века появилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.
Настоящую, широкую известность педагогу принесла теория «культурно-историческая концепция развития высших психических функций» [4]. Согласно ей, сознание ребенка и его высшие психические функции формируются у ребенка в общении со взрослыми, в котором происходит усвоение систем знаков, выработанных в процессе общественно-исторического развития. Отличительной особенностью высших психических функций, Лев Семенович считал, их опосредованный характер, произвольность, осознанность, системность [5]. Л. С. Выготский утверждал, что развитие психических функций протекает за счет интериоризации (переноса во внутренний план) знаков, стимулов-средств, выработанных в процессе социального и культурного опыта.
Огромным вкладом в педагогическую психологию является введенное Л. С. Выготским понятия «зона актуального развития», то есть уже достигнутый ребенком уровень развития и «зона ближайшего развития», разница, расстояние между уровнем актуального умственного развития ребенка и уровнем возможного развития [2]. Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.
Это зависит:
— от потребностей ребенка;
— от его возможностей;
— от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.
Переход от зоны ближайшего развития на уровень актуального развития происходит в обучении. «Обучение ведет за собой развитие» — эта идея Л. С. Выготского стала основополагающей в советской и отечественной системе образования.
Лев Семенович открыл ряд законов психического развития:
1) Цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.
2) Неравномерность развития. Разные стороны личности развиваются неравномерно.
3) Метаморфозы. Развитие — это цель изменений качественных, превращений одной формы в другую.
4) Сочетание эволюции и инволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется на следующем этапе.
Также Лев Семенович Выготский рассматривал динамику психического развития. Он считал, что на разных этапах развития изменения происходит плавно, либо быстро и резко. Следовательно, выделяются стабильные периоды и кризисные. Для стабильного периода характерно плавное развитие без резких изменений в личности ребенка. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, границы которого сложно установить, а для кризисного возраста характерно бурное течение процесса развития и возникновение новообразований; критический возраст длится коротко. На каждом этапе развития изменяется взаимоотношения ребенка с социальной средой.
Говоря о «социальной ситуации развития», Л. С. Выготский подчеркивал, что среда представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс формирования личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает ребенок, появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю человека, сами по себе выступают как предпосылки развития личности.
Общение является необходимым условием полноценного развития ребенка и основным условием присвоения социального и культурного опыта в процессе социализации. Лев Семенович считал, что ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым [3]. Развитие общения ребенка со взрослым происходит на фоне психофизиологического развития ребенка и характеризуется спецификой содержания коммуникативной потребности и средствами общения, являющимися доступными ребенку на том или ином этапе онтогенеза. Благодаря общению с ближайшим взрослым ребенок постепенно усваивает особенности нормативного поведения.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций. Успешность овладения ребенком речью во многом зависит от качества общения взрослого с ребенком, от того, как он включен в это общение и какую значимость для взрослого она имеет.
Основными новообразованиями ребенка раннего возраста являются овладение собственным телом, активное развитие речи и развитие предметной продуктивной деятельности. В данном возрасте у ребенка меняется социальная ситуация развития: из диады мать — дитя, ребенок начинает включаться в сложный мир социальных отношений [1]. Усложнение социальных отношений происходит в результате трансформации форм общения ребенка со взрослыми. Если в раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с эмоциональным значением, то с ростом и развитием ребенка в речи появляются слова конкретного значения. А в старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь изменяет психические функции детей.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что выведенное Л. С. Выготским значение культурно-исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка. Все направления современной коррекционной педагогики базируются на его фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях, многие из которых легли в основу развития целых психологических школ как в России, так и за рубежом.
Литература:
- Балык А. С. Роль и влияние общения со взрослым на психическое развитие ребенка как основы дальнейшего формирования структур его личности. Журнал «Образование личности», 2018, № 3, С. 87–93.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / по ред. А. М. Матюшкина. М., 1983. Т.3. 368 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999
- Карнаухов В. А., Карнаухова В. В. Становление представлений о человеке в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. Журнал «Сетевой научно-практический журнал «Научный результат» серия «Педагогика и психология образования»», 2014, С. 70–81
- Эльконин Б. Д., Выготский Л. С. Д. Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 57–63.