Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 31.12.2022

Статья просмотрена: 558 раз

Библиографическое описание:

Макеев, В. О. Применение технологии подкастинга в обучении английскому языку в старших классах / В. О. Макеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 201-205. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98477/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день английский язык является самым популярным инструментом международной коммуникации, который позволяет выстраивать взаимодействие между разными народами, а также «объединяет сообщества мира». Поэтому английский в наше время является глобальным языком, который воспринимается для многих государств как второй по необходимости после родного. Об этом говорит лидирующее место этого языка в мире, а также возрастание числа тех, кто использует его в качестве инструмента коммуникации [1, с. 2].

По словам исследователей И. Г. Мирзояна и Т. В. Магариной, процесс обучения английского языка способствует повышению уровня общей культуры и образования обучающихся, что влияет на формирование культуры мышления, речи и общения [3]. Именно поэтому сегодня владение английским языком и умение пользоваться им является не только инструментом осуществления взаимодействия с представителями других культур и народов, но также и необходимостью, которая позволяет расширить собственное мировоззрение, а также получить возможность напрямую познакомиться с информационными источниками англоязычного мира, что в конечном итоге позволяет научиться смотреть на мир глазами иностранцев и, что самое важное, изменить собственное восприятие мира.

Обращаясь к истории, мы можем увидеть, что функциональная роль английского языка в течение последнего столетия претерпела сильную эволюцию: если с 1944 по 1961 год от учеников требовалось овладение навыками чтения и слабой роли освоения устной речи ввиду событий, связанных с отчуждением Советского Союза от англоязычного мира, то начиная с 1960-х годов происходят сдвиги целевых установок, направленные на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода, целью которого было формирование у граждан СССР и РФ навыков коммуницирования с представителями западных держав, в связи с чем возрастала роль слуховых и речевых навыков учеников. И в этом контексте необходимо упомянуть о роли аудирования, которое, по мнению Е. Г. Железновой, рассматривалось раньше «…как процесс овладения так называемыми микроскиллами или, как их называют, дискретными навыками», среди которых многие лингвисты выделяли умения распознавания аббревиатур и сокращенных форм слов, а также идентифицирования ключевых слов в тексте» [2, с. 119].

Современное технологическое развитие, в частности, расширение влияния интернет-пространства на нашу реальность позволило создавать новые формы и средства обучения в рамках аудирования. Одним из открытий последних лет в обучении стал подкастинг. «Подкастинг — это не только один из новейших мультимедиа-контентов, но и процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов в стиле радио- и телепередач в Интернете». Выражаясь более простыми словами, это -аудио или видеозапись, которая была записана автором для её прослушивания во всемирной сети на специальных сайтах или сервисах [4, с. 29].

Подкастинг относится к обучению в рамках аудирования, что позволяет сформировать у учащихся четыре вида речевой деятельности: «…понимание устного текста, понимание письменного текста, письменной речи, устной речи». По мнению В. В. Николаевой, подкастинг считается эффективной технологией по причине того, что порядка 45 % человек именно слушает. Таким образом, через подкасты можно составлять занятия для организаций ситуации, при которых ученик будет прибегать к активной речемыслительной деятельности, представленной последовательно-параллельно протекающими процессами восприятия и осмысления устной речи, «…продуктом которых обязательно является понимание, а результатом — формирование на его основе замысла ответного речевого или неречевого действия», что является одной из важнейших целей обучения иностранному языку [5, с. 11].

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что использование подкастинга в системе среднего образования является перспективным способом для создания разнообразных способов воздействия на процесс обучения иностранного языка для развития у учеников старших классов различных видов речевой деятельности.

Технологическое развитие — процесс, который преподносит новые условия и сюрпризы, как для человечества в целом, так и для сферы образования. Новые тенденции представляют из себя компонент, стимулирующий развитие образовательного процесса за счет разработки новых рабочих подходов, а также задействования новых средств обучения. Как отмечает Е. В. Хохлушина, «…в настоящее время наблюдается кризис традиционных концепций обучения, основанных на овладении и воспроизводстве в памяти знаний и культурных традиций. Для его успешного преодоления, по мнению Б. С. Гершунского, необходимо искать способы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на основе его переориентации “от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса”, “от жесткой унификации” всех компонентов учебно-познавательной деятельности к ее “индивидуализации и дифференциации”, “от моноидеологизации” образовательного процесса к “идеологическому плюрализму”» [8, с. 123].

Как мы можем видеть, технологический процесс позволяет множеству исследователей и педагогов выявить проблемные точки в образовательной среде, а также предложить такие технологии, которые будут позволять более успешно внедрять продукты современной медиакультурной среды в процесс обучения. Это является залогом формирования новых возможностей, которые в конечном итоге должны оказать позитивное влияние на развитие навыков и умений учеников. Одной из таких возможностей является технология подкастинга.

Во-первых, само по себе явление подкастинга имеет большое количество формулировок, которые выражают единую суть — подкастинг — аудио- и видеоформат, направленный на освещение различных тем и обсуждение различных вопросов. Во-вторых, подкастинг является довольно молодым явлением, которое пользуется значительной популярностью среди миллионов пользователей интернета [6, с. 130]. Сам по себе термин имеет достаточно интересное происхождение. Подкастинг (от англ. Podcasting) произошел благодаря слиянию двух английских слов: «iPod — название популярного портативного MP3 плеера фирмы Apple — и broadcasting, что означает «широковещание» [6, с. 130].

Говоря об актуальности подкастов для российских реалий, нужно обратить внимание на несколько важных фактов, которые были освещены в статье «Подкастинг как инструмент учебной деятельности» исследователей Е. В. Сахаровой и А. Д. Фадеевой. Они отмечают, что несмотря на то, что такое явление получило свою популяризацию на Западе, первые попытки реализации подобного формата происходили еще в советский период. К примеру, они выделяют проект журналиста Василия Стрельникова «Иллюзия независимого радио», который «…представлял собой записи последних выступлений ростовских рок-групп, которые, при оформлении слушателем «подписки» на эфир, рассылались по всей стране на кассетах, являясь, ко всему прочему, своеобразным приложением в аудиоформате к самиздат-журналу «Ура Бум Бум» [7, с. 2]. Далее они отмечают появление на постсоветском пространстве в 2005 году первой русскоязычной площадки для распространения аудио- и видеоконтента, которая получила название «Rpod». Несмотря на то, что спустя девять лет площадка прекратила свое существование, авторы отмечают, что во второй половине 2010-х годов подкастинг становится крайне популярным форматом — «К концу 2018 года количество площадок, добавивших на свои сайты разделы с подкастами, значительно возросло» [7, с. 2]. На то есть понятные причины. Для многих слушателей подкастов такая форма восприятия является наиболее предпочтительной из-за возможности получать информацию на ходу, в машине, во время перемещения в транспорте — мобильность является одним из достоинств подкастинга.

Следует также отметить тематическое разнообразие для разных категорий слушателей. Существует большое количество подкастов, которые позволяют решать разные задачи тех, кого можно назвать потребителями контента в подобной форме: «подкасты для детей, чтобы им было интереснее за едой; подкасты-сериалы, в которых обычно рассказывается какая-то история и есть сюжет; подкаст-интервью, в формате долгих бесед о различных сферах жизни людей». Можно сказать, что абсолютно любой слушатель может найти себе подкаст, который придется ему по душе [7, с. 3].

Как отмечают исследователи, технология подкастинга является хорошим средством для организации обучения иностранному языку. Так Е. В. Сахарова и А. Д. Фадеева на примере студенческого проекта «Голос Студента» показывают, как можно привлечь студентов к активной деятельности в рамках учебного заведения. Важно отметить, что студенты сами подбирали тематический материал, а также формы его изложения, из-за чего удалось добиться интересного освещения темы обучения в университете [7, с. 4].

Работа с подкастами имеет множество плюсов для обучения иностранному языку. В процессе изучения удалось выделить следующие положительные черты и особенности:

1) В процессе прослушивания вы можете спокойно поставить аудиовидеозапись на паузу, а также изменять её скорость, что позволит вам в любой момент вернуться к материалу, а также воспроизвести его в более понятном для себя виде.

2) Англоязычные подкасты помогают тренировать слуховые и речевые умения. Ученик может в любой момент поставить запись на паузу и поменять скорость для того, чтобы прослушать и проговорить вместе с ведущим непонятный для себя отрезок. Таким образом, обучающийся получает возможность справиться с фонетическими проблемами, которые возникают в процессе прослушивания аудирования.

3) Любой подкаст можно слушать на фоне во время выполнения домашних заданий, перемещения по городу, а также работы по дому, что позволяет погрузиться в англоязычную среду и придать процессу обучения английского языка ненавязчивый повседневный характер.

4) Работа с англоязычными подкастами позволит ученику значительно увеличить свой словарный запас за счет прослушивания тематических подкастов, которые позволяют через антиципацию и метод языковой догадки выучить новое слово в наиболее естественном ключе.

5) Работа с подкастами подходит для любого уровня владения английским языком. На сегодняшний день существует огромное количество подкастов, которые позволяют осваивать язык как начинающим, так и тем, кто смог далеко продвинуться в развитии собственных коммуникативных, слуховых и речевых умений.

6) Взаимодействие с подкастами позволяет существенно расширить кругозор обучающихся. Как было сказано выше, наличие огромного числа подкастов на разные темы позволяет за счет прослушивания существенно продвинуться в понимании той или иной темы, которая затрагивается в рамках передачи.

Говоря о разновидностях подкастов, можно выделить несколько категорий подкастов. К примеру, существуют «…как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка (например, новости BBC), так и учебные (для учебных целей)» [4, с. 29]. В качестве учебных подкастов мы можем выделить «BBC learning English», которые позволяют ученику познакомиться с английским языком в полном смысле этого слова. Одним из самых популярных форматов этого подкаста является «6 minute English», на котором дикторы в течение 6 минут обсуждают различные темы. Довольно интересным является то, что помимо разнообразия тематик, слушатели имеют возможность столкнуться с различными диалектами английского языка, а также развить свои слуховые умения благодаря тому, что в рамках этого формата специально используют особенности звуковых дорожек приглашенных гостей, которые содержат звуковые искажения (по причине того, что приглашенные специалисты записывают свой голос не на профессиональном оборудовании). Такие условия позволяют стимулировать внимание слушателей для улучшения своих слуховых умений. Постоянный выход таких подкастов способствует тому, что слушатель постоянно будет узнавать новую для себя информацию — соответственно, неотъемлемым достоинством «6 minutes English» является актуальность поступающей информации. Это позволит слушателям подбирать для себя темы по своему вкусу, а также знакомиться с новыми интересными для себя разделами.

Отдельного внимания заслуживают подкасты, направленные исключительно на развитие произношения. Такие подкасты позволяют слушателям познакомиться со спецификой произношения сложных слов, а также потренировать собственные речевые умения.

Таким образом, обучение с «BBC learning English» подойдет как для самостоятельного обучения английскому языку, так и для работы в классе для проведения аудирования. К примеру, в качестве интересной формой занятия можно выделить формат квизов, которые также есть на ютуб-канале «BBC learning English».

Также можно выделить следующие интересные англоязычные подкасты для обучения английскому языку: «You must remember it», «Cast box», «Creative language Podcast», «BBC Histore of the World in 100 Objects», «Big Picture Scientists», «The Actual Fluency Podcast», «Note to Self» и др. Как мы видим, большое тематическое разнообразие подкастов может быть использовано для осуществления межпредметных связей на уроках развития, что говорит о большом потенциале этой технологии в контексте изучения английского языка.

О пользе технологии подкастинга говорит также то, что их применение в рамках образовательного процесса «…поощряет научное построение знаний, поскольку учащимся предоставляется возможность критически относиться к содержанию обучения», что позволяет сформировать у обучающихся сформировать мышление на английском языке, а также использовать иностранный язык в различных ситуациях [4, с. 29]. Регулярное прослушивание текста, который является адаптивным к способностям учащего, способно оказать системное влияние на его навыки, которые также включают общую грамотность и способность понимать и использовать английскую речь.

Продолжая дальнейшее изучение подкастинга, следует отметить, что эта технология в рамках учебного заведения имеет несколько важных путей реализации. Во-первых, эту технологию можно использовать для создания аналогов школьного радио в интернет-формате. Как отмечает Д. С. Ярошенко, привлечение детей на создание радиоэфиров в школе будет иметь положительный отклик со стороны учеников по причине того, что они обладают способностями к радиотворчеству, которое «…будит воображение и фантазию», а также позволяет им раскрывать собственные способности, не говоря о коммуникативных навыках учеников, которые, благодаря участию в подобной деятельности получат своё раскрытие [9, с. 126]. В этом отношении необходимо сказать, что дети могут создавать подкасты на английском языке для того, чтобы сформировать подобие англоязычной среды в рамках школы. Таким образом, дети могут выступать как в качестве дикторов, которые сами подбирают необходимый контент при поддержке учителей английского языка, так и быть слушателями, которые развивают свои слуховые умения в процессе прослушивания. Во-вторых, учитель может выстраивать свои занятия так, чтобы в контексте работы с аудированием дети использовалась технология подкастинга. Эта технология в первую очередь прекрасно подойдет для уроков, посвященных изучению новой темы. Благодаря подкастам учитель может создавать возможность для дискуссии и решению проблемных заданий на занятии, что позволит сделать освоение речевых и слуховых умений более успешным. К примеру, в процессе прослушивания детям можно выдавать специальные листы с заданиями с пропусками некоторых текстовых фрагментов, которые они должны будут заполнить во время прослушивания подкастов. Это будет хорошим средством для того, чтобы вовлечь в процесс урока учеников с разными темпераментами, а также сделать занятие более разнообразным. Также учитель может задавать домашние задания с прослушиванием подкастов. К примеру, очень хорошим заданием, на наш взгляд, будет составление краткого сообщения по прослушанному материалу, который ученик может рассказать на следующем занятии.

Подводя итог, мы можем сказать, что сегодня аудирование является одним из важнейших инструментов для развития слуховых и речевых умений учащихся. При этом, одним из важнейших факторов успешного овладения перечисленными компетенциями является учитывание возрастных особенностей старших школьников, чей фокус имеет в первую очередь практическую потребность в использовании английского языка на занятиях. Важным аспектом для современных школьников является актуальность получаемых знаний, а также необходимость работы с новыми технологии. Эти проблемы можно решить за счет технологии подкастинга, которая позволяет вовлечь обучающихся в англоязычную среду в повседневном формате, а также обеспечить им реализацию коммуникативных, слуховых и речевых навыков как на уроках английского языка, так и за пределами школы.

Литература:

  1. Агибалова В. Е. Глобальный английский язык // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ», 2018. — № 8 (8) Том 1. — С. 7–11.
  2. Железнова Е. Г. Аудирование как один из способов обучения английскому языку // Научный вестник Южного института менеджмента. — 2018. — № 4. — С. 118–123. — DOI 10.31775/2305–3100–2018–4-118–123.
  3. Мирзоян И. Г., Магарина Т. В. Актуальные проблемы обучения английскому языку в вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — № 5–1. — С. 72–77.
  4. Мусина А. А., Шкилев Р. Е. Преимущества использования подкастов при обучении английскому языку учащихся старших классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 4. — № 1. — С. 29–32. — DOI 10.30853/pedagogy.2019.1.6.
  5. Николаева В. В. Роль подкастов французского радио при обучении аудированию на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. — 2014. — № 2. — С. 10–16.
  6. Пухальская В. Подкастинг — новый образовательный ресурс // Высшее образование в России. — 2008. — № 12. — С. 130–133.
  7. Сахарова Е. В. Подкастинг как инструмент учебной деятельности // Огарёв-Online. — 2021. — № 11(164).
  8. Хохлушина Е. В. Подкастинг в обучении: дидактические свойства и функции // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2010. — № 4. — С. 123–129.
  9. ЯрошенкоД. С. Журналистская деятельность как средство формирования детского коллектива // Медиасреда. — 2016. — № 11. — С. 125–130.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, BBC, иностранный язык, процесс обучения, англоязычная среда, образовательный процесс, процесс прослушивания, умение, конечный итог, речевая деятельность.


Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Использование современных информационных технологий как средства оптимизации образовательного процесса при обучении английскому языку в школе

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Использование диалоговой технологии в процессе преподавания английского языка в школе

Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Задать вопрос