Данная статья посвящена использованию подкастов в обучении восприятию и пониманию иноязычной речи на слух. Обоснованы достоинства применения подкастов, показано, что данная технология позволяет решить ряд методических задач. В статье также выделяются основные этапы работы с подкастом и приводятся примеры упражнений.
Ключевые слова: иностранный язык, аудирование, подкаст.
В условиях повсеместной информатизации языкового образования использование современных информационно-коммуникационных технологий приобретает особую значимость, так как учащимся предоставляется возможность преодоления языкового барьера, познания других культур, совершенствования коммуникативной компетенции, развития творческих способностей, участия в межкультурной коммуникации с носителями языка. Однако успешная коммуникация невозможна без умений восприятия и понимания речи на слух, поэтому проблеме аудирования уделяется особое внимание. Одной из главных целей обучения аудированию становится создание таких условий, которые были бы максимально приближенными к реальным ситуациям общения. Одним из инструментов создания такого рода условий может стать подкаст.
Слово «подкаст» образовалось в результате слияния английский слов iPod (название mp3-плеера) и broadcasting (повсеместное широкоформатное вещание). Исследователи в сфере обучения иностранному языку дают различные определения слову «подкаст». Так, П. В. Сысоев определяет подкаст как «аудио- или видеозапись, сделанную любым человеком, которая доступна для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [1, с.190]. Б. С. Салин под подкастами понимает «аудиоблоги или передачи, выкладываемые в Сети в виде выпусков, которые можно легко скачать и слушать в любое удобное для пользователя время» [2, с.91].
Подкасты, используемые в процессе преподавания иностранного языка, можно классифицировать на основе различных признаков. Г. Стенли выделяет 4 вида подкастов по виду авторства:
1) аuthentic podcasts — аутентичные подкасты, которые не были созданы с целью обучения иностранному языку. Такие подкасты предназначены для учащихся, обладающих опытом прослушивания аудиофайлов и имеющих высокий уровень владения иностранным языком;
2) teacher podcasts — учительские подкасты, т. е. записанные учителем, часто для своих занятий и предназначенные для достижения учебных задач, определенных самим учителем;
3) student podcasts — студенческие подкасты, созданные учащимися, часто с помощью преподавателя;
4) educator podcasts — методические подкасты, освещающие вопросы, связанные с методикой преподавания иностранного языка [3].
В зависимости от вида аудиофайлов выделяют 3 вида подкастов: аудио–подкасты (информация предоставляется в виде аудиофайла в формате МР3); видео–подкасты (информация предоставляется в виде видеофайлов); скринкасты (информация предоставляется в виде видеофайла, на котором с помощью специальных программ накладывается аудиодорожка с субтитрами и/или комментариями).
На основе тематики повествования подкасты группируют по жанрам: новостные, спортивные, музыкальные, технические, образовательные, политические, аудио-дневники и т. д.
Использование различных видов подкастов в обучении иностранному языку помогает развивать умения иноязычной речевой деятельности, а также формировать базовые учебные навыки. С практической точки зрения подкасты способствуют решению ряда задач. К примеру, применение подкастов помогает преодолеть трудности, связанные с восприятием беглой речи и акцентов носителей, так как зачастую студенты привыкли к размеренному звучанию аудиозаписей, созданных и записанных в образовательных целях. Кроме того, подкасты служат цели увеличения словарного запаса, так как являются отличным источником разговорных и идиоматических выражений и фразовых глаголов, типичных для носителей иностранного языка. Помимо этого, оригинальная подача учебного материала в виде подкастов способствует повышению мотивации и вовлеченности учащихся.
Среди других достоинств использования подкастов на занятиях по иностранному языку можно выделить следующие:
1) актуальность учебного материала;
2) повышенный интерес к изучаемому материалу, мотивация студентов растёт;
3) возможность самостоятельной работы с подкастами;
4) удобное использование материалов (сохранённых выпусков) в любом месте вне зависимости от наличия сети Интернет;
5) минимальные временные затраты при подготовке дополнительного материала к занятиям;
6) оригинальная речь носителей языка;
7) разнообразие тем;
8) небольшая временная продолжительность подкастов [4].
Таким образом, регулярное применение подкастов может способствовать формированию и совершенствованию фонетических, лексических, грамматических навыков, а также позволяют не только воспринимать речь, но и самим высказываться на иностранном языке.
Чтобы обучение аудированию было эффективным, следует грамотно подойти к выбору материалов, учитывающих возраст, интересы, потребности обучающихся, цели обучения.
Методика работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и включает в себя три этапа: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
На предтекстовом этапе происходит знакомство с контекстом предстоящего просмотра и прослушивания. Учащимся предъявляют название или фотографии и просят предположить, о чем пойдет речь. Далее преподавателю необходимо выяснить наличие у учащихся фоновых знаний по теме подкаста и заинтересовать обучающихся его тематикой. На данном этапе также важно снять возможные лексические и грамматические трудности. Для этого используются тренировочные упражнения на основе текста, направленные на введение/повторение лексических единиц и грамматических конструкций, возможно прослушивание отдельных фрагментов текста. Также на этом этапе преподавателю необходимо дать четкую установку, содержащую цели и задачи этого вида деятельности.
Типичные упражнения на предтекстовом этапе:
1) прочитать название и высказать предположения о содержании;
2) найти дефиниции;
3) подобрать синонимы, антонимы, однокоренные слова;
4) составить словосочетания из слов в двух колонках;
5) заполнить пропуски в предложениях новыми словами или грамматическими конструкциями;
На текстовом этапе работы учащиеся прослушивают подкаст один или несколько раз в зависимости от заданной установки и выполняют упражнения на понимание услышанного. Таким образом студенты учатся находить и выделять детали, извлекать информацию, соответствующую запросам.
Возможные упражнения на текстовом этапе:
1) заполнить таблицу, схему;
2) заполнить пропуски в предложениях;
3) расположить события в хронологическом порядке;
4) определить верные/неверные высказывания;
5) исправить фактологические ошибки;
6) ответить на вопросы по основному содержанию подкаста.
После прослушивания подкаста на определенную тему и выполнив упражнения предыдущих этапов, учащиеся получат возможность развития коммуникативных навыков на основе предложенной им темы. Как правило, после прослушивания текста учащимся предлагаются упражнения на развитие навыков говорения и письма.
Примеры упражнений послетекстового этапа:
1) выразить своего отношение к услышанному и увиденному в подкасте;
2) составить диалогическое/монологическое высказывание по теме (письменно или устно);
3) развить идею, затронутую в подкасте;
4) подготовить и записать собственный подкаст на данную тематику.
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что при правильном подборе материалов и следовании всем этапам работы, использование подкастов не только делает процесс изучения иностранного языка интереснее, но и способствует развитию умений восприятия и понимания речи на слух, совершенствованию лексических, грамматических и фонетических навыков, повышению мотивации и вовлеченности учащихся и развитию их творческих способностей.
Литература:
- Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. — 2014. — № 2 (26). — С. 189–201.
- Салин Б. С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. — 2010. — № 4. — С. 91–93.
- Graham Stanley. Podcasting for ELT [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/podcasting-elt. — Дата доступа: 29.11.2023.
- Федулова, А. Н. Использование подкастов в обучении немецкому языку [Электронный ресурс] / А. Н. Федулова // Интернет-журнал «Мир науки» — 2016. — Том 4, номер 5. — Режим доступа: mir-nauki.com/PDF/52PDMN516.pdf. — Дата доступа: 29.11.2023