Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Облаушко, Д. Ю. Использование подкастов в обучении восприятию и пониманию речи на слух / Д. Ю. Облаушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108423/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются основные этапы работы с подкастом и приводятся примеры упражнений.

Ключевые слова: иностранный язык, аудирование, подкаст.

В условиях повсеместной информатизации языкового образования использование современных информационно-коммуникационных технологий приобретает особую значимость, так как учащимся предоставляется возможность преодоления языкового барьера, познания других культур, совершенствования коммуникативной компетенции, развития творческих способностей, участия в межкультурной коммуникации с носителями языка. Однако успешная коммуникация невозможна без умений восприятия и понимания речи на слух, поэтому проблеме аудирования уделяется особое внимание. Одной из главных целей обучения аудированию становится создание таких условий, которые были бы максимально приближенными к реальным ситуациям общения. Одним из инструментов создания такого рода условий может стать подкаст.

Слово «подкаст» образовалось в результате слияния английский слов iPod (название mp3-плеера) и broadcasting (повсеместное широкоформатное вещание). Исследователи в сфере обучения иностранному языку дают различные определения слову «подкаст». Так, П. В. Сысоев определяет подкаст как «аудио- или видеозапись, сделанную любым человеком, которая доступна для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [1, с.190]. Б. С. Салин под подкастами понимает «аудиоблоги или передачи, выкладываемые в Сети в виде выпусков, которые можно легко скачать и слушать в любое удобное для пользователя время» [2, с.91].

Подкасты, используемые в процессе преподавания иностранного языка, можно классифицировать на основе различных признаков. Г. Стенли выделяет 4 вида подкастов по виду авторства:

1) аuthentic podcasts — аутентичные подкасты, которые не были созданы с целью обучения иностранному языку. Такие подкасты предназначены для учащихся, обладающих опытом прослушивания аудиофайлов и имеющих высокий уровень владения иностранным языком;

2) teacher podcasts — учительские подкасты, т. е. записанные учителем, часто для своих занятий и предназначенные для достижения учебных задач, определенных самим учителем;

3) student podcasts — студенческие подкасты, созданные учащимися, часто с помощью преподавателя;

4) educator podcasts — методические подкасты, освещающие вопросы, связанные с методикой преподавания иностранного языка [3].

В зависимости от вида аудиофайлов выделяют 3 вида подкастов: аудио–подкасты (информация предоставляется в виде аудиофайла в формате МР3); видео–подкасты (информация предоставляется в виде видеофайлов); скринкасты (информация предоставляется в виде видеофайла, на котором с помощью специальных программ накладывается аудиодорожка с субтитрами и/или комментариями).

На основе тематики повествования подкасты группируют по жанрам: новостные, спортивные, музыкальные, технические, образовательные, политические, аудио-дневники и т. д.

Использование различных видов подкастов в обучении иностранному языку помогает развивать умения иноязычной речевой деятельности, а также формировать базовые учебные навыки. С практической точки зрения подкасты способствуют решению ряда задач. К примеру, применение подкастов помогает преодолеть трудности, связанные с восприятием беглой речи и акцентов носителей, так как зачастую студенты привыкли к размеренному звучанию аудиозаписей, созданных и записанных в образовательных целях. Кроме того, подкасты служат цели увеличения словарного запаса, так как являются отличным источником разговорных и идиоматических выражений и фразовых глаголов, типичных для носителей иностранного языка. Помимо этого, оригинальная подача учебного материала в виде подкастов способствует повышению мотивации и вовлеченности учащихся.

Среди других достоинств использования подкастов на занятиях по иностранному языку можно выделить следующие:

1) актуальность учебного материала;

2) повышенный интерес к изучаемому материалу, мотивация студентов растёт;

3) возможность самостоятельной работы с подкастами;

4) удобное использование материалов (сохранённых выпусков) в любом месте вне зависимости от наличия сети Интернет;

5) минимальные временные затраты при подготовке дополнительного материала к занятиям;

6) оригинальная речь носителей языка;

7) разнообразие тем;

8) небольшая временная продолжительность подкастов [4].

Таким образом, регулярное применение подкастов может способствовать формированию и совершенствованию фонетических, лексических, грамматических навыков, а также позволяют не только воспринимать речь, но и самим высказываться на иностранном языке.

Чтобы обучение аудированию было эффективным, следует грамотно подойти к выбору материалов, учитывающих возраст, интересы, потребности обучающихся, цели обучения.

Методика работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и включает в себя три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

На предтекстовом этапе происходит знакомство с контекстом предстоящего просмотра и прослушивания. Учащимся предъявляют название или фотографии и просят предположить, о чем пойдет речь. Далее преподавателю необходимо выяснить наличие у учащихся фоновых знаний по теме подкаста и заинтересовать обучающихся его тематикой. На данном этапе также важно снять возможные лексические и грамматические трудности. Для этого используются тренировочные упражнения на основе текста, направленные на введение/повторение лексических единиц и грамматических конструкций, возможно прослушивание отдельных фрагментов текста. Также на этом этапе преподавателю необходимо дать четкую установку, содержащую цели и задачи этого вида деятельности.

Типичные упражнения на предтекстовом этапе:

1) прочитать название и высказать предположения о содержании;

2) найти дефиниции;

3) подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова;

4) составить словосочетания из слов в двух колонках;

5) заполнить пропуски в предложениях новыми словами или грамматическими конструкциями;

На текстовом этапе работы учащиеся прослушивают подкаст один или несколько раз в зависимости от заданной установки и выполняют упражнения на понимание услышанного. Таким образом студенты учатся находить и выделять детали, извлекать информацию, соответствующую запросам.

Возможные упражнения на текстовом этапе:

1) заполнить таблицу, схему;

2) заполнить пропуски в предложениях;

3) расположить события в хронологическом порядке;

4) определить верные/неверные высказывания;

5) исправить фактологические ошибки;

6) ответить на вопросы по основному содержанию подкаста.

После прослушивания подкаста на определенную тему и выполнив упражнения предыдущих этапов, учащиеся получат возможность развития коммуникативных навыков на основе предложенной им темы. Как правило, после прослушивания текста учащимся предлагаются упражнения на развитие навыков говорения и письма.

Примеры упражнений послетекстового этапа:

1) выразить своего отношение к услышанному и увиденному в подкасте;

2) составить диалогическое/монологическое высказывание по теме (письменно или устно);

3) развить идею, затронутую в подкасте;

4) подготовить и записать собственный подкаст на данную тематику.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что при правильном подборе материалов и следовании всем этапам работы, использование подкастов не только делает процесс изучения иностранного языка интереснее, но и способствует развитию умений восприятия и понимания речи на слух, совершенствованию лексических, грамматических и фонетических навыков, повышению мотивации и вовлеченности учащихся и развитию их творческих способностей.

Литература:

  1. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. — 2014. — № 2 (26). — С. 189–201.
  2. Салин Б. С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. — 2010. — № 4. — С. 91–93.
  3. Graham Stanley. Podcasting for ELT [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/podcasting-elt. — Дата доступа: 29.11.2023.
  4. Федулова, А. Н. Использование подкастов в обучении немецкому языку [Электронный ресурс] / А. Н. Федулова // Интернет-журнал «Мир науки» — 2016. — Том 4, номер 5. — Режим доступа: mir-nauki.com/PDF/52PDMN516.pdf. — Дата доступа: 29.11.2023
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, упражнение, учащийся, вовлеченность учащихся, обучение, повышение мотивации, понимание речи, слово, учебный материал, этап.


Похожие статьи

Формирование лексических навыков во втором иностранном языке с применением информационно-коммуникационных технологий (на материале французского языка)

Данная научная статья исследует вопрос о формировании лексических навыков во втором иностранном языке с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на примере французского языка. В статье анализируются преимущества применения ИКТ в...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Лексические игры на уроках иностранного языка

Статья посвящена обучающим лексическим играм как одному из актуальных образовательных методов обучения. Цель статьи — раскрыть сущность лексических игр, используемых на уроках иностранного языка, доказать их эффективность, путём анализа популярных ви...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Проблема отбора аудиотекстов для развития аудирования на разных этапах обучения русскому языку как иностранному

Сегодня в мире внимание к изучению иностранных языков переживает новый процесс развития, что связано с картиной современной мира как мира глобального, когда границы не становятся между странами препятствием для коммуникации и общения во всех сферах д...

Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе: возможности и перспективы

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе, обсуждаются возможности и перспективы их использования в образовательном процессе. Авторы анализируют преимущества и недостатки использования ИКТ, ...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье исследуются особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Результаты исследования указывают на то, что использование видеоматериалов учителем должно учитывать ряд особенностей современных детей...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Похожие статьи

Формирование лексических навыков во втором иностранном языке с применением информационно-коммуникационных технологий (на материале французского языка)

Данная научная статья исследует вопрос о формировании лексических навыков во втором иностранном языке с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на примере французского языка. В статье анализируются преимущества применения ИКТ в...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Лексические игры на уроках иностранного языка

Статья посвящена обучающим лексическим играм как одному из актуальных образовательных методов обучения. Цель статьи — раскрыть сущность лексических игр, используемых на уроках иностранного языка, доказать их эффективность, путём анализа популярных ви...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Проблема отбора аудиотекстов для развития аудирования на разных этапах обучения русскому языку как иностранному

Сегодня в мире внимание к изучению иностранных языков переживает новый процесс развития, что связано с картиной современной мира как мира глобального, когда границы не становятся между странами препятствием для коммуникации и общения во всех сферах д...

Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе: возможности и перспективы

В статье рассматривается применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в начальной школе, обсуждаются возможности и перспективы их использования в образовательном процессе. Авторы анализируют преимущества и недостатки использования ИКТ, ...

Цифровые технологии при формировании метапредметных умений на уроках иностранного языка

В данной статье обосновывается стратегическая необходимость использования цифровых технологий и интернет-ресурсов на уроках английского языка как средства реализации метапредметного подхода. Метапредметный подход предполагает, что обучающийся не толь...

Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье исследуются особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Результаты исследования указывают на то, что использование видеоматериалов учителем должно учитывать ряд особенностей современных детей...

Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...

Возможности использования мультимедийных технологий на образовательной платформе Edvibe при обучении монологической речи на иностранном языке

В статье рассматривается процесс обучения монологической речи в образовательном контексте с акцентом на использование мультимедийных технологий. Особое внимание уделяется платформе Edvibe, которая предоставляет инновационные инструменты для улучшения...

Задать вопрос