Сравнительный анализ цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 13.06.2024

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. Е. Сравнительный анализ цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения / А. Е. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 207-210. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115622/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор рассматривает различные форматы цифрового образовательного контента для развития навыка аудирования на английском языке у учащихся дополнительного образования на среднем этапе обучения.

Ключевые слова: цифровой образовательный контент, иностранный язык, дистанционное обучение, образовательный контент, цифровой контент, электронный образовательный ресурс.

В XXI веке одной из основных тенденций в сфере образовании является применение цифровых технологий на всех этапах обучения и во всех предметных областях, в частности при обучении иностранным языкам. В условиях активных процессов глобализации и, как следствие, возрастающей роли английского языка как языка межнационального общения, все большую значимость приобретает усовершенствование всех навыков владения английским языком. Т. С. Горбунова отмечает, что, поскольку основной целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, то, как для лучшего восприятия учебной информации, так и для усиления эффекта наглядности воспринимаемого знания в ходе использования различных форм учебной деятельности используются разные аудиовизуальные технические средства [2]. В. И. Писаренко под аудиовизуальными технологиями обучения понимает приемы реализации целей обучения посредством воздействия на слухозрительные каналы. Её признаки определяются использованием аудиовизуальных средств, постановкой целей, последовательностью, наличием обратной связи в процессе обучения, экономичностью, продуктивностью. Использование аудиовизуальных технологий в обучении иностранным языкам содействует развитию креативных способностей обучаемых, повышению эффективности обучения, а также успешному формированию, развитию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции на всех этапах обучения [3]. Аудиовизуальные средства обучения способствуют повышению качества обучения, благодаря предоставлению не только образного восприятия изучаемого материала, но и его показательной детализации в преимущественно понятной для восприятия и запоминания форме; вместе они являются сочетанием научного изложения фактов, доступных для учебной аудитории и явлений искусства, поскольку представленный образ явлений является творческим способом передачи знания [2]. В данной статье в фокусе исследования находятся основные форматы цифрового образовательного контента для развития навыков аудирования в процессе обучения английскому языку, актуальные в 2023 году. Цифровые технологии предлагают широкий спектр возможностей для улучшения обучения аудированию на занятиях по английскому языку. Далее рассмотрены форматы образовательного контента для развития навыка аудирования и их положительное влияние на процесс обучения. В ходе исследования были также отобраны цифровые ресурсы, содержащие профессионально ориентированную информацию, которая соответствует тематике изучаемой темы.

К цифровым аудио и видео форматам образовательного контента для развития навыка аудирования относят:

— Аудио: записи текстов, рассказов, уроков и лекции, аудиокниги, подкасты, песни.

— Видео: видеофрагменты и ролики, фильмы и сериалы, лекции, видеоподкасты, видеоклипы.

Изучение английского языка через видео и аудиоматериалы помогает улучшить восприятие и понимание на слух. Аудио- и видеоматериалы обычно уже входят в комплект универсального учебника в виде диска или флешки. Такие материалы дополняют программу курса, тренируют слуховую память и восприятие англоязычной речи на слух. Однако часто это просто отрывки из интервью на английском языке или саундтреки из видео, которые не объясняют правила английской грамматики. В то же время существуют целые ресурсы с видео уроками, где разное количество обучающих программ рассчитано на разные уровни владения языком. Аудио- и видеоматериалы, соответствующие уровню владения английским языком, прекрасно дополняют учебный процесс. Одним из современных электронных ресурсов, который содержит аудио- или видеофайлы на различную тематику, является подкаст — звуковой или видеофайл во Всемирной сети. Он предназначен для прослушивания и/или просмотра на персональном компьютере либо на мобильных устройствах, и его можно прослушивать в удобное для пользователя время. Подкаст является результатом деятельности, получившей название подкастинг (англ. рodcasting от вroadcasting — широкоформатное вещание). Потенциал использования подкастов обусловлен такими их дидактическими свойствами как: аутентичность, актуальность и новизна, доступность, удобство использования. Это перспективное в методическом плане техническое средство представлено в открытом доступе, отличается разнообразием, как по сложности, так и по тематике. Так можно легко найти материалы самого разного характера, которые могут быть использованы в учебных целях: видеоэкскурсии, отзывы на товары и услуги, интервью, анимационные ролики, видео-инструкции, фрагменты кинофильмов/документальных фильмов и рекламных роликов и др. Подкасты дают возможность обеспечить обучающимся в учебном процессе усвоение ими особенностей аутентичной звучащей речи, они формируют и поддерживают у обучающихся мотивацию изучения иностранного языка, развивают у них умения извлекать из текста информацию разного характера. Но самое главное — подкасты предоставляют учащимся прекрасную возможность слушать актуальные современные аутентичные тексты различных жанров на любую интересующую учащихся тему в разнообразном исполнении (акцент, тембр, ритм, беглость речи говорящего). Подкасты способствуют не только информатизации современного языкового образования, формированию у обучающихся информационной культуры и развитию у них познавательной культуры, но и организации их поисково-исследовательской деятельности, развитию прежде всего рецептивных (аудирование, чтение), а также продуктивных (говорение и письмо) видов иноязычной речевой деятельности. Последнее объясняется тем, что на основе информации, содержащейся в подкасте, могут быть организованы дискуссии, круглые столы с обсуждением затронутых в подкасте проблем. По итогам просмотра/прослушивания подкаста учащимся можно предложить написать эссе или рецензию и др. Подкасты предоставляют учителю богатые возможности для формирования у учащихся социокультурной и иноязычной межкультурной компетенций, поскольку речь в данном случае идет об аутентичной информации. При этом подкаст позволяет полноценно реализовать принцип индивидуализации учебного процесса, поскольку у ученика есть возможность выбора подкаста в соответствии с его интересами и уровнем языковой подготовки. Достаточно важной отличительной характеристикой подкастов является их динамический характер, объясняемый периодичностью или серийностью программ. Ученики, пропустившие занятия, могут загрузить пропущенные лекции и прослушать их позже, если эти лекции были записаны как подкасты. [5]. В исследованной нами литературе содержится жанровая стратификация подкастов. К его основным жанрам относят: аудиоблоги, музыку, камеди-подкасты, аудиокниги, образовательные подкасты, интервью, новости, политику, радио-спектакли и радио-шоу, спорт и игры. Существуют такие подкасты, как например, для подготовки к международным экзаменам, подкасты, предназначенные для студентов с различным уровнем владения языком, подкасты с уже разработанными заданиями. Помимо этого, выделяют следующие виды подкастов: аутентичные и образовательные. Последние подразделяются на три подвида: подкасты, созданные самими учителями, студентами и методистами. Учебные подкасты — специально разрабатываются в учебных целях. К ним, как правило, прилагается скрипт с расшифровкой звучащей речи, а в некоторых случаях и упражнения, направленные на активизацию соответствующих речевых навыков и умений. Аутентичные подкасты требуют дидактизации [1].

Применение подкастов в обучении различным видам деятельности:

1) повышает мотивацию к изучению иностранных языков;

2) предоставляет выбор в подборе интересующего фонетического материала;

3) формирует навыки аудирования и способности воспринимать различные стили речи с разными акцентами и интонациями;

4) совершенствует навыки говорения.

Видеоподкаст является разновидностью подкастов в форме видеофайла, который распространяется в цифровом формате через сеть Интернет при помощи персонального компьютера или мобильного телефона. [4]. С появлением удобного для использования сервиса подкастов видео-подкасты могут быть классифицированы в соответствии с содержательной направленностью; сегментацией; методикой обучения; ориентацией учебного процесса [6]. В отношении содержательной направленности выделяются четыре типа видеоподкастов: основанные на лекциях (lecture based), расширенные (enhanced), вспомогательные (supplementary) и примеры с решением (worked examples). Основанные на содержании лекций видео-подкасты — это полные записи лекций, которые обучающиеся могут смотреть вместо или непосредственно после лекционных занятий. Расширенные видео-подкасты представляют собой презентацию PowerPoint, созданную по типу слайд шоу со встроенными в презентацию комментариями. Вспомогательные видеоподкасты расширяют процесс обучения и включают в себя примеры практического применения изученного лекционного материала в реальной жизни, резюме аудиторных занятий или любой другой дополнительный материал по теме, который расширит и углубит знания обучающихся. Видео-подкасты, содержащие примеры с решениями, наглядно показывают решение конкретных проблем, с которыми могут столкнуться обучающиеся во время образовательного процесса.

Среди множества интернет-ресурсов, посвященных изучению английского языка и предоставляющих доступ к учебным и методическим материалам, выделим те, которые целесообразно использовать для создания аудио- и видеоконтента при обучении аудированию на английском языке. Среди них можно выделить следующие группы:

— Инструменты конвертации письменной речи в устную. Использование цифровых технологий с сохранением интонирования и произношения носителей языка, что позволяет тексту звучать более естественно, чем при классическом механическом озвучивании (встроенная озвучка текста в онлайн-переводчиках таких как Яндекс. Переводчик и Google Translate). Более того, есть возможность выбрать возраст, пол и акцент «дикторов». Natural Readers предлагает для озвучки 20 англоговорящих «спикеров», представляющих американский, британский, австралийский акценты, 19 вариантов скорости речи и возможность скачивания получившейся аудиозаписи в mp3 формате. Схожим функционалом обладают сайты ReadSpeaker, Ttsreader. Synthesia.io отличается от предыдущих вариантов тем, что позволяет синтезировать на основе текста не только аудио, но и видеоряд с использованием нейросетевых технологий. Таким образом педагог может получить учебный аудиоконтент с визуальным подкреплением.

— Сайты с подготовленными мини-уроками на основе аудио и видеоматериала. Их можно найти на следующих ресурсах: Puzzle English — крупнейший онлайн-тренажер, позволяющий понимать иностранную речь на слух. При работе с тренажером учащимся объясняется методика его использования. Задания представлены аудио и видео уроками. ESL Cyber Listening Lab — образовательная платформа для улучшения навыков аудирования на разных уровнях. Данный ресурс имеет удобную структуру и огромную материально-учебную базу для подготовки к зарубежным экзаменам. English Listening Lesson Library Online — помогает не только сформировать и совершенствовать навыки аудирования, но и совершенствовать лексические и грамматические навыки. Присутствует функция проверки ответов к заданиям после прослушанного урока. Lingvo Habit — эффективный сервис для самообучения аудированию. На сайте представлена коллекция авторских аудио и видео уроков для тренировки всех речевых навыков в комплексе, а также присутствует отдельный курс, представленный страноведческим материалом, озвученный носителями языка. English Class 101 — данная интернет-платформа имеет понятный интерфейс, процесс изучения языка построен на прослушивании аудио, видео уроков, подкастов. Также каждый урок дополняется заданиями по грамматике, советами по изучению языка и лексической справкой по изученным словам. Breaking English News — это обширная интернет-платформа, где представлено более 2500 новостных статей разнообразной тематики с самой гибкой системой адаптации подуровень читателя. Тематика новостей разнообразна, однако не связана с политической повесткой дня и посвящена интересным событиям в мире. Интернет-платформа предназначена для тренировки всех речевых навыков.

— Сайты, специализирующиеся на тренировке навыка аудирования на основе аутентичных песен. Понимание песен является достаточно сильным мотивом при изучении английского для определенной группы студентов. Следовательно, педагогу не следует пренебрегать использованием песен на занятиях. Для этого можно пользоваться как общими базами песен (Яндекс Музыка) и их текстов (lyrics.com или amalgama-lab.com), так и специальными ресурсами, такими как: Lyricstraining. На сайте собрано большое количество видеоклипов к песням на разных языках, в том числе и на английском. Под видеоклипом приводятся субтитры на языке звучания, в которых пропущены некоторые слова, которые необходимо заполнить на слух. Сайт имеет игровой интерфейс с подсчетом очков за успехи и неудачи. То есть мотивационный компонент выполнен в игровой форме, что позволяет избежать излишнего напряжения при выполнении задания на аудирование, которое для большинства обучающихся связано с определенным уровнем стресса. LyricsGaps Данный сайт выполнен в достаточно устаревшем дизайне, но обладает более широким функционалом для обучения. Например, к каждому клипу составлены упражнения для выделения и закрепления устойчивых словосочетаний, прозвучавших в песне.

— Ресурсы для практики навыков аудирования для внеклассных самостоятельных занятий обучающихся: ресурсы с аудиокнигами на английском языке (audible.com, librivox.org, digitalbook.io, loyalbooks.com, openculture.com/freeaudiobooks).

Изучающих язык часто учат формальному варианту языка, поэтому фильмы могут помочь студентам лучше понять, как разговаривают люди. Кино и телевидение знакомят студентов с различными акцентами и диалектами, что помогает улучшить восприятие речи на слух. Для просмотра фильмов и сериалов в оригинале с английскими субтитрами, а также фильмов с интерактивными заданиями до и после просмотра рекомендуются такие веб-приложения, как: www.film-english.com, www.teachwithmovies.org, www.voscreen.com. Видеовопросы Voscreen помогают развивать устную форму коммуникации, улучшают навыки перефразирования (повторения) и способствуют усвоению синонимов и антонимов.

Следствием постоянного поиска инновационных методик, способов, приемов и средств обучения аудированию на современном этапе развития методики преподавания английского языка являются многочисленные комплексы упражнений, широко используемых в процессе обучения. Тем не менее, постоянно ведется поиск различных альтернативных методов и способов обучения аудированию на иностранном языке. Одним из главных условий успеха в обучении иностранному языку является вхождение в так называемую языковую среду. В отсутствие языковой среды приходится создавать парасреду, что является практически невозможным без наличия различных вспомогательных средств. Именно дополнительная работа на занятиях по английскому языку с различными форматами цифрового образовательного контента приобретает особенно важное значение, так как в данном случае происходит максимальное погружение в ситуацию реального иноязычного общения.

Литература:

  1. Бартош, Д. К. Электронные технологии в системе обучения иностранным языкам; теория и практика: учебное пособие / Д. К. Бартош, Н. Д. Гальскова, М. В. Харламова. — М.: МГПУ: «Канцлер», 2017. — 220 с.
  2. Горбунова, Т. С. Применение аудиовизуальных средств обучения иностранному языку в неязыковом вузе / Т. С. Горбунова, А. В. Фахрутдинова. — Текст: непосредственный // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. — 2014. — № 1. — С. 64–68. 7 / 8 III Международные педагогические и гуманитарные научные чтения — 2020 428
  3. Писаренко, В. И. Аудиовизуальные технологии в обучении иностранным языкам / В. И. Писаренко. — Текст: электронный // Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2004. — № 8. — С. 275–276.
  4. Погуляев Ф. В. Методические функции видео-подкастов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 63–71. DOI: 10.20310/1810–0201- 2017–22–3(167)-63–71
  5. Стройков, С.А., Шумихина, М. Д. Использование подкастов для формирования навыков аудирования при изучении английского языка // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы двенадцатой международной научно-практической конференции. — Самара: СГСПУ, 2017. — C. 245–251.
  6. Kay R. Exploring the use of video podcasts in education: a comprehensive review of the literature // Computers in Human Behavior. 2012. № 28. P. 820–831
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, процесс обучения, иностранный язык, учебный процесс, цифровой образовательный контент, видео, образовательный контент, развитие навыка аудирования, ресурс, этап обучения.


Похожие статьи

Анализ различных подходов к классификации цифрового образовательного контента для обучению иностранному языку

В статье автор рассматривает различные подходы к классификации цифрового образовательного контента при обучении иностранному языку.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Похожие статьи

Анализ различных подходов к классификации цифрового образовательного контента для обучению иностранному языку

В статье автор рассматривает различные подходы к классификации цифрового образовательного контента при обучении иностранному языку.

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Интерактивные платформы как средство развития лексических навыков у младших школьников

В статье автор рассматривает возможность развития лексических навыков у младших школьников посредством интерактивных платформ обучения как одного из эффективных современных методов интерактивного обучения иностранному языку в начальной школе.

Электронные образовательные ресурсы как средство формирования лексико-грамматических навыков у учащихся младших классов

Данная статья рассматривает использование электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР) в контексте формирования лексико-грамматических навыков в рамках обучения иностранных языков у учащихся младшего школьного возраста.

Использование компьютерных технологий как одна из составляющих профессионально-ориентированного иноязычного образования

Современные образовательные технологии ориентированы на активное использование компьютеров. Статья рассматривает возможности использования компьютерных технологий в процессе профессионально-ориентированного иноязычного образования.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения мотивации при помощи современных компьютерных технологий в изучении английского языка. Описываются приемы, которые способствуют повышению внутренней мотивации учащихся на уроках английског...

Использование информационных технологий в инклюзивном образовании

В статье изучается проблема использования информационных технологий в инклюзивном образовании, дается определение информационных образовательных технологий и анализируются их преимущества в работе с учащимися с ОВЗ.

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Задать вопрос